о театре

Сон золотой

Пьер-Жан Беранже

Премьера состоялась
03.04.01
Постановка
О.Харитонова
Художник
Ольга Герр (С.-Петербург)
Художник по свету
Д.Крылов
Консультант по пластике
А.Зыков
В спектакле звучит музыка
Баха, Скарлатти, Куперена, Чайковского, Шопена и французские народные мелодии

Исполнители

Артист
Дмитрий Смирнов
Концертмейстер
Т.Аредакова

Рецензии

Актёрские сны сбудутся и станут золотыми

На малой сцене академического театра драмы состоялась премьера спектакля "Сон золотой" по стихам и песням французского поэта Пьера-Жана Беранже.

"Молодые звезды губернии" - так называется проект, предлагающий саратовским зрителям ближе познакомиться с теми актерами, кто будет определять лицо театра наступившего века. Местное отделение Союза театральных деятелей России предполагает, что в осуществлении этого замысла примут участие молодые артисты всех театров города при поддержке своих опытных коллег. Таким образом, "Сон золотой" - не только новая премьера проходящего о в академдраме французского сезона, но и новое творческое начинание, которое наверняка вызовет интерес публики. Спектакль играют артист Дмитрий Смирнов и концертмейстер Татьяна Аредакова.

газета "Саратов - СП", 06.04.01

ЧЕСТЬ БЕЗУМЦУ!

О НОВОМ СПЕКТАКЛЕ САРАТОВСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ "СОН ЗОЛОТОЙ" ПО СТИХАМ ФРАНЦУЗСКОГО ПОЭТА ПЬЕРА-ЖАНА БЕРАНЖЕ

Есть ли в вашей библиотеке томик стихов Беранже? Увы, забытый автор. Я, к примеру, открыл книгу его стихов, выпущенную Гослитиздатом еще в 1936 году. Переводчики Вс.Рождественский, В.Курочкин, И. Тхоржевский... Песни Беранже читаются хоть и легко, но кажутся такими далекими от сутолоки наших дней. Как могло в голову прийти ставить спектакль, исполнять вирши дряхлого классика? В общем-то, это вопрос, который может возникать в голове до третьего звонка перед началом спектакля. Потом, в ходе спектакля, все сомнения отпадают лишь время от времени ловишь себя на мысли, что совестно относить Беранже к почетным старожилам книжных полок.

"Сон золотой"-это моноспектакль. Среднее поколение не помнит подобное на саратовских сценах. Играет Дмитрий Смирнов, молодой артист, уже несколько лет вызывающий большой интерес у публики своими работами в спектаклях театра (за 5 лет - 20 ролей). Психофизика исполнителя такова, что он совсем по Беранже "как яблочко румян". Юность артиста в этом театральном проекте - едва ли не решающий фактор: ага, думаешь, если такой яркий, модный исполнитель, явно фаворит судьбы, предлагает послушать стихи Беранже, значит, оно того стоит.

Что мы слышим? Выбор стихов поразителен. Известно, что Беранже-сатирик едкий, гротескный, беспощадный. Сочинял-то он песни, оттого идут повторы, припевы, куплеты... Поэт дает возможность облачиться в шутовскую маску, устроить грандиозное шоу с переодеваниями. Но Дима. выходит в предельно простом костюме. Начинает свой монолог со стихов, которые не часто вспоминаются даже знатоками французской поэзии. Это философские, глубокие, обращенные к душе и Богу строки о смысле жизни, страдании, надежде, о разочарованиях и болях, о несбывшихся мечтах и несостоявшемся счастье. Редкий поэт избегает подобных размышлений, Беранже - не исключение. Дмитрию Смирнову удалось не поддаться унынию поэта. В его устах торжественные строки прозвучали своеобразным наставлением каждому-думай о вечном, размышляй, отвлекайся от суеты...

Композиция спектакля выстроена таким образом, что мы как будто познаем с героем мир. Первая любовь и первое разочарование в потрясающей по искренности миниатюре на основе стихотворения "Роза": история любви к девушке, которую нежно и призывно герой зовет:

Руку дай! Бежим в поля!
С нами любит вся земля?

И каково же его разочарование, когда милая Лиза-символ чистоты и неприступности, "сама ложится в травы", я "нежность женская-обман", как оказывается. Жестокий, лживый мир вдруг показывает свой лик молодому человеку. И вот он-беспощадный по правде, натурализму парад персонажей-лицемеров, шутов, великосветских развратников. Для того, чтобы изобразить эти "типажи", Диме совсем не надо прибегать к бутафории и маскараду. У артиста-бесконечный набор профессиональных средств: от голосовых модуляций до удивительной пластики (консультант по пластике - А.Зыков). Для перевоплощения иногда нужно лишь чуть отвернуть от публики лицо- и вот она, Маркиза, которая с охотой затаскивает в постель всех-от камердинера до проповедника, при этом сохраняя "комильфо"; или преуспевающий а жизни Шут, который разгадал секрет успеха-ниже гнуть спину перед сильными мира сего... Смеясь, зубоскаля, откровенно насмешничая, Беранже иногда как бы останавливается, отвлекаясь от привычной практики язвить. Дима Смирнов читает знаменитое стихотворение "Мои похороны": герой однажды был принят за умершего. Уже совершен похоронный обряд, уже лавры славы обратились похоронным венком. Лишь одна любимая не поверила в смерть поэта и тем самым воскресила его. Любовь-вот что удерживает нас на земле.

Я уже несколько раз как бы оговаривался... Да, да Беранже сочинял не стихи, а песни. И Дима поет в спектакле. Иногда это куплеты, иногда романс, иногда речитатив. Живая музыка в исполнении концертмейстера Татьяны Аредаковой определяет атмосферу спектакля, раздвигает пространство Малой сцены, где идет "Сон золотой". Режиссер спектакля - Ольга Харитонова. Художественный руководитель постановки Антон Кузнецов, с его абсолютным знанием французского языка, и в русско-язычном варианте передает ритмы стихов Беранже: как биение сердца-то чаще, то реже стучит этот "движетель", и как поэтический образ, и как реальный орган. Режиссер расположил актера так близко к зрителю, что видно, как у того бьется кровь в жилке на лбу. А Смирнов обращается не к публике вообще, а ведет диалог с каждым из пришедших, ловит взгляд именно твоих глаз...

Неожиданное преображение песен Беранже произошло в этом спектакле. Исчезла архаика, пыль столетий отлетела, обнажив прекрасные, живые строки, чудесные, ясные образы, здоровое-трепетное и требовательное- отношение к человеческому бытию. И оказалось, что старик Беранже с его хрестоматийным возгласом: "Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!" не так уж и скучен и вполне вписывается в мироощущение людей XXI века.

"Сон золотой"-удача театра, удача актера и режиссера. И не случайно я сказал, что Дима Смирнов еще и модный актер. Почему-то хочется верить, что на его имя отзовутся молодые люди, а придя в театр, смогут по достоинству оценить и дар Беранже.

Хочу лишь добавить, что новая работа-еще один штрих в больших французских сезонах, которые завершаются. Благодаря усилиям коллектива театра мы как бы заново открываем для себя мир французской литературы и искусства. Вспомним опять Беранже?

Пою, друзей врачуя
Призванием своим.
Людьми, кому пою я,
Ужель я не любим?

Попробуйте ответить на этот вопрос отрицательно.

Владимир АКИШИН, газета "Саратовские вести", 10.04.01

СОН ПРИНЕС ЗОЛОТЫЕ ПЛОДЫ

Моноспектакли, то есть представления, где на сцене задействован один-единственный актер, в Саратове - редкость. Их мы можем наблюдать только во время гастролей столичных звезд: вывозить целую труппу накладно и с экономической, и с технической точки зрения. Однако теперь к подобному опыту склоняются и саратовцы. И первой ласточкой стал "Сон золотой" -спектакль, поставленный по стихотворным опусам Пьера-Жана Беранже в академическом театре драмы.

Молодой, но уже довольно известный актер драмтеатра Дмитрий Смирнов предстал перед зрителями в образе поэта, такого же молодого, влюбленного в жизнь, родину, девушку Лизу, он жизнерадостен и весел, он верен своим принципам и не сомневается в честности и душевной чистоте окружающих. Однако... во Франции - война, гибнут люди, во власти разброд, а жизнь на самом деле вовсе не такая радужная, как кажется в юности.

Перед нашими глазами проходит галерея национальных героев: маркиза, почитающая свою родословную, придворный суд, готовый скакать на задних лапках перед кем угодно, лишь бы не оставаться голодным, матрос, мечтающий увидеть родной берег. Иным становится и сам поэт: разочарованный в любви, он полностью погружается в творчество, и все, что мы видим на сцене, - те самые золотые плоды, сделавшие имя Беранже известным,..

Надо сказать, что первый блин вышел вовсе не комом. Сценический час пролетел незаметно, несмотря на то, что одного автора читал один актер, а декорации и вовсе были скромными. Конечно, у зрителей, предпочитающих ходить в театры для развлечения, то есть "на настоящие зрелища" со сменой костюмов и декораций, танцами и драматично закрученными конфликтами, и могло возникнуть чувство, что актер просто с выражением читает любимые стихи, Однако, постепенно проникаясь чувствами героя, его переживаниями и радостями, мы получаем картину целой жизни человека, а быть может, и всей нации. Большую роль сыграло то, что спектакль проходил на малой сцене театра, где артисты предстают перед зрителями. Это позволяет находиться с героем в одной временной, географической и материальной плоскости, а следовательно, воспринимать услышанное как обращение лично к вам. Кстати, с Дмитрием Смирновым почувствовать характер персонажа очень просто: настолько актер искренен, открыт, а его глаза горят так, словно он сам пишет свой "золотой сон".

Нельзя не упомянуть и о Татьяне Аредаковой, без участия которой спектакль рисковал превратиться в однообразное и монотонное действо. Музыка в ее исполнении словно сливается воедино с эпохой Беранже и внутренним миром героя. Благодаря аккомпанементу поэт не только читает, но и поет свои произведения: романсы, веселые куплеты, лирические песни. Впрочем, фортепиано не единственный музыкальный инструмент, использованный в "сне". Как только началось представление, внимание привлекла лежащая на сцене гитара. А нам известно, что ружье, висящее на стене в первом акте, обязательно должно выстрелить. Вот зрители с нетерпением ждали этого выстрела, и он прозвучал: на семиструнной сыграл сам Дмитрий...

Зрители остались довольны, и переполненный зал (кстати, билеты, как всегда, были распроданы задолго до премьеры) оправдал идею создания этого спектакля. А последняя (т.е. идея) принадлежала Д. Смирнову, Т.Аредаковой и О.Харитоновой.

Говорят, что главный режиссер театра Антон Кузнецов увидел детище этой троицы уже в более или менее готовом виде, и сразу же был очарован сим сюрпризом, прекрасно вписывающимся во Французский сезон.

Полина ЛАНСКАЯ, газета "Губернские ведомости", 12.04.01

© 2001 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)