Е.Шварц "Обыкновенное чудо"

сказочная фантазия в 2-х действиях

Дипломный спектакль выпускников 2003 года театрального факультета Саратовской государственной консерватории им.Л.Собинова

премьера состоялась 21 июня 2002 года в ТЮЗе

Художественный руководитель курса и режиссер-постановщик - профессор, засл. артистка РФ Р.И.Белякова
Режиссер-педагог - М.М.Музалевский
Музыка к спектаклю - М.И.Митекин, Алена Митекина
Сценография и костюмы - О.В.Колесникова

Действующие лица и исполнители

ХОЗЯИН - Сергей Бидный
ХОЗЯЙКА - Виктория Алмаева, В.Васильева
МЕДВЕДЬ -Руслан Дивлятшин, Д.Дьяченко, А.Батырев
КОРОЛЬ - Андрей Новиков
ПРИНЦЕССА - Екатерина Федорова, Е.Сафронова
МИНИСТР-АДМИНИСТРАТОР - Дмитрий Новиков
ПЕРВЫЙ МИНИСТР - Максим Ягнюк
ПРИДВОРНАЯ ДАМА - А.Телицина, С.Чернышева
ОРИНТИЯ - Ю.Зимина
АМАНДА - Ирина Ишимникова
ТРАКТИРЩИК - А.Кузьмин
ОХОТНИК - М.Музалевский
УЧЕНИК ОХОТНИКА - А.Батырев, Р.Дивлятшин
ПАЛАЧ - М.Музалевский
СМЕРТЬ - В.Васильева, В.Алмаева
ФРЕЙЛИНЫ ПРИНЦЕССЫ - В.Алмаева, В.Васильева, Е.Сафронова, Е.Федорова, А.Телицина, С.Чернышева

Рецензии

Новый взгляд на "Обыкновенное чудо"

В театре юного зрителя состоялось закрытие сезона. В этом году последним был дипломный спектакль "Обыкновенное чудо", премьера которого состоялась 21 июня.

"Обыкновенное чудо" - второй спектакль студентов третьего курса театрального факультета, поставленный в стенах ТЮЗа. По словам руководителя Риммы Беляковой, зрители увидели новую версию известной сказки Шварца, студенты представили свое видение этого произведения.
...Ощущение чуда началось с декораций. Они словно вводят в атмосферу сказки, помогают поверить в чудо. Костюмы дают характеристику каждому герою. А музыка - последний штрих очарования спектакля. Но, растворяясь в декорациях и музыке, не стоит забывать о самом спектакле. Легкость слов Шварца передавалась зрителям, сказка становилась реальностью, потому что нельзя было понять, где кончается сказка и начинается жизнь. Король, министры, принцесса и любовь - настоящая жизнь. Волшебник и его чудеса, цыплята с четырьмя ногами и курица с усами - разве этого не может быть на свете? Атмосфера спектакля заставляет поверить в самые необыкновенные чудеса.
Зрители реагировали на каждый шаг и каждое слово героев. Смеялись над словами министра-администратора и выходками короля, переживали в сценах, где были Медведь и Принцесса, ждали известных фраз.
Стоит отметить игру братьев Новиковых (король и министр-администратор), именно им были первые аплодисменты и смех зала. Сцены с Принцессой и Медведем проходили в напряженной тишине. Герои так страдали, что зрители забывали о том, что это всего лишь сказка, а не трагедия Шекспира. А сказки всегда кончаются хорошо.
Шварц писал очень мудрые сказки. В его произведениях наша жизнь представлена в другом формате, сказочном. Там происходят самые разные чудеса, но самым "обыкновенным" до сих пор остается чудо любви.

Елена Рышкова "Совфакс" 12.07.2002

Обыкновенное чудо

Вы подумали, что речь пойдет про ту самую сказку Евгения Шварца? Вы не ошиблись. Действительно, про сказку. Но не про телевизионную версию, а про спектакль, премьера которого состоялась 21 июня в ТЮЗе. Премьера не совсем обычная спектакль студенческий. Его поставила Римма Белякова вместе со своими учениками третьекурсниками.
Задача перед ними стояла непростая. Так как многим из пришедших на спектакль был уже знаком фильм, в котором собраны звезды: Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов, Андрей Миронов. Сравнение с фильмом напрашивается моментально, несмотря на просьбы Риммы Ивановны. И, казалось бы, совершенно не в пользу студентов. Казалось бы.
На самом деле спектакль на фильм не похож совсем! Другое настроение, другие характеры, другая музыка.
Постановка костюмная. Не могу сказать, что это сильная ее сторона. Хотя характер героев костюмы подчеркивают, а не прячут. Вечно бесшабашный Король (А. Новиков), который корону носит в сумке, а в холода выправляет ее "уши", сделанные на манер современных кепок. Он больше половины представления расхаживает по сцене в халате, в ночной рубахе и непременно в золотых туфлях. Одеяние Медведя (Р. Дивлятшин) простое и грубоватое, как и сам персонаж. Хозяева сказки строги и спокойны. Оригинален костюм Министра-администратора... Его прическа тоже... На это стоит посмотреть.
Несмотря на то, что костюмы подчеркивают характеры, дело больше не в них, а в тех, кто выходит в этих костюмах на сцену. Дело в юных актерах. На мой взгляд, они прекрасно справились с этой достаточно сложной задачей - не быть похожими на тех, кто играл эти роли раньше. Подсознательное желание сравнивать уходило, как только игра становилась достаточно хорошей. Лично я думать забыла про Абдулова, когда на сцену вышел наш Медведь.
Принцесса (Е. Федорова) была несколько грубовата, что придало ее роли какой-то особый вкус. Даже в белом платье она больше напоминала ученицу охотника: чуть хрипловатый голосок, мальчишеские замашки. И по сказке, и в спектакле она мало напоминает каких-либо других принцесс.
Колоритная, яркая фигура - Министр-администратор, нахальный, знающий цену себе и всему на свете, кроме чувств, выглядит очень убедительно. Этот циник, властолюбец и трус смешит весь зал даже больше, чем король, который является, наверное, самой потешной фигурой и несколько, как и его корона, с "ушами". Но не так глух, как кажется.
Хозяин (С. Бидный) и Хозяйка (В. Дамаева), то есть волшебник и его жена, тоже заставляют забыть о своих предшественниках. Это яркие, очень светлые характеры. Они относятся к своим героям (это ведь сказка, выдуманная волшебником) со всей искренностью чувств, переживают за них.
Интересна роль Придворной дамы (А. Телицина). Тоже образ яркий и колоритный. Этакий солдат в юбке. А в душе ее так и не остывшая первая, самая нежная любовь. Парадоксы характера...
В целом, весь спектакль производит скорее хорошее впечатление, несмотря на затянутость. Она, кстати сказать, присутствует и в фильме. Наверное, особенности текста. Например, во время действия в трактире меня неизменно посещает мысль: а скоро ли развязка? Вначале была заметна легкая несыгранность. Но эта черта присуща за немногими исключениями всем саратовским премьерам. Ко второму акту ребята разыгрались.
В настроении постановки перепады от искреннего веселья, ничем не сдерживаемого хохота до комка в горле и слез. Потому что о любви, о том, что так близко многим... Потому, что все это чувствуют и актеры и зрители. Это объединяет, этому веришь. Обыкновенное чудо...

Анна Мухина 24 июня 2002 года

СЕРЬЕЗНЫЙ ШВАРЦ

Двадцать первого июня в тюзе состоялась последняя в этом театральном сезоне премьера. Студенты третьего курса представили свой дипломный спектакль по пьесе Евгения Шварца "Обыкновенное чудо".

Перед началом действия художественный руководитель курса Римма Белякова подчеркнула, что зрителям предстоит увидеть не сценарный или киношный, а просто новый вариант старой доброй сказки. Также Римма Ивановна отметила, что пьесы Евгения Шварца полны загадок и вряд ли молодые актеры разгадали их все. Стоит заметить, что это мнение противоречит словам самого драматурга, который считал, что "сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь".

Загадочности, вероятно, немало поспособствовали чудесные декорации Ольги Колесниковой. Действительно, первые ассоциации, возникающие при виде этих движущихся конструкций, - волшебство, настоящий полет фантазии. Декорации создают на сцене удивительный и загадочный, истинно сказочный город. Пожалуй, только в таком невероятном месте чудо и может называться обыкновенным. Но вот начинается долгожданное (спектакль задержали)действие. Интересно и удивительно было наблюдать за реакцией зрителей. Сидящие в зале словно ждали любимых еще по фильму моментов. Поэтому самые громкие аплодисменты раздавались после уже ставших народными слов "Предупреждать надо!" или же "Люблю рассказывать о делах, которые удались".

Сцены же, где главными действующими лицами были Принцесса и Медведь, публика воспринимала с меньшим интересом и восторгом. Но здесь скорее следует винить актеров, нежели самих зрителей. Дело в том, что студенты чересчур "переиграли", даже "перестрадали" на сцене. Конечно, взяв на себя такую ответственность - играть спектакль после столь замечательного фильма, хочется создать нечто новое, непохожее на "важнейшее из искусств".

Наверно, именно поэтому спектакль показался несколько затянутым и местами похожим на настоящую драму, правда, со счастливым концом. Возможно, актеры просто не знали о том, что Евгений Шварц говорил, что он пишет не сказки и тем более не трагедии, а самую настоящую жизнь.

Анастасия ГУЛИНА, "Богатей"

 


© 2003 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)