Божий клоун

Постановка и сценическая композиция по дневникам и воспоминаниям о Вацлаве Нижинском В.А.Ермаковой

Дипломный спектакль выпускников 2002 года театрального факультета Саратовской государственной консерватории им.Л.Собинова

премьера состоялась 19 октября 2001 года

Художник - Ольга Колесниченко
Художник по свету - Дмитрий Крылов
Педагог по речи - Виктор Кульченко
Педагог по танцам - Наталья Косолапова
Помощник режиссера - Тамара Лученкова
Звукорежиссер, засл.работник культуры России - Владимир Дробышев

В спектакле звучит музыка И.Стравинского, П.Чайковского, К.Дебюсси, А.Адана, К.Сен-Санса, Д.Шостаковича, А.Шнитке, Э.Лало, К.Вебера.

Действующие лица и исполнители:

ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ, премьер русского балета - Максим Матвеев, Илья Козин
СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ, антрепенер - Александ Тихонов, Кирилл Кривоногов
РОМОЛА ПУЛЬСКИ - Екатерина Хатаева
ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ, композитор - Вячеслав Левченко
ЛЕВ БАКСТ, художник - Игорь Постнов
АЛЕКСАНД БЕНУА, художник - Денис Аверьянов
АННА ПАВЛОВА, прима-балерина - Юлия Филиппова
МИХАИЛ ФОКИН, балетмейстер - Константин Петрушин
ТАМАРА КАРСАВИНА, приа-балерина - Наталья Шипкова
МАРИЯ РАМБЕР, пианистка - Елена Умникова
ЕКАТЕРИНА РАЙТЕР, меценатка - Екатерина Михайлова
МАДАМ БЛАНШ - Наталья Вавилина
МАРИЯ ПИЛЬЦ, молодая балерина - Виктория Дунаева
МЯСИН, молодой премьер - Константин Петрушин
МИСТЕР ВОЛНИ, директор Лондонского варьете - Кирилл Кривоногов, Александр Тихонов
ВАСИЛИЙ, слуга Дягилева - Андрей Зарубин
ПРОФЕССОР-ПСИХИАТР - Сергей Игнашев
КИРА, дочь Нижинского - Рита Баголей
МЕДСЕСТРА - Елена Умникова
САНИТАРЫ - Вячеслав Левченко, Вячеслав Карпов
РЕПОРТЕРЫ - Виктория Дунаева, Вячеслав Карпов

Рецензии

"Божий клоун" Нижинский

"Божий клоун" - дипломный спектакль студентов театрального факультета консерватории (курс народной артистки СССР профессора В.Ермаковой), премьера которого недавно состоялась а Саратовском академическом театре драмы.

Нелегкая и трагичная судьба гениального артиста балета и балетмейстера Вацлава Нижинского предстает перед зрителями в ходе театрального действия. Главную роль в первом премьерном спектакле проникновенно исполнил один из способных учеников Валентины Александровны - Максим Матвеев.

По ходу действия зрители встречаются и с другими великими личностями прошлого - известным театральным деятелем Сергеем Дягилевым, выдающимися танцовщиками Михаилом Фокиным и Анной Павловой, композитором Игорем Стравинским.

Юрий Михайлин, "Саратовская панорама",31.10 - 06.11. 2001

БОЖИЙ БЛАЖЕННЫЙ КЛОУН

В саратовском театре драмы 19-го и 20-го октября состоялась премьера дипломного спектакля театрального факультета консерватории "Божий клоун". Курс ведет народная артистка СССР профессор Валентина Ермакова, именно она создала сценическую композицию по дневникам великого танцовщика Вацлава Нижинского, его жены Ромолы и сестры Брониславы. О своих впечатлениях от спектакля я и хотела вам рассказать...

... Назойливый красный...

Льющийся со сцены, растягивающийся до бесконечности по плоскости вне спектакльных жизней.

Красный цвет творящий и сотворяющий.

- Люди, не стреляйте! - крикнет Нижинский.

Красный - печать, знак, метка.

Первые и самые сильные ощущения после спектакля. На них наслаивается музыка Стравинского и пластика Максима Матвеева (Нижинский).

До его появления спектакль производит впечатление некоего подобия школы русского балета для непосвященных, поскольку очень напоминает энциклопедическое перечисление имен: Дягилев, Карсавина, Бакст и т.д., ввод зрителя в курс дела. И вдруг начинается действительно завораживающее действо. Максим танцует.

Первая сцена.

Нижинский в белом. Воздушная рубашка, белоснежные брюки. Белый цвет нервный и неверный самому себе.

Вторая. Его костюм серого цвета и не "по росту". Каждая образовавшаяся на одежде складка кричит о его растерянности, неуверенности, незнаемости ни себя, ни других.

"Божий клоун" сам себя распяв однажды, вбил в запястья всю оставшиюся жизнь. Вольно или невольно не в том суть - для гениев не бывает плохих или хороших условий. "Божий", наверное, все же блаженный, а не религиозный.

"Божий клоун" профессия, требующая смешить. Смеялись над Нижинским и в его эпоху, смеялись и в зрительном зале. Вот только не знаю, чему.

О Ромоле (Екатерина Хатаева).

Валентина Ермакова:

- Ромола - это женщина, которая сумела женить его на себе. Он в эмоциональном порыве сделал ей предложение и женился, сам, по-моему, не сознавая этого. А потом, она все-таки для него многое сделала. Все его бросили, а она осталась. Но дело все в том, что, когда она хотела увести от Дягилева, уводила его от творчества. А не от любви. Только с Дягилевым он мог по-настоящему работать.

С Дягилевым все обстоит несколько сложнее. В спектакле его характер показан, казалось, с одной точки зрения, однобоко: тиран, пусть и любящий. Но если присмотрется, то можно уловить несоответствующие противоречия, которые были присущи Дягилеву-человеку. У актера Александра Тихонова лицо открытое, искреннее, доброе и летнее. Лицо, не знающее ни внутреннего раздражения, ни жестокости. А роль строгого до крайности человека. Внешние и внутренние границы стираются.

Этот спектакль подчинен жесткой логике: если гений, значит страдания, значит "да" и "нет", значит - стремление к черно-белому. Чтобы легче было: нам и им.

Антонина Борисова "Территория" 1-15 ноября 2001

© 2001 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)