ц ъебъзе

Пять вечеров

Александр Володин

мелодрама

Премьера состоялась 12 ноября 2009
Режиссер -постановщик
- Ольга Харитонова
Художник-постановщик - Ольга Герр
Художник по свету - Дмитрий Крылов
Хормейстер - Татьяна Аредакова
Помощник режиссера - Светлана Строкина
Звукооператор - Юлиана Ковальска
Осветитель - Алексей Максимов

Спектакль идет с одним антрактом

Действующие лица и исполнители

Тамара - Алиса Зыкина
Ильин - Юрий Кудинов
Слава - Александр Фильянов
Катя - Екатерина Ледяева
Зоя - Любовь Воробьева
Тимофеев - засл.арт.России Игорь Баголей

Любовь на «Пять вечеров»

Чтобы быть оцененным по достоинству, ни пяти часов, ни, уж тем более, пяти вечеров спектаклю с одноименным названием по пьесе Александра Володина, на прошлой неделе дебютировавшему на камерной сцене академдрамы, не понадобится. Это тот редкий случай, когда постановка влюбляет в себя зрителя, а для этого достаточно и пяти секунд.
И влюбленности сопутствует целая гамма чувств. Во-первых, удивление. Его вызывает не только тонкость, прочувствованность, глубина творческой работы Ольги Харитоновой, сколько сам факт появления Ольги Игоревны, известного трального критика, бессменного завлита театра драмы в амплуа режиссера-постановщика. прочем, к воплощению себя в полноценной режиссерской работе Ольга Харитонова шла давно, и на этом пути уже добивалась пусть небольших, но все же успехов. Например, в соавторстве с Антоном Кузнецовым воплотила на подмостках академдрамы «Долгую счастливую жизнь» и «Господина de Мопассана».
Кстати, к инсценировке володинских «Пяти вечеров» театр уже обращался. Но тогда вариант, предложенный приглашенным режиссером, руководство академдрамы не устроил, и пьесу пришлось. отложить до лучших времен. Отрадно, что эти времена наступили и при этом столь удачно задействовали творческий потенциал самого театра, К удивлению примешивается наслаждение от теплоты и гармонии, которые присутствуют на сцене. Прочтение Ольги Харитоновой лишило текст оригинал a одной из сцен - как раз-таки не вечерней - и обогатило дополнительными оттенками смысла и лиричностью. Персонажи поют под гитару и читают стихи, а в динамиках звучат советские песни, перемежающиеся с сочинениями Моцарта и композицией группы БИ-2 «Серебро», которая как будто бы окончательно разлучает двух таких одиноких и несхожих людей, как Ильин (Юрий Кудинов) и Тамара (Алиса Зыкина).
Еще одной неожиданностью стал дуэт Ольги Харитоновой с питерской художницей Ольгой Герр - эксперимент, от которого спектакль только выиграл. Декорации, иллюстрирующие эпоху 60-х, убедительны и ненавязчивы. Помимо предметов мебели, на сцене присутствуют старые театральные афиши и большие черно-белые принты с изображением питерских улиц в качестве намека на то, что именно в северной столице и разворачивается действие пьесы. Как намек, тонок и полупрозрачен занавес, который время от времени переносит действие с одной половины сцены на другую.
Трудно вообразить, что вневременной сюжет «Пяти вечеров» в сочетании с неподражаемым стилем Володина, достойным быть разобранным на цитаты, мог бы оставить зрителя - даже если он начисто лишен чувства юмора - равнодушным. В день генеральной репетиции спектакля было очень похоже на то, что с восприятием смешного у публики все в порядке: по залу то и дело пробегал дружный смешок. По ходу действа создается впечатление, что Харитонова очень тонко, на лету подхватывает беззлобные подтрунивания автора над своими героями и героинями. «Одной-то вообще жить лучше, - лицемерно вздыхает не первой молодости буфетчица Зоя (Любовь Воробьева). - Мужчине надо то носки покупать, то мясо, то четвертинку». Сама она явно готова и не на такие жертвы, лишь бы удержать возле себя хоть какого-нибудь кавалера. При этом Зоя Харитоновой умеет как следует отдохнуть, а потому неравнодушна к спиртному.
Рассказанная драматургом история одновременно грустна и иронична, и в этом контрасте, возможно, и заключается главный залог ее притягательности. Немолодой уже человек, Ильин, не имеющий ни семьи, ни престижной работы, находится в поиске самого себя и попутно заводит мимолетные интрижки с женщинами наподобие Зои, которые непрочь женить на себе видного холостяка. Но все эти романы значат для Ильина очень мало: он все чаще вспоминает свою первую любовь Тому, с которой расстался много лет назад. Однажды, оказавшись в городе своей юности, он решается проверить, не живет ли Тамара все в той же квартире над аптекой, комнату в которой он когда-то снимал. Когда Ильин оказывается в гостях у Тамары, начинается отсчет пяти вечеров, которые герои проведут вместе, предприняв последнюю отчаянную попытку вернуть прошлое. Чего только ни происходит за это время: Ильин и Тамара вынуждены заново присматриваться и подстраиваться под непростые характеры и совершенно разные системы жизненных ценностей друг друга, параллельно развивается любовная история вы (Александр Фильянов), сироты-племянницы которого с детства воспитывает Тамара, и нистки Кати (Екатерина Ледяева), а университетский товарищ Ильина Тимофеев, роль которого блестяще исполнил Игорь Баголей, оказывается не прочь и сам приударить за старой знакомой своего друга. Душевные метания героев заканчиваются пусть и не лишенным многоточия же «хэппи эндом».
Выше всяких похвал актерская игра. Что работы молодых артистов театра драмы не менее выпуклы и интересны, чем образы, созданные Зыкиной, Кудиновым, Воробьевой и Баголеем.

Екатерина Богданова «Богатей» N 39(509) 19 ноября 2009 г

ЛЕНИНГРАД «ЗОРКИХ СЕРДЕЦ»

Володина в Саратовской драме раньше не ставили. В том году была предпринята попытка перенести на сцену «Пять вечеров» - пьесу не просто володинскую, а уже давно культовую (ее название получил театральный фестиваль в Петербурге). Но худсовет не принял работу приезжего режиссера - не почувствовал в ней «володинокой интонации». Завлит театра Ольга Харитонова, потихоньку сама репетируя с актерами, поставила спектакль к исходу осени. Но такая крупная работа у нее впервые. Все очень просто, без режиссерских изысков. Сделать так, чтобы белые стежки режиссуры вообще не были видны - тоже искусство.
Это именно Ленинград, володинский город (постановщики порой забывают об этом). Каналы, дома-дворцы, светлые, как белой ночью, полотна городских декораций. Петербургская художница Ольга Герр возводит здесь свой «город... любимый с детства». А этот холодноватый кожаный диван с деревянной полочкой и фарфоровыми статуэтками, эти жесткие стулья, эта старомодная раскладушка с пружинками... и нежно-розовая докторская колбаса, которую так аппетитно поглощают герои... Они и яичницу-глазунью, свежеизжаренную реквизиторами, поедают на наших глазах. Под радиомарши и радиовести (иногда, правда, голос на дикторский не похож). Как все знакомо! Герои спектакля много молчат, курят, часто пьют, еще чаще поют и берутся за гитару. Существуют в этих., коммунальных комнатках подробно и неспешно. Иногда слишком неспешно. Но очень убедительно!
Сверхточен выбор актеров: уникальная, ни на кого не похожая Алиса Зыкина и тоже «отдельный», очень сдержанный, Юрий Кудинов.
Два этих удивительных актера умеют без наигрыша и надрыва сыграть встречу, расставание, обиду, прощение. Кудинов по основным своим ролям однолюб. Однолюбом остается и у Володина. Когда улыбка - крайне редкая гостья - освещает его лицо «за это можно все отдать». Он говорит о ее красивых руках - мы близко сидим в малом зале, видим застуженные, обветренные ладошки актрисы. Нам не смешно - «главное не увидишь глазами, зорко одно лишь сердце».
«Зоркое сердце» и у продавщицы Зои (Любовь Воробьева). За несколько сценических минут актриса сыграла всю её историю. Она умеет любить, только ждать она совсем не умеет и готова от отчаяния кинуться к каждому. У нас на камерной сцене драмы случилась своя история. С характерной «володинской интонацией».

Ирина Крайнова «Саратовские вести» 26 декабря 2009 г

Стойкие, нежные, любимые

На «Пяти вечерах» зрители смеются, чтобы не заплакать
В Саратовском академическом театре драмы сыграли премьеру спектакля по пьесе Александра Володина.
«Пять вечеров», «Старшая сестра», «Осенний марафон», «Звонят, откройте дверь», «С любимыми не расставайтесь» - драматург Володин был великим автором, может быть, даже лучшим. Застенчивый и регулярно нетрезвый классик, когда-то сказавший часто повторявшееся «Стыдно быть несчастливым», в конце жизни поправился: «Несчастливым быть трудно».
Что-то такое он знал о жизни и людях, чувствовал и мог выразить это такими словами, что написанное им для режиссеров, актеров, а также зрителей и читателей уже пятьдесят лет становится детектором лжи. Как у тебя там с тонкими материями? Получается запрятать их поглубже? Ты действительно веришь, что правда торжествует?. «Почему-то потом. Но почему-то обязательно». А счастье лучше? Так его, черт побери, хочется...
Впервые «Пять вечеров» были поставлены Георгием Товстоноговым на сцене Ленинградского БДТ ровно пятьдесят лет назад, в год, когда они и были написаны. По легендам, игра Зинаиды Шарко и Ефима Копеляна и вся эта история казались немыслимыми среди побеждавших на сценах страны оптимистического пафоса и трудового героизма. Но пафос сдулся, а «Миленький ты мой», негромко спетый главный героиней, остался в истории русского театра.
И том же 1959 году в московском Современнике» режиссером спектакля и исполнителем роли Ильина стал Олег Ефремов, Тамарой - Лилия Толмачева, а юного Славку, говорят, очень темпераментно сыграл Олег Табаков. «Пять вечеров» ставили и продолжают ставить на разных сценах. А тридцать лет назад очень хорошее кино с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным снял Никита Михалков. Тогда он еще был просто талантливым режиссером и человеком, а не императором и где-то даже святым, потому, наверное, стрелка детектора лжи показала правду. Фильм получился пронзительным и любимым зрителями.
В общем, сравнений нашему драмтеатру было не избежать. Невольного володинского теста на человеческую состоятельность - тоже. А для режиссера спектакля, заведующей литературной частью театра Ольги Харитоновой были еще и осложнения. «Пять вечеров» в академдраме начали репетировать два года назад под руководством другого, приглашенного режиссера. Случай редкий, но, когда уже было сделано больше половины работы, от постановки театр отказался, от стыда уберегся.
И вот те же актеры ту же историю любви стали рассказывать по-новому, никого не осуждая и не обижая. История нехитрая. До войны студент-химик Ильин и клейщица с «Красного треугольника» Тамара были вместе. После конфликта с деканом его исключили из института, он ушел на войну, она провожала. (Как провожала - Володин списал себя и своей жены.) Его тяжело ранили, потом «были обстоятельства», и он перестал отвечать на ее письма. Сидел в лагерях, остался под Воркутой шоферить, а она на том же «Треугольнике» доросла до мастера и воспитывает сына умершей в блокаду сестры. Через семнадцать лет он приходит в ту же питерскую коммуналку. Вечер первый.
Если бы Ольга Харитонова была чуть менее щепетильна, она могла бы написать на программке: «Посвящается моим родителям» ее мама всю жизнь проработала инженером-химиком, а отец воевал. Для многих зрителей поход в театр тоже стал нежностью узнавания: мамин кружевной воротничок, папина шляпа, цвет книжных корешков на этажерке, бабушкин диван с валиками. Скудный быт, сдержанные отношения, строгие чистые чувства.
Спектакль идет на малой сцене. До артистов и реквизита - несколько метров, разглядеть можно все: настоящие, не бутафорские стулья и железную кровать, скромные фарфоровые статуэтки и граненые стопки. Специально купленный в антикварном магазине радиоприемник, из которого «звучат» реальные дикторские голоса пятидесятых: «Планы промышленности по развитию производства синтетического каучука...». Машина времени приносит нас в нужную точку.
При этом питерский художник Ольга Герр творила больше, чем просто бытовую постановку. На полупрозрачных полотнищах она создала Ленинград с петербургскими улицами, трудный, ускользающий город. В котором улица Восстания, 22, квартира 2 - место действия, адрес главной героини - это реальный адрес самого Александра Володина.
В «Пяти вечерах» играют шесть артистов. Много рассказывать о них не хочется, хочется, чтобы вы сами увидели: они замечательные.
Тамаре Алисы Зыкиной оттаивать больно: железные бигуди, сжатые кулаки и сжатый голос, а потом поцелуи в парадном и бесконечная жалость к своему Саше - «Я тебя так уважаю». Убедить молодых зрителей, что по пьесе героине всего 36 лет, сегодня практически невозможно. А она только снаружи стойкий оловянный солдатик, а так - живая, нежная, и очень боится новой старой любви.
Ильину Юрия Кудинова тоже страшно. Он ведь предпочитает ни от кого не зависеть и вообще собирался быть «счастлив разнообразно и по разным поводам». Вот только от какого счастья Ильин бесконечно курит свой «Беломор»? И герой старается существовать сам по себе, и артист играет немного отдельно. А еще они оба, Зыкина и Кудинов, очень хорошо, душевно поют. Подобранный Ольгой Харитоновой музыкальный ряд, от «Тучи над городом встали» до «Се-си-бон» - отдельное зрительское и актерское удовольствие.
Молодые герои Александра Фильянова (Слава) и Екатерины Ледяевой (Катя) не только поют, но и радостно танцуют. Честный и робкий, «насыщенный теорией по горло» юный мужчина и «не дура, не умная, а веселая» маленькая женщина ведут свою партию поразительно точно. Они возбуждены от подступающих чувств, верят в их настоящесть и готовы за них бороться. Они очень волнуются, им невозможно быть несчастливыми. Саша Фильянов, ученик Александра Галко, был достоин похвалы учителя.
И конечно, приз за лучшее исполнение ролей второго плана присуждается заслуженному артисту России Игорю Баголею (Тимофеев) и его жене Любови Воробьевой (Зоя). До слез жалко непутевую и несчастливую Зою - зрительный зал, сглотнув комок, спасительно смеется. Воробьевой и Баголею с его коротким, но ярким появлением в образе главного инженера удаются просто-таки свои бенефисы.
«В книге жизни много лишних подробностей, но эти страницы можно пропускать», - говорит герой Юрия Кудинова. Неправда. В подробностях, в щемящих паузах и живет главное: сострадание, понимание, сочувствие. Премьера в театре драмы не сфальшивила ни в чем. Зрители выходили с «Пяти вечеров» притихшие, сентиментальные, даже мужчины. С лиц уходила вечная наша судорога раздражения и борьбы за выживание. Хотелось тихо напевать и найти дома фотографию смеющейся молодой мамы в шифоновом платье. Погрустить, что тебя и семнадцать недель не стали ждать. Понимая умом про надежного спутника жизни, все-таки пожелать своим детям узнать ту любовь, от которой плавится сердце.
Попасть в театр на первые два дня премьеры было непросто - зал вмещает всего сто мест. Следующие спектакли пройдут 4 и 25 декабря.

Валерия Каминская «Неделя области» N 59(475) 18 ноября 2009

Не потеряли в серебре

Не всякому таланту находиться место под солнцем, не всякий достойный оказывается на вершине мира, не всякая любовь заканчивается хэппи-эндом. Насколько это правда, еще раз убеждаешься во время просмотра спектакля «Пять вечеров» в постановке Ольги Харитоновой, премьера которого состоялась в минувший четверг в театре драмы на Малой сцене. В попытках примирить свободу и счастье герои советского драматурга Александра Володина проходят долгий сложный путь, но не теряют главного – способности любить других и уважать себя.
Ильин (Юрий Кудинов) и Тамара (Алиса Зыкина) встречаются после долгой разлуки. Ему не хочется, чтобы она вникала во все обстоятельства его несостоявшейся, с точки зрения советских идеалов, жизни, а просто любила - таким, какой есть. Но Тамара, будучи женщиной благородной и умной, остается, выражаясь языком социологов, продуктом своей эпохи. В минуты, которые могли бы стать решающими в их отношениях, она заявляет тоскующему смертной тоской Ильину, что если он «пустой человек и безалаберно живет», то она, как собачка, за ним не побежит. Герой уходит, но находит в себе силы вернуться: как всякий нормальный человек, он хочет покоя и счастья. Но Юрий Кудинов так расставляет акценты, что становится ясно: свобода для него -это не форма протеста, а единственно возможный способ существования. И если она, единственная в его жизни по-настоящему любимая женщина, начнет снова пилить его несбывшимся призванием, не факт, что он не возьмет свой захудалый чемодан и не уйдет в ночь...
Кудинов не идеализирует своего героя, неслучайно спектакль начинается с характерной сцены: Ильин, на несколько дней приехавший в Ленинград в командировку с далекого Севера, укладывает в постель женщину, с которой едва знаком. Не потому, что поддонок, но факт остается фактом. Однако жизнь - сложная штука, да и сам Ильин - не политический диссидент с дурным неуживчивым характером; не Новодворская в брюках. Как верно заметил Юрий Кудинов в интервью нашей газете, это человек, прошедший войну и во многом ею поломанный. Война незаметно присутствует в спектакле, и это многое объясняет.
Со звукорядом в «Пяти вечерах» получилось, почти как у Чехова: герои слушают, как звучащий из радиоприемника голос бодро отчитывается в достижениях последних лет, а в это время ломаются, выстраиваются и снова ломаются их судьбы. Но лейтмотивом в спектакле становится не он и даже не песенки советских лет, а популярный хит группы Би-2 «Серебро» с его скорее антисоветской тоской т философским стоицизмом. И надо сказать большое спасибо Юрию Кудинову, чья игра помогла, наконец, уяснить, про что написали свой бессмертный хит Лева и Шура. Я даже начинаю думать, что Би-2 писали эту песню специально для Кудинова - настолько она ему подходит...
В спектакле есть еще одна любовная линия - это племянник главной героини Слава (Александр Фильянов) и его подруга Катя (удивительно органичный образ Екатерины Ледяевой), чьи отношения развиваются во многом параллельно отношениям Тамары и Ильина. Эта линия вплетена драматургом неслучайно, она показывает, по какому пути могут пойти жизни юноши и девушки, если вовремя не оценить и не принять друг друга. В то же время это и символ надежды: Катя и Слава молоды, и в их силах не повторять ошибок Тамары и Ильина.
Многие сцены врезаются в память. Когда Ильин и Катя вдвоем среди ночи неполиткорректно пьют водку в дешевом вокзальном буфете, иона уговаривает его вернуться к Тамаре, а он убеждает ее бежать скорее к Славе. Когда Ильин срывается на своем друге Тимофееве за то, что тот сдал его перед Тамарой, вкладывая в эту истерику всю свою боль по несбывшейся жизни...
Все персонажи получились живыми и достоверными. Игорь Баголей тонкими штрихами, одним взглядом сквозь толстые пафосные очки, создает образ советского плейбоя и успешного франта, местами заставляя зрителей хохотать от души. Алиса Зыкина в начале спектакля - комок нервов и боли, разговаривает с героем, как строгая учительница с провинившимся учеником, но ближе к концу смягчается, в ее голосе появляется задушевность. И это дает основания надеяться, что где-то там, уже за рамками спектакля, она проявит мудрость и между Марксом и Кудиновым, коль скоро этот выбор встанет, выберет все-таки Кудинова...
Любовь Воробьева в своей меховой телогрейке и коротеньких ботиночках ужасно узнаваема - хамоватая курносая продавщица из советского магазина с прической а-ля Любовь Орлова, которой так не хватает любви и счастья...
Юрий Кудинов проживает на сцене целую жизнь. Его игрой, такой глубокой и честной, нельзя не любоваться. При этом даже не совсем понятно, что вызывает больший восторг- герой, в которого моментально влюбляешься, или сам Кудинов, который его играет.
Старая, видавшая виды мебель, белая, вязанная крючком скатерть, ветки мимозы в литровых банках за неимением ваз, красная помада и юбки неопределенной длины - эстетика спектакля проста и понятна всем, кто жил тогда в нашей стране. Авторы даже разыскали где-то афиши культовых советских кинофильмов и обклеили ими сцену. И хотя возвращаться в то время с его убогими кроватями с железной сеткой, деревянными стульями и тесными коммуналками вряд ли кому-то по-настоящему хочется, перенесенные в театральное пространство эти детали способны вызвать определенную ностальгию по годам нашего детства и юности, когда вся жизнь, казалось, еще впереди. В целом спектакль получился очень теплым, словно признание в любви всем, кто рожден в СССР, кто неискушен и немного наивен, но чист и по-хорошему романтичен. Легкая, прозрачная, с оттенком доброго юмора грусть по всему тому, чего теперь, спустя годы нам так не хватает...

Елена Балаян «Взгляд» 19-25 ноября 2009 года

«Былых возлюбленных на свете нет» ?

«Пять вечеров» в академдраме
В театре драмы - вновь премьера. Ольга Харитонова поставила классику советской драматургии - «Пять вечеров» Александра Володина.
На фоне всеобщего интереса к совку, интереса пренебрежительного и ностальгического одновременно, перед спектаклем, я, честно признаюсь, побаивался экспериментов на эту тему. Ведь можно же было поставить нечто щемящее с намёком, что тогда люди были не в пример духовнее нынешних. Можно было сконструировать интеллектуальный стёб, понятный одному из десяти, в душе смеясь над тогдашними героями и тогдашними переживаниями.
Харитонова не стала ничего усложнять. Это просто история любви, вернее, две истории любви, одна только нарождается, другая встаёт из пепла. Время, то время, - оно в деталях: старинном механическом будильнике, мрачно-одноцветных томиках чьих-то собраний сочинений на этажерке, которая - тоже примета времени (художник - Ольга Герр).
Немногие реплики героев привязаны к тем годам, а по сути пять вечеров Ильина и Тамары могли случиться и в девятнадцатом веке, и ныне тоже. «Не возвращайтесь к былым возлюбленным,/ Былых возлюбленных на свете нет» - это одна истина. Другая - в пьесе Володина. Другая ли? Мне представилась, что режиссёр не настаивает на категоричности: в финале главные герои застывают, будто на полуслове, на полушаге, так и не решившись это слово договорить, этот шаг сделать. Возможно, такое впечатление возникает по той причине, что исполнители главных ролей Алиса Зыкина и Юрий Кудинов играют сдержанно, словно не давая своим чувствам вырваться наружу. И, наверное, по той же причине есть сцены, где дуэт молодых влюблённых Кати и Славы (артисты Екатерина Ледяева и Александр Фильянов) выходит на первый план. Хотя и это логично: любовь молодая ярче, темпераментнее, смелее, чем возвращение к некогда пережитому чувству двух людей, проживших нелёгкую жизнь.

«Пять вечеров» - неброская, но удивительно трогательная работа.

Дмитрий Борисов «Газета недели» 17 ноября 2009 г

В Драме поставили знаменитые «Пять вечеров»

Премьера «Пяти вечеров» пройдет сегодня на сцене Драмы. Режиссером-постановщиком пьесы Володина стала саратовчанка Ольга Харитонова. Напомним, в 1978 году по произведению снял свой известный фильм Никита Михалков, он же написал сценарий совместно с Александром Адабашьяном.
О ЧЕМ РЕЧЬ
«Пять вечеров» - пьеса о встрече вернувшегося из Воркуты Александра Петровича и его давней возлюбленной Тамары Васильевны, которая растянулась на пять вечеров...
Студент Саша Ильин один из всей группы сказал подлецу-преподавателю, что тот подлец. Все остальные смолчали. Ильина отчислили из института, но своей возлюбленной Тамаре он об этом не сказал. Он стал боксером, а вскоре началась война. Тамара провожает Ильина на фронт, переписывается с ним. Замуж не выходит, воспитывает племянника Славу и работает клейщицей на заводе. После войны Ильин уезжает на Север и работает там .шофером-дальнобойщиком. Проходит много лет. Тамара становится мастером на своем заводе. И все эти годы она верит, что в один прекрасный день Саша вернется. С его приезда и начинается действие в коммунальной квартире в середине пятидесятых...
КТО ИГРАЕТ
Фильм Михалкова:
Тимофеев - Александр Адабашьян;
Тамара - Людмила Гурченко;
Александр Ильин - Станислав Любшин;
Слава - Игорь Нефедов;
Катя - Лариса Кузнецова;
Зоя - Валентина Теличкина.
Саратовский спектакль:
Тимофеев - Игорь Баголей;
Тамара - Алиса Зыкина;
Александр Ильин - Юрий Кудинов;
Слава - Александр Фильянов;
Катя - Екатерина Ледяева;
Зоя - Любовь Воробьева.
К слову, в саратовском театре драмы это уже вторая попытка поставить володинские «Пять вечеров». Потом прекратили работу над этим спектаклем, худрук театра драмы, народный артист Григорий Аредаков обещал, что труппа к нему непременно вернется.
- И вот мы снова вернулись к «Пяти вечерам», - сказал Григорий Анисимович. - Там произошли небольшие изменения в составе, но в общем та же самая группа.
Художником-постановщиком спектакля стала Ольга Герр, жительница Санкт-Петербурга.
- Мы очень долго искали, очень хотели, чтобы не было бытового спектакля и чтобы было много воздуха, - пояснила она «Комсомолке». - Надеюсь, что у нас получилось: там есть питерская атмосфера и есть настоящие чувства. Мне кажется, это важно: чтобы это - какие-то сдержанность в чувствах, строгость, интеллигентность, сдержанность, и в то же время очень глубокие сильные чувства. Петербург формирует, тут никуда не денешься. И у самого Володина было очень много связано с этим городом. «Пять вечеров» - это же почти автобиографическая пьеса.
Несмотря на то что пьесе «Пять вечеров» уже полвека, она до сих пор актуальна. Даже если бы в постановке не стали использовать музыку группы «Би-2», которая совершенно неожиданно звучит на сцене, посреди пятидесятых годов.
- Тема «Пяти вечеров» - общечеловеческая! - поделился с «Комсомолкой» заслуженный артист Игорь Батолей. - И я думаю, что это тоже классическая пьеса, и тот вариант, что мы представляем на суд зрителя, он все-таки, как мне кажется, отличается от того известного фильма, где Любшин играл, и где Адабашьян играл того главного инженера, которого я представляю. И мы искали какие-то новые, болевые моменты, те, которые спустя столько времени нас задевают и цепляют за что-то живое, и какой-то отклик находят у зрителя, а мы здесь как ретрансляторы. И свое, конечно, добавляли, мы не можем от этого уйти. Потому что и школа другая театральная, и манера исполнения другая. И конечно мы, современные артисты, отличаемся от тех актеров, которые играли в этой пьесе в 60-е, 70-е годы. Естественно, есть какие-то переклички с нашей современностью и даже с тем, что мы живем не в Петербурге, а в Саратове, это тоже накладывает свой отпечаток, индивидуальный для нашего города.

Алена Афанасьева «КП в Саратове» 13 ноября 2009 г.

С любимыми не расставайтесь!

В театре драмы состоялась премьера спектакля «Пять вечеров»
Этот спектакль в афише театра имени Слонова должен был появиться два года назад, однако после долгих репетиций руководство Драмы отказалось от премьеры.
- Так поступили неслучайно и, конечно, не с легким сердцем, - признается худрук театра Григорий Аредаков. - Но иного выхода не было - уж очень долго и трудно мы шли к этому спектаклю. Если не ошибаюсь, в Саратове Володин прежде ставился только в ТЮЗе Киселева. Лет 50 назад там шла его «Фабричная девчонка». У нас в театре о его спектакле мечтали всегда, но как-то не решались. И вот два года назад с режиссером Анной Трифоновой замахнулись, но неудачно.
Причину случившегося Григорий Анисимович видит в том, что Володин - автор весьма сложный. Он так же трудно открывается, как Чехов, Достоевский, Гоголь, другие классики:
- Он - тончайший психолог и огромной любви человек, поэтому в его текстах нет мелочей. Каждое слово и намек имеют смысл, который трудно увидеть. Володина можно почувствовать, и на этот раз - уже Ольге Харитоновой - это сделать удалось: она поняла володинскую душу.
Для непосвященных напомним: Ольга Игоревна заведует литературной частью театра драмы. Одно время она преподавала на театральном факультете консерватории, пробовала себя в режиссуре, была ассистентом у Дзекуна. В своем спектакле она задействовала тех же актеров, что были утверждены для работы в несостоявшейся постановке. Заменили только двух артистов по практическим соображениям. Художником-постановщиком выступила уже известный саратовцам сценограф из Петербурга Ольга Герр.
- «Вечера» мне дались непросто, - признается художница. - Прежде я ведь работала только на большой сцене, а малую всегда боялась. На ней из-за двух колонн по центру довольно сложно ставить декорации. Поломать голову пришлось, но, думаю, найденное решение удачно и помогает артистам. В своих ощущениях Володина я ориентировалась на атмосферу Питера. Поэтому все предметы интерьера - из подсмотренного когда-то в квартирах петербуржцев. Мебель, кстати, не куплена в комиссионке: ее также изготовили по моим эскизам.
Одним словом, двухгодичная пауза не прошла для спектакля даром. «Вечера» у Ольги Харитоновой получились, смотрятся на одном дыхании. Актеры - в главных ролях задействованы Юрий Кудинов и Алиса Зыкина - безупречны. Они играют историю двух любящих людей. Их разъединила война, но они вновь встретились, чтобы больше не разлучаться. Не прав таки был герой Юрия, утверждавший, что «опасно возвращаться туда, где был счастлив в 19 лет». Наоборот, это надо делать, еще лучше - не расставаться с любимыми вообще.

Марина Горстка «Время» N 40 (202) 16 ноября 2009 г

Реклама


© 2001-2010 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)