Дон Гуан

по трагедии А.Пушкина "Каменный гость"

Дипломный спектакль выпускников 2002 года театрального факультета Саратовской государственной консерватории им.Л.Собинова

премьера состоялась 8 марта 2002 года на малой сцене театра Драмы

Постановка народной артистки СССР, профессора - Валентины Ермаковой

Художник - Ольга Колесниченко
Художник по свету - Вячеслав Авдеев
Хореография - Наталья Косолапова
Помощник режиссера - Тамара Лученкова
Звукорежиссер - Андрей Степанов

Действующие лица и исполнители:

ДОН ГУАН - Максим Матвеев
ЛЕПОРЕЛЛО - Андрей Зарубин, Игорь Постнов
ДОНА АННА - Виктория Дунаева
ЛАУРА - Екатерина Хатаева, Елена Умникова
ДОН КАРЛОС - Александр Тихонов, Илья Козин
КОМАНДОР - Кирил Кривоногов
Гости Лауры:
I ГОСТЬ - Константин Петрушин
II ГОСТЬ - Денис Аверьянов
III ГОСТЬ - Илья Козин, Александр Тихонов
IV ГОСТЬ - Сергей Игнашев
МОНАХ - Вячеслав Левченко

Рецензии

Каменный гость

Ранней весной мы смогли увидеть новый дипломный спектакль "ермаковцев". На этот раз их выбор пал на российскую классику - А. Пушкин "Каменный гость". Вещь известную, и по школе, и по различным телеверсиям. Интересно было - что нового ребята смогут привнести в классическое произведение. И они оправдали надежды.

Музыка, свет, танец - сплетаясь, дают новый взгляд на известные строки. Как всегда, у "ермаковцев" много танцев, и то, что у Пушкина в тексте значится просто - "Лаура поет", в спектакле показано по-другому. И песня обозначена не языком слов, а языком танца. Свет просто завораживает, все сцены с командором сделаны с помощью света, и сделаны очень красиво.

Это настоящий спектакль "плаща и шпаги". Ребята показали, что могут держать в руках клинки. Спектакль идет по всему пространству сцены, предметы используются самым неожиданным образом, но не выходя слишком за пределы классической постановки.

Так что, спектакль должен понравится и любителям строгой классики, и сторонникам театральных новаций.

Авдеев Станислав 10.03.2002

Дон Гуан вечен. Ему не дадут умереть женщины

Студенты народной артистки СССР профессора Валентины Ермаковой играют на Малой сцене академдрамы свой следующий после "Нижинского" дипломный спектакль - "Дон Гуан" по маленькой трагедии Пушкина "Каменный гость".

- Имя Дон Жуан или Дон Гуан, как у Пушкина, вызывает разные ассоциации. Кто-то назовет его бабником, кто-то скажет, что это тот, кто умеет оставить о себе у женщин приятные воспоминания. А кто он для вас?
- Для меня это прежде всего человек, который ищет свою женщину, женщину, которую он мог бы полюбить. И он будет искать ее всю жизнь. Всякий раз любя, он любит очень искренне, но, расставаясь, ищет новую любовь. У Пушкина Дон Гуан погибает, но, мне кажется, он вечен, он никогда не умрет. Он нужен во все века, ему женщины не дадут умереть, потому что он умеет их любить и восхищаться ими. А женщины верят в любовь, хотят любить и многое готовы простить тому, кто любит их. Дон Гуан умирает за женщину и рождается снова для другой любви.
- Среди современных молодых людей, ваших студентов, есть дон жуаны?
- Об этом я судить не могу. Знаю только, что на курсе всегда есть артист, который способен понять этого героя, сыграть его, воплотить этот образ на сцене, как это делает Максим Матвеев, знакомый зрителям по нашему спектаклю о Вацлаве Нижинском.
- Вы рассказываете историю Дон Гуана как вполне оптимистическую. А как быть с пушкинским определением "маленькие трагедии"?
- Есть пьесы, которые на протяжении жизни мы читаем и перечитываем. Когда я, готовясь к постановке, заново прочитала "Каменного гостя", то поняла, что у Пушкина очень много озорного, очень много смешного. Я так много смеялась. Мне кажется, что Пушкин тоже смеялся над его проказами. А трагедия в том, что Дон Гуан и в Донне Анне не нашел свою женщину. И не найдет.
- Поэтический театр, театр поэта, даже такого масштаба, как Пушкин, может сегодня, по-вашему, заинтересовать зрителя?
- Это от многого зависит. И как поставлена поэтическая трагедия. И насколько готов зритель к ее восприятию. Я много раз смотрела пушкинский поэтический шедевр - "Борис Годунов". И так мне было иногда скучно. Чтение в костюмах - да. Спектакля нет. Мой ученик Женя Миронов рассказывал мне о "Борисе Годунове" в постановке англичанина Деклана Доннелана, где он играет Самозванца. Когда артисты начали читать, со знанием смысла и владея ритмом, режиссер выслушал и сказал: "Вы очень хорошо читаете Пушкина. А теперь давайте попробуем его сыграть". Я не видела этого спектакля, но понимаю, о чем идет речь. Ведь вот даже в такой трагедии, как "Гамлет", Роберт Спуруа нашел очень много необычного и тоже смешного. И как увлекся этим Райкин, как подхватил замысел режиссера!
Раньше в "Каменном госте" я больше ощущала философскую сторону трагедии. Надо мной довлело прочитанное о ней. А сейчас мне удалось освободиться от этого груза и почувствовать собственное отношение к Дон Гуану. Посмеяться вместе с Пушкиным, который умел передавать всю полноту жизни и видеть в трагической ситуации немало комического.

С Валентиной Ермаковой разговаривала Ольга Харитонова

Саратов СП 19.03.2002

Будущее театральной России

Народная артистка СССР, профессор, режиссер и педагог Валентина Александровна Ермакова в марте этого года представила на малой сцене Саратовского академического театра драмы третий дипломный спектакль своих студентов. Два выпущенных ранее - "Королевские игры" по пьесе Г.Горина и "Божий клоун" (собственная инсценировка по письмам Нижинского, его жены Ромолы и его сестры) - пользуются у зрителей заслуженным успехои и уже имеют своих преданных поклонников. И вот новая премьера - "Дон Гуан" А.С. Пушкина. чем же может привлечь сегодняшнего зрителя история похождений и ужасной гибели ветреного испанского идальго?
Во-первых, закономерен интерес к отечественной классике. Поэтому обращение к произведению А.С. Пушкина не было случайным. В.А. Ермакову привлекла эта маленькая трагедия своим романтизмом, особым юмором, но главное - особой драматургической ироничностью великого русского классика. Уже в начале работы обнаружилась невероятная сложность материала. Нужно было органично соединить поэзию образа и поэзию слова с драматическим действием. Студенты должны были освоить не только стихотворную форму, но и вскрыть действенную партитуру роли, не пройти мимо внутренней драмы, увлекшись чтением стихов. В ткань самого спектакля включено и пластическое, и музыкальное решение. (Надо отметить, что много музыки и много пластики присутствует во всех спектаклях В.А. Ермаковой.) музыкальное оформление спектакля "Дон Гуан" собрано из произведений В. Моцарта. Те, кто уже увидел премьерные показы, может вынести собственное суждение и по достоинству оценить эту новую работу студентов-выпускников. А мы пожелаем им творческих успехов и счастливого обретения дипломов об окончании вуза.
В апреле месяце курс отправляется с показом спектаклей в Ярославль, где будут представлены театральные школы разных городов России. Соберутся на "ярмарку талантов" и режиссеры, которые будут приглашать молодых актеров в свои театры. В Омске спектакль дипломников В.А. Ермаковой "Королевские игры" открывал театральный фестиваль "Будущее театральной России". После этого показа курс получил приглашение на участие в театральном показе в Казани, где в мае этого года пройдет смотр дипломных работ театральных вузов Поволжья. Устроители этого фестиваля настолько заинтересованы в участии курса В.А. Ермаковой, что берут все расходы, связанные с этой поездкой, на себя.
Впереди два ответственных фестиваля, где будет представлено будущее нашей театральной школы. Хотелось бы, чтобы ее представители оказались на достойном уровне. А потому еще раз пожелаем им успехов и удач!

Наталья Каравайкина."Рампа" апрель 2002

© 2001 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)