ц ъебъзе

Хаос. Женщины на грани нервного срыва

Мика Мюллюахо

современная комедия

Премьера состоялась 23 марта 2012
Режиссер-постановщик
- Йоэл Лехтонен
Художник-постановщик - Нана Абдрашитова
Художник по свету - засл. раб.культуры Дмитрий Крылов
Помощник режиссера - Светлана Строкина
Звукооператор - Александра Умарбекова
Осветители - Антон Андреев, Владимир Багаев
Видео - Максим Роменский

Спектакль идет без антракта

перевод с финского - Анны Сидоровой и Александры Беликовой

Действующие лица и исполнители

София, учительница младших классов, замужем, двое детей - Любовь Воробьева
Юлия, психотерапевт, сестра Эмми - Татьяна Родионова
Эмми, журналистка, сестра Юлии, имеет дочь - засл.арт. России Эльвира Данилина

А также:
директриса школы, официантка, муж Софии Маркус, мужчина-телефонный оператор, пациент Юлии, муж Эмми Лео, женщина-иностранка, главный редактор, Тутти из пятого "В", судьи

Все роли исполняют три артистки

фото - Авдеев Станислав

Подруги против истерики

Премьера «современной комедии» в постановке финна Йоэла Лех-тонена по пьесе финского драматурга Мика Мюллюахо состоялась в Саратовском театре драмы в минувшую пятницу. Впервые к драматургии Мюллюахо театр обратился осенью 2010-го, показав комедию «Паника. Мужчины на грани нервного срыва». Спустя полтора года решено было поставить на сцене вторую часть его трилогии.
Действие происходит в течение полугода в наши дни. Главные героини - учительница начальной школы София (Любовь Воробьева), психотерапевт Юлия (Татьяна Родионова) и журналистка Эмми (Эльвира Данилина) - на глазах у зрителей переживают личный кризис, а все вместе кризис дружбы. Каждая из них - рассказывает свою историю. Эмми, например, под действием антидепрессантов и алкоголя избила женщину, которой увлекся муж. Теперь она в разводе, а муж пытается отобрать у неё права на дочь. А попытка написать статью не для глянца, а для серьезной газеты не увенчалась успехом. Кроткая София, подавленная новой школьной директрисой и известием о закрытии учреждения, сгоряча ударила посетителя кафе, громко говорящего по телефону. Юлия и вовсе влюбилась в собственного пациента, к тому же проявляющего признаки раздвоения личности.
Художнику-постановщику спектакля Нане Абдрашитовой удалось создать на сцене кусочки мегаполиса (ресторан, кафе, врачебный кабинет, детский сад, интернет-кафе, отделение полиции), в котором живут и приходят к состоянию нервного срыва героини. Не обошлось и без мультимедийных эффектов: одна из сцен полностью записана на видео и проецируется на декорацию.
Помимо основных героинь артистки театра сыграли роли десяти других, в том числе и мужских, персонажей пьесы. Любители театра только и успевали следить за перевоплощениями и смеяться над колкостями, которые женщины на грани нервного срыва бросали друг другу в сердцах. Постановка получилась очень женской, яркой и эмоциональной, точно современной, но со статусом «комедии» я бы поспорила. Пишут, что завершающую пьесу трилогии драматург посвятил гармонии. Интересно было бы на это посмотреть.

Мария Алексашина «Газета Недели» 27 марта 2012 года

Трое в лодке, не считая истерики

В новом спектакле театра драмы женщинам проложили фарватер к счастью
Хаос - бесформенная совокупность материи и пространства, нелепость, как красные туфли, надетые к зеленому платью одной из героинь нового спектакля театра драмы имени А.И. Слонова. Он так и называется «Хаос» с подзаголовком « Женщины на грани нервного срыва». Парные спектакли входят в моду. Популярная постановка «Паника, или Мужчины на грани нервного срыва» в этом же театре пользуется неизменным успехом. Женскую пьесу также сочинил финн Мика Миллюахо. Поставил спектакль его соплеменник Йоэл Лехтонен. Художник-постановщик - Нана Абдрашитова, дочь известного кинорежиссера.
Темпераментные финские парни заявили жанр спектакля как современную комедию. Но впечатление от этой работы грустное. Кажется, листаешь от нечего делать гламурный журнал пятилетней давности в приемной стоматолога и ловишь себя на ощущении, что такая манера поведения давно уже пережиток прошлого и сейчас по-другому смотрят на проблемы, в том числе и в личной жизни. Впрочем, других в этой комедии и нет.
История трех женщин, попавших в передряги, банальна, как передовица в утренней газете: причина всех бед - начальница-дура у одной (София - Любовь Воробьева), муж-козел у другой (Эмми - заслуженная артистка РФ Эльвира Данилина), любовник-трус у третьей (Юлия - Татьяна Родионова) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Героини пытаются быть командой, демонстрируя женскую солидарность, чтобы противостоять напастям. Получается слабо - обстоятельства сильнее. Проигрывая, наши очаровательные дамы истерят и позволяют себе лишнее с точки зрения общественной морали: София срывает массовое мероприятие, Эмми разбивает физиономию сопернице, Юлия жестко расправляется с любовником. Вообще троица ведет себя агрессивно. Мне кажется, им воздается по делам их. Во всех сквозит гордыня. И даже в том, как они выстраивают взаимоотношения с мужчинами, чувствуется модная нынче линия - равноправие. Жутковатая вещь на самом деле для семейной жизни. Профессиональное отношение к роли жены, хозяйки дома утрачено, и семейная жизнь превращается в ад. Но это впрямую касается только одной из героинь - Эмми. Сестра ее Юлия - женщина свободная. Но свои отношения с возлюбленным она строит точно по тому же сценарию: уважай меня как личность, а я еще посмотрю, годишься ли ты на роль коврика перед моей дверью. Недаром, уходя от нее, он признался, что чувствует себя изнасилованным. Только одна из подруг - София, этакая клуша у очага. Но на самом деле и в ней честолюбие и карьеризм так и вспыхивают синенькими огоньками, как гнилушки на болоте.
Допускаю, писал пьесу мужчина и ставил спектакль мужчина, у обоих есть какие-то счеты с женщинам. Только непонятно, в угоду кому они таким неприглядным образом выставили своего брата. Мужские роли исполняют те же актрисы - виртуозно перевоплощаясь, моментально переодеваясь, меняя тембры голосов.
Итак, миру роскошных, женщин противостоит мир каких-то уродцев. Причем карикатуры, на мой взгляд, скабрезные и совершенно не смешные, а злые. Ну мужикам-то за что авторы мстят?
Не понята мной осталась и сценография. Почему-то мир, в котором обитают героини состоит из металлических (или пластиковых?) ангаров, которые по ходу действия оборачиваются кафе, кабинетом психоаналитика, тюрьмой. Тоскливо, хотя как фон для макияжа актрис - очень даже неплохо. Многочисленные геги, которые разыгрываются на сцене, смешнее комедию не делают. Кстати, почему в зале чаще смеются мужчины? Им, видимо, месседж понятен.
Мои любимые актрисы, как могут, вытягивают финскую драматургию на уровень русского академического театра. Играют потрясающе - темпераментно, с драйвом, сцены, где они танцуют, просто блеск, творческая форма у актрис выше всяких похвал. Но эти усилия, в общем-то, не достигают нужной цели: даже при приторно-благополучном финале хаос остается хаосом, а хочется гармонии.

Владимир Акишин «Саратовская областная газета» 30 марта 2012 года

А кому-то счастье капает пипеткой

Актрисы Саратовского театра драмы доказали, что находятся в отличной форме
Финский драматург Мика Мюллюахо написал трилогию с короткими названиями: «Паника», «Хаос» и «Гармония». В первой пьесе речь идет о мужчинах на грани нервного срыва, во второй, соответственно, о женщинах на той же грани. Говорят, что в «Гармонии» на сцене все мужчины и женщины, а также работа и любовь наконец встречаются. Мы этого пока не знаем. А вот «Панику» и теперь «Хаос» зрители Академического театра драмы уже оценили.
«Мужская» постановка московского режиссера Юрия Алесина с большим успехом идет уже второй сезон. Теперь свою «женскую» часть показывает финский режиссер Йоэл Лехтонен - до этого в Москве он ставил «Панику». А вообще, пьесы Мюллюахо в последние годы театры выбирают часто, в Финляндии и Эстонии, Дании и Венгрии, Испании и России. Например, на Сахалине в Чехов-центре хорошо знакомый саратовским театралам режиссер Даниил Безносов поставил и «Панику», и месяц назад «Хаос».
Театральный критик и переводчик Павел Руднев называет творения Мюллюахо «приличным вариантом интеллектуального затейничества, хорошей умной человечной комедии для зрительского, массового театра». Наверное, в этом и секрет зрительского успеха. А еще, безусловно, в замечательных актерских работах Любови Воробьевой, Татьяны Родионовой и заслуженной артистки России Эльвиры Данилиной.
Учительница младших классов, замужняя мать двоих детей София (Воробьева), одинокая психотерапевт Юлия (Родионова) и ее разведенная сестра Эмми (Данилина). Каждой есть от чего нервничать: исходящая пафосом и фальшью директриса пытается закрыть школу и лишить учительницу любимой работы. И никакой поддержки от опостылевшего мужа. Психотерапевт влюбляется в одного из своих, мягко говоря, странных пациентов. У журналистки творческий кризис, антидепрессанты и бывший муж, который отбирает права на дочь. Вот она, вся на нервах и алкоголе, и разбила лицо малознакомой девице.
Фокус в том, что мужей, директрису, пациента, девицу и всех остальных мимолетных персонажей в спектакле тоже играют эти же три актрисы. Успевая преобразиться за хайтековскими декорациями художника-постановщика Нины Абдрашитовой. Стараясь в хаосе этих преображений успеть понять и почувствовать другого человека. А это трудно всегда, даже если ты и образованная, независимая современная женщина. Которая при этом не чувствует себя свободной от ожиданий близких людей, требований общественного мнения и собственных внутренних амбиций.
Зрителям - конечно, по традиции, в основном зрительницам - вся эта наша жизнь на грани нервного срыва знакома и понятна. Так что можно быть уверенным: спектакль ждет успех. А актрисам, профессионально выкладывающимся на сцене на все сто, еще раз поклон и уважение.

Валерия Каминская «Неделя области» 4 апреля 2012 года N 18 (657)

 



Культура
Саратова   etxt.ru
Яндекс цитирования SpyLOG Rambler's Top100
ї 2001-2012 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)