ц ъебъзе

Копилка (La Cagnotte)

Эжен-Мари Лабиш

Премьера состоялась 16 июля 2004
Режиссер-постановщик Антон Кузнецов
Сценография и костюмы Сесиль Лена (Франция)
Художник по свету Роберт Млакар (Франция), Дмитрий Крылов
Хормейстер Татьяна Пыхонина
Хореография Алексея Зыкова
Музыкальное оформление Жана-Паскаля Ламана
Ассистент режиссера Дмитрий Смирнов
Помощник режиссера Ольга Слепова
Звукорежиссеры Ирина Саурина, Андрей Степанов

перевод с французского Н.Каринцева

Спектакль идет с одним антрактом

Действующие лица и исполнители

Шамбурси, рантье - засл.артист России И.Баголей
Колладан, богатый фермер - засл.артист России В.Аукштыкальнис , В.Мамонов
Корденбуа, аптекарь - засл. арт РФ В.Калисанов
Сильвен, сын Колладана - А.Афанасьев
Феликс Ренодье, молодой нотариус - Д.Смирнов
Бокантен, сборщик податей - В.Ерофеев, О.Клишин
Кокарель - А.Зыков, А.Седов
Бешю - В.Емельянов, В.Мамонов
Леонида, сестра Шамбурси - Л.Воробьева, Т.Джураева
Бланш, дочь Шамбурси - Н.Яковлева
Бенжамен, официант в ресторане - В.Кошеваров
Второй официант - А.Зыков, А.Седов
Жозеф, слуга Кокареля - В.Ерофеев, О.Клишин
Трикош, бакалейщик - В.Ерофеев, О.Клишин
Мадам Шаламель, хозяйка молочной - А.Зыкина, Л.Уварова
Стражник - В.Ерофеев, О.Клишин


Возвращение Крематора

Саратовский академический театр драмы имени И.А.Слонова в минувшие выходные представил премьеру - комедию французского классика Эжен-Мари Лабиша "Копилка".
Этого автора мы знаем по экранизированной в советское время комедии "соломенная шляпка", в которой Андрей Миронов поет куплеты "Лизетта, Мюзета, Жанетта, Жоржета…". А вот "Копилка" больше известна театральным критикам и историкам театра и литературы. Это веселый водевиль с потешными ситуациями ив общем-то, грустной идеей: не в деньгах счастье.
Работа над спектаклем была напряженная. Это вновь совместный российско-французский проект: музыка, костюмы - французские, прочтение и режиссерское прочтение - наше. Поставил спектакль главный режиссер театра Антон Кузнецов.
Для него время сдачи спектакля было сопряжено со вступительными экзаменами на театральном факультете консерватории, где он набирает учеников в свою мастерскую. Но нам "Копилка" дорога еще и тем, что наряду с другими известными артистами труппы, здесь будет играть заслуженный артист РФ Владимир Калисанов.
Это, по сути, его возвращение на сцену. Дело в том, что Калисанов был один из самых востребованных актеров в театре, когда им руководил Александр Дзекун. Он играл главные роли в замечательных постановках - "Крематор", "Король. Дама. Валет" и десятках других. После смены художественного руководства театра актер несколько сезонов практически не работал на сцене. И вот творческий компромисс найден - Владимир Калисанов вновь на сцене. Это прекрасно, ведь талант его безусловен, ярок, самобытен.
Но вернемся к спектаклю. Искрометная "Копилка" опять увела в "даль светлую" - в парижские парки, на тихие старомодные улочки, населенные забавными чудаками… Приглашаем туда и вас.

"Саратовская панорама" 21-27 июля 2004 года

Чудесная "Копилка"

Саратовский государственный театр драмы имени И.А.Слонова выразил благодарность хозяину двух саратовских магазинов - гончару Андрею Челобанову - "за изготовление специального реквизита".
В самую что ни на есть июльскую жару состоялась премьера комедии-водевиля Эжена-Мари Лабиша "Копилка". Челобанов-то и смастерил для спектакля копилки - глиняных слоников. Самую крупную натурально "кокает" молотком заслуженный артист России Игорь Баголей (Шамбруси). Мотыга у заслуженного артиста России Владимира Аукштыкальниса также самая настоящая, как вполне реалистичны и мешки для мусора во втором акте. Тут же разыгрывается веселая водевильная пантомима с невидимой керосиновой лампой. Декорации в виде шпалерных сменяющихся щитов-ставок - знаковы, современны. Хорошо работает дискотечная подсветка будуарных картин. Тройственность восприятия сценографии удерживается и благодаря превосходным костюмам (то и другое - творение француженки Сесиль Лена). Браво! Браво нашим театральным мастерам из костюмерного и пошивочного цехов: динамичная комедия-водевиль состоялась и их стараниями.
Смещение восприятия действия водевиля 60-х годов XIX века в современность - на пользу нашей постановке. Если б нам показали просто Лабиша (а-ля всенародно известная "Соломенная шляпка") - было бы скучнее. Хотя бы от того, что наш зритель пресыщен целым театром такого жанра - оперетты. Драматургия "Копилки" подобна недавней постановке - "Завтрака у предводителя" Тургенева. Актеры помимо сцены в эпизодах работают в проходах партера. Постановщику "Копилки" - главному режиссеру слоновского театра, доценту Антону Кузнецову, удалось труднодостижимое. Он силой творческой созидательной мысли из французской комедии-водевиля сделал русскую современную вещь. Никакого зубоскальства, натяжек, сальностей! Это дорого стоит. Никакой китчеватости, пошлости. При том, что нас обкормили комедийностью "ниже пояса", Кузнецов не банален. Вот пример: начальник полиции Бешю (Виктор Мамонов) в маске котика подступает, заигрывая, к Леониде (Любовь Воробьева). Можно было бы взять текст Лабиша и дожать, пересолить. Но все - путем! Как герои пьесы объясняют нашедшему их приятелю - сборщику податей Бокантену - ситуацию со своим побегом: во время карнавала они открыли дверцу тюремной кареты и поменялись с пьяными клоунами. Водевиль-перевертыш: тут и итальянский комедии дель-арте (ах, какие маски в сцене у Кокареля!), и авангард (Сильвен, трубящий, взобравщий на вертикальную металлоконструкцию) хватает. Но не с избытком, а именно - в меру!!!
У Антона Валерьевича Кузнецова - прекрасный вкус. Он сотворил не просто премьеру, но вкусную (есть тут и тема еды с особым блюдом - "седлом по-министерски") вещь: пиршество для глаз и души, дающие отдохновение от будничных треволнений. Это - подлинная театральность!

Борис Глубоков "Земское обозрение" 21 июля 2004 года

Все это Париж! Все это Лабиш!

В минувшие выходные в академическом театре драмы имени И.А.Слонова состоялась премьера спектакля "Копилка" Эжена-Мари Лабиша.
Комедия-водевиль, граничащая с комической оперой, бульварным театром и хорошо сделанной пьесой, редкая гостья на современных сценических подмостках. В XIX веке два знаменитых француза Эжена - Скриб и Лабиш - окончательно избавили водевиль от претензий на интеллектуальность и превратили его в легкую непритязательную комедию, где правят живость и лукавство, героям палец в рот не клади по причине пристрастия к острословию и балагурству, легкомысленные куплеты перемежаются озорными переплясами, а человеческая глупость очаровательна и обаятельна, словно юная девушка, которой никогда не будет больше семнадцати.
И каким-то загадочным образом веселое приключение незадачливых провинциалов в Париже, устроенные ими кутерьма и колготня, суматоха и путаница позволяют Лабишу вызвать живое сочувствие к простодушным, наивным персонажам, для которых путешествие в столицу мира наверняка станет главным семейным преданием и событием, что будет передаваться из уст в уста. Водевиль делает всякую чепуху, ерундовину, пустяк неотразимо завлекательной. Здесь людские пороки обольстительны, а не злокозненны, дурак бывает только летним, а поступки его смешны и забавны.
Куплеты к "Копилке" когда-то с удовольствием и азартом сочинял, наверное лучший отечественный драматург ХХ века Николай Робертович Эрдман. Сегодня их обновили Антон Кузнецов, Герман Магнусов, Татьяна Пыхонина и Дмитрий Смирнов, но творческом счету которых теперь уже по личной истории любви к Парижу. Художник по костюмам Сесиль Лена помогает зрителям ощутить атмосферу милой французской провинции второй половины XIX века, побывать в шикарном ресторане, в модном столичном салоне, тюремной камере, городской свалке и гостем на маскараде.
Места действия сменяются стремительно, упования и надежды компании друзей и родственников "на сбычу мечт" едва не рассыпаются в прах, коварный Париж готов продемонстрировать свой жестокий буржуазный оскал, но герои спасаются самым чудесным и в то же время самым обыкновенным образом.
Может, и правда, мы защищены на земле, только лишь своим добрым провинциальным домом с его спасительными ритуалами, охранными привычками да собственными предрассудками? А образ избавления чем смешней, тем надежней!
В спектакле заняты: заслуженные артисты России Владимир Аукштыкальнис, Игорь Баголей, Владимир Калисанов, артисты Антон Афанасьев, Любовь Воробьева, Валерий Ерофеев, Алексей Зыков, Владимир Кошеваров, Виктор Мамонов, Наталья Яковлева и другие.

"Саратов СП" 20 июля 2004 года

В ожидании премьеры

16, 17, 18 июля в академическом театре драмы им. И. А. Слонова состоится премьера спектакля “Копилка” по одноимённой пьесе Эжена-Мари Лабиша, известного французского драматурга второй половины XIX века. Пьесы Лабиша всегда отличаются остроумием, сатирой, реалистичностью образов, блестящим умением автора создавать интригу и вызывать неослабевающий интерес публики. Именно Лабишу водевиль и лёгкая комедия как театральные жанры во многом обязаны своим расцветом. Острослов и выдумщик комедийных положений, внимательный наблюдатель и тонкий сатирик, Лабиш никогда не принимал позу моралиста.
“Копилка” – это весёлая карусель, пёстрая путаница комических поворотов, гротесковые ситуации и смешные совпадения. Это стремительное действие, тонкая ирония и нежное движение души. Волею обстоятельств оказавшись в Париже, трогательные простодушные провинциалы попадают в самые невероятные ситуации в поисках счастья и новых впечатлений. Блистательно выписаны персонажи, яркие характеры – богатый материал для актёрского творчества!
Водевиль – вид “комедии положений” с песнями и куплетами, танцами и романсами. Возник во Франции. Классики жанра - Э. Скриб, Э.-М. Лабиш.
Мы встретились с постановщиком спектакля, главным режиссёром театра драмы Антоном Кузнецовым и попросили рассказать его о новой постановке:
- Почему Вы выбрали для постановки именно “Копилку”, а не такие известные произведения Лабиша, как “Соломенная шляпка” или “Похождения месье Перришона”?
- Дело в том, что у нас есть определённое восприятие Лабиша как автора вышеперечисленных вещей. Поэтому хотелось бы поставить того Лабиша, который сегодня мало известен и как раз этим и интересен. Кроме того, сама пьеса необычайно хороша и, безусловно, достойна того, чтобы с ней познакомиться. Сегодня она настолько актуальна, что будет понятна и близка любому зрителю.
- А в чём состоит её актуальность?
- Во-первых, мы с вами, так или иначе, живём в провинции. А это - история о провинциалах, которые, играя в карты, накопили определённую сумму и поехали в столицу развлекаться и искать счастья. Все герои полны наивных, романтических идей. А столица дорогая, коррумпированная, её абсолютно не волнует судьба одного человека.
В Париже всех ждёт множество приключений, вплоть до полицейского участка. И когда эти перипетии наконец-то заканчиваются, все с облегчением и радостью возвращаются обратно. Эта ситуация очень близка к сегодняшней. Сейчас очень много людей находится в плену иллюзий и живёт наивными представлениями о какой-то другой жизни.
Спектакль как раз о том, что происходит, когда сталкиваешься с реальностью, когда рушатся все иллюзии. В итоге мы с удовольствием возвращаемся в родной дом.
- По жанру “Копилка” - водевиль. Как Вы относитесь к этому жанру?
- Я отношусь к нему замечательно. На мой взгляд, это очень интересный и сложный жанр. Если им серьёзно заниматься, он окажется не таким простым, как может вначале показаться.
Но скорее всего наш спектакль не будет водевилем в чистом виде. Всё-таки, в первую очередь, это комедия характеров. Здесь даже куплеты не выписаны, есть только намёки на них. На каждый куплет - одно четверостишие. Поэтому нам пришлось какие-то вещи дописать самим, чтобы сохранить плавный переход к общей водевильной песне.
- Значит, спектакль будет музыкальным?
- В какой-то своей части - безусловно. В спектакле обязательно будет присутствовать живое пение.
- Расскажите, пожалуйста, о костюмах. Это будет какая-то стилизация или:?
- Костюмы будут в духе той эпохи, в которую жил Лабиш. Они очень красивые, очень стильные. Но в чём-то они осовременены. Эскизы к костюмам делала Сесиль Лена. Она училась в художественной академии в Париже, потом закончила театральную школу в Страсбурге. Во Франции Сесиль работала со многими режиссёрами. Мы познакомились с ней в Лионе, и это её первый опыт в России.
Кроме того, что она прекрасно рисует, она ещё и много путешествует. Скоро в мэрии Лиона откроется выставка её рисунков, посвящённых Лаосу. Будем надеяться, что к концу работы над “Копилкой” у неё будет коллекция рисунков о России.
- В спектакле будет занята практически вся труппа. Как артисты отнеслись к этой пьесе?
- Вообще, у нас “Копилка” мало кому знакома. И поэтому многие артисты прочитали её впервые. Но всем без исключения очень приятно работать над этим материалом. Мы начали смеяться начиная уже с первой читки. А это - хороший знак. Потому что если читать комедию, не смеясь, то потом наступает долгий и мучительный процесс работы над ней. Но это произведение все восприняли радостно и легко, и сейчас репетиции проходят с необыкновенным энтузиазмом. Я считаю “Копилку” одним из настоящих шедевров Лабиша. Она умна, тонка, смешна, и я надеюсь, что зрители тоже получат удовольствие от знакомства с этой замечательной пьесой.

"Рампа", июнь 2004, Анастасия Нечаева

© 2001-2005 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)