"Играем Коляду"

по мотивам пьес Николая Коляды

Дипломный спектакль выпускников 2011 года театрального факультета Саратовской государственной консерватории им.Л.Собинова

премьера состоялась в театре Драмы 13 марта 2010 года

Режиссер-постановщик и автор сценической композиции – народная артистка России Римма Белякова
Педагог - Татьяна Родионова
Художник – постановщик – Юрий Наместников
Художник по свету – Дмитрий Крылов
Помощник режиссера – Светлана Строкина
Звукооператор – Юлиана Ковальска
Осветитель - Алексей Максимов

Спектакль идет с одним антрактом

Текст от автора читают:
заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат международной премии им. К.С.Станиславского Николай Коляда
и заслуженный артист Российской Федерации Виктор Мамонов

Действующие лица и исполнители

Половики и валенки

Тася Гагарина - Марина Карпова
Вера Полозова - Екатерина Поликарпова

Колдовка

Зоя - Елена Павлова
Марина, ее сестра - Людмила Сластных
Николай, муж Марины - Илья Кочетков, Николай Шаповалов
Байжан - Эдуард Айткулов, Роман Баранов

Тутанхамон

Ася - Елена Пустовалова
Тамара - Анна Гальцева, Елена Павлова
Ольга - Анастасия Лазебных
Вадик - Роман Баранов, Александр Николаев
Глеб - Юрий Землянский, Артем Самохин

Группа ликования

Сисина Светлана, актриса Калачинского облдрамтеатра - Анна Арзямова, Анна Гальцева
Кокоулин Геннадий, заведующий музыкальной частью Калачинского облдрамтеатра - Эдуард Айткулов, Павел Тэхэда Кардэнас
Кочубей Борис Петрович, заслуженный артист Калачинского облдрамтеатра - Вячеслав Ступин, Руслан Ханкишиев
Восемь милиционеров из Калачинского УВД - студенты курса

Рецензии

Колядуем по Коляде

В драмтеатре показали спектакль драматурга-бунтаря
Николая Коляду - автора пьес, по мотивам которых на днях был поставлен дипломный спектакль, - столичные критики откровенно недолюбливают, называя некоторые его творения за остросоциальную направленность, неприглядную правду жизни пошлыми и даже вульгарными. Однако в Саратове не побоялись представить на суд зрителей своеобразное видение окружающей действительности современного екатеринбургского драматурга.
Спектакль «Играем коляду» объединяет в себе четыре разноплановых сюжета по мотивам пьес Николая Коляды: «Половинки и валенки», «Колдовка», «Тутанхамон», «Группа ликования». В центре трагикомедии - человеческие судьбы тех, кто по какой-то причине оказался выкинутым на обочину жизни: «измученный водкой» Глеб, потерявшая сына и мужа стюардесса Тамара, Ася, влюбившаяся в проходимца, Байжан, похоронивший всю свою семью.
Внутренняя дисгармония, душевные переживания героев выливаются в ссоры, взаимные обиды - вымученную злость по отношению к самым близким. Так, начавшаяся из-за сущего пустяка комичная перепалка двух односельчанок Веры и Таси в «Половиках и валенках» перерастает в настоящую битву, где каждый старается «ударить» противника, да побольнее. Лишь в конце акта обнажается душевное горе Таси (от неё «ушёл» единственный сын, женившись на дочери Веры), и зритель понимает, что перед ним золовки, две несчастные женщины. Комичность ситуаций, в которые попадают герои, усиливает трагичность их жизненного положения.
Говорят, но не находят общего языка и две сестры в «Колдовке» - Зоя и Марина, а всему виной - «проклятые деньги», наследство. «Раньше с отцом вместе тут жили, - горько вздыхает Зоя. - Шофера тут ездили... Люди к нам в гости шли. Нужны мы были всем. А потом трассу эту построили. Мы ни к чему оказались». Последняя фраза, брошенная Зоей, в какой-то мере относится ко всем героям спектакля: каждый из них оказался не у дел.
Героям до боли не хватает теплоты человеческого общения, простого понимания, чувствуется усталость от жизни, упадок духовных сил. Окончательно запутавшись в категориях «жить» и «существовать», истязав до предела свою душу, герои всё же не перестают мечтать о счастье, любви, о далёком светлом будущем: «о той жизни, которой нет, но которую хочется притянуть к себе», - скажет после спектакля режиссёр-постановщик, автор сценической композиции и художественный руководитель курса Римма Белякова.
Эта трогательная, местами смешная, полная драматизма постановка имеет глубокий философский подтекст: вскрывая противоречивую сущность человеческого существования и мифическую зависимость счастья от всего материального, убеждает зрителей, что в нашей жизни главное - верить во что-то, хотя бы в себя.

Екатерина Рябинцева «Газета недели» 16 марта 2010 года

Колдовки Коляды

Профессор театрального факультета Римма Белякова поставила спектакль по пьесе одного из ведущих российских драматургов
Спектакль по современной драматургии - составная часть дипломного проекта выпускников факультета. Всегда приятная для студентов (проще же сыграть своих сверстников в реальном времени) и настоящая головная боль для руководителей курса.
Как найти материал не только актуальный, со своими болевыми точками, но и по-настоящему драматургический, а не «чернушную» скороговорку? Для погружения будущих актеров в современную драматургию руководитель курса театрального факультета Белякова отважно взяла пьесу одного из лидеров «нового театра» Николая Коляды. Точнее, четыре сюжета (два одноактных и два двухактных) по мотивам его пьес. Спектакль называется «Играем Коляду».
Римме Ивановне не привыкать составлять композиции из разных пьес - это ее излюбленное занятие в дипломных спектаклях. Она сумела показать нам истинного Коляду - мощного деревенщика, серьезного психолога, при всем его незаурядном таланте комедиографа. Кое-где слышатся даже шукшинские и - не побоимся сравнения - чеховские интонации. Как всегда, интересна работа художника-постановщика Юрия Наместникова: от таинственной, в стиле Нестерова, избушки знахарки с пучками трав до убежища сильно ушибленной цивилизацией героини, Асеньки.
Текст отобран с тщанием. Если и встретится ненароком бранное словцо, то потонет в таком шуме, что мы его не услышим, а услышим - так не разберем. «Чернуха» мелькнет раза два, вполне оправданная логически - в воспоминании о замученном котенке и рассказе-фантазии о сыне-наркомане. Зато язык сочный, народный, «колядовский». И есть здесь голос самого Николая Коляды (из интервью), и его мысли вслух, проникновенно прочитанные актером Виктором Мамоновым. «Самое трудное - встреча с самим собой... Это как щелчок электричества».
Свет гаснет и вспыхивает в этом спектакле постоянно, разделяя мизансцены, неожиданно вторгаясь в действие. И выключателем щелкать не надо - только руками развести: срабатывает «экономная» лампочка скуповатого ничейного («всейного»?) жениха Вадима. Но её частые, забавные вспышки мало что проясняют в отношениях героев. Так и не распутав любовный треугольник, изобретательно спасается от милиции «тьму-тараканьский» заслуженный артист (Вячеслав Ступин). И утаскивает бойкая жена от сестры-«колдовки» только начавшего возвращаться к самому себе мужа (Илья Кочетков). И сбегают от агрессивных дам мужчины, вконец измученные водкой и «любовями».
Сцена «Тутанхамон», самая смешная и парадоксальная в спектакле, идет с явным женско-актерским перевесом. Отлично сыграны роли разудалой стюардессы, глупенькой невесты, ушлой «экстрасенсши» (Елена Пустовалова, Анна Гальцева, Анастасия Лазебных). Но замрут вдруг три героини среди бессмысленных погонь за ускользающей любовью. И вспомнится тут отчего-то: «О, как играет музыка! Они уходят от нас... Мы остаемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить, надо жить...» Роскошные синеокие «колдовки» явно не по зубам хилым-унылым мужичкам.
Весело, остро, увлекательно играют Коляду студенты Риммы Ивановны. Но нет-нет, да и обронят герои посреди всеобщего веселья: «Мы же не живем вообще!». И в хорошо читаемом, как бы «отрицательном» персонаже откроются иные, глубинные смыслы.
На шукшинский вопрос «Что с нами со всеми происходит?» сегодня пытаются ответить те, кто относит себя к современной драматургии. И к современному театру.

Ирина Крайнова «Новые времена» 2-9 апреля 2010 г. № 11(364)

Школа Коляды: путешествие из Екатеринбурга в Саратов

Студенты третьего курса театрального факультета консерватории имени Л.В. Собинова (мастерская народной артистки России Риммы Беляковой) показали на Малой сцене академического театра драмы имени И.А. Слонова свой первый дипломный спектакль - «Играем Коляду». Четыре сюжета под названиями «Половики и валенки», «Колдовка», «Тутанхамон» и «Группа ликования» -четыре больших фрагмента разных пьес.
Николай Коляда - один из самых популярных и востребованных «перестроечных» театральных авторов, в 90-е спектакли по его пьесам шли практически повсеместно (на Малой сцене нашей академдрамы несколько лет играли его «Мы едем, едем, едем...»). Теперь этот настоящий театральный подвижник, создавший в родном Екатеринбурге замечательную драматургическую школу и театр своего имени, объездивший уже чуть не всю Европу, привлекает внимание не столько своими новыми текстами (кстати, он один из самых любопытных театральных блогеров), сколько этой деятельностью, и сетует на то, что его мало ставят.
«Это мой мир» - настаивает Коляда, чей голос звучит в самом начале спектакля. Своеобразным комментарием является и авторский текст в прочтении артиста Виктора Мамонова, словно сообщающий происходящему вертикальную составляющую, которая скрепляет сцены из выбранных педагогом пьес.
«Николай Коляда продолжает оставаться в числе наиболее актуальных современных авторов, -считает Римма Белякова, - потому что он по-прежнему улавливает болевые точки сегодняшней жизни. Даже те пьесы, что написаны им давно, не утратили своего звучания. Многое вокруг нас меняется и изменилось за эти годы, но люди по-прежнему любят и страдают, радуются и мечтают о лучшем будущем. Истории, которые рассказывает Николай Коляда в своих пьесах, волнуют нас и заставляют задуматься. Кроме того, этот автор, сам в прошлом артист, пишет роли, которые дают возможность каждому из ребят реализовать свои способности. Играть в его пьесах - хорошая актерская школа».

Ольга Харитонова «Саратовская областная газета» 25 марта 2010 года

Четыре мгновения весны

Когда за основу театрального спектакля постановщик берет современную пьесу, т осильно рискует. Рискует прежде всего создать что-то наподобие антрепризной постановки, в которой актуальность идеи и простота подачи порой снижают художественную ценность. Но если сценическую композицию удается сделать не плоской, то спектаклю практически гарантирован успех у критиков и зрительская любовь. В этом смысле на положительный отзывы вполне могут рассчитывать студенты курса народной артистки России Риммы Беляковой, представившие 13 марта на сцене театра драмы свою дипломную работу «Играем Коляду».
Спектакль поставлен по мотивам пьес известного драматурга, нашего современника Николая Коляды. За любовь к простым жизненным сюжетам и точность передаваемых образов Коляду называют уральским Лопе де Вега. Из огромного количества произведений писателя саратовские студенты выбрали четыре сюжета.
Этот спектакль вполне можно назвать маленьким сериалом. Но он не успевает превратиться в надоевшую жвачку, а вовлекает зрителя в калейдоскоп историй.
легко переходящих друг в друга. «Половики и валенки», «Колдовка», «Тутанхамон», «Группа ликования»... Персонажей в них так много, что ярких ролей, кажется, хватило на всех воспитанников Беляковой. Каждый из героев по-своему несчастен, каждый пытается спрятаться от проблем. Но трагикомичный сюжет не оставляет им выбора, и позерство однажды переходит в полное отчаяние.
Свахи Варя Гагарина (Марина Карпова) и Тася Полозова (Екатерина Поликарпова) смачно скандалят на автобусной остановке, пытаясь уличить друг друга во всех смертных грехах. Молодые актрисы так старательно вжились в образы простых русских женщин, переняли походку вразвалочку, жесты и просторечные выражения, что даже состаривать их при помощи сложного грима не пришлось.
Второстепенная роль Эдуарда Аткулова, изображающего доброго и застенчивого узбека Байжана, придала постановке неповторимую иронию. Присказка «ой, ба», которую Аткулов повторял с характерным акцентом, напомнила зрителям образ самого знаменитого гастарбайтера страны, таджика Равшана из популярного комедийного телешоу.
Пожалуй, самой убедительной была игра Анны Гальцевой, которой пришлось решать непростую драматическую задачу. Ее героиня, стюардесса Тамара, сначала предстает в образе разбитной нахальной женщины. Ради того чтобы защитить подругу от брачного афериста, она готова даже драку затеять. Но стоит ситуации накалиться до предела, как гордая и циничная Тамара решается на шокирующее признание и рассказывает о том, что совсем недавно потеряла сына и мужа. Неожиданный поворот сюжета выглядит вполне оправданным, давая зрителям возможность самим поразмыслить над превратностями судьбы.
И только актрисе провинциального театра Светлане Сисиной (Анна Арзямова) так и не пришлось всплакнуть по ходу действа. Грезящая о популярности девушка подрабатывает сторожем в детском саду и разрывается между искренне преданным ей нищим музыкантом и прежним возлюбленным, коллегой-актером. Страдания героев любовного треугольника неожиданно прерывает ... группа милиционеров, приехавших по ложному вызову.
Прелесть спектакля «Играем Коляду» состоит как раз в том, что в образе персонажей каждый из нас непременно узнает себя. Если, конечно, отважится на поиск двойника.

Екатерина Ференец «Взгляд» 18-24 марта 2010 года

Наколядничали

Или сыграли Коляду - естественно, Николая. Примерно под таким названием студенты народной артистки России Риммы Беляковой решили объединить отрывки из четырех пьес, с которыми и дебютировали на малой сцене академдрамы в пятницу, 12 марта.
Дипломник получился эдаким зрелым и зрелищным капустником. Косвенно в его создании поучаствовал даже сам Коляда, о чем художественный руководитель курса не преминула сообщить зрителям еще перед началом действа. Оказалось, что ребятам удалось связаться с драматургом по Интернету. Итогом общения стало выгодное оформление всех четырех сценок: закадровый авторский текст к ним, на пару с артистом театра драмы Виктором Мамоновым, читает Николай Коляда. А еще из динамиков звучат выдержки из выложенных в сети интервью автора.
В умении тонко чувствовать природу людей и создавать характеры Коляда бесподобен. Студенческая любовь к нему кажется неиссякаемой, зато почти всегда можно быть уверенным в том, что результат окажется свежим, пронзительным и как минимум смешным.
Этот раз исключением не стал. Зрителей ждали абсолютно разные, но одинаково забавные сценки, озаглавленные как «Половики и валенки», «Колдовка», «Тутанхамон» и «Группа ликования». В первой зарисовке на тему незамысловатых сельских будней и «добрососедских» склок обилием действующих лиц не отличалась. Две молодые актрисы с созвучными фамилиями Марина Карпова и Екатерина Поликарпова сыграли двух деревенских кумушек, завидующих одна другой. Поводом для очередного бурного выяснения отношений колоритных барышень в немыслимых фасонов пиджаках и мужских ботинках становится безобидный с виду мешок.
Хозяйка мешка Вера Полозова утверждает, что везет в город половики. Однако повстречавшаяся с ней Тася Гагарина уверена, что соседка промышляет продажей валенок, сделанных из ворованной шерсти. В процессе спора сельчанки расходятся до того, что припоминают друг другу все грехи и обиды. И только выговорившись и излив злобу, заглядывают в мешок, чтобы убедиться, что там действительно половики.
В «Колдовке» разыгрывается настоящая любовная драма. К одиноко живущей за городом и слывущей колдуньей Зое (Елена Павлова) неожиданно наведывается сестра Марина (Людмила Сластных) с недавно приобретенным мужем Николаем (Илья Кочетков, Николай Шаповалов). Вскоре выясняется, что причиной визита стало состояние, завещанное Зое отцом. Марина требует у сестры свою часть наследства и даже обращается в суд. А в это время между Николаем и Зоей вспыхивает нечто очень похожее на любовь. Финал печален, но неприятного осадка не оставляет. Уж слишком комичны образы Николая, ставшего бабником из страха умереть и не успеть познать в жизни «всего», и друга семьи из «понаехавших тут» Байжана, роль которого харизматично исполняет Эдуард Айткулов.
В «Тутанхамоне» интрига разворачивается вокруг несостоявшейся свадьбы. Грезящая о замужестве Ася (Елена Пустовалова) готова выйти замуж за кого угодно, и этим кем угодно оказывается проходимец Вадик (Роман Баранов, Александр Николаев), выдававший себя легковерной девушке за некоего Тиграна. Втянутыми в эту историю оказываются и подружка невесты Тамара (Анна Гальцева), и друг невесты Глеб (Юрий Земский, Артем Самохин), и мнимая прорицательница Ольга (Анастасия Лазебных).
«Группа ликования» - пожалуй, самый загадочный сюжет из всех четыре Очевидная вырванность сценки из контекста не столько провоцирует зрит ля на какие-либо догадки, сколько лишний раз подчеркивает абсурдное происходящего. На сцене появляется новогодний антураж, в котором начинающая актриса Калачинского облдрамтеара Светлана Сисина (Анна Арзамова) перебирает кавалеров из коллег по работе в надежде с их помощь как можно выше взобраться по карьерной лестнице. В свою очередь, кавалеры, коими оказываются заслуженный артист Калачинского облдрамтеатра Борис Петрович Кочубей (Вячеслав Ступин, Руслан Ханкишиев) и заведующий музыкальной частью того же заведения Геннадий Кокоулин (Павел Тэхэда Кардэнас) используют встречу для выяснения отношений. Все заканчивается не совсем понятно, но очень позитивно: под руку с дедом Морозом, Снегурочкой и Зайцем группа захвата из восьми сотрудников Калачинского УВД самозабвенно отплясывает новогодний хоровод.
Жизнь смешна - вот, собственно, и все, что требовалось доказать Николаю Коляде, и ученикам Риммы Беляковой. И с этой задачей все справились на отлично.

Екатерина Богданова «Богатей» 18 марта 2010 года

Удачный дебют

На премьере дипломного спектакля студентам кричали «Браво!»
Месяц назад саратовцы познакомились с дипломным спектаклем «Месяц в деревне». Суду зрителей его представили студенты курса Григория Аредакова. И вот новая «ученическая работа» - постановка «Играем Коляду». I la сей раз в исполнении студентов Риммы Беляковой.
- Для меня эта премьера - настоящий экзамен, - призналась Римма Ивановна. - Лучше бы сама сыграла два-три спектакля кряду, чем из зала смотреть, как где-то что-то «не дотягивается». У меня всегда так: сижу в кресле, а сама «играю» за своих ребят их роли! Калорий сжигаю массу - нервничаю!
Для волнений у педагога есть весомая причина: для постановки она взяла не самого простого драматурга. Николай Коляда - автор нынче непопулярный: в театрах его ставят редко. Да и от критиков Коляде достается: они считают его произведения чернухой.
- А я с этим не согласна. Какая чернуха? В пьесах Коляды - самая настоящая чеховщина! Как жить и зачем, на что в жизни опереться, есть ли Бог - вот на какие общечеловеческие вопросы ищут ответы его персонажи. Да, сами они небезупречны: пьют, позволяют себе сальности, погуливают. Но при всем этом они мечтают о правильной жизни и поэтому стремятся всеми силами притянуть свою судьбу к идеалу.
- Но, наверняка, молоденьким ребятам очень непросто играть 40-летних мужчин и женщин?
- Конечно, многие ведь еще не испытали на себе любовь, не знают, что такое беда и что такое большое горе. Поэтому мы особо работали над каждым персонажем спектакля. Ребята много читали, наблюдали за похожими на их героев людьми, делали этюды. У многих эти поиски увенчались успехом, поэтому они очень убедительны на сцене.
С этими словами легко согласиться, особенно если вспомнить Эдуарда Айткулова, играющего в спектакле 70-летнего старика Байжана. Пожар отнял у него не только дом: в огне сгорели самые близкие - жена и внучка. Теперь этот человек никому не нужен; он живет в кладовке и тихо плачет. Причем так, что зрителей в буквальном смысле пробивает дрожь.
Такое же глубокое чувство возникает и при знакомстве с Тамарой. У нее от передозировки наркотиков умер 15-летний, сын, а потом, не выдержав горя, повесился муж. Так в свои 40 лет Тома осталась одна. С чувством вины, что именно она где-то проглядела своего любимого мальчика.
- Мне очень понятна моя героиня, - призналась исполнительница Тамары Анна Гальцева. - У нее нелегкая жизнь, и я надеюсь, что у меня она такой тяжкой не будет. Тому сложно играть, но я старалась. Вкладывала в ее образ свои наблюдения. Их я вела на вокзале, подсматривая, как ведут себя женщины ее возраста. Кое-что помогли понять родные тети, от них в моей Тамаре тоже есть кое-что. Многое рассказала Римма Ивановна, вот я и постаралась из всего увиденного и услышанного слепить цельный образ...
Старалась Анна не одна. Похвалы достойны практически все студенты. Ее они и получили в день премьеры от зрителей в виде долгих аплодисментов и криков «Браво»!
- Не все, конечно, пока получилось, - сказала в заключение Римма Ивановна. - Но главное - в спектакле ребятам есть еще куда расти. Так что будем работать.

Марина Горстка «Время» 22 марта 2010 года

Скандальный сценарист и недетские проблемы

Студенты консерватории поругались на сцене Академического театра Драмы
Четыре несвязанных между собой сюжета по мотивам произведений уральского драматурга Николая Коляды объединились в постановке премьерного спектакля студентов третьего курса театрального факультета консерватории. Так зрители увидели пьесы «Половики и валенки», «Колдовка», «Тутанхамон» и «Группа ликования». Выбор автора для режиссера-постановщика Риммы Беляковой оказался неслучаен.
- Кто-то считает этого драматурга скандальным и пошлым, - говорит народная артистка России, - но позвольте с этим не согласиться. Более точной передачи простой жизни, быта людей нашего времени ещё нужно поискать. Персонажи Коляды по-своему милы, а в чем-то даже перекликаются с чеховскими героями.
Проблемы людей зрелого возраста в исполнении студентов, по мнению режиссера, уже сейчас позволяют раскрыть талант будущих звезд сцены.
- А когда же готовиться к этому, если не сейчас? Я до сих пор вспоминаю, как Олег Янковский готовился к своим ролям. Помню, как выходила вместе с ним на сцену в «Идиоте» по Достоевскому. Он играл графа Мышкина, а я Настасью Филипповну, - вспоминает нашего земляка его партнерша по сцене. - Он мог сыграть Дракона, Волшебника, Мюнхгаузена, при этом внешне почти не меняя своего образа. Олег Иванович воплощал такие разноплановые характеры, умел выбрать «глаза роли», а все потому что умел наблюдать. Большим счастьем для меня будет узнать, что мои студенты смогут до конца понять загадку главного героя.
- Студентки Марина Карпова и Екатерина Поликарпова, исполнительницы главных ролей в «Половиках и Валенках», очень натурально переругивались, - считает зрительница премьерного показа Марина. - Описать происходящее на сцене в двух словах для меня сложно. Это скорее абсолютная новация в театре. По крайне мере совсем не похоже на все то, что я видела ранее.
И вновь Римма Ивановна делится секретами мастерства
- Самое сложное при подготовке дипломного спектакля, наверное, увидеть болевую точку героя - пьесы. Вот по сценарию молодой человек легкомысленный. Он на пляже знакомится с девушкой и тут же успевает оказать внимание еще одной. Но все меняется в одночасье, когда он влюбляется по-настоящему. Как это показать на сцене, чтобы менялась походка, улыбка так, чтобы зритель в это поверил?
Поверит ли зритель тому, что происходит на сцене, покажут кассовые сборы. А пока же саратовцы могут лишь ждать очередного чуда от наших юных артистов - новых ролей в необычных постановках.

Полина Бенкалюк «Телеграф» 23 марта 2010 года

Студенты Беляковой играли Коляду

На Малой сцене Саратовского государственного академического театра драмы имени Слонова поставлен дипломный спектакль театрального факультета Собиновской консерватории «Играем Коляду. Четыре сюжета по мотивам пьес Николая Коляды».
Начать с того, что это - курс Риммы Ивановны Беляковой. А у великого педагога просто однозначно не может быть "провальных" студентов. Играют ребята сильно, стильно, на подъёме. И. великолепен тут стилист - художник-постановщик спектакля, главный художник театра Юрий Наместников. Его работу необходимо смотреть даже при не столь совершенной постановке студентов курса Эльвиры Данилиной. Это и яркие цветовые соотношения лаковых туфель героини со столь же ярким женским плащом на герое, цветовое пятно - Дед Мороз - в окружении восьми чёрных милиционеров в камуфляже и масках. На сцене есть и ружьё, которое классически так стреляет... А уж как, с каким душераздирающим пафосом студентка, исполняющая роль Светланы Сисиной - актрисы Калачинского Облдрамтеатра ошеломительно вопиет : «Я - чайка!» - надо видеть.
Правда, начинается действие спокойно, как в недавней премьере «Балаганчика» по Шукшину. Советское время. Словесная перебранка двух селянок. Ну, думаешь - пьеса деревенщика. И ошибаешься. Потому как далее то - город, молох, испытывающий героев на прочность. Даже в «Колдовке» - отнюдь не посёлок, а некий отшиб, полузатерянная в пространстве и остановленная во времени точка, где некогда, во времена детства двух героинь - двух сестёр - кипела шоферская жизнь. Душераздирающи исповедальные рассказы про смерть сына-наркомана в ванне и самоубийство там же его отца, про сгоревших с домом жену и ребёнка бомжа Байжана, про убийство чёрненького котёнка. Да - это и трагифарс, и мелодрама, и комедия положений «в одном стакане». Благодаря одобрению, некоему виртуальному благословению нынешней работы самим автором - Колядой, благодаря мощнейшей поддержке - его «закадровому» звучащему голосу о его внутренней философии, звукоряду - спектакль смотрится на едином дыхании. И всё же - как бы ни старались студенты, но без исполненности творческих импульсов Беляковой и полнейшей отдачи умницы Наместникова было б не совсем то. Грузанула б бытовуха, эрос зашкалил бы к пошлости, тяжёлый мир Коляды не стал бы адекватно близок утончённым театралам. Получилось же - продление гения Чехова, чуть ли не классика. Низкий поклон Беляковой и Наместникову, педагогу курса Татьяне Родионовой! Итак, у нас играют Коляду. Нужно просто идти и смотреть.

Борис Глубоков «Земское обозрение» 17 марта 2010 года

В Драме сыграли скандального Коляду

Саратовские студенты и в «чернухе» нашли «чеховщину».
«Комсомолка» побывала на премьере в театре драмы, где презентовали дипломный спектакль «Играем Коляду». Его поставили по мотивам пьес известного российского драматурга Николая Коляды. Перед глазами зрителей предстали сюжеты сразу четырех его пьес: «Половики и валенки», «Колдовка», «Тутанхамон» и «Группа ликования». Их взяли за основу дипломной постановки студентов-третьекурсников театрального факультета Саратовской консерватории имени Собинова. А режиссером стала их руководитель, народная артистка Римма Белякова.
- Николай Коляда - очень яркий драматург, и многие даже считают его скандальным, - поделилась с «К.П» Римма Ивановна. - Но мы нашли в его произведениях некую «чеховшину»! Сам автор считает, что пишет не «чернуху», а образы, характеры людей, которые ему встречаются в жизни, пишет о человеке, его поисках, его судьбе, о Человеке с большой буквы.
- «Играем Коляду» - о кризисе среднего возраста?
- Это тот период, когда человек уже начинает понимать: он состоялся, у него уже есть что-то за спиной, или, наоборот, годы идут, а ничего, в общем, и нет, - продолжила Римма Белякова. - И тогда у человека отходит все материальное, он начинает задумываться о душе или о той жизни, которой он живет. Это извечные вопросы русского человека. И когда мы работали, я почувствовала, что здесь есть эта – тема общечеловеческая: кто я, зачем я, и как жить дальше? Нам показалось это интересно – объединить разных героев. А поиски у них примерно одни и те же: один уходит к Богу, другая, когда ее мальчик умер от передозировки, хочет родить ребенка и тем самым загладить свою вину. То есть эти болевые моменты здесь достаточно точны.
- Юным студентам удалось понять и сыграть жизнь взрослых людей и их жизненные искания?
- Прежде чем выйти на площадку, ребята сделали огромное количество самых разных этюдов: как, почему родился такой человек, почему совершил тот или иной поступок? И они приносили этюды, те, которых нет в пьесе, читали, наблюдали... Так, Эдуарду Айткулову 18 лет, а в «Колдовке» он играет 70-летнего старика! У дедушки Байжана никого и ничего больше нет: сгорели жена, ребенок, внучка. И, на мой взгляд, он понимает, про что он играет, даже слезы у него текут из глаз...
- Эдуард, сложно играть 70-летнего старика? - поинтересовались мы у студента.
- Я сам родом из Казахстана, и видел вокруг таких людей, поэтому национальную черту взял именно оттуда. Но образ этот собирательный, он еще не завершен, есть над чем работать и к чему стремиться. Но это интересно - работать над не свойственным себе характером. Сам процесс работы живой - сегодня что-то получается, завтра не получается. Но важно попытаться сказать то, о чем ты должен сказать своей ролью.
Справка КП
Николай Коляда - известный российский писатель, драматург, сценарист, театральный режиссер, заслуженный деятель искусств, лауреат Международной, Премии имени Станиславского. Начиная с конца 80-х годов один из популярных российских драматургов. Автор известных пьес: «Мы едем, едем, едем», «Мурлин Мурло», «Полонез Огинского», «Рогатка» и многих других. Является руководителем екатеринбургского «Коляда-театра».

Аленя Афанасьева «КП в Саратове» 19 марта 2010 года

© 2001-2010 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)