ц ъебъзе

Частная жизнь

Ксения Степанычева

сентиментальная комедия

Премьера состоялась 1 октября 2009
Постановка
- Даниила Безносова
Сценография - Михаила Кукушкина
Костюмы - Юрия Наместникова
Художник по свету - Дмитрий Крылов
Музыкальное оформление - Даниила Безносова и Эльвиры Данилиной
Помощник режиссера - Ольга Слепова
Звукооператор - Сергей Горшков
Осветители - Геннадий Жадин, Алексей Максимов

Спектакль идет с одним антрактом

Действующие лица и исполнители

На мостках

Света - Зоя Юдина
Коля - Андрей Казаков
Соня - Татьяна Родионова
Таня - Ольга Милованова
(средний класс, средний возраст)
Виталик - Григорий Алексеев
Сергей Николаевич Игнатов (шеф) - засл. артист России Виктор Мамонов
Игорь (сосед Игнатова по даче) - Александр Кузьмин
Бабушка Сони - Вера Феоктистова

Семейная сцена

Игнатовы:
Отец (жизнь удалась) - засл. артист России Виктор Мамонов
Мать (жизнь прекрасна) - засл.арт. России Эльвира Данилина
Дочь (жизнь - супер) - студентка театрального факультета Анна Могуева

Предложение

Виталик - Григорий Алексеев
Полина - Дарья Родимова
Официант - Андрей Казаков

В ожидании гостей

Таня - Ольга Милованова
Андрей Седов - Андрей Седов
Пузик (толстый кот) - кот Василий

Фото - Василия Зимина

ДЕЙСТВИЕ, КАК ДВАЖДЫ ДВА

Молодой, но уже успешный саратовский драматург Ксения Степанычева с новой сентиментальной комедией «Частная жизнь» обратила наше внимание на современную жизнь.
Отметим, что в 2005 году на сцене Саратовского театра драмы впервые была поставлена пьеса Степанычевой «2x2=5, или Маленькие комедии», которая получила главную премию на конкурсе драматургов «Действующие лица». Сейчас режиссер Станислав Говорухин ставит по ней фильм. А «Частную жизнь» поставил недавно в академдраме Даниил Безносов (Москва). Сценографа он привез своего - Михаила Кукушкина. Фактура определяет настрой спектакля. Что может дать свежеструганое дерево беседок, веранд, мостков, как не ощущение тепла, уюта, позитива? С изыском одеты герои, особенно - дамы. Что ж странного, главный художник театра Юрий Наместников в прошлом известный модельер, дизайнер.
Как и в первой пьесе Степанычевой, здесь нет сквозного действия. Все герои встречаются в первой сценке, а потом «разбредаются» по своим. Каждая из них - законченная новелла. Поставлено и сыграно с той долей юмора и такта, как только и можно, наверное, сегодня высказаться на эти темы. Приятно обнаруживать у любимых драматических актеров изрядный комический дар (Ольга Милованова, Андрей Седов, Александр Кузьмин, Татьяна Родионова). Устойчивая, налаженная, благополучная жизнь, где симпатичные молодые герои обеспокоены проблемами типа устраивать ли свадебную кутерьму (одна из самых смешных сценок в отличном исполнении Григория Алексеева и Дарья Родимовой), ждать ли гостей к новогоднему столу? Вольно текущая основа текста спотыкается только один раз - в «Семейной сцене». Замечательные любящие родители, думающие и говорящие в унисон. Умная, послушная дочь... И вдруг - о ужас!- девочка относится, оказывается, к сексуальным меньшинствам. Все точно подано психологически: что могут тут поделать любящие родители? От полного неприятия ситуации, громкой разборки и лишения любимого чада всяческих материальных благ - до полного прощения со сведением на нет всех прежних «табу». Трио в виде Эльвиры Данилиной, Виктора Мамонова и студентки театрального факультета Анны Могуевой прекрасно справляется с этой щекотливой темой.

Ирина Крайнова «Саратовские вести» 26 декабря 2009 г

Жизнь удивительно смешна

Наша жизнь - удивительно смешная, только мы этого не замечаем. С такими мыслями я вернулась домой после премьеры в академдраме сентиментальной комедии «Частная жизнь», поставленной молодым режиссёром Даниилом Безносовым по пьесе молодого драматурга Ксении Степанычевой.
Едва сбросив туфли, заявила мужу: «Не любишь ты меня». «Ну конечно, люблю, я тебе уже говорил», - не отрываясь от телевизора, пробурчал он. «А чего тогда не ревнуешь?» - «К кому?» - удивился он. «Ну, к Вадику ушастому ты можешь меня не ревновать, - задумалась я, - у нас с ним ничего не было, мы просто гуляли». «Это что ещё за хмырь?» - моментально закипел муж. Я расхохоталась.
Наш диалог почти повторил диалог Светы и Коли (героев Зои Юдиной и Андрея Казакова) из только что увиденной «Частной жизни». Пока шёл спектакль, я совершенно точно осознавала: всё, что играют актёры на сцене, со мной уже было. И будет ещё тысячу раз. Полагаю, это чувствовали все зрители, буквально умиравшие от хохота при очередной фразе, брошенной кем-нибудь из героев. Это нашу частную жизнь ставили на сцене, только до этого момента мы не отдавали себе отчёта, насколько она забавна и прекрасна, даже когда кажется скучной, нудной или несправедливой.
Вот героиня Татьяны Родионовой Соня, представляющая себя маленьким солдатиком со шпажкой в руке («машу-машу, а проблемы не убавляются»), пытается предаться тишине с удочкой в руке. Побыть в одиночестве у неё не получается, каждый появившийся у речки считает своим долгом спросить: «А на что вы ловите?» Ответ «на хлеб» рождает естественный вопрос: «Почему не на червей?» И когда она наконец сообщает, что ловит «на хер», зрители понимают, что это единственно правильный ответ.
В благополучной семье Игнатовых тоже не всё гладко. «Двадцать лет воспитывал дочь, а воспитал сына», - подводит итог своего отцовства герой Виктора Мамонова Сергей Николаевич Игнатов, узнав о том, что его единственная дочь Анюта (героиня студентки театрального факультета Анны Могуевой) любит свою подругу, с которой собирается снимать квартиру.
Это всё потому, приходит к выводу его жена, которую сыграла Эльвира Данилина, что муж, мечтавший о сыне, неправильно сформировал у дочери образ отца. Всё верно: всё хорошее в детях - от нас самих, всё худшее - от супругов. «Твою мать», - то и дело произносят знакомую до зубовного скрежета каждому родителю фразу супруги Игнатовы.
Ну ничего, приходят они к выводу, скарлатину пережили, татуировки пережили, буддизм пережили, и ЭТО переживём. «Твою мать», - хохочет вслед за ними зал. Все ситуации будничны, все герои узнаваемы - либо в близких людях, либо в собственном отражении в зеркале. Молодая женщина Полина (Дарья Родимова) доводит до бешенства своего возлюбленного Виталика (Григорий Алексеев), делающего ей предложение: и свадьбы не хочу, но и без свадьбы не хочу тоже.
Вообще, я бы сказала, что женские характеры у автора на большом подозрении. Героини взбалмошны, капризны, эгоистичны, не знают, чего хотят. И может быть, в другом случае не вызывали бы симпатии, если бы их слабости и капризы не были так узнаваемы и дороги себе любимым, не вызывали бы желания спросить: «А ты помнишь?»
«Так же, как все, как все, как все», - звучит рефреном песня Пугачёвой. И это очень верно: герои спектакля живут так же, как все, так же, как мы!

Маша Гетрова «Газета недели» 6 октября 2009 года

Игра в притворялки

«2x2=5» - так назывался спектакль, поставленный по пьесе саратовской драматургессы Ксении Степанычевой. Это была первая инсценировка нашей землячки. В финале Ксения поднималась на сцену, как школьница, получающая аттестат зрелости. Одно ощущение дебюта дарило спектаклю непередаваемую юношескую прелесть. В среду на той же сцене драмтеатра состоялась вторая саратовская премьера Ксении. На этот раз зрители увидели пьесу уже зрелого автора, произведения которого ставят в Москве и Питере. «Частная жизнь» - так назывался спектакль в постановке московского режиссера Даниила Безносова, хотя лучше было бы назвать его «Найдите 10 отличий».
«Частной жизнью», в принципе, можно было бы назвать и первый спектакль по пьесе Ксении. Оба созданы в одной манере - набор зарисовок о наших современниках, даже ближе - соседях. Это семейные пары и молодые влюбленные, ворчливые мужья и взбалмошные женушки, знакомые всем бабушки у подъезда и даже вечно блюющий на ковер кот Пузик.
В «2x2=5» кадры частной жизни пронеслись перед зрителем цветной чередой с песнями, танцам и свежими шутками. В «Частной жизни» они стали напоминать наскучивший сериал, которые Ксения, как она признавалась нашему изданию, очень не любит. И, как второй глоток вина, окончательно раскрывающий его звучание, вторая пьеса обнаружила и другие своеобразные оттенки, свойственные автору. Без скидок на дебют.
Например, женщины. Создается впечатление, что женщин Ксения не любит. Или их не любит режиссер спектакля Даниил Безносов. Взбалмошные дамочки играют в кризис среднего возраста, который подозрительно напоминает ПМС в лучшем случае, в худшем - истерию. Зато мужчины здесь нервно курят, но остаются непоколебимыми, брутальными и мудрыми. Тремя яркими пятнами, выбивающимися из этой схемы, выглядят три персонажа: старая бабушка, девочка-подросток (ее играет студентка театрального факультета) и кот Василий в роли кота Пузика. Живой котище, которого выносят на сцену во втором действии - настоящее воплощение флегмы и, безусловно, находка. Другой усатый-полосатый давно бы сиганул от страха в зал, а этот сидел, как вкопанный, и только зыркал большими от ужаса глазами.
Ах да, была еще живая рыба, которую выловили прямо на сцене Александр Кузьмин и Татьяна Родионова, герои которых вдруг полюбили друг друга во время ни к чему не обязывающей рыбалки. Надо отдать должное, актеры очень технично сыграли внезапно вспыхнувшие чувства. Как и другие герои, которые старательно выписывали предложенные автором пьесы отношения, играли выспренне и громко. Их персонажи немного комедийные, немного фарсовые, легко узнаваемые напоминали двигающиеся картинки. Просто и ясно жили на сцене только Виктор Мамонов и Эльвира Данилина. Они были родителями. Они узнали, что их лапочка-дочка (та самая студентка театрального) собирается построить семейные отношения. Но не с молодым человеком, а со своей подругой. Несчастные «предки» срывались на крик, плакали, потом жалели свое чадушко, и все : это на одном дыхании со зрителем. Хороша была и дочурка, правда, непонятно, играла ли она роль или просто саму себя - девочку, еще не вышедшую из возраста юношеского нагловатого максимализма.
За сценкой с несчастными родителями следовала сцена со счастливы ми супругами, которые не нашли ничего лучшего, как учиться понимать друг друга за новогодним столом. А потом спектакль оборвался.
Чтобы зритель понял - это конец спектакля, на сцену вышли все действующие лица. Впереди идущие несли плакат «Частная жизнь». Наверное, на его вместе должен быть лист ватмана со словом «финал», но режиссер задумал такой ход. Но ни афиша в финале, ни остальные ходы Даниила Безносова (многие весьма эффектные!) не сделали ассорти из жизненных зарисовок единым и законченным произведением. Картинки распадались. Единственным значимым аккордом в финале был выход на сцену самой Ксении Степанычевой. Она и есть единственный стержень двух произведений: «2x2=5» и «Частная жизнь».

Елена Налимова «Взгляд» 8-14 октября 2009 г

«Частная жизнь» в подробностях

Не секрет, что искусство обладает не только воспитательным и окультуривающим свойствами, есть у него и еще один крайне полезный для современного человека эффект. Особенно это касается спектаклей, живописующих жизнь наших современников. Смотришь на сцену и радуешься, что у тебя таких проблем, как у главных героев, нет. И становится легче на душе. Или напротив: наблюдаешь ситуацию, аналогичную той, что сложилась у тебя в судьбе. Но на подмостках она теряет большую толику своего трагизма, смотрится совершенно по-другому. И думаешь: «И стоило так расстраиваться?» И опять тот же эффект: начинаешь проще и разумнее относится к проблемам, замечаешь позитивные моменты в любых, даже, казалось бы, самых тяжелых моментах.
Все вышесказанное можно с полным правом отнести к новому творению, представленному вниманию зрителей в Саратовском театре драмы - спектаклю «Частная жизнь».
Художественный руководитель театра Григорий Аредаков честно и откровенно предупреждал журналистов на пресс-конференции, посвященной новому сезону, что премьерный спектакль будет остренький, с перцем. И не обманул. Действо по структуре напоминает русло обильной островами реки: многоводный поток разделяется по ходу на несколько рукавов, чтобы в финале опять слиться воедино.
В первой сцене зритель знакомится практически со всеми участниками дальнейших действий. На даче отмечает свой день рожденья Сергей Николаевич Игнатов (Виктор Мамонов) - шеф фирмы. Он рулит всеми и вся, он напорист, успешен и имеет свое мнение по любому вопросу. Даже личная жизнь его подчиненных находится под его неусыпным контролем. Пример тому его заместитель Соня (Татьяна Родионова): красивая, но безумно уставшая женщина средних лет, обремененная парой детей, чудаковатой бабушкой и диким количеством работы. И это - при отсутствии крепкого мужского плеча рядом - довело ее до полного уныния. Так, добрый шеф не дает ей спокойно поностальгировать с удочкой, а присылает составить даме компанию соседа по даче, которому Соня весьма приглянулась. И никакие протесты со стороны усталой женщины не принимаются, что в итоге и оборачивается к лучшему для нее самой.
Тут же бродят близ речки еще одни дачные соседи: Света (Зоя Юдина) и Коля (Андрей Казаков). Их насыщенные и громкие выяснения отношений порадуют кого угодно, тем более костюмчик героини (зеленый купальник поверх фиолетовых лосин плюс супер-мини юбка) - столь же кричащий и кичовый, как и сама суть ее личности. На мой взгляд, Зоя в последнее время выросла как актриса, и ее игра весьма украсила спектакль.
Еще один картинный персонаж первого действия - бабушка Сони - очень точно ухваченный драматургом Ксенией Степанычевой типаж. У старушки особые отношения с огненной стихией-: то она жжет чайники, по забывчивости оставляя их на плите, то, убирая дачу, чуть не учиняет пожар, и все это с одним и тем же рефреном: «Надо жечь!» Наверняка, у каждого из нас найдется хоть одна подобная пожилая родственница: вроде и сердиться на нее грех - возраст уже, с другой же стороны - неприятностей она причиняет массу.
Вторая сцена показывает нам успешного бизнесмена Игнатова в семейной обстановке, и тут мы понимаем, что богатые тоже плачут и не все гладко в Датском королевстве. Беседу отца семейства с супругой - светской львицей (Эльвира Данилина) - прерывает их единственное чадо Анечка (студентка театрального факультета Анна Могуева). Нежное дитя, учащееся на втором курсе престижного вуза, сообщает предкам, что уходит жить на квартиру с любимым человеком. И любовь, большая и сильная, у юного создания уже проверена временем - тянется не один год. Правда, это не крепкий парниша с соседнего двора, а подружка Леночка. Родители от подобного сообщения чумеют и весь светский лоск с них спадает: перед лицом таких сложностей они самые обычные люди, обескураженные и огорченные. Но в итоге старшее и младшее поколение приходят к консенсусу, у отца и матери хватает ума и мудрости принять свою дочь, какой уж есть: что выросло - то выросло, и даже найти в ситуации определенные плюсы.
В третьем действии один из подчиненных Игнатова, Виталик (Григорий Алексеев), разыгрывает со своей подругой Полиной (Дарья Родимова) до боли знакомую всем сцену сватовства. Но получается все не самым обычным образом. Девушка вся на нервах, она капризничает: и свадьбу она не хочет, и без свадьбы-то она замуж не желает. Молодые люди весьма бурно выясняют отношения, припоминая друг другу всяческие обиды, и начинает уже казаться, что тут-то их отношениям и конец. И только решительный рык Виталика решает дело в пользу семейной жизни. Вот что нужно женщинам - грубая мужская сила!
Видно, этой осенью в саратовских театрах пошла какая-то мода на всякую живность на сцене. Но если в ТЮЗовской «Даме с собачкой» зверь был плюшевый, то тут он самый что ни на есть настоящий. Исполнителя роли кота Пузика искали долго и упорно, это был самый настоящий кастинг. В итоге на сцене получил честь появиться питомец актрисы Зои Юдиной - Василий. Шикарный 7-ми килограммовый красавец вел себя весьма пристойно, дурным голосом не выл, за кулисы не убегал, поцарапать никого не пытался. Этому зверю изначально была предназначена судьба актера: Юдина подобрала его в нежном возрасте на театральном факультете. К тому моменту у нее уже было несколько котов, но она не смогла бросить котенка на произвол судьбы. Тем более, там, где уже есть четыре кота, пятому всегда найдется местечко.

Алиса Одинцова «Богатей» 8 октября 2009 г.

Посмотрите на себя

Частная жизнь саратовцев легла в основу нового комедийного спектакля театра драмы
Жизнь прекрасна, а главное в ней - любовь! Эту истину в очередной раз доказали артисты академдрамы, с вдохновением сыграв сентиментальную комедию «Частная жизнь». Спектакль, наполненный оптимизмом и радостью, открыл театральный сезон академического театра драмы им. Слонова.
Наблюдая за действиями героев этой комедии, наверняка каждый зритель хоть раз да поймал себя на мысли, что этот эпизод - сцена из его повседневной жизни. И пусть нам не каждый день предлагают руку и сердце, мы не рыбачим на даче у шефа и наши дети не объявляют нам о намерении жить однополым гражданским браком, но в диалогах героев мы слышим свои словечки, видим свои жесты и понимаем, как глупо мы порой себя ведем! Может быть, поэтому гомерический хохот, вызываемый эмоциональной игрой актеров, иногда омрачается легким чувством стыда за себя, увиденного со стороны...
Автор пьесы Ксения Степанычева уже давно известна саратовским зрителям своим умением писать о нашей жизни легко и правдиво. Ее герои - саратовцы, которые живут на Большой Садовой, ездят в автомастерскую на Лермонтова и работают в местных компаниях. Они молоды душой, беспечны и хотят простого человеческого счастья. Несмотря на юный возраст, Ксения Степанычева умеет так представить героя, что веришь каждому его жесту, каждому вздоху и каждому слову. И еще одно очень ценное качество - Ксения понимает своего героя до мелочей, будь это молоденькая девочка или умудренный жизнью мужчина, и передает его состояние так тонко, что зритель тоже начинает видеть всю подноготную персонажа - комплексы, переживания, настроения (пусть о них в пьесе и не упоминается).
На первый взгляд, «Частная жизнь» - это истории про истеричных женщин и их мудрых спутников жизни. Но всеми этими истериками, «закидонами», ворчаниями и некоторой отстраненностью правит любовь и стремление быть желанной. А мужчины в спектакле - это идеал, который ищет каждая женщина.
Конечно, провести такие аналогии зрителям позволила не только мастерски написанная пьеса, но и бесподобный актерский состав: Эльвира Данилина, Виктор Мамонов, Татьяна Родионова, Ольга Милованова, Андрей Седов и другие. Казалось, что их герои - это они сами, возможно, так оно и есть. Ведь не зря фоном спектакля шла песня Аллы Пугачевой (перепетая «А-Студио»): «Так же, как все, как все, как все, я по земле хожу, хожу...»
Отметим декорации и костюмы от Юрия Наместникова. Все было очень домашним и уютным, вписывающимся в общий сюжет пьесы.
Шесть историй любви проносятся как одно мгновение. Аплодируя артистам, испытываешь острое желание продолжения спектакля. Хочется еще и еще наблюдать за собой и своими знакомыми со стороны, смеясь и грустя, сопереживая и восхищаясь.

Юлия Троць «Саратовская панорама» 14-20 октября 2009 г.

© 2001-2010 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)