Звезды на утреннем небе

Александр Галин

драматическая история в двух действиях

Дипломный спектакль выпускников 2012 года театрального факультета Саратовской государственной консерватории им.Л.Собинова

премьера состоялась в театре Драмы 28 мая 2011 года

Художественный руководитель постановки – засл.арт.России Игорь Баголей
Режиссер-постановщик – Любовь Баголей
Художник постановщик – Юрий Наместников
Художник по свету - Дмитрий Крылов
Хормейстер -
Евгений Мякотин
Помощники режиссера
– Ольга Слепова, Светлана Строкина
Звукооператоры – Юлиана Ковальска, Андрей Пасешников
Осветитель - Алексей Максимов

Спектакль идет с одним антрактом

Действующие лица и исполнители

Мария - Софья Илюшина, Кристина Толокнева
Анна - Мария Гичева, Эвилина Ризепова
Лора - Маргарита Баголей, Анна Сказко
Клара - Елизавета Ангерт, Ольга Мельничук
Александр - Юрий Коннов, Егор Медведев
Валентина - Анна Асоян, Наталья Петухова
Николай - Давид Степанян, Николай Сурков
Персонаж не из пьесы - Максим Деричев

Рецензии

Небо над нами

Новая драма тридцатилетней выдержки
На Большой сцене академического театра драмы имени И.А. Слонова студенты мастерской заслуженного артиста России Игоря Баголея сыграли свой первый дипломный спектакль - «Звезды на утреннем небе» по пьесе Александра Галина.
Написанная в 1982-м, она стала одной из самых репертуарных только ближе к концу десятилетия: советские проститутки до этого если и появлялись на сцене, то, во-первых, крайне редко, во-вторых, в эпизодических ролях, в-третьих, появление сопровождалось непременным разоблачительным пафосом. Галин впервые вывел их на авансцену. Причем не столько в качестве профессионалок любовного фронта, сколько как несчастных и обездоленных русских баб, которым в голову не приходит стыдным занятием своим гордиться, собирающих свой кричащий разноцветный гардероб в условиях монохромного ассортимента товаров отечественной легкой промышленности. Драматург выписал характеры героинь, вывезенных из столицы в преддверии Московской Олимпиады-80, с очевидным мужским сочувствием к этим заблудшим душам. Он подарил им длинные монологи и полное социальное оправдание.
Самый знаменитый спектакль по драматической истории Галина поставил в Ленинграде 1987-го Лев Додин. Там необычайно безвольны, тихи и мелодраматичны были мужчины, а женщины, напротив, - отчаянны и обречены, как трагические героини Достоевского, почти натуралистичны по степени достоверности и вызывающе человечны. Принудительность их выселения за пределы ликующей в ожидании олимпийского огня столицы и временного заключения в старом раздолбанном бараке воспринимались как издевательство государственной системы над униженными и оскорбленными. Театр не мог их защитить, но был способен предоставить им слово.
С тех пор прошла четверть века. Новая драма ознаменовала новое тысячелетие невиданным прежде вниманием к маргинальным слоям населения. Сытые и вполне успешные молодые авторы вывели на сцены и экраны тьмы и тьмы социально опасных граждан, как булгаковский драматург Дымогацкий из «Багрового острова» несметные полчища красных туземцев. Творцы и их герои переживают взаимное отчуждение. Апофеозом процесса неожиданно стал фрагмент «Трехгрошовой оперы» Брехта (ее МХТ в октябре показал в Саратове) в режиссуре Кирилла Серебреникова, где нищие всех известных ныне классификаций постепенно заполняли театральную сцену под гомерический хохот зрительного зала. Времени призыва милости к падшим в этом спектакле подводилась жирная черта.
Студенческие «Звезды на утреннем небе» в интерпретации Любови Баголей эти тенденции игнорируют и не адаптируют, как водится, восьмидесятые минувшего века к десятым нынешнего. Напротив, начинающий рассказ взрослый сын одной из героинь словно определяет установленную дистанцию. Краткий словарь вышедших из употреблении терминов, приведенный в программке к спектаклю, обозначает наличие трудностей перевода - некоторые слова и определения конца советской эпохи и впрямь покинули современный язык и ушли в прошлое. Но путешествие в обратно, предпринятое студентами, на самом деле не увеличивает, а сокращает дистанцию между будущими артистами и их персонажами, приближает ушедшее, помогает почувствовать его и заново пережить историю людей, для которых социальные несправедливости и личное аутсайдерство не отменили гордости за свою страну. Близость новой Олимпиады только усиливает разницу в наших самочувствиях.
Выброшенные за борт советского Титаника женщины Александра Галина в своих бедах виноватых не ищут, к самопожертвованию, как пионерки, всегда готовы, сердца их полны жалости, а глаза слез. Театр снова не может их защитить. Но он может их не забыть. Педагоги Игорь и Любовь Баголей не изменили отношения к героям пьесы, призывая если не милость, то сострадание своих учеников уж точно. Какая задача в данном случае осуществилась полнее - творческая или воспитательная, - утверждать трудно. Какая важнее, какая должна «победить»? Ответы чаще всего дает время. А пока мы смотрим на сцену и понимаем, что все осталось по-достоевскому: звездное утреннее небо над героями видно сквозь дырявую крышу барака. И нравственный закон все еще обитает внутри них. И внутри нас. Прячется, горемычный, от неминучей погибели. Снаружи ему по-прежнему делать нечего.

Ольга Харитонова «Саратовская областная газета» 02 марта 2011 года

Неолимпийские игры

Третьекурсники театрального факультета попробовали рассказать советскую историю
В дни, когда телезрители «Первого канала» дружно голосовали за леопарда, белого медведя и зайку как талисманов Олимпиады-2014, на сцене Саратовского театра драмы вспоминали времена Олимпиады-80. Для первого дипломного спектакля своего курса преподаватели Игорь и Любовь Баголеи выбрали давнюю пьесу Александра Галина «Звезды на утреннем небе».
Пьеса эта была написана в 1982 году. И театральные легенды сохранили ошеломляющий успех спектакля «Звезды на утреннем небе», который в 1987 году, в бурную эпоху перестройки, поставил знаменитый режиссер тогда Ленинградского Малого драматического театра Лев Додин.
Невеликая, сначала смешная, а потом невыносимо печальная история о тех, кого в дни Московской Олимпиады ссылали за 101-й километр, дабы не портить международным гостям праздник мира и спорта. То, что пьяниц, бомжей и девиц несерьезного поведения действительно высылали из столицы, - факт известный, только вряд ли до начала работы над «драматической историей в двух действиях» он был таким для двадцатилетних актеров. Нынешние студенты третьего курса в основном родились уже в другой стране.
И потому для них и их ровесников-зрителей в театральной программке напечатана историческая справка: «Специальный отдел КГБ СССР осуществлял оперативно-тактические мероприятия по предотвращению подрывных акций враждебных элементов в период подготовки и проведения Игр... были приняты меры по ограничению въезда в Москву... из столицы высылались лица с уголовным прошлым и антиобщественные элементы, в списки которых попали и диссиденты...».
Кстати, там же есть и краткий словарь терминов эпохи социализма: «социалистический образ жизни», «красный уголок», «переходящее знамя». Но на сцене совсем другое: запутавшиеся провинциальные девчонки, перебитые жизнью несчастные женщины, разрывающийся между требованиями начальства и желанием отстоять любовь милиционер, залеченный в психушке ученый. Где-то вдалеке бежит эстафета олимпийского огня, но увидеть ее отблески можно только с крыши барака.
А высовываться из барака нельзя. Потому что не для маленьких людей создаются большие праздники. И пусть не мешают, они вообще тут ни причем. Сказано «антиобщественные элементы» - значит, антиобщественные. Их переломанные ноги и перекореженные души в масштаб событий не вписываются. Есть организационный процесс, причем тут ваши гуманитарные ценности?
Перед педагогами курса Игорем и Любовью Баголеями и их студентами стояла непростая задача. И их стремление с нею справиться, старание молодых артистов заслуживают самых добрых и уважительных слов. Зрительный зал принял спектакль благодарными аплодисментами.

Валерия Каминская «Неделя области» 2 марта 2011 года N 8 (568)

Драма в Академдраме

Почти двадцать лет не сходит со сцены «Современника» пьеса Александра Галина «Звёзды на утреннем небе». Более тридцати лет отделяют нас - зрителей от представленных в ней эпических событий. Россия возбуждена олимпиадой в Сочи, а в пьесе представлены события, сопутствовавшие прежней нашей олимпиаде в Москве. Другое дело, что классически выстроенный текст «драматической истории в двух действиях» - эпос, притча, родная сестра итальянского неореализма и гения Акиры Куросавы. Галин ставился в Саратове. Об этом хорошо знает Вячеслав Алексеевич Дьяконов: ведь «Чешское фото» Галина, поставленное в руководимом Дьяконовым областном Центре народного творчества - в театре «Антреприза ДРС» имело фабулой саратовские события.
Художественный руководитель курса, играющего сейчас пьесу Галина - заслуженный артист России Игорь Баголей. Художественный руководитель театра - народный артист России Григорий Аредаков. Как и к репертуарному спектаклю труппы академдрамы «Завтрак у предводителя» по Тургеневу к нынешней студенческой работе в программке дана историческая справка. Тридцать лет - не пустяк! Целая жизнь. Жизнь этой пьесы Галина укоренена в отечественной культуры как и все творчество этого драматурга. Пока студенты вот так играют - живёт и наша культура. Обязательно посмотрите новый спектакль.

Борис Глубоков «Земское обозрение» 2 марта 2011 года

Студенты умирали на сцене

Давно уже саратовский театральный мир не содрогался от таких знаковых постановок. Спектакль Александра Галина «Звезды на утреннем небе» уже более двадцати лет идет на столичных сценах «Современника» и в «Театре Европы». Теперь эту пьесу избрали совсем еще юные артисты Саратова. На большой сцене Театра драмы имени Слонова состоялся премьерный показ дипломного спектакля театрального института Консерватории. Художественный руководитель курса, заслуженный артист России Игорь Баголей как мог пытался скрыть свое волнение. Шутка ли - на сцене выступали его подопечные молодые актрисы и актеры, среди которых родная дочь Маргарита. Причем ей отец предоставил роль... проститутки Лоры. Казалось бы, падшая женщина, что можно сказать? Но Маргарите удалось создать такой трогательный образ сочувствующей чужому горю девушки, умеющей любить, что поневоле задумаешься, а много ли таких хороших людей есть среди нас?
Действие постановки разворачивается на сто первом километре под Москвой в 80-е годы прошлого столетия. Тогда на Олимпиаду в столицу СССР съезжались спортсмены и высокие гости из разных стран и власти нашли «лучший» способ очистить город от бомжей, сумашедших, проституток и прочих неблагонадежных элементов - отправить их на время в пригород.
«На сто первом километре на ветру не реют флаги, там, на этом километре, доживают век бродяги, ни банкира, ни качка - делить нечего. По-стирушка с утречка, а драка к вечеру», -поет Александр Розенбаум. Такую же точно картину увидели зрители, придя в морозный день посмотреть эту, можно сказать, нелегкую постановку.
Честный милиционер влюблен в продажную девку, а та страдает об оставленном ею в общежитии ребенке. Больной физик-ядерщик нежно и восторженно отзывается о новой «знакомой» - проститутке Лорелее, а Аннушка, прошедшая и огонь, и воду, и медные трубы, пробует утопить свою горькую участь в бутылке с вином. В итоге одна из молодых девушек умирает, так и не увидев хоть издалека процессию с Олимпийским огнем. Казалось бы, лишь на какое-то время эти люди отброшены на периферию, а выясняется, что они вовсе не нужны обществу и даже самим себе. Финал потрясает глубиной и трагизмом, но все же оставляет надежду. Ведь все они - бомжи, психи и гулящие девицы - по-своему любят, заботятся друг о друге и, несмотря ни на что, верят в величие нашей огромной страны.
- Пьеса довольно непростая, даже сложная, - говорит режиссер-постановщик Любовь Баголей, супруга Игоря Баголея. - Тем не менее мы знали возможности наших студентов, поэтому не сомневались в выборе дипломной работы.
Как признался сам руководитель курса, за все четыре года, сколько учатся эти ребята, они стали для него уже как сыновья и дочки. Он почти не делает различия между родной Маргаритой и другими студентами.
По мнению педагогов, сам показ для них оказался очень волнительным, ведь результаты будут оценивать экзаменаторы. То, какой последние увидят её, скажет о профессиональных качествах саратовских выпускников-театралов. Зрители же сами дадут свою оценку. Многие из них даже выходили из зала в слезах.

Полина Бенкалюк «Телеграфъ» 01 марта 2011 года

101 километр правды

В театре драмы представили спектакль о проститутках и пьяницах
Пьесы одного из ведущих драматургов страны Александра Галина всегда отличались остросоциальной тематикой. Одна из них, «Звезды на утреннем небе», в свое время произвела сенсацию в российском театральном мире. На волне перестройки она была поставлена в легендарном «Современнике» и в Малом драматическом театре в Петербурге. В Саратове освоить известное произведение решили студенты заслуженного артиста России Игоря Баголея. Премьера спектакля «Звезды на утреннем йебе» прошла в театре драмы 25 февраля.
Время действия - 1980 год, Москва готовится впервые принять Олимпийские игры. Место действия - 101 километр, куда перед грандиозным событием отправляли всех, кто не вписывался в праздничную атмосферу советской столицы. Несознательные элементы - бомжи, проститутки, алкоголики, лица с уголовным прошлым - оказались бок о бок с диссидентами и известными учеными.
Так, где-то в Подмосковье, в грязном бараке и сошлись жрицы любви Лора (Маргарита Баголей) и Клара (Ольга Мельничук), пьяница Анна (Эвилина Резепова) и растерявшаяся девушка Мария (Софья Илюшина).
Здесь, рядом с шоссе, по которому вот-вот должен проследовать кортеж с олимпийским огнем, каждая из них пытается разобраться в себе. Ссыльные ссорятся, мирятся, рассказывают друг другу о том, как дошли до жизни такой. И, как водится, себя в случившемся не винят. Одну оболгала подруга, другая загуляла, по-тому что искала лучшей доли, а остальные как-то нежданно-негаданно оказались жертвами системы. Они как могут мечтают. О большой и чистой любви, высшем образовании, а самая бойкая, Лора, - даже о карьере воздушной гимнастки в цирке. Короче говоря, порочные дамы незаметно обретают почти ангельские черты. Кстати, именно в таком светлом образе предстает в конце спектакля одна из них, обряженная в белый балахон.
Впрочем, эпатажное поведение главных героинь не дает зрителю возможности усомниться в их истинном социальном статусе. Красотки обнажают грудь перед первым встречным, разговаривают на полутюремном жаргоне и одеваются так, что их хочется сразу приодеть. Впрочем, это не мешает им тут же обзавестись поклонниками. Бравый милиционер Николай (Давид Степанян) и содержащийся в соседнем профилактории гений-физик Александр (Егор Медведев) готовы рискнуть многим ради внимания девушек. Комичный образ ученого, созданный молодым актером, можно признать одним из самых ярких элементов спектакля. Сутулый ботаник в очках и натянутых до груди брюках был и смешным, и трогательным в своей серьезности.
Странную историю о поиске смысла жизни отлично дополняла сценография Юрия Наместникова. Герои страдали и влюблялись на фоне деревянных барачных стен и двухъярусных кроватей с провисшими панцирными сетками.
Трагикомедийный характер пьесы Галина позволил продемонстрировать юным саратовским актерам все, чему они научились за четыре года. Здесь каждый успел всплакнуть, посмеяться, произнести берущий задушу монолог и подраться с коллегой прямо на сцене.
Но вот выбор самой тематики показался довольно спорным. То, что было в новинку в начале 90-х, через двадцать лет вызывает лишь скептическую усмешку. Ведь книги, фильмы и постановки про несчастных, но готовых встать на путь исправления маргиналов, уже успели набить оскомину.

Екатерина Ференец «Взгляд» 3-9 марта 2011 года

Happy - end по-голивудски

25 февраля прошла премьера дипломного спектакля театрального института СКГ (академии) им. Л.В. Собинова (худрук курса и постановки Игорь Баголей, режиссер-постановщик Любовь Баголей) по пьесе Александра Галина «Звезды на утреннем небе». Накануне спектакля состоялся традиционный прогон, о котором, собственно, и пойдет речь.
Спектакль-ретроспектива возвращает зрителей к событиям, которые произошли более тридцати лет назад и в другой стране - СССР. Итак, год 1980, июль. Страна накануне Олимпийских игр. Москва готовится встретить участников и гостей Олимпиады, а заодно и продемонстрировать всему миру превосходство советского образа жизни и силу идей коммунизма. Из Олимпийской столицы, дабы не портили ее «красоту и благолепие», в приказном порядке высылаются «несознательные элементы» - бомжи, проститутки, алкоголики и прочие «отбросы» самого гуманного общества в мире. Об этом рассказывает в самом начале спектакля Персонаж не из пьесы (Максим Деричев).
Так, где-то в Подмосковье, в грязном бараке, оказываются совершенно разные женщины: хозяйка-пожарница Валентина (Анна Асоян, Наталья Петухова), «ночные бабочки» Лора (Маргарита Баголей, Анна Сказко) и Клара (Елизавета Ангерх, Ольга Мельничук), пьянчужка Анна (Мария Гичева, Эвелина Ризепова) и растерявшийся несмышленыш Мария (Софья Илюшина, КристинаТолокнева).
У каждой из героинь своя история, которую она рассказывает по ходу действия. У каждой есть свои хоть и довольно слабые надежды на обретение пусть призрачного счастья. Мария крутит роман с хозяйским сыном Николаем (Давид Степанян, Николай Сурков), Лора флиртует с Александром (Юрий Конов, Егор Медведев), «отдыхающим» из местной психушки. Весь этот «праздник жизни» сопровождается, как и положено, обильными алкогольными возлияниями в клубах сигаретного дыма.
Первое действие, по словам некоторых зрителей, вообще мало походило на драму. Возможно, вследствие молодости актерам пока еще трудно передать глубину образов, и как следствие - персонажи получились несколько схематичными. Алкоголичка Анна выглядит несколько карикатурной, вызывая у публики скорее смех, чем сочувствие. Валентина, по логике, женщина сильная и даже жестокая, напоминала мечущуюся «тетку с кошелками». Если бы не трагические последующие события, связанные с гибелью Марии, драмы, «пронзающей душу зрителя», могло бы и не получиться вообще.
В некоторых сценах героини были весьма точны и убедительны, но таковых за весь спектакль набралось немного. Очень красивой, именно красивой визуально, поскольку желаемой эмоциональной глубины все же в ней хватило, была сцена омовения Марии и облачения ее в белое, почти подвенечное платье - даже не аллюзия, а прямой отсыл к Библии, если к этому присовокупить рассуждения Александра о «непорочном зачатье». И пока Мария мучительно умирает, бредя о сыне (еще одна весьма удачная сцена!), вся компания отправляется смотреть на проезжающий кортеж с Олимпийским огнем под проходящую рефреном через весь спектакль «Песню о Москве», бурно ликуя, - совсем как это описывала официальная пропаганда.
На этом можно было бы и закончить, оставив зрителю возможность самому продолжить сюжет. Конец истории по-голивудски счастливый, о чем вновь рассказывает Персонаж не из пьесы (он же сын погибшей Марии), недаром же он появился в начале. У мальчика появляется любящая семья - отец и бабушка (Николай и Валентина), а также крестные - Анна и Александр и, конечно же, несравненная Лора, которая рассказывала ему об Индии.
Возможно, в экранизации это выглядело бы и неплохо, но ведь в нашем случае речь идет о театре, и истиной человеческой трагедии (во всяком случае таковую описывал автор) на сцене увидеть не удалось, а жаль.
Не за горами очередная Олимпиада, может, через несколько лет из Сочи, как в 80-е из Москвы, будут выдворять «неугодных», и тогда связь с сегодняшним днем будет очевидна. Возможно, поведение пусть тех же персонажей, но в изменившихся обстоятельствах, следовало переосмыслить заново или описать новую ситуацию, но со всей ясностью, точностью, откровенностью, как это необходимо в актуальных произведениях.

Лана Соколова «Богатей» 03 марта 2011 года

 

 

© 2001-2011 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)