Гроза

А.Островский
Постановка - А.Галко

Дипломный спектакль выпускников 2001 года театрального факультета Саратовской государственной консерватории им.Л.Собинова

Действующие лица и исполнители:

САВЕЛ ПРОКОПЬЕВИЧ ДИКОЙ, купец - Андрей Бойко
БОРИС, его племянник - Евгений Гусев
МАРФА ИГНАТЬЕВНА КАБАНОВА (КАБАНИХА) - Екатерина Бич
ТИХОН, ее сын - Максим Бондаренко, Владимир Кошеваров
КАТЕРИНА, жена Тихона - Ольга Куликова, Елена Мамыкина
ВАРВАРА, сестра Тихона - Светлана Нестерова, Полина Шабаева
КУЛИГИН, мещанин - Артём Кузин, Дмитрий Куличков
КУДРЯШ, конторщик Дикого - Алексей Куличков
ФЕКЛУША, странница - Ольга Евдокимова
ГЛАША, девка в доме Кабановой - Светлана Нестерова, Полина Шабаева


ВЗЛЁТ РУССКОЙ КЛАССИКИ

Два года назад профессор театрального факультета Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова, народный артист России Александр Григорьевич Галко поставил со студентами своего курса спектакль по пьесе А. Н. Островского "Гроза". Зрители, отвыкшие от русской классики и от игры актеров по системе К. С. Станиславского, с удивлением обнаружили, что и та, и другая живы. И слава Богу! Актер выходит на сцену, в условный мир существования, в воображаемый мир человеческих дел и интересов, и своим переживанием провоцирует на сочувствие, сопереживание зрительный зал.

Какое, казалось бы, нам, детям XXI века, дело до скудоумного купеческого существования стопятидесятилетней давности, их грубости и ханжества, невежества и рабской покорности денежным мешкам? Мы-то считаем, что, общаясь с компьютерами и зная кое-что о полетах в космос, мы в своем развитии и человеческой состоятельности ушли далеко вперед. Однако, видя остолбеневших от изумления и сострадания Варвару и Кудряша, испытываем непонятное волнение: что потрясло этих циников и лицемеров, что заставило их затаить дыхание и забыть о собственных удовольствиях? Событие, редкое в мире бездушия: любовь! Надо видеть, как Борис появляется с Катериной на руках... и ничегошеньки-то они вокруг себя не видят и не слышат!

Спектакль А. Галко о любви! О Великой, Вечной, Трагичной любви, той самой, которая преображает не только влюбленных, но и тех. кто попал в зону воздействия этого чувства, просто стал свидетелем происходящего. Отсвет этой любви коснулся не только Варвары и Кудряша, а потряс затхлое существование провинциального городишки, да и нас. зрителей, не оставил равнодушными. Конечно, талант любви не всякому по плечу, и мы. как и Варвара, страшимся непостижимости и силы этого чувства, и вместе с тем понимаем, как мало отпущено счастья влюбленным и как страшна гроза, нависшая над ними.

По телевизору всё режут, жгут, убивают... Замечательно после всего этого кошмара окунуться в настоящие чувства и страсти, услышать прекрасную русскую речь и задушевные народные песни, которые усиливают внутреннее сосредоточение на происходящем. Человек может найти себя, высветить свою личность только через отношения с другими людьми. Любовь - высшая форма самораскрытия. Катерина Ольги Куликовой - подлинно русская трагическая героиня. Лиризм ее любви сочетается с внутренней стойкостью. Какая силища в этой хрупкой женщине! Она вся нацелена на ощущение внутренней правды, на подлинность чувств, на величие самовыражения. Как она внешне спокойна и рассудительна, как хочет жизни без лжи и лицемерия, как жаждет быть понятой и любимой. Но все отгораживаются от нее стеной непонимания и равнодушия. И скрытый огонь души начинает мучить ее столь сильно, что таить его невозможно и опасно. Гроза в душе прорывается слезами, омывает, очищает и делает равнодушной к домашней тирании, поразившей проказой живые души людей. Катерина одна осмеливается на открытый протест против общего бездушия подневольности. Даже Бориса любовь не преображает, не освобождает от внутренней зависимости и рабской покорности. С него достаточно любви скрытой, боящейся огласки, даже и недолгой. Признания в любви чего-то стоят, если обе стороны поднимаются во весь рост рядом друг с другом. Тут чрезвычайно важна не просто взаимность - равнозначность. Без этого нет не только любви, но и самой жизни. Во всяком случае, именно так обстоит дело для Катерины. Не все так плохо обстоит в нашем театральном существовании, если возможна постановка таких спектаклей и появление таких курсов, как у Александра Галко. Именно классический репертуар дает возможность актеру проверить свои силы, потребовать от себя накала души, а зрителю - не "оторваться", не "оттянуться", а соизмерить свои переживания и жизненные представления с великими взлетами истинных чувств.

Наталья КАРАВАЙКИНА, Рампа 05.2001

© 2001 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)