Корреспонденты клуба

Ольга Семенищева
Григорий Гориня
Анна Мухина

Ольга Семенищева

Заметки по поводу...

Два года - это 730 дней. Для театра - это два сезона. А это килограммы использованного театрального грима, тысячи поклонов и десятки криков "браво", сотни прожитых жизней и судеб.
Для истории театра два сезона - это немного, для истории вообще - капля. Но мы живем не для истории, а как получится, поэтому для нас два года - немало.Тем более, когда мы - свидетели зарождения чего-то нового и пока оттого неоцененого.
Два французских сезона в Академическом театре драмы - это и есть зарождение нового витка его истории. Это кристаллизация его нового стиля и поведения в современную эпоху в такое знаковое время - в начале 21 века.Оценка наша пока что будет лишь сиюминутной и субъективной. Время расставит все на свои места.
Чрезвычайно любопытно было наблюдать премьерные спектакли французского сезона в соседстве с прежними обитателями репертуара: все другое. Особенно бросилась в глаза вдруг опустевшая сцена. Нагромождение вещей - символов сменилось четкой геометрией линий, будь то круг в "Роберто Зукко", прямоугольные фигуры в "Господине де Мопассане", или вспомнить хотя бы декорации "Женитьбы Фигаро".
Новое о себе мы узнавали через музыку французских имен: Туан, Анри, Сюзон. Вдруг оказалось,что танец может стать таким же полноправным элементом спектакля, как диалог или монолог. Многое открывалось впервые.
Поэтому, несмотря на подчас противоречивые оценки, можно сказать, что спектакли французского сезона вошли прочно в нашу жизнь. Публика с удовольствием приветствовала уже знакомые эпизоды постановок, которые составили мегаспектакль на вечере - закрытии французского сезона .
Театр постепенно, целенаправленно меняет свое лицо. Не будем забегать вперед и делать каких-либо прогнозов, но пусть его ждет "долгая и счастливая жизнь".

14.07.01

"Сатирикон" уехал, а впечатления остались

Задача журналиста - как можно быстрее и эффективнее донести информацию. В отношении гастролей театра "Сатирикон" эта задача была выполнена. Но, вероятно, можно вернуться к этому событию еще раз, и вот почему. Столичные театры посещают нас с гастролями все-таки нечасто. Чаще всего это антрепризные спектакли. Тогда как несколько работ одного театра - это уже встреча разных театральных культур: столичной и провинциальной. "Сатирикон" - театр, который может дать представление о сегодняшней московской театральной культуре, которую характеризуют помимо прочего зрелищность, яркость и коммерческая успешность спектаклей (вспомним хотя бы "№ 13" во МХАТе или "Шантеклер" того же "Сатирикона" - самый дорогой театральный проект года). Это и было продемострировано нашему зрителю с 28 июня по 8 июля на сцене театра Драмы. Половина спектаклей, где Константин Райкин выступил как режиссер, другая представила более привычное его амплуа.
"Кьоджинские перепалки" К. Гольдони и "Квартет" по Мольеру - работы Райкина - режиссера, с одной стороны отражали его актерскую манеру: гротеск, динамичность, предельная эмоциональность игры, с другой - его персональный способ существования на сцене превратился в общую стилистику всего театра в целом.
Таков и "Гамлет", поставленный Робертом Стуруа "как трагифарс". Другой формы спектакля для "Сатирикона" лучше, наверное, не найти, но...
А. Эфрос сравнивал хороший спектакль с крепко сделанным домом. Если его поднять на воздух за один край - не упадет ни балки, ни доски. Так и спектакль можно проверить: "...потянуть за какую-нибудь сцену, поднять на воздух хотя бы акт, чтобы убедиться, хорошо ли он сшит". И ведь предупреждал великий режиссер насчет Шекспира - тот "не жалел строительного материала". Так вот, вернемся к "Гамлету" Стуруа - балки, к сожалению, полетели. Отсюда неясные режиссерские холы, необоснованные трактовки, огрехи актерской игры. Форма ошеломляет, содержание, мягко говоря, непонятно. Может поэтому был выпущен красочный буклет, в котором подробнейшим образом описаны роли, задумки и т. д., но то, что на бумаге и то, что на сцене - две разные вещи.
Ни одного из вышеназванных замечаний, к счастью, нельзя отнести к моноспектаклю К. Райкина "Контрабас" по П. Зюскинду, обрамляющему гастроли. Это как раз случай уникального единства литературного текста (П. Зюскинд), режиссера ( Е. Невежина) и актера ( К. Райкин). Простота сценографии не мешает лицезреть актера, который в свою очередь, блестяще передает малейшие нюансы внутреннего мира своего героя. И за всем этим не скрывается, а по-хорошему ясно и понятно стоит фигура режиссера, четко и выверенно выстроившая этот моношедевр.
Мнения и суждения по поводу "Сатирикона" еще долго не будут иметь место, но все-таки, наверное, будет приятно осознавать, что столичные звезды - это хорошо, а свои лучше, по крайней мере, не хуже. За шиком и блеском декорационной мишуры не видно подчас главного на сцене - человека. В Саратове мы его еще можем увидеть, в Москве уже не всегда.

08.07.01

Григорий Горин

Алешкина любовь

22 - 23 мая в Театре Драмы выходит в свет преимущественно новый для саратовской сцены спектакль. Одно название - " Любовь и танец" существенно выделяет его в репертуаре театра. А тот факт, что постановкой своей он обязан Алексею Зыкову, даёт понять о качестве предстоящего действа. Вы в праве заметить, что подобный спектакль имел место быть и раньше на театральной сцене Саратова - охотно соглашусь, но в свою очередь подмечу, что нынешний способен в корне переменить отношение обывателя, да, наверное, и завсегдатая, как к танцу коллектива артистов, так и к танцевальной культуре всего города. Он несёт цель отобразить собой, довольно подробно, весь творческий путь мастера, а он, уверяю вас, пестрит разнообразием стилей, жанров и вариаций. Различие в классе, возрасте, опыте и мастерстве исполнителей рассчитано на то, чтобы как можно полней и чётче отобразить широкий кругозор хореографа.
С детства, посвятив себя танцу, Алексей выбирает, тесно связанную с ним, профессию актера. Закончив театральный факультет саратовской консерватории им.Л.Собинова, он успешно проходит конкурс и отправляется на обучение в США, где набирается опыта в престижной школе танца. По возвращении в Россию волею судеб останавливается в Саратове, где впоследствии и становится постановщиком танцев в театре драмы.
При постановке первого спектакля "Любовь и танец" мало кто верил в успешность намечающегося мероприятия, и заинтересованным лицам приходилось распространять билеты в узком кругу искусствоведов, но первая же премьера показала большую перспективность и желание зрителя созерцать подобного рода зрелище. А последующий показ по телевиденью вызвал огромный интерес широкого круга зрителей. И именно поэтому приобрести билеты на премьерные спектакли нынешней "Любви и танца" даже у ярых поклонников театра считается несоизмеримой роскошью.
Что же касается самой программы, то известно, что в ней примут участие актёры театра драмы, танцевальные коллективы под руководством Зыкова, студенты театрального факультета, ну и, конечно же, сам Алексей.
18.05.2001

Анна Мухина

Закрытие сезона в день взятия Бастилии.

14 июля, в день национального праздника всех французов Академдрама закрыла двухлетний Французский сезон. Акция была некоммерческая и только для "своих". После лихорадки, вызванной гастролями театра "Сатирикон", посмотреть на саратовских актеров пришли настоящие поклонники Драмы. Попасть можно было по входным билетам, которые получали бесплатно все желающие, выстоявшие очередь к окошечку администратора.
Зал выглядел несколько неожиданно. По обеим сторонам сцены стояли огромные телевизионные экраны. Смысл их присутствия разъяснился позже.
Действо представляло собой "салатик" из фрагментов спектаклей "Господин de Мопассан", "Буря", "Женитьба Фигаро", "Ночь в библиотеке", "Роберто Зукко", "Долгая и счастливая жизнь". Все это перемежалось с показом видеозаписей с репетиций, телевизионных программ. Чувствовалось, что художественному руководителю и актерам театра грустно. Зрители в большинстве своем ожидали чего-то веселого, а на сцене попадались сцены - одна серьезнее другой. В основном цитировался "Господин de Мопассан". Мало было фрагментов из "Женитьбы Фигаро". В основном серьезные монологи. Монолог Фигаро в исполнении Антона Кузнецова я смотрела уже в третий раз. Тем не менее он меня потряс.
Честно говоря, я ожидала, что актеры в этот день будут работать в полсилы. Так как это не репертуарный спектакль. Но, видимо, они на это просто не способны.
Иногда хотелось плакать. Как при расставании с любимыми людьми, причем очень надолго. И все же через два с половиной месяца, уже в новом сезоне, мы снова встретимся - зрители и актеры.

14.07.01


© 2001 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)