Екатерина Семенищева


Планы ТЮЗа на 2002-2003 год

Первая премьера ТЮЗа в этом сезоне - сказка Д. Барри "Питер Пэн" состоится 31 октября. Притча о вечно маленьком мальчике, по словам режиссера из Болгарии Борислава Чакринова, должна и позабавить зрителей и вызвать светлую грусть, но интересно будет каждую секунду.Приоткроем секрет: Питер Пэн будет летать, как ему и положено. 16 лет назад в Софии Чакринов уже ставил этот спектакль, но это не "ремейк", а абсолютно новое представление. В своем театре в Болгарии он и директор и режиссер, причем не детских спектаклей, одна из его последних постановок "Свидригайлов и другие" по Достоевскому - очень серьезная работа, так что постановка "Питера Пэна" стала большим удовольствием, к тому же на его плечах не лежит груз ответственности за финансовую часть проекта.
Вслед за "Мечтателями" в театре Драмы, ТЮЗ также представит своего Островского, в постановке заслуженного артиста России А.Я.Соловьева. Название спектакля "Наливные яблоки", так сам Островский сначала озаглавил пьесу "Правда - хорошо, а счастье лучше". Еще в планах театра - давняя задумка Ю.П.Ошерова - очень любопытная драма Г.Ибсена "Строитель Сольнес".
Но, конечно, главное событие, к которому готовится ТЮЗ, 85-летие театра. Планируется провести фестиваль "От А до Я" (от Астрахани до Ярославля), посвященный Ю.П.Киселеву. О подробностях говорить пока рано, ждут ответа от Министерства культуры России.

26 октября 2002 года

Правда, они будут всегда?!

- Правда, мы будем всегда?
- Правда!
- Правда, мы никогда не расстанемся?
- Конечно, не расстанемся.
- А правда всегда будет так, что нам не нужно будет расставаться…
(из спектакля театра АТХ "Правда, мы будем всегда")

Хотелось бы в это верить. Верить в то, что необыкновенным людям-актерам из АТХ не придется когда-то осознать, что расставание неизбежно и дальше ничего не будет. Кому от этого будет лучше? Наверное, есть такие, иначе не сменил бы этот уникальный театр за 14 лет своего существования 16 площадок. Кому от этого будет хуже? Тем, кто безропотно кочевал вслед за театром по всему городу, поколению тридцатилетних, многие из которых приходили в театр еще студентами, а теперь складывают о том времени легенды. Да уж, наверное, не обрадовался бы великий режиссер Кшиштоф Занусси, снявший об Академии Театральных Художеств фильм.
Спектакль АТХ по произведениям Даниилам Хармса - саратовская культурная революция, вышедшая далеко за пределы области. "Почему я лучше всех?" - потому что ты из АТХ, потому что настроение совпало. Такие ощущения запоминаются на всю жизнь. Я еще не встречала человека, который однажды увидев один из спектаклей этого театра, не вспоминали бы его снова и снова. Сюда приходят, чтобы остаться. Даже те, кто ничего не понимают в ходе режиссерских мыслей художественного руководителя АТХ И.И. Верховых. Ничего, привыкают.
Последним на данный момент пристанищем театра стала военная часть, засекреченная вдоль и поперек, поэтому зрителям и журналистам туда путь заказан. Да они и не обижаются. Просто ждут и надеются. Надежда, как известно, умирает последней, только в очереди уже почти никого не осталось.
В 1993 году под патронажем тогдашнего вице-мэра, а ныне губернатора области Дмитрия Аяцкова, АТХ получил статус муниципального театра. И власти очень этим гордились, они же с культурой на короткой ноге. А не так давно театра этого статуса лишили, то есть прекращена любая финансовая поддержка со стороны государства. Дружба кончилась. Каких еще сюрпризов ждать, никто не берется предположить.
18 июля ГТРК Саратов дала АТХ возможность сыграть один из своих спектаклей прямо в студии телецентра. Одновременно шла запись, но зрителям совершенно не мешали телекамеры и редкие переговоры технического персонала. Премьера спектакля состоялась 10 лет назад, и за эти годы он менялся, как внешне, так и внутренне. Декорации - музыкальные инструменты: самодельные и привезенные из Израиля, Африки и необыкновенный дух светлой лесной печали. Но это не музыкальный спектакль, а скорее звуковой. С детства знакомые нам по сказкам Сергея Козлова и гениальному мультфильму Юрия Норштейна, лесные зверушки, взрослели вместе с актерами. Название, правда, грустно символическое. Немного изменился спектакль и благодаря появившемуся в нем артисту ТЮЗа Александру Федорову. Попал он сюда не случайно, восточная философия, которой переплетен весь спектакль, давнее увлечение Федорова.
После спектакля зрителей попросили поделиться впечатлениями. На ум пришли только слова Ежика, одного из персонажей сказки: "Мнения-то могут быть разными, а говорить будешь все равно одно и то же". Говорить будешь о том, что АТХ и на телевидении АТХ.

07.08.2002

"Сегодня у театралов двойной праздник."

27 марта - в Международный день театра в ТЮЗе пройдет традиционный капустник. Впрочем, на этот раз у артистов будет повод не только веселиться и куражиться. В этом году Центральное правление Союза театральных деятелей РФ во главе с А.А.Калягиным приняло решение приурочить к празднику еще одну весомую дату - свое 125-летие .
Свое начало эта творческая организация ведет от "Общества взаимопомощи русских артистов", образованного в 1877 году в Петербурге. В состав учредителей входили видные театральные деятели, писатели, художники, председателем был избран артист А.Ф.Федотов. В 1883 году оно было преобразовано в "Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям", а еще через 10 лет в Русское театральное общество (РТО), которое оказывало материальную помощь престарелым и нуждающимся актерам из средств, составляемых из пожертвований, членских взносов и, помимо всего, защищало интересы театров перед цензурой, добиваясь снятия запрета с некоторых пьес. В 1932 РТО было переименовано во Всероссийское театральное общество и существовало под таким названием вплоть до конца 80-х.
Главное, что хотелось бы заметить, СТД, как бы он не назывался, создавался во времена, свободные от партийной идеологии, в отличие от многих других твоческих объединений, и он всегда оставался верен своим первоначальным задачам. Лекции, семинары, научные конференции, лаборатории, курсы, творческие командировки в недавнем прошлом были привычными вещами, но и сейчас, по мере возможности, эти традиции стараются сохранять.
История Саратовского филиала СТД началась в 1933 году. Состоит он из 12 секций: театральных критиков, музыкальных, драматических театров, секции директоров театров и так далее. Его возглавляли достойнейшие люди: И.А.Слонов, Ю.П.Киселев, В.А.Ермакова, Ю.Кочнев.
Мы от всей души поздравляем членов Саратовского отделения Союза театральных деятелей, и, конечно, всех артистов, режиссеров, художников, вообщем всех тех людей, которые изо дня в день, из года в год дарят нам свой талант.

27.03.2002

 


ї 2001 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)