Террапия

"ЗОЛОТОЙ АРЛЕКИН" - КАРНАВАЛ ИЛИ ТРАГИКОМЕДИЯ?

Вечер первого дня весны был ознаменован событием большого значения для всей прогрессивной части саратовской культурной общественности.

По инициативе министра культуры Петра Земцова впервые проводимый в области широкомасштабный фестиваль театрального искусства превратился в пышнейшее торжество. Скульптор Николай Бунин даже создал статуэтку "Золотого Арлекина", которая была назначена высшей наградой за вклад в искусство театра. Правда, пока только в границах Саратовской области... Но этому призу предрекают большое будущее. По мнению устроителей праздника, "Золотому Арлекину" суждено стать столь же престижным, как идолы современности "Оскар", "Ника" и другие. Торжественная церемония награждения этим ценным призом и проходила в рамках областного фестиваля на подмостках Саратовского академического театра оперы и балета.

Прежде всего попытаемся ответить на вопрос: а насколько уместно использовать символическое изображение Арлекина в качестве награды? Как известно из истории, Арлекин (дзанни, слуга) - один из героев итальянской комедии дель арте, комедии масок. На этом виде итальянского театра XVI-XVII веков стоит остановить внимание. Ему не грозит забвение. Его влияние заметно в ранних пьесах Жана-Батиста Мольера, маски действуют и в комедиях Гольдони, и в пьесах-сказках Карло Гоцци. Постановка Вахтанговым "Принцессы Турандот" в свое время повлекла за собой появление целой школы в советском театральном искусстве. А образ слуги-хитреца, каковым и является Арлекин, во все времена со дня своего рождения имел успех у публики. Арлекин бессмертен, как Вечный Жид. И по сравнению с другими вечными образами - Панталоне (старого щеголя и волокиты), Бригеллы (злобного слуги), Капитана (покорителя половины мира) - он, пожалуй, один может служить наградой достойным актерам за мастерство. Но маска коварна: ласковый ангел для одного господина, она корчит бесовские рожи другому. Но об этом позже.

Вернемся в зал. Церемония проходила в соответствии с сюжетной схемой. В роли капокомико (персонажа, задающего сюжетную линию) выступил художественный руководитель Саратовского академического театра драмы Антон Кузнецов. Он сам, кстати, получил "Золотого Арлекина" в номинации "Лучший режиссер" за постановку спектакля "Берендей". Кроме объявления имен "достойнейших из достойных", а также музыкальных номеров, нашлось место и лацци (иначе выражаясь, сценическому трюку), исполненному балетмейстером ТЮЗа Петром Городницким (номинация "Лучшая хореография", спектакль "Привет вам, господа"), и импровизациям актера ТЮЗа Ильи Володарского и актера Академдрамы Сергея Сосновского ("Лучшая актерская работа в драматическом театре", спектакль "Берендей", академический театр драмы). Последний "на ходу" сочинил четверостишие:.

Нет, ребята, я не горд,
Не загадывая вдаль,

Я скажу, не нужен Оскар,

Арлекин - вот это да!

Все это создало ощущение пестроты, но все же чего-то не хватало: не соединялось увиденное в веселое, увлекательное зрелище.

Артисты балета Людмила Телиус и Евгений Сердешнов (номинация "Актерская работа в музыкальном театре", "Гойя", Академический театр оперы и балета) были немногословны. Видимо, из-за специфики своей профессии. А вот актеры Владимир Малюгин ("Лучший дебют", "Привет вам, господа", ТЮЗ), Галина Алексеева ("Лучшая актерская работа в музыкальном театре", "Барышня-крестьянка", Театр оперетты), Юрий Ошеров ("Лучшая актерская работа в драматическом театре", "Привет вам, господа", ТЮЗ), Тамара Лыкова ("Лучшая эпизодическая роль", "Волки и овцы", ТЮЗ), Светлана Лаврентьева ("Актерская работа в драматическом театре", "Привет вам, господа", ТЮЗ), художник Юрий Юрасов ("Лучшее художественное оформление", "Человек из Ламанча", "Теремок") и дирижер Юрий Кочнев (приз жюри "Лучшему дирижеру") полностью или частично отрицали свои права на этот приз и щедро делились своей славой с Союзом театральных деятелей Саратовской области и другими частными лицами. Актрисы Наталья Яковлева (приз учредителей за роль в спектакле "Изобретательная влюбленная", Академдрама) и Ольга Милованова (названная газетой "Саратов" "Лицом XXI века") сказали простое и скромное "спасибо". И, наконец, половина из удостоенных "высшей награды" деятелей искусства по разным причинам просто не имели возможности присутствовать на церемонии: художник Юрий Хариков ("Лучшее.художественное оформление в драматическом театре", "Привет вам, господа", ТЮЗ) находился в творческой командировке в США, актер ТЮЗа Владимир Краснов (приз театральной критики) в этот вечер был занят в спектакле, композитор Юлий Ким ("Лучшее музыкальное оформление" в спектакле "Привет вам, господа") обретался в Москве, композитор Андрей Семенов ("Лучшее музыкальное оформление") - в Италии, а композитор Жан-Паскаль Ламан (приз ГТРК"Саратов" за музыкальное оформление в спектакле "Берендей") - у себя на родине в Париже. Актриса Галина Родионова ("Лучшая актерская работа в драматическом театре", Балашовский драмтеатр) также предпочла остаться на родине - в Балашове, а актер Юлий Погребищенко (приз "Надежда", Вольский театр драмы) - в Вольске.

На торжестве нашлось место и политике. Оно и понятно - перед выборами без политики нельзя. Под изящными ножками Татьяны Зориной, удостоенной специального приза журнала "Рампа", сцена превратилась в трибуну, с которой героиня бросила в зал несколько смелых и неожиданных реплик. "Закрытый город, - говорила она, имея в виду Саратов, - стал городом, в котором искусство ценится на европейском, международном, мировом уровне". По ее мнению, это означает, что "жизнь будет меняться". А директор телекомпании ГТРК"Саратов" Андрей Россошанский уделил место и саморекламе, без обиняков заявил: "С моим приходом телевидение будет считаться искусством".

Но всех превзошел министр культуры Петр Земцов. Благодарные актеры по простоте души или от избытка чувств преподнесли ему как автору самой идеи проведения торжества персональный "Арлекин". Это оказалось сюрпризом. И статуэтка как-то неловко смотрелась в руках министра... Растерянность замелькала на благородном лице. Ведь почетная награда досталась ему, а не присутствующему здесь же непосредственному начальству. На сцене думать надо быстро. И вот Земцов быстренько выходит из положения и решает лично "передарить" "Арлекина", этого героя народного фарса, простака, хитреца, глупца, губернатору как более достойному. Он обращается к уважаемой публике с просьбой поддержать свою внезапно пришедшую идею аплодисментами. Зрители не обязаны соображать молниеносно, поэтому хлопали весьма вяло. Однако это было уже несущественно: Дмитрий Аяцков стал обладателем "Золотого Арлекина".

И все же не веселый праздник, а трагикомедия в первый и, может быть, в последний раз была поставлена в тот день на сцене театра оперы и балета. Главной героиней в этой трагикомедии была Бедность, сквозившая из каждой щели в полу, из каждой складки занавеса, не имевшего определенного цвета, отражавшаяся и в подборе костюмов выходивших на сцену артистов, и в отрывках спектаклей...

Впрочем, слово Бедность звучит слишком красиво и благородно. Уместнее говорить скорее о Нищете.

Tiffany


© 2001 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)