Александра Коваленко (Букаева)

Учебное заведение
Саратовская государственная консерватория им.Л.Собинова, театральный факультет
Мастер
курс народного артиста России Григория Аредакова, худ. рук. театра Драмы
Год окончания
2006
Театры и режиссеры
Саратовский академический театр драмы - М. Глуховская, А.Коваленко, Е. Черная, Даниил Безносов, Сергей Стеблюк (Москва); Сергей Щипицин (Санкт-Петербург);
Дипломные роли:
Сергей Третьяков "Хочу ребенка!" - Олимпиада
Ксения Степанычева "2 х 2 = 5 или маленькие комедии" - Женя
А. Островский "Не все коту масленица" - Феона, ключница
Роли в театре:
Прокофьева, Токмакова "Чиполлино и его друзья" Чиполлино;
Голдсмит "Ночь ошибок" ;
Лорка "Дом Бернарды Альбы" ;
Мак-Донах "Сиротливый Запад" - Гелен Келлехер;
Игорь Игантов "Город Ангелов" Янка-фортепьянка (2010);
Ноэл Коуард "Настоящая комедия" Дафна Стиллингтон, Дорис (2013);
Юлия Тупикина "БА" Маша (2014);
Место работы
Саратовский государственный академический театр драмы до 2007 года, после по личным обстоятельствам переехала в Санкт-Петербург, вернулась в театр Драмы в 2010 году;

Александра КОВАЛЕНКО: «Я сказочная героиням»

В канун 8 Марта самая романтичная актриса Саратова раскрыла профессиональные секреты красоты. Хрупкая, невероятно женственная, милая и обаятельная - так в нескольких словах можно описать Сашу Коваленко. По воле режиссеров именно ей достаются роли сказочных принцесс и красавиц.

Впрочем, амплуа молодой актрисы настолько многогранно, что позволяет ей так же воплощать на сцене серьезные и порой трагические образы. Геллин Келлехер в «Сиротливом Западе» Мартина Макдонаха, Олимпиада в пьесе Сергея Третьякова «Хочу ребенка», Маша в постановке «Ба» Юлии Тупиковой, Санди в «Классе Бенто Бончева» Максима Курочкина и другие работы Коваленко достойно пополнили список лучших актерских работ Драмы. Сама Александра признается, что не мыслит своей жизни без театра и мечтает сыграть десятки новых ролей.

Синтетическая актриса

Саша родилась в Энгельсе. В ее семье никто не был связан с театром. Мама-филолог и папа-военный водили дочек на спектакли в ТЮЗ, но настоящая любовь к искусству проснулась позже.

Вместе с младшей сестрой Александра устраивала домашние спектакли для родителей. Параллельно девочка увлекалась танцами и училась в художественной- школе. Педагоги советовали ей поступать в хореографическое училище, но она осуществила давнюю мечту и поступила в театральный вуз.

- Была уверена, что я, как минимум, народная артистка, - с улыбкой вспоминает Александра. - Самоуверенность, с которой заявилась на экзамены, поражает меня саму. Моим слабым местом всегда был вокал. Я пела песенку про медведя, а у самой предательски тряслись коленки. Помню фразу моего будущего мастера Григория Аредакова: «Ну что, заяц, свободна!». Зато моим сильным местом была хореография. За счет танцев я добрала баллы и стала студенткой.

С первых дней учебы Сашу закружил волшебный мир театра. Занятия сценической речью, пластика и капустники - нередко они заканчивались едва ли не за полночь. Но девушке все давалось легко.

Григорий Аредаков был требовательным педагогом, но студентам нравилось работать с ним. Саше особенно повезло, ей всегда доставались интересные роли.

Одной из первых сложных работ Александры стала роль Олимпиады в дипломной пьесе «Хочу ребенка». Затем молодая актриса сыграла Женю в комедии «2 х 2 = 5» популярного драматурга Ксении Степанычевой и старуху Феону в постановке Эльвиры Данилиной «Не все коту масленица». Сама Саша считает, что актриса должна быть готова к любому образу, от ангельской принцессы до старушки.

- Когда режиссер «Класса Бенто Бончева» Михаил Угаров отобрал меня на роль, спросил, могу ли я раздеться на сцене. Не раздумывая, сказала «да». «А вы готовы драться с мужчиной?» - спрашивали меня, и я снова отвечала «да». Мне нравится, когда режиссеры предлагают неординарные вещи, и, если бы мне предложили побриться наголо, я бы согласилась. Я люблю шокировать и готова сыграть все! Только так актриса может состояться профессионально. Кто-то даже назвал меня синтетической, но я больше сказочная героиня, - улыбается она.

Одна из любимых ролей Саши - Красавица в постановке Любови Баголей «Вверх тормашками».

- В этом образе я чувствую себя свободно, - говорит она. - Особые эмоции рождает атмосфера, которую Любовь Баголей и художник Юрий Наместников создали на сцене. Мне нравятся характерные персонажи. Я очень люблю свою героиню Сью Бейлиз в постановке Николая Дручека «Все мои сыновья». Пьеса Миллера мне понравилась, да и работать с режиссером Николаем Дручеком очень интересно. Этот режиссер никого из актеров не обделял вниманием, а это очень важно. И я переживаю, что на «Все мои сыновья» ходят меньше, чем на «Ба».

Театр, который стал родным

После учебы Александру приглашали на работу в ТЮЗ, но Аредаков не позволил ей уйти. Коваленко, тогда еще Сашу Букаеву, вместе с несколькими однокурсниками взяли в труппу Саратовской драмы.

Театр стал для Александры родным, и покидать его она ни за что не хотела. Сейчас сложно поверить, что театр мог ее потерять.

Жизнь Саши разделили надвое встреча с питерским режиссером Антоном Коваленко и рождение сына. Он ставил на саратовской сцене пьесу «Сиротливый Запад».

Роль Геллин Келлехер и по сей день Александра считает самой сложной в своей карьере. Возможно, тогда сказывался юный возраст и неопытность актрисы.

Позже эта роль давалась ей намного проще. На репетициях «Сиротливого Запада» исполнилась Сашина заветная мечта: она влюбилась в режиссера и стала его женой. Правда, союз Александры и Антона оказался недолгим.

Режиссер увез Сашу в Питер, где у пары родился сын Данила. Два с половиной года актриса - сидела дома с ребенком, исправно варила мужу борщи и мечтала о сцене.

- Двум творческим личностям тяжело ужиться вместе, а быт разрушил романтику, - объясняет Александра. - Я любила Антона, а он любил свою работу, которой в Питере не было. В конце концов он заявил, что мне не стоит быть актрисой и мой удел - сидеть дома. Это стало последней каплей. Я позвонила Аредакову, и он сказал, что готов взять меня обратно в саратовский театр.

С маленьким сыном на руках актриса вернулась домой. Этот период стал самым тяжелым в ее жизни. Втянуться в работу после двух лет декрета было невероятно сложно.

Бывший муж поначалу практически никак не помогал. Мать Саши вынуждена была оставить любимую работу и сидеть с внуком. Актрисе дали роль в спектакле «Город ангелов», и она целыми днями находилась в театре.

- Не скажу, что роль стала моей творческой удачей, но с чего-то нужно было начинать, - говорит она. - За короткий промежуток времени меня ввели во множество спектаклей. Одновременно приходилось репетировать сразу по две-три роли. Спасибо моим партнерам, которые поддерживали меня. Но самое сложное все равно приходилось делать самой.

Сцена как воздух

Сегодня в жизни Александры Коваленко есть все, что нужно успешной женщине: семья и любимая работа. Второй муж актрисы Сергей, несмотря на то что далек от театра, с уважением относится к выбору супруги.

- Я обрела человека, который меня понимает и слушает, - продолжает Александра. - Могу уйти из дома утром и вернуться в одиннадцать вечера. Мой муж сам отведет и заберет ребенка из школы и приготовит ужин. Конечно, он может слегка поворчать, но между нами есть самое главное - взаимопонимание. Он понимает, что я не могу без сцены, она мне необходима как воздух. Театр я не променяю ни на что. В первое время супруг немного ревностно относился к моей работе, но, после того как я познакомила его с театром и он стал ходить на спектакли, это чувство прошло.

При катастрофической загруженности Александра Коваленко умудряется хорошо выглядеть. Как истинная блондинка она трепетно относится к своему внешнему виду. Особенно важна для нее аккуратная прическа, которая должна быть при любых условиях. - Артистка обязана быть женщиной ухоженной, - подчеркивает Саша. - И бриллианты и меха при этом совсем необязательны. Идеал женщины для меня, как в эстетическом, так и в профессиональном плане, - Эльвира Данилина. Я многое почерпнула у нее. Конечно, хочется покупать дорогие вещи, но я не одеваюсь в бутиках, у меня нет портнихи, и в выборе образа я полагаюсь на свои умения и вкус. А еще я люблю путешествовать и хотела бы больше времени проводить со своей семьей, больше заниматься ребенком, водить его в разные секции. Кстати, сын к моей работе относится довольно спокойно. Гораздо большее впечатление на него производит мама его близкой подруги по детскому саду, которая трудится в полиции.

Возможно, выглядеть хорошо Александре Коваленко помогает отсутствие интернет-зависимости. Актриса далека от Всемирной паутины. У нее нет электронной почты, «твиттера» и «фейсбука». Виртуальная жизнь, по ее мнению, отнимает слишком много времени, которого и так не хватает.

В редкие свободные минуты актриса не отказывается от интересных проектов. Так, неожиданно для себя Коваленко поучаствовала в недавнем фестивале Олега Янковского. Александре предложили заменить заболевшую актрису в благотворительном спектакле артистов столичного МХТ имени Чехова «Приключения в пижаме». За одну ночь Саша выучила роль. В итоге ее работой остались довольны все.

- Я хотела бы, чтобы театр ставил больше спектаклей и у актеров было больше работ, - говорит она в финале беседы. - При этом я не мечтаю о какой-то определенной роли, я мечтаю просто играть. Для меня нет большего ужаса, чем домашний быт и отсутствие любимой работы. Монашку я играю, служанку или королеву - главное, чтобы у меня была роль. Я благодарна своим родителям и особенно маме, которая в свое время взяла на себя воспитание моего сына и дала мне возможность вернуться в театр. Я благодарна своему мужу, который понимает и принимает меня вместе с моей работой. И конечно, я благодарна своему мастеру Григорию Аредакову. Он не только профессионал своего дела, но и очень мудрый человек, тонкий психолог, который всегда чувствует происходящее и помогает в самых сложных жизненных ситуациях.

Юлия Дашкевич «Саратовская панорама» 2015 год 14 марта №8 (987)