Ж ХЮОЮДП

Фестиваль "Золотой Арлекин" 2007 года


Церемония закрытия театрального фестиваля «Золотой Арлекин»

Ведущие – Г.А. Аредаков и А.Г. Галко, сценарий вечера – А. Зыков

Также в церемонии участвовали студенты театрального факультета – II , III и IV курса.

В фестивале участвовали:
Саратовский академический театр оперы и балета (В.Моцарт "Волшебная флейта" – опера; С. Баневич "Дюймовочка" - балет)
Саратовский академический театр драмы им. Слонова ( Федерико Гарсиа Лорка "Дом Бернарды Альбы" )
Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П.Киселева (Дж. Патрик «Дорогая Памела»)
Саратовский театр кукол "Теремок" (В.Шекспир «Сон в летнюю ночь»)
Саратовский театр оперетты ( Е.Птичкин «Бабий бунт» )
Драматический театр города Вольска ( В.Гельман «А дальше тишина» )

Награды:

Почетная грамота губернатора Саратовской области и денежный приз были вручены:

«За плодотворный труд и большой вклад в театральное искусство»

Художнику-модельеру И.Бобылевой (Саратовский академический театр юного зрителя)

Засл. артистке Эльвире Данилиной ( Саратовский академический театр драмы )

В.И.Коневу (Саратовский академический театр юного зрителя)

Засл. артистке Т.К. Лыковой (Саратовский академический театр юного зрителя)

Ассистенту балетмейстера И.М.Малащенко (Саратовский академический театр оперы и балета)

Засл. артистке Н.Ф. Пантелеевой (Саратовский академический театр юного зрителя)

Нар. артистке В.Федотовой ( Саратовский академический театр драмы )

Концертмейстеру Е.А.Пименовой ( Саратовский театр оперетты )

Благодарность губернатора Саратовской области и денежный приз:

Нар. артист Г.А.Аредаков ( Саратовский академический театр драмы )

Засл. Артитстка Н.А. Белодворцева (театр драмы г. Вольска)

Глав. Худ. Т.М.Гариной (театр драмы г. Вольска)

Машинист сцены С.В.Казорин ( Саратовский академический театр драмы )

Актрисе О.М.Миловановой ( Саратовский академический театр драмы )

Актеру Д.Г.Соловьеву (Саратовский академический театр оперы и балета)

Пом.реж. С.А. Строкиной

Концертмейстеру М.М.Тураевой

Ценный подарок от губернатора Саратовской области был вручен:

Экономист Е.Е.Козленковой ( Саратовский театр кукол "Теремок" )

Нач. отдела кадров Т.Ю.Кошельниковой ( Саратовский театр кукол "Теремок" )

Засл. артистке Е.Ю.Обревко ( Саратовский театр кукол "Теремок" )

Лектору-музыковеду Е.В.Пономаревой (филармонии)

Бронзовая статуэтка «Арлекина» и денежный приз были вручены:

«За верное и преданное служение театру»

Нар. артист Г.А.Аредаков ( Саратовский академический театр драмы )

Засл. артистка Р.И.Белякова

В.Порфиров (Саратовский театр оперетты)

«Дебют - мужская роль»

Антон Щедрин (Саратовский академический театр юного зрителя)

«Дебют - женская роль»

Дарья Родимова ( Саратовский академический театр драмы )

«Автор музыкального оформления в драматическом и кукольном театре»

М.Глуховская и Т.Аредакова ( Саратовский академический театр драмы )

«Эпизод - женская роль»

Рея Егорова (Саратовский театр оперетты)

«Роль второго плана - мужская роль»

не присуждалось

«Роль второго плана - женская роль»

Е.Торгашова ( Саратовский академический театр драмы )

«Лучшая работа художника по костюмам»

А.Фролова спектакль «Дюймовочка» (Саратовский академический театр оперы и балета)

«Лучшая работа хореографа в драматическом спектакле»

А.Зыков ( Саратовский академический театр драмы )

Специальные призы СМИ

Газета "Недели области"

Диплом газеты номинация «Успешное начало» - Е. Комиссарова (Саратовский театр оперетты)

дайджест культуры "Рампа"

«За неподражаемое воплощение сильнейших чувств» - Нар. артистке В.Федотовой (Саратовский академический театр драмы)

"Саратовская областная газета"

М.Глуховская (г.Москва)

«работа актера в театре кукол – мужская и женская роль»

не присуждалось

«работа актера в музыкальном театре, балет – мужская»

не присуждалось

«работа актера в музыкальном театре, балет – женская»

Ю.Танюхина спектакль «Дюймовочка» (Саратовский академический театр оперы и балета)

«работа актера в музыкальном театре, вокал – женская»

не присуждалась

«работа актера в музыкальном театре, вокал – мужская»

Д.Соловьев (Саратовский академический театр оперы и балета)

«Работа актера в драматическом театре – мужская роль»

Ошеров Ю. (Саратовский академический театр юного зрителя)

«Работа актера в драматическом театре – женская роль»

Т.Джураева (Саратовский академический театр драмы)

Приз главы администрации Саратова – «Приз зрителей города Саратова»

В.Федотова ( Саратовский академический театр драмы )

О.Харитонова- приз секции театроведения и театральной критики при СТД

«За многолетни и успешные исполнение роли личности в театральной истории»

нар. артист А.Галко ( Саратовский академический театр драмы )

Приз обкома профсоюзов работников культуры «За активную жизнь в искусстве»

засл. артистке театра города Вольска Н.А. Белодворцевой

"Лучшая работа художника"

С.Пастух спектакль «Волшебная флейта» (Саратовский академический театр оперы и балета)

"Лучшая работа балетмейстера"

С.Федянин (Саратовский академический театр оперы и балета)

"Лучшая работа дирижера"

Ю.Кочнев (Саратовский академический театр оперы и балета)

"Лучшая режиссерская работа"

Г.И.Шугуров (Саратовский академический театр юного зрителя)

«За единство ансамбля исполнителей»

спектакль Саратовского театра кукол "Теремок" - «Сон в летнюю ночь»

Специальный приз экспертного совета «За оригинальное решение сценического пространства»

М.Гаврюшову «Сон в летнюю ночь» (Саратовский академический театр юного зрителя)

Специальный приз экспертного совета «За чувство жанра и вокальное мастерство»

А.Фатеев

Специальный приз экспертного совета «За чистоту стиля, грацию и изящество»

солистка Н.Колосова «Дюймовочка» (Саратовский академический театр оперы и балета)

Специальный приз экспертного совета «За обаяние и сценический темперамент»

И.Комиссарова (Саратовский театр оперетты)

Специальный диплом жюри

Вольскому театру драмы

Из прессы

Арлекин любит золото

Большой смотр сценических достижений

Театральный фестиваль "Золотой Арлекин" прошел в Саратове в четвертый раз. Идея большого смотра собственных сценических достижений, оценить которые приглашаются не только местные деятели искусства, но и их коллеги, и критики из российской столицы и прочих культурных центров, сегодня очень популярна и актуальна. Подобные фестивали ежегодно проводятся во многих российских городах. И, бывая там, можно ; дополнить и собственную картину театральных впечатлений, и попытать ся сравнить и проанализировать общий сценический процесс. В Саратове же "Золотой Арлекин" решили проводить раз в два года, чтобы местные Театры получили больше возможностей отобрать самое достойное и не ударить в грязь лицом, ведь сезоны могут быть разными по количеству и уровню творческих удач.
Творчество, конечно, главное, и ради прикосновения к нему все и затевается. Но саратовский фестиваль имеет еще одну особенность, не сказать о которой нельзя. Это высочайший и суперпрофессиональный уровень организации, осуществляемый сотрудниками областного министерства культуры во главе с министром Михаилом Брызгаловым. Казалось бы, дело вполне естественное: коль есть идея, умей ее грамотно осуществить. Поверьте, это случается далеко не всегда и не везде. В Саратове же к опыту организационной работы закономерным образом добавляется искренняя заинтересованность и нечиновная демократичность и доброжелательность всех, кто к делу причастен.
Как водится на подобных смотрах, в орбиту профессионального внимания попадают все виды и жанры театрального искусства, существующие в городе и области: драма, опера, балет, оперетта, куклы. Причем, вероятно, здесь нет обыкновения тащить на "Золотой Арлекин" все, что под руку попадется, лишь бы театр был представлен на фестивале. С одной стороны картина в разные годы может получиться не совсем полной, ведь некоторые коллективы в фестивальной афише не значатся. С другой, угадывается безусловная польза внутреннего экспертного отбора (спектакли представляются худсоветами театров). К тому же, как было и на этот раз, некоторые театры сходят с дистанции по субъективным, но уважительным причинам: где-то некстати отказала техника, где-то заболел артист. В результате в четвертом "Золотом Арлекине" приняли участие семь спектаклей из пяти саратовских коллективов и драматического театра Вольска, поставленные в сезонах 2004/05 и 2005/06 годов.
Со времен прошлого фестиваля, который проводился в январе 2005 года, многие саратовские театры пережили нелегкие испытания. Утратил свою автономность Театр русской комедии, ставший филиалом академдрамы и, к сожалению, сегодня ничем о себе не заявивший. В самой драме сменилось руководство и место главного режиссера до сих пор вакантно, театр ныне живет разовыми приглашениями. Нешуточные страсти кипели и вТЮЗе, где тоже всячески варьировались руководящие должности.
Впрочем, во время фестиваля членов жюри этими проблемами решили не напрягать, предпочтя представить реальные результаты, которые любой театр обязан выдавать несмотря на все перипетии собственного внутреннего существования.
Эти результаты были разными явными и неоднозначными, оптимистичными и не вполне. Что, впрочем, естественно для любой нормальной театральной ситуации, будь то столица или крупный периферийный город. Главное, что в Саратове отнюдь не возникало ощущения тягостного застоя, отсутствия творческих идей и исполнительской бесперспективности. Кстати, именно в отношении актеров саратовская ситуация показалась бесспорной. В том смысле, что практически во всех увиденных Спектаклях именно актер становился хозяином положения. И это отнюдь не исключало режиссерских поисков и даже находок, но актеры принимали в них самое активное участие.
С этой точки зрения блестящее впечатление произвел молодежный актерский ансамбль в спектакле "Сон в летнюю ночь" поставленном Гённадием Шугуровым в Театре кукол "Теремок" Воспитанники одного курса и в этот задорный, остроумный и виртуозный спектакль вошли "в ногу" демонстрируя такую слаженность, которой можно только позавидовать. К тому же Шугуров, как истинно современный мастер театра кукол, сделал синтетический спектакль, грамотно и профессионально объединив живого актера, куклы разных типов, интересное сценографическое решение (художник - Михаил Гаврюшов), бутафорию, свет, музыку.

А сколь интересен уже разновозрастной, но чисто женский актерский ансамбль в спектакле "Дом Бернарды Альбы" академдрамы в постановке Марины Глуховской. Тем более что здесь актрисам пришлось понимать и принимать попытки воплощения нового, не всегда бытового сценического языка. Как типичный молодой режиссер, Глуховская не удовольствовалась только пьесой Лорки, но попыталась социологизировать и обобщить приметы женского бытия горских народов, что сказалось и в костюмах, и в пластике, и в вокале, и в музыкальном оформлении. Но в этих порой наносных обстоятельствах актрисы не потеряли неповторимости женских характеров.
Кстати, эта разность сценических языков для театров одного города вещь принципиальная. И для творческого состава, и для публики, у которой должен быть выбор. Кто-то предпочитает молодежный авангард, кто-то хрестоматийную психологичность с налетом сентиментальности. И когда на очень традиционном, даже отчасти старомодном спектакле Вольского театра "А дальше - тишина...", (режиссер - В.Белоглазов) зрительницы старшего, поколения не, скрывали слез, это тоже'. значило много. Ведь спровоцировать искреннее эмоциональное сопереживание в зале - тоже театральная задача, которую никто не отменял.
Не менее традиционным был и спектакль Театра оперетты "Бабий бунт" (режиссер - Виктор Гончаренко, дирижер -Анатолий Гризбил), что закономерным образом вытекает из самого произведения Евгения Птичкина. Саратовская оперетта вообще держит курс на добротные и проверенные зрелища, минуя новомодные мюзиклы. Это, быть может, сужает зрительский круг зато в нем оставшиеся получают то, что ожидали, а потому остаются довольными. Хотя темпераментами и голосами актеры оперетты явно не обделены.
Впрочем, "Бабий бунт" стал единственным отечественным произведением на российский сюжет, попавшим в афишу фестиваля. Хотя стоит еще назвать композитора Сергея Баневича, написавшего музыку к балету "Дюймовочка" специально для саратовского Театра оперы и балеты. Все же остальное либо мировая классика, либо произведения широко известных западных авторов XX столетия, не представляющие особой новизны. Так, ТЮЗ Киселева показал спектакль по пьесе Дж Патрика "Дорогая Памела" (режиссер - Юрий Ошеров), обошедшей едва ли не все российские театры. А это, конечно, требует либо оригинального режиссерского подхода, либо виртуознейшего актерского исполнения, что бывает не всегда. Так что если и можно предъявить саратовским театрам некий упрек, так он будет заключаться в банальности репертуарных ходов и известном непатриотизме. Зато на сей раз на высоте была сценография как саратовских, так и заезжих мастеров. Так, например, Семен Пастух, лауреат "Золотой Маски" представил столь изысканную и выразительную "картинку" к "Волшебной флейте" Моцарта, что она замечательным образом прикрывала даже некоторые вокальные огрехи. Хотя мастерство дирижера-постановщика Юрия Кочнева, тоже "масочного" лауреата, как всегда, было на высоте. Равно как и ряда исполнителей. Та же история была и в "Дюймовочке" где художник С.Болдырев придумал воздушный и акварельный сказочный антураж, который в нужные моменты мог "отвлечь" внимание от исполнителей, не всегда отточенно виртуозных. Еще один лауреат "Золотой Маски" Ольга Верёвкина, четко реализовала непростые замыслы режиссера в "Доме Бернарды Альбы" сделав их зримыми. Так что сценографических банальностей на фестивале практически не наблюдалось, что делает честь саратовскому искусству, понимаемому как синтез всех сценических компонентов.
В целом же саратовский театральный пейзаж благодаря фестивалю выглядел вполне достойно и, главное, адекватно реальной ситуации. Этот город не обделен театральными традициями и стремлением расширить привычные сценические рамки, не греша при этом бессмысленным и беспощадным "новаторством" Быть может, чувствуется нехватка собственной режиссуры, зато смена актерских поколений проходит активно, причем ветераны существуют с новичками в едином процессе. А значит, вечному театральному символу – Арлекину – здесь честь и место.

Ирина Алпатова «Культура» 22-28 марта 2007 года

В Саратове раздали «золотых Арлекинов»

В минувшее воскресенье в театре драмы собрался весь саратовский бомонд. Подводили итоги областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин». Победителей награждали бронзовыми статуэтками. Церемонию вели народные артисты Григорий Аредаков и Александр Галко, а-ля Ширвиндт и Державин.
— Ну ведь это же не «Оскар»! — убеждал Аредакова снизить пафос Галко.
Парочка разъяснила зрителям, что слово «претендент» в переводе с латыни означает «домогающийся». На сцену по очереди стали подниматься эти самые «домогающиеся». Тут же выяснилось, что у саратовских актрис в фаворе черный цвет. Он был почти -на каждой и лишь изредка разбавлялся элементами белого — бусами, шарфиками. Только актриса Валентина Федотова пришла на церемонию в длинной молодежного фасона светло-коричневой юбке. Но и она чуть позже сменила наряд на черное платье.
— А я уже переоделась для фуршета! — пояснила она, когда ей вручили специальный приз. — Не ожидала, что вновь придется подниматься на сцену!
Чуть позже ей пришлось это сделать и в третий раз.
— Если б знала, точно бы вышла голая! — рассмеялась актриса.
Театральная молодежь вообще предпочла прийти на торжество в демократичных джинсах. А министр печати Андрей Костенко привлек к себе внимание другим: выходя на сцену, споткнулся и чуть не упал! Видимо, от волнения.
— Наконец-то последний худрук получил «Арлекина»! — тем временем воскликнул Галко в адрес Аредакова, который тоже не остался без приза. — А то говорил: «Нет «Арлекина»! Нет Арлекина!».
— Если б я заранее знал, то. по-другому бы церемонию вел, а то распоясался! — оправдывался Галко за свои шуточки, когда и ему тоже вручили приз. — Может, все-таки антракт? Хотя нет, если сейчас антракт объявим, то все c разу убегут в буфет! И как мы их обратно вернем в зал?
После двухчасового сидения в зрительном зале, министр культуры Михаил Брызгалов в пригласил всех присутствующих на фуршет. Празднование посвятили не только «Золотому Арлекину», но и Дню театра, который отмечается 27 марта. Гости с видимым удовольствием поднялись на второй- этаж. Под ретро-песни поднимали бокалы с вином и рюмки с водкой. В ход пошла закуска: канапе с осетриной и птицей, тартинки с красной рыбой, ветчиной и балыком, блинчики с начинкой, фрукты и многое другое.
Немного позже пиршество разнообразили танцами. Здесь фаворитами оказались актеры театра драмы. Красавица Эльвира Данилина пленила своей грациозностью. Хореограф Алексей Зыков, как новоиспеченный «арлекиноносец», без устали отплясывал под хиты 80-х годов. Михаил Брызгалов с бокалом красного вина обошел все столы и покинул торжество. Через пару часов возле столов веселились лишь самые стойкие.

Алена Афанасьева «КП» 27 марта 2007 года

 


Рассылка 'Хроника театральной жизни Саратова'

ї 2001-2008 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)