Эльвира Данилина

заслуженная артистка России

Учебное заведение
Саратовское театральное училище им.И.А.Слонова
Мастер
Аредаков Григорий Анисимович, народный артист России
Год окончания
1987
Второе образование
Саратовская государственная консерватория им.Л.Собинова, театральный факультет
Театры и режиссеры
Саратовский академический ТЮЗ им.Ю.П.Киселева - Ю.П.Киселев; Саратовский академический театр драмы - А.И.Дзекун, А.В.Кузнецов, Е.Черная, М.Глуховская, А.Плетнев; Антон Коваленко (Санкт-Петербург); Ансар Халилуллин; Сергей Стеблюк (Москва);
Важные роли
Ануй "Ромео и Жанетта" Юлия;
Островский "Женитьба Белугина" Елена Кармина;
Окуджава "Путешествие дилетантов" Графиня Натали;
Витрак "Виват, Виктор" Эмилия Поммель;
Дарк "Мертвая обезьяна" Долорес;
Мамлеев "Свадьба с незнакомцем" Сокова;
Коуард "Неугомонный дух" Мадам Аркати (1996);
Садур "Брат Чичиков" Дама с полномочиями;
Набоков "Король, дама, валет" Марта;
Чехов "Вишневый сад" Раневская (1998);
Стоппард "Аркадия" Леди Крум;
Горький "На дне" Василиса (1998);
Мухина "Таня-Таня" Таня (1998);
Лопе де Вега "Изобретательная влюбленная" Герарда (1999);
Кузнецов "Господин де Мопассан" Графиня Маскаре, Ирма Паволен (1999);
Кольтес "Роберто Зукко" Элегантная дама (1999);
Довлатов "Новый американец" Тася (1997);
Бомарше "Женитьба Фигаро" Графиня Альмавива (2000);
Шпаликов "Долгая счастливая жизнь" Ольга Михайловна (2001);
Островский "Мечтатели" Смельская (2002);
Островский "Волки и овцы" Купавина (2005);
Чехов "Дядя Ваня" Елена Андреевна (2006);
Теннеси Уильямс "Трамвай "Желание" Бланш Дюбуа (2006);
М.Себастиан "Безымянная звезда" Неизвестная (2007);
Николай Гоголь "Записки сумасшедшего" Маджи (2008);
Виктория Никифорова "Условные единицы" Женщина (2009);
Ксения Степанычева "Частная жизнь" мать (2009);
Мика Мюллюахо "Хаос. Женщины на грани нервного срыва" Эмми (2012);
Ноэл Коуард "Настоящая комедия" Джоанна Липпайтт (2013);
Работа в кино, на телевидении, радио, эстраде
х/ф "Потомки чести" реж.Нагибин - графиня Ростовцева; "Каменская - 4", "Мой сводный брат Франкенштейн", реклама
Награды
премия газеты "МК в Саратове"; "Лучшая женская роль" (2000г.);
Почетная Грамота губернатора Ф.Аяцкова (1997г.);
дайджест культуры "Рампа" по результатам опроса профессионалов включил в тройку лучших актрис десятилетия;
почетные грамоты Министерства Культуры Саратовской области;
лауреат театрального фестиваля "Золотой Арлекин" (2003 год, Саратов), приз от секции театральных критиков за роль в спектакле "Долгая счастливая жизнь";
почетная грамота губернатора Саратовской области "За плодотворный труд и большой вклад в искусство" (фестиваль "Золотой Арлекин" 2007 год)
Преподавательская деятельность
Саратовская государственная консерватория им.Л.Собинова, театральный факультет, доцент кафедры мастерства актера
Место работы
Саратовский государственный академический театр драмы , Саратовская государственная консерватория им.Л.Собинова (преподаватель)


Звезда по имени Эльвира

Ее Мона из «Безымянной звезды» поражает воображение. Женщина из некоей другой реальности. Красота, которая существует вне национальности, страны, вероисповедания. Женская дерзость и свобода, очарование и своеволие, детскость к сексуальность, соединенные в полунагой белокурой красавице, которая явилась в дрему-честь провинциального городка ниоткуда и так же в никуда исчезла.
Для героя пьесы она становится его личной Безымянной ; звездой. Для множества саратовских -театралов у звезды есть имя — Эльвира Данилина. На днях она получила приглашение от Олега Табакова в Московский художественный театр. Исполнять роль Одинцовой в спектакле «Отцы и дети».
Эта женщина успевает фантастически много: играть ведущие партии в театре, преподавать на театральном факультете, вести телепрограмму на ТВ.
— Как у вас хватает на все времени и сил?
— Не знаю. Это труднообъяснимая реальность даже для меня самой . Иногда думаю, что по идее я уже должна бы упасть. А я держусь, и ничего.
— Эльвира, в последнее время вы порадовали город двумя абсолютными, до кончиков ногтей женщинами — Бланш из «Трамвая «Желание» и Моной. Скажите, какая из них ближе вашей человеческой сути?
— Я полагаю, что и в той, и в другой героине есть какая-то часть меня. Да и не только в них. В любой из сыгранных мною ролей живу я сама со своими страхами, мечтами, стремлениями. Актерство — странный удел. Мы оживляем образы. Чтобы зритель поверил, что перед ним на сцене живой человек, а не просто персонаж, актер должен включить в себе столь много! Свою эмоциональность, чувствительность, интуицию. Чтение пьесы, вхождение в роль — это ведь очень и очень непростой процесс. Важны не только слова, текст. Значительно и то, что стоит за словами. Нет, я имею в виду даже не подтекст, а какие-то психофизические изменения, происходящие с человеком, готовым воплотить судьбу того или иного персонажа. Знаете, я убеждена, что в настоящем, хорошем актере изменения происходят даже на уровне циркуляции крови. Актер, создающий образ, меняется биохимически. Я уверена в этом. Если провести медицинские исследования актера, находящегося в атмосфере игры, то, полагаю, моя версия подтвердилась бы.
— А образ может завладеть актером и за пределами сцены?
— Может. И со мной это было. Вдруг ловишь себя на мысли, что между тобой и твоей героиней происходит некая связка. Начинается перекличка жизненных событий, каких-то встреч. Все это очень сложно облекать в слова, но тем не менее это реальность, которая существует. В актерстве, настоящем высоком актерстве, непременно есть магия. Я не знаю, какого она цвета - белая, черная или алая, благородная она или низкая, но то, что МАГИЯ СУЩЕСТВУЕТ, бесспорно, Ну и потом актерство — это конечно кладезь твоих собственных впечатлений о жизни. Я слушала интервью с Галиной Волчек, кажется, по каналу «Культура», и она замечательно сказала, что ощущает себя копилкой всяческих состояний и ощущений, которые ей непременно пригодятся в творчестве. Точнее не скажешь. Актеры, режиссеры по сути своей профессиональные наблюдатели и анатомы своих эмоций. Я очень люблю разглядывать лица людей. Может, кому-нибудь такое хобби покажется странным, немного сумасшедшим, но я люблю придумывать истории про незнакомцев. Я всматриваюсь в лица прохожих, случайных попутчиков и воображаю, кем является этот человек и кем он мог бы быть.
— Эльвира, а в чисто волшебный мир верите? В эльфов, например?
— Эльфы, они всегда где-то рядом. Где-то поблизости от людей. Вот в этом можете не сомневаться: маленький народец наш ближайший сосед. Иногда краем глаза я отчетливо вижу какое-то колыхание сбоку от меня. Какое-то движение. Р-раз, и словно кто-то бесшумно промчался, прошуршал мимо.
Я верю в тонкий мир, отчетливо понимая, что для кого-то заявления такого рода запредельны. Существует масса народа, с которым ни о каких эльфах говорить в принципе не нужно. И даже опасно. Для них это на грани шизофрении. Но я ведь никому не навязываю своих представлений. И поделиться мыслями о захватывающих мистических ситуациях я могу только с самыми близкими людьми, которые существуют на том же уровне чувствительности, что и я.
Не буду скрывать, у меня бывали ситуации, когда я просыпалась, звонила какому-то близкому мне человеку и рассказывала, что за сон увидела прошедшей ночью. Мне расшифровывали сон, и он начинал сбываться.
— В ваших героинь влюблялись разные мужчины — от брутальных самцов до недотепистых школьных учителей. Скажите, ну а в миру каким должен быть мужчина, способный заворожить Эльвиру Данилину?
— Заворожить меня?! (Смеется. - СМ.) Я ведь Змея по гороскопу, поэтому беспроигрышный вариант для мужчины,наверное, купить дудочку и сыграть на ней соответствующую мелодию. Глядишь и подманит меня.
— Ну а если серьезно?
— Если серьезно, то давайте я просто перечислю качества, которые в мужчинах терпеть не могу. Я ненавижу в представителях сильного пола мелочность, сутяжничество, короче, мелкотравчатость. Еще мужчина, на мой взгляд, должен брать на себя ответственность, должен отвечать за женщину, которую приручил. Хотя, нет, это все не те слова. Ничего и никому мужчина не должен. Все свободны вести себя так, как им подсказывает их душа. Что касается меня, то мне по душе люди — и мужчины, и женщины, способные взорвать обыденность. Устроить праздник. Сказать в разгар самой большой психологической запарки: да пошло оно все! Давайте радоваться жизни!
И конечно, способный привлечь мое внимание мужчина не должен быть занудой, говорящим только о делах в своем офисе. Хочется, чтобы с тем, кто тебе нравится, было интересно. На свете такое число потрясающих тем, на которые можно рассуждать часами. Собеседников, с которыми можно было бы поговорить на эти темы, — считанные единицы.
Ну и конечно, мне импонирует, если мужчина сражается со мной без забрала. Если он ловит перчатку, которую я ему бросила, и позволяет мне выбрать оружие. Если же я выхожу со шпагой, а он с кувалдой, о каком честном поединке может идти речь?!
— Насколько я поняла, любовь, страсть, одним словом, чувственный роман — это для вас прежде всего коррида?
— Да, коррида. А чем же должна быть еще любовь?! Вялотекущей пневмонией, что ли? Я не знаю и не представляю, как можно жить без страсти, без огня. Хотя, догадываюсь, что тому мужчине, что рядом со мной, приходится несладко. У меня ведь характер — смертный ужас, не у каждого мужика подобный нрав. Несколько поколений мужчин моей семьи, похоже, постарались, чтобы весь запас накопленной ими энергии сбросить в одного ребенка. То есть в меня. На энергетическом уровне общаться со мной мужчине нелегко. Я сильный человек. Но я такая, как есть. Я не приемлю любовь, если она не коррида. Потому что сорбит, он для диабетиков. Здоровым людям нужен сахар и наслаждение от него. Сейчас, увы, наступает время суррогатов, полуфабрикатов. Причем не только гастрономических, но и в сфере чувств. Подавляющее большинство народа боится любви. Ее страданий, переживаний, груза ответственности, того трагедийного мига, который наступает, когда любовь уходит. Но не важно, что она уходит. Важно, что она была.
— Вы сказали «подавляющее большинство народа боится любви». А вы, стало быть, в меньшинстве?
— Да, и я считаю, что это то самое меньшинство, в котором пребывать и почетно, и престижно. Хотя и драматично.
— Скажите, а какого цвета для вас любовь?
— Желтого.
— А радость?
— Оранжевого.
— Прекрасная актриса на сцене, вы часто играете в жизни?
— Я думаю, что мне не мешало бы чаще играть на сцене жизни, но реальные эмоции читаются в глазах. Я знаю за собой такой грех: не успеваю погасить выражение иронии во взгляде, когда сталкиваюсь с абсурдностью, глупостью или безвкусием. Да еще фразочку какую-нибудь в комплекте к выражению глаз могу отпустить. Потом каюсь, но дело-то уже сделано.
— Вы становились когда-нибудь героиней сплетен?
— Ох! (Смеется. — СМ.) Чем-чем, но байками про себя я не обижена. Мне передавали рассказы о моих захватывающих приключениях в обществе влиятельных людей, с которыми я даже не знакома. И вообще, хотя я совершенно не тусовочный человек, мне приписывались такие подвиги, что будь даже четверть того, о чем говорилось, правдой, непонятно, когда бы я работала. У меня в вихре гламурной жизни просто времени бы на это не хватило.
— Вы страдаете от подобных слухов?
— Раньше — да. Теперь уже нет. У меня существует железное правило о неприкосновенности моей личной жизни. Правду-то обо мне все равно не узнают.
— И много ли тайн скрывает актриса и женщина по имени Эльвира?
— Тайны действительно есть. Их просто не может не быть. Потому что наша повседневная жизнь будет покруче гетевского «Фауста».
— Существует ли выхваченная из контекста фраза какого-либо писателя, бестолковое цитирование которой вас раздражает?
— Да, это «красота спасет мир», которую употребляют к месту и не к месту. Меня всегда тревожило и волновало, кто же спасет саму красоту?! У нее ведь ни клыков, ни копыт нет. Красота — это нечто хрупкое, безмятежное. Ее саму надо крепостными воротами окружать, и рвом с водой, и автоматчиками.
— Как, по-вашему, люди управляют своей судьбой?
— Я полагаю, что нам дается возможность корректировать судьбу. Но в чем-то значимом, масштабном она определена. Судьба дается нам вместе с характером, внешностью и волей. Думаю, что ни одно из этих составляющих не является случайным. И уж во всяком случае день нашего рождения и день смерти точно предначертаны.
— Мысли о смерти вас пугают?
— Смерть — это начало некой новой реальности. Захватывающее и устрашающее приключение. Это жизнь, но в некой другой форме, про которую мы ничего незнаем до тех пор пока не умрем.
— Скажите, Эльвира, а если допустить фантастическую возможность, что перед вами, женщиной, вызывающей на сцене фантомов и способной видеть эльфов, вдруг появился бы незнакомец. И он предложил бы вам отправиться в другую параллельную реальность, сказав, что вас избрали для этой миссии. Но условие было бы поставлено одно: вы никогда не вернетесь. Навсегда оставите тех, кого любите. И это плата за то, что вы увидите ранее взгляду смертного человека не доступное. Вы согласились бы на это предложение?
— Знаете, а я ведь думала об этом. И в зависимости оттого, что я переживала на тот период, я говорила да или нет этому фантастическому приглашению, вполне допуская его реальность. У меня были периоды, когда моих земных сил уже недоставало, чтобы отводить удары судьбы. Я испытала состояния, когда вглядывалась в будущее и не видела ничего, кроме тьмы. И бывало, когда жить не хотелось. И вот когда я достигала, кажется, точки невозвращения в своем отчаянии и скорби, только тогда помощь и приходила.
С годами я поняла одну вещь: в этом мире действительно все очень гармонично. Каждый, если по большому счету, заслуживает то, что имеет. И креста не по силам Бог не дает. Бога вообще не надо раздражать и гневить.
Трудно тебе, погряз в болоте — вспомни Мюнхгаузена, вспомни, как он сам вытягивал себя за волосы из болота. Честное слово, это неплохой объект для подражания.

Беседовала Светлана МИКУЛИНА «КП» 30.01 – 06.02. 2008

Держи меня соломинка держи

Актриса академического театра драмы имени И.А. Слонова Эльвира Данилина приглашена на роль Одинцовой в спектакле «Отцы и дети» по ро.ману Ивана Тургенева, постановку которого осуществляет в «Табакерке» молодой режиссер Константин Богомолов. Репетиции уже начались, премьера назначена на самый конец марта.
Директор театра-студии под руководством Олега Табакова Александр Стульнев заверил руководство академдрамы в том, что ведущая саратовская актриса будет задействована только в этом спектакле «Табакерки», а график репетиций составлен с учетом ее занятости в родном театре. Так что в ближайшие два месяца заслуженной артистке России Эльвире Данилиной предстоит постоянно летать в Москву и обратно.
Почитателей таланта, конечно же, больше всего интересует вопрос о том, как долго билеты будут браться туда, а главное — назад, то есть ее дальнейшие планы. «Я не строю планов, когда ситуация в целом от меня не зависит, — говорит Эльвира. — Все зависит оттого, как сложится наша совместная работа, удачным ли окажется спектакль, как я сыграю свою роль. Это, наверное, и определит, насколько долгосрочными станут мои отношения с «Табакеркой».
Понятно, что ничего иного в сложившихся обстоятельствах актриса сказать не может. Как понятно и другое: у Данилиной появился шанс получить постоянную работу в Москве, а у нас — потерять одну из самых ярких и любимых театральных актрис, педагога театрального факультета, новоиспеченную телеведущую и просто дорогого и красивого человека, без которого наше культурное пространство заметно потускнеет.
Эльвира представленной ей возможностью наверняка постарается воспользоваться с присущим ей умом и талантом. Интересно, предпримут ли в свою очередь власть имущие что-нибудь, чтобы ее удержать? Или по-прежнему будут молчаливо взирать на происходящее и утешаться разговорами о том, как мы гордился тем, что наши артисты успешно работают в столице? Ведь Данилиной есть что предложить, зная, например, жилищные условия, в которых она много лет существует, буквально не имея своего угла. Видимо, гордиться издали гораздо легче, чем создавать нормальную жизнь здесь, дома.
Талантливые люди в последнее время покидают наш город с пугаюшим постоянством. Нужно обратить на это хоть какое-то внимание и делать что-то, господа, делать, а не послушно принимать к сведению насущные нужды старших столичных творческих собратьев и входить в их положение охотнее, чем в свое собственное.
Нам же остается только протянуть в качестве заветной соломинки свою любовь и попросить: не уезжай насовсем, пожалуйста, Эля.

Ольга Харитонова «Саратовская областная газета» 24 января 2008 года

Эльвира Данилина: «Когда у меня нет работы, в душе начинается катастрофа»

фото - А.Леонтьева

На днях ведущая актриса Театра драмы Эльвира Данилина в очередной раз приятно удивила своих поклонников: заслуженная артистка России стала вести информационную программу на канале «Россия-Саратов».
— «Местное время» — не первый мой телевизионный опыт, — напомнила Эльвира Игоревна. — На телеканале «ТТВ-СТС» я веду «Попробуй сам». Однако сравнивать работу в этих программах нельзя. Новости требуют совершенно других актерских приспособлений. Именно поэтому работать очень интересно! Я вообще считаю, что любая творческая личность не имеет права останавливаться. Нужно постоянно открывать что-то новое для себя и в себе. Так почему же не попробовать сделать это на телевидении?
Строгая к окружающим, но, прежде всего, к себе, Данилина признается, что пока ей еще не все удается. На помощь приходит опыт, приобретенный актрисой... в кино.
— Я очень благодарна режиссеру фильма «Каменская—4» Александру Аравину, который научил меня не только преодолевать страх перед собой на экране, но и профессионально смотреть свою работу: отмечать, что мешает в кадре, где допущены недочеты. Острый взгляд на себя со стороны — только во благо, он заставляет оттачивать профессионализм. Без него немыслима ни одна работа.
Именно поэтому Данилина ориентируется на самые высокие телевизионные авторитеты: Екатерину Андрееву, коллегу — Екатерину Стриженову, ведущую авторской программы «Лолита. Без комплексов» певицу Милявскую.
— Все очень обаятельны на экране, а главное — талантливы.
То же самое мы можем сказать и об Эльвире Игоревне. Просто диву даешься, как она все успевает: играть главные роли в родном театре, преподавать на театральном факультете, работать на телевидении и не обделять внимаем взрослую дочь!
— В сутках 24 часа, — смеется актриса. — Так что успеваю и отдыхать, и работать. Активный ритм жизни не напрягает. Проблема возникает тогда, когда нет работы. Для меня — это катастрофа: я не знаю, как надо жить, когда некуда бежать. А в том, что сейчас успеваю все, секрета нет — просто я научилась планировать время так, чтобы оно мне помогало, а не работало против меня. Иной раз меня спрашивают: не боюсь ли в жизненной гонке потерять себя в основной профессии? Не боюсь. Работаю-то я в разных местах, но только в театре расслабляюсь и получаю удовольствие. Для него у меня есть своя «жемчужинка», которую я лелею и берегу.
— А о чем сейчас вы мечтаете?
— Я актриса, поэтому хочу поработать в хорошем спектакле с хорошим режиссером с хорошей ролью. Увы, только от меня это не зависит. Но надежды не теряю.
— Для вас 2007 год был удачным?
— Он был замечательным! Столько интересных событий, поворотов, он — судьбоносный для меня. У меня была хорошая работа в театре, в этот год я получила много наград: грамоты от губернатора и от министерства культуры, удостоена приза за участие в «Большом чтении». Конечно, работаю я не за награду, но то, что труд оценивается на уровне губернии, приятно.
Кстати, змея по гороскопу, я заметила, что каждые семь лет в моей жизни происходят кардинальные перемены, будто меняю кожу. Вот сейчас она у меня новая, тонкая, ранимая. Надеюсь, что скоро мне станет легче. Мне очень нравится, что я меняюсь.
— Скоро Новый год. Что бы вы пожелали землякам накануне праздника?
— Очень хочу, чтобы люди не были одинокими. Желаю, чтобы их ждали и любили, чтобы они были востребованы в кругу друзей, семьи, коллег, чтобы они были нужны тем, от кого зависит их судьба. А еще хочу, чтобы о людях в нашем городе заботились: улицы должны быть чистыми и освещенными, на них должен быть праздник. Желаю это искренне. Говорят, под Новый год все сбывается.

Марина Горстка «Время» 24 декабря 2007 года N 47 (115)

Интервью на сайте "Культура Саратова"

Здравствуйте Эльвира Игоревна! Не мы первые пришли к Вам с расспросами о Вашей творчестве и биографии. Многие вопросы повторяются из раза в раз и вновь их задавать не очень хорошо. Поэтому мы приготовили Вам всего два вопроса, две темы для разговора: спектакль «Трамвай «Желание» и о театральном факультете и Ваших студентах.
Что я могу сказать о наших студентах? Наверное, могу сравнить их с предыдущим выпуском. Мне кажется, сейчас люди в профессию актёра идут за другими ценностями. Нынешние студенты бедные дремучие и очень необразованные люди. Необразованные не только в культурном плане, но и в смысле дисциплины, в смысле отношения к делу.
Если в профессии актёра не «пахать» 24 часа в сутки, то ты ничего не добьёшься. И в первую очередь это работа артиста над собой. «Научить профессии актёра нельзя, можно только научится» сказал кто-то из великих и это святая правда....

полный текст

Архив статей


автограф для артклуба

© 2001-2008 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)