о театре

ТАМ. Евгеники

по произведениям Евгения Гришковца: "Город", "Зима", "ОдноврЕмЕнно" и "Записки русского путешественника"

В библиотеке клуба можно найти пьесу

Постановка Ивана Верховых (2001)

В главной роли - Юрий Кудинов

Участники: Елена Блохина, Сергей Волков, Дмитрий Черных, Виталий Скородумов, Сергей Ганин


Счастливое число - 13

Сезон почти завершен. Театры прощаются со зрителями до осени, напоследок радуя премьерами, например в пятницу 13-го. Если вы не суеверны и не боитесь в этот день выходить на улицу, то отправляйтесь прямо в театр АТХ, где состоится премьра спектакля "Там" по произведениям Евгения Гришковца, знакомого саратовским зрителям по моноспектаклю АТХ "Как я съел собаку". Кстати, на недавно прошедшем в Вене фестивале германская постановка этой пьесы получила три первых премии в номинациях: лучший исполнитель, лучшая пьеса и лучший перевод, выполненный Штефаном Шмидтке.
О премьере и о театральной студии АТХ, о которой в последнее время ходит немало разговоров, мы и поговорили с художественным руководителем театра Иваном Верховых.

- Когда смотришь на афишу, сразу возникают два вопроса: почему опять Гришковец и почему пятница, 13-е?
- С цифрой 13 у нас очень много связано. У нас 13-й сезон, 13 актеров, мы поставили 13 спектаклей. Я все-таки хотел, чтобы 13 было для нас счастливым числом. А что касается Евгения Гришковца, то мы познакомились еще до того как он стал знаменитым, более того, я тогда не знал, что он пишет пьесы. Мы встретились на съезде Союза независимых театров и режиссеров, разговорились и как-то сразу подружились. Потом стали попадаться его пьесы, он стал известным драматургом. Я к тому это говорю, что это не конъюктура, так продолжается линия нашего театра: для меня очень важна личность автора, его человеческие качества. Многие говорят, что Евгений Попов - не самый лучший писатель, кто-то не понимает Владимира Казакова, но для меня важно, что автор, которого мы ставим - это друг, человек, с которым можно легко общаться, как с самым хорошим другом. Сейчас на Гришковца неожиданно свалилась слава, но, надо сказать, нисколько его не испортила. Он, когда узнал, что мы ставим его снова, сказал, что не берет с нас гонорар за право постановки и авторские отчисления, что для нас, конечно, немаловажно. Гришковец стал сейчас ведущим драматургом, наверное, потому, что нашел новую интонацию общения со зрителем. Я читаю много современной драматургии и прозы, но этот автор мне сейчас наиболее интересен, там нет чернухи, претензий, а есть доверительная интонация любви к читателю, открытость. Есть у него еще одна особенность. Для любого человека есть вещи, которые, кажется, не интересны никому, кроме него. А Гришковец осмелился рассказать свою историю, высказать вслух самые сокровенные мысли. Такая абсолютная искренность подкупает, это близко нашему театру.
- Какой литературный материал лежит в основе спектакля?
- В целом, все произведения Гришковца, кроме "Как я съел собаку".Там есть текст из монопьесы "Одновременно", из пьес "Зима", "Записки русского путешественника", а за основу взята последняя пьеса "Город", которую ставят в "Школе современной пьесы" у Райхельгауза, который до этого ставил "Записки русского путешественника". "Город" - это рассказ о судьбе человека, находящегося где-то в районе возраста Христа. Нам было интересно рассмотреть судьбу внешне благополучного человека, который при этом мечется и страдает. Это рассказ о герое нашего времени.
- Кто из актеров занят в спектакле?
- К сожалению, там всего одна женская роль, ее исполняет заслуженная артистка РФ Елена Блохина, главную роль играет Юрий Кудинов, в остальных ролях Сергей Волков, Сергей Ганин, Виталий Скородумов и Дмитрий Черных.
- Расскажите, что сейчас происходит в театральной студии АТХ?
- Больше месяца шли разные консультации, прослушивания, в результате количество народа сократилось раза в четыре, и вот сейчас осталось 26 человек.
- И сколько останется счастливчиков?
- Конечно, 13...
- Откуда взялась идея создания собственной студии?
- Нельзя сказать, что наши актеры постарели, просто они все прнадлежат одному поколению, мы иногда испытываем недостаток в младшем и старшем поколениях. К тому же переучить сложнее, чем научить, хотя это, конечно, трудно, потому что у нас нет подходящей базы, но будем искать какие-то варианты.Для меня важно не количество набранных людей и не количество отработанных педагогами часов, а студийцы, которые по своим человеческим качествам будут подходить для работы в нашем театре, а не только по степени одаренности. АТХ имеет особую специфику и во многом отличаеися от других театров.
- Приходили ли люди, о которых заранее можно сказать, что они соответствуют этим критериям?
- В общем сверхталантливых людей не было, но это не значит, что после третьего тура набор закончится. Не исключен вариант, что из тех кого мы возьмем, кто-то поступит на театральный факультет и выберет именно его. Я думаю, мы продолжим набор, параллельно проводя занятия, и где-то к новому году определимся.
- Заниматься со студийцами будут актеры АТХ?
- В основном да, но, думаю, это будет студия актерско-режиссерская, потому что есть актеры, в которых я вижу режиссерские способности, и они могли бы, например, поставить небольшой спектакль с этими ребятами. Вполне возможно, мы будем привлекать педагогов по вокалу, историю искусств будет вести Наталья Свищева, но упор будет больше сразу на практику и на общение. Общение в театре с актерами, присутствие на репетициях подчас дают больше, чем занятия с 8 утра до 12 ночи.

Екатерина Семенищева

© 2001 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)