Валентина Федотова

народная артистка России

Учебное заведение
Саратовское театральное училище им.И.А.Слонова
Мастер
Лядов Дмитрий Александрович
Год окончания
1972
Театры и режиссеры
Саратовский академический театр драмы - Я.А.Рубин, А.И.Дзекун, А.В.Кузнецов, М. Глуховская, Е.Черная,
Важные роли
Островский "Таланты и поклонники" Негина;
Булгаков "Мастер и Маргарита" Маргарита;
Галин "Конкурс" Варя Волкова;
Островский "Мечтатели" Домна Пантелеевна;
Тургенев "Завтрак у предводителя" Каурова;
Островский "Волки и овцы" Мурзавецкая;
Чехов "Дядя Ваня" Войницкая;
Лорка "Дом Бернарды Альбы" Мария Хосефа;
Иван Вырыпаев "Валентинов день" Валентина;
Работа в кино, на телевидении, радио, эстраде
х/ф: "Родник" реж. А.Сиренко; "Дамское танго" реж. С.Мамилов; "Кавказский пленник" реж. С.Бодров
Награды
почетная грамота губернатора Саратовской области "За плодотворный труд и большой вклад в искусство" (фестиваль "Золотой Арлекин" 2007 год)
Место работы
Саратовский государственный академический театр драмы

Архив статей


Саратовская Маргарита не боиться старости

В конце ноября в театре драмы прошел бенефис актрисы Валентины Федотовой. С юбилеем народную артистку поздравляли друзья, коллеги по театру, а также сегодняшние звезды кино и сцены - Владимир Конкин, однокашник юбилярши, Сергей Сосновский, который теперь работает в Московском художественном театре, Анатолий Васильев, народный артист, ныне известный по сериалу "Татьянин день". Он напомнил присутствовавшим в зрительном зале про фильм "Дамское танго", в котором они с Валентиной Федотовой сыграли главные роли.
Саратовцы знают актрису прежде всего по ролям в спектаклях «Мастер и Маргарита» «Таланты и поклонники», «Прошлым летом в Чулимске», «Конкурс», «3автрак у предводителя», «Валентинов день». «Мне нравится играть про любовь. Я думаю, что и на сцену пошла из-за неразделенной любви» - призналась актриса корреспонденту «АиФ – Саратов»
Вместе с гримом "накладывается" образ
- Свой день рождения считаете любимым праздником?
- Отношусь к нему с прохладцей. Если я и меняюсь со временем, то не и лучшую сторону. В день рождения нередко бываю раздраженной, так как все хлопоты ложатся на мои плечи. Я должна что-то приготовить, постараться угодить гостям, а угадать желания моих близких и знакомых не всегда получается. Совсем другие ощущения в душе появляются в День Победы. В этот день немного иначе отношусь к людям и старикам. У меня в душе поднимается волна любви ко всем. Мне нравится этот праздник, потому что 9 Мая становлюсь чуть-чуть другой.
- Вы из тех женщин, которые каждое утро придирчиво себя рассматривают в зеркало, или стараетесь не обращать внимания на морщины?
- Я в первую очередь актриса, а уже потом женщина. Особенно пристально разглядываю свое лицо только вечером, перед спектаклем. Не пользуюсь услугами гримеров, я сама себе визажист. Мне образ диктует, какую краску положить на лицо. Процесс напоминает создание художником картины. Когда актриса говорит: «Я гримируюсь», то лучше ее не отрывать от дела. В данный момент она словно уходит в какое-то Зазеркалье, перевоплощается в персонаж, который нужно сыграть. Вместе с косметикой "накладывается" и образ.
- Вас называют примой, культовой актрисой, саратовской Маргаритой. Какое определение вам ближе?
- Когда режиссером в театре был Александр Дзекун, называла себя крепостной актрисой, а сейчас - провинциальной. И в этом обидного ничего нет.
- Согласны с утверждением: актеры театров в глубинке - работяги, а столичных - халтурщики?
- Нет. Конечно, актеры, играющие в различных антрепризных спектаклях, относятся к саратовской публике не так, как на премьере в Москве. За это их не осуждаю. Наверное, «градус» работы падает от усталости, из-за постоянных переездов. Не понимаю, почему на известных, хороших актеров все набрасываются и считают, что им так легко деньги достаются. Они по сравнению со своими провинциальными коллегами пашут как лошади: снимаются в кино, играют в спектаклях, озвучивают фильмы.
Почетное звание вне театра -кличка
- Сегодня некоторые говорят об отмене почетных званий, которые, кроме престижа, ничего не дают. Поддерживаете эту идею?
- Ничего плохого в том, что молодому 30-летнему артисту дают звание заслуженного артиста, не вижу. Это нужно не только ему. Когда зрители приходят на спектакль, они первым делом открывают программку и смотрят - раз напротив фамилии актера стоит "народный" значит, хорошо играет. Это своего рода бренд, знак качества. А вот вне театра громкие титулы и звания звучат, на мой взгляд, как кличка.
- Вы 35 лет служите в одном театре. Быстро прикипаете душой к чему-нибудь?
- Наверное, да. Знакомые возмущаются: мол, почему я, например, не съеду со старой, темной квартиры. У меня нет потребности часто меняться - а вдруг после этого не смогу сыграть?
- Вам довелось на одной сцене играть с такими звездами, как Олег Янковский, Александр Михайлов. Поддерживаете с кем-нибудь из них связь?
- Никому не надоедаю, никогда не звонила, в гости не напрашивалась. У меня нет нужды приезжать к ним и просить о поддержке, хотя все телефоны и адреса есть. Я убеждена: не надо тревожить покой чужой семьи, если в тебе не нуждаются.
- В своих ролях вы сами любите, либо мужчины признаются в своих чувствах. А как дело обстоит в реальной жизни?
- Обожаю играть про любовь. Я, наверное, и на сцену пошла из-за неразделенной любви. Мне всегда мало любви - и с таким ощущением иду по жизни. Фразу, которую произносят большинство женщин: «Да он меня любит» воспринимаю с недоумением. Почему они в этом уверены на 100%? За красивыми словами и признаниями должны стоять прежде всего поступки.
- Не корили себя за то, что все отдаете сцене, а на семью сил не всегда хватает?
- Да. Говорить родному человеку: "Прости, что так мало тебя любила" - могу много раз. Сын отдает мне столько тепла, заботы и нежности, но внешне это ярко не проявляется. Тем не менее я всегда ощущаю его надежное плечо.

Елена ГОРШКОВА «АиФ Саратов» 12 декабря 2007 года

Любовь - это когда и в шестьдесят - любовь

В академическом театре драмы имени И.А. Слонова состоялся бенефис народной артистки России Валентины Федотовой. Вполне естественно, что играла она в этот вечер спектакль «Валентинов день» по пьесе Ивана Вырыпаева, специально выбранной театром в прошлом еще сезоне в качестве творческого подарка к юбилею актрисы. Когда непростой этот современный текст был ей предложен, Валентина; прочитав его, откликнулась тут же, решительно и громко заявив: я буду это играть! К требованиям режиссера Виктора Рыжакова она отнеслась с пониманием, буквально преобразившись к премьере, что вызвало немалое удивление театральной общественности и восхищение публики: все снова заговорили не только о таланте Валентины Федотовой, но и о ее женской красоте.
Влюбившись в пьесу Вырыпаева, она знала всю ее наизусть еще к началу репетиций. Признание в любви длиною в спектакль - такая возможность и в самом деле представляется артистам достаточно редко. Федотова не то что воспользовалась ею - она словно перенаправила это признание в зрительный зал. «Вы знаете, почему я такая подтянутая, сильная, такая молодая? Потому что я умею страдать. Потому что у меня это очень хорошо получается. Потому что я не зря проживаю свою жизнь. Потому что я - не зря!» - говорит героиня «Валентинова дня», и исповедальная интонация актрисы, спокойная и исполненная достоинства, помогает людям преодолеть тяжесть этих слов и продраться сквозь личные тяготы к настоящей, а не пустой надежде.
Когда думаешь, отчего это у Валентины Федотовой все получается на сцене вот так, по-настоящему, то понимаешь, что просто артисты бывают разные. Есть талантливые,- а есть - натуры. Ни в какие рамки не умещающиеся. Никаких правил не придерживающиеся. Создающие свои. Такими, наверное, были те, прежние, доисторические артисты, которых на сцену приводили неукротимая страсть, необъятность чувств, пушкинское «смутное влеченье чего-то жаждущей души» и желание поделиться своей болью, чтобы облегчить чужую.
Надо сказать, что и ответное театрализованное признание в любви Валентине, сочиненное и исполненное родным театром, было удивительно теплым, человечным и вдохновенным. Никакого официоза, которого не терпит бенефициантка. Даже видеопоздравления, присланные сокурсником Владимиром Конкиным, киновозлюбленным Анатолием Васильевым и театральным партнером Сергеем Сосновским, с легкостью преодолевали плоскость экрана и заполняли любовью сцену и зрительный зал. Потому что Валентина Федотова не зря проживает свою жизнь. Потому что она - не зря!

Ольга Харитонова "Саратовская областная газета" 29 ноября 2007 года

ДРАМАтический бенефис Валентины Федотовой

23 ноября у Актрисы бенефис. Событие, к которому готовятся многие - театр, коллеги, руководство, друзья, родные, близкие, поклонники, театралы. Но только не сама актриса. Слава, комплименты, похвалы, известность для нее - всего лишь ненужный элемент работы, так сказать -- остаточное явление. «Лукавит»- подумают некоторые. «Истинная правда» -скажут те кто знает Актрису лично… Она живет сегодняшним днем. Нет, даже одной минутой. Она не вспоминать прошлые заслуги или мечтать о завтрашнем дне. Она просто умеет ценить жизнь и тех, кто встречается на ее пути. Валентина ФЕДОТОВА знает, что в этом мире настоящее, а что - напускное и ненужное.
- Валентина Александровна, прежде всего, хочется поздравить вас с предстоящим бенефисом. Наверное, это, действительно, событие в вашей жизни. Не каждый удостаивается такой чести...
- Да? (растерянно) А для меня это абсолютно ничего не значит. Я, честно говоря, не очень хорошо понимаю это слово «бенефис». Сегодня это слово утратило свое первоначальное значение. Помнится, когда я была еще девчонкой, в театре отмечали бенефисы Доры Степуриной, Якова Янина и других. Вот тогда это были для меня, действительно, события с большой буквы. Мы - молодые актеры - принимали в бенефисах участие, и испытывали при этом волнение. Я ощущала сопричастность великому.
Сейчас для меня бенефис - то ли праздник, то ли не праздник, то ли прощание, то ли встреча. Не знаю! У меня уже было два бенефиса. И оба - в слезах и нервах. Это тяжелая работа. Все от тебя чего-то ждут, а я не могу понять - чего именно. Я выйду, сыграю. Как обычно. Если вы уже видели этот спектакль («Валентинов день» - авт.), и я смогла оставить у вас какие-то впечатления, то, что вы хотите получить от меня на этот раз?
...Я поняла только сейчас: я, наверное, боюсь бенефиса. То, что сделает в этот день театр, - это некий поклон творчеству актрисы. Не мне именно - а актрисе драматического театра. Ведь есть творческий путь, та самая тропинка, протоптанная актрисой вместе с театром.
- То есть театр драмы им. Слонова - тоже виновник торжества? Как бы вы оценили сегодняшний дух в вашем театре?
- В нашем театре мне нравится многое. Театр становится другой. Он все время меняется - меняются режиссеры, драматургия, актеры (меня театр устраивал и при Дзекуне, и при Кузнецове, они все были очень достойными). Сегодняшние молодые артисты - талантливые, преданные делу. Кто-то думает, что театр разваливается? Не дождетесь!
- Вы стольких героинь сыграли. А есть ли персонаж, который пока живет у вас только в мечтах?
- Ответ простой - нет! И зависти у меня никакой нет. Наверное, потому, что я постоянно строю себя. Независимо от того, играю я - не играю, внутри меня идет строительство. Мне не бывает скучно. Если мне не звонят, не зовут куда-то - мне не грустно. Я-то осознаю, что я есть. А вы уж как хотите! Я вообще, человек очень эмоциональный. Я живу чувствами. Разум мне ничего не диктует, он может меня только контролировать. Я не развиваю свой ум. Только духовное развитие имеет для меня значение. Когда говорят, что я - умная, я смеюсь.
- Кажется, вы вообще не воспринимаете всерьез никаких комплиментов. А вам важна чья-то критика?
- Когда-то мне было важно, что обо мне скажут. А теперь - нет. Я не вижу в комплиментах чистоту помысла говорящего их человека. Не люблю, когда меня хвалят! Я расстраиваюсь и обижаюсь. Мы актеры - сами все про себя знаем. Я, например, сразу договариваюсь с режиссерами: «Меня не хвалить!» И ругать меня нельзя! Я этого не люблю!
- Вы блистали у разных режиссеров, у вас было множество ярких ролей. Если вспомнить ваше творчество...
- …А мне не хочется его вспоминать. Пусть зритель вспоминает. Хорошо сыграла? Тебе понравилось? Так ты приди домой и подари кому-то свое хорошее настроение. Ты принял от меня что-то - так иди и передавай это что-то дальше. Зачем мне отдавать обратно? Это - тяжелая работа, и что я оставила после себя - я не очень хорошо себе представляю.
- Ну, как же! На вашу Маргариту приезжали посмотреть даже из других городов. Да что говорить, для многих вы по-прежнему та самая Маргарита. А эти спектакли в паре с Олегом Янковским или Владимиром Седовым?!
Мне странно, что до сих пор во мне еще угадываются признаки булгаковской Маргариты. Люди иногда удивляются при виде меня: как, я еще жива? Я здесь, а не с Мастером? Я не могу этого понять! Я несовместима с Маргаритой вообще! Есть образ, и он живет. А я - это я. Я - другая. До сих пор считать себя «той самой Маргаритой» - это сумасшествие! Есть жизнь, есть место работы - сцена, эти сферы нельзя смешивать.
Да, я знаю, что многие спектакли наши гремели. Но не из-за меня же лично! До меня вообще ничего не доходило, мне никто не докладывал, что у меня появились поклонники, почитатели таланта, что на мою игру приезжали посмотреть из других городов... И вообще, не надо смешивать мир театральных людей с попсой. У нас другие задачи, другие цели. Мы существуем настолько внутри, что вытащи это наружу - и все потеряет смысл. Театр не может быть популистским искусством. Возьмите любых талантливых, по настоящему великих актеров - они не пиарятся. Они не видят в этом счастья, конечной цели. Счастье для них сама жизнь на сцене.
Настоящие артисты - они скромные, неприметные в жизни. Вот вы зачем ходите в театр? Например, я могу прийти на уже знакомую пьесу, на знакомого артиста. Зачем, казалось бы? Да чтобы получить ответы на волнующие меня вопросы! Я сижу и жду, протянется между мной и артистом эта ниточка или нет... Я не хочу смотреть на людей на сцене и думать о них, а не об их персонажах!
- Почему вы так не хотите говорить о своей Маргарите?
- Было и прошло! Я даже к этому роману никогда не возвращалась, потому что тогда, на сцене, исчерпала свой интерес к нему до дна. Кроме того, это был адский труд. Надо было выдержать этот спектакль. Я отказывалась от всего. Без преувеличения. Я, правда, совсем ничего не помню. В этом и есть тяжесть профессии и ее храмовость. Я несу туда все, что у меня есть - любовь, страсть, печаль, эмоции, радость. Я берегу ради него себя. Театр не прощает человеку, если тот не может от чего-то отказаться ради сцены! Я считаю, что надо памятник ставить актрисам, которые и детей смогли воспитать, и сейчас живы и здравствуют!
- Памятник можно поставить и вам самой...
- Но какими силами! Ты взяла в зубы роль - и жуй, ешь, питайся! Все! Для тебя ничего больше не существует. Ничего и никого! А уж когда тебя вводили в спектакль с одной репетиции (и раньше так было довольно часто) - тут уж вообще начиналось безумство. Однажды у меня был срочный ввод на леди Макбет - заболела Людмила Николаевна Гришина. На то, было всего три ночи. Я все эти три ночи не спала. Это могут понять лишь те люди, кто варится в этом же бульоне, кто испытывает те же лишения. Только такие люди не будут орать на жену за то, что она не пришила пуговицу. Какая пуговица??? Жены вообще уже здесь нет!!! Со вчерашнего дня! Она - в роли, она - не она, она - уже не твоя жена... Забудь о ней! До премьеры меня нет!
- Так значит, актриса может быть счастлива в семейной жизни только, если у нее муж связан с театром? Это называется актерское счастье?
- Ой, боюсь я этого слова- счастье. Его даже произносить опасно: всего две буковки - «н» и «е» - поставить рядом и все! Есть у меня героиня в спектакле «Квартет».Так вот, у нее есть замечательная фраза: «Я прожила счастливую жизнь! И только мужчины были самым большим моим несчастьем. Они плохо со мной обращались!»
Я на сто процентов могу подписаться под этими словами! Актерские семьи все живут сложно! Все орут! Женщиной-актрисой вообще быть опасно: могут убить! Из-за всего: из-за невымытой тарелки, например. Могут взять и запустить этой тарелкой. Потому что у тебя получается, а у меня - нет... Актерские семьи НИКОГДА не бывают счастливыми! А когда сами актеры говорят, что в этом и есть актерское счастье, нормальные люди в шоке. Как можно жить с человеком, если он сутками не разговаривает? Я прихожу домой и говорю: «Меня нет». Меня нет, что бы ни случилось, что бы ни произошло (за исключением болезни родного человека). Муж (или жена) должен мириться с тем, что я живу - как хочу: встаю, когда хочу, ем, когда хочу, прихожу, когда хочу. Любая творческая профессия подразумевает время одиночества. Человеку нужно уединение. Нет свободы -нет творчества. Это надо четко осознавать, если связываешь жизнь с творческим человеком!
- Ну, хорошо, мужчины это осознают. А как же дети?
- Дети наши - актерские дети - это очень хорошо осознают. Лучше, чем дети артистов, никого быть не может! Они - особенные. Они очень любят своих родителей. Для них работа мамы или папы - это все! Они знают про взрослых все, им ничего не надо объяснять. Они впитывают все с молоком матери. Нет, даже еще раньше. Театр для наших детей -это их настоящая семья. Эти дети общие, их все любят. И поэтому многие актерские дети хотят продолжать родительский путь. Но далеко не все родители хотят, чтобы их дети были артистами. Это очень большой риск. Очень редко бывает, чтобы и отец, и сын были одинаково талантливы. Есть вероятность того, что ты вовлечешь своего ребенка в этот мир, а из него ничего не получится. Это сродни тому, что ты заразил малыша болезнью, а вылечить не смог.
И вот за всю эту сложность, за все эти лишения, риски - только в одной профессии есть такой профессиональный праздник под названием «бенефис»!

Юлия Троць «Саратовская панорама» 21-27 ноября 2007 г .

«Я плохая баба»

Описать ее не хватит слов. Эмоциональная и своенравная, импульсивная и саркастичная. Каждая ее роль, как яркая вспышка, - надолго остается в памяти. Смех и слезы, радость и горечь, смирение и гордыня намешаны в ней в один диковинный коктейль Английская оперная дива из «Квартета», взбалмошна» и до боли смешная, трогательная в своем тихом помешательстве мать семейства из «Дома Бернарды Альбы», несгибаемая однолюбка Валентина из «Валентинова дня» - все это она, Валентина Федотова. Без нее сложно представить саратовскую сцену. Она - украшение и соль любой даже самой неоднозначной постановки. Именно ей Александр Дзекун доверил сыграть булгаковскую Маргариту в своем легендарном спектакле, прогремевшем в итоге на всю страну.
В жизни Федотова оказалась на редкость легкой в общении. Очень ироничной. Предельно честной, фееричной. О себе говорит, не стесняясь: «Я скорее злая, чем добрая. Да и вообще я плохая баба...»
Назовите мне хоть одну актрису, способную на такую самооценку. ..
НРАВИТСЯ - НЕ НРАВИТСЯ, ИГРАЙ, МОЯ КРАСАВИЦА...
- Валентина Александровна, говорят, все актрисы ужасно капризны, хлебом не корми дай зрителю понравиться ...
- Ерунда. Нравиться зрителю это вообще не мой стиль. Я хочу нравиться в жизни, причем очень определенному кругу людей. И не как актриса, а как женщина. Этим я могу жить, за этим следить, все остальное не так уж важно.
- А как же зрительская реакция на роль? Вам же важно знать, что публике ваша игра понравилась. ..
- Мне важно, чтобы зрители меня понимали. А «нравится – не нравится» - нет у нас такого термина, мы им не пользуемся. Оставила ли я какой-то след в зрительском восприятии, сумела ли выразить что-то особенное, подсказать, донести - вот что меня волнует. Хотя, если говорить серьезно, самое главное в спектакле - это режиссер, а не актер. Именно от него зависит, что получится в итоге. Или не получится. Я как актриса по большому счету никакой ответственности за это не несу. Поэтому я всегда больше переживаю за режиссера, нежели за себя.
- У вас есть свое представление о том , каким должен быть идеальный режиссер?
- Нет, конечно. Они все разные, все, безусловно, очень интересные. Мы их порой ненавидим, так же как и они нас, но жить друг без друга не можем.
- С кем из режиссеров вы совпали наиболее близко?
- Ни с кем.
- Вы настолько автономны в своем понимании роли?
- А как же. Я отстаиваю свою точку зрения, он свою. Иногда приходится подчиняться, иногда режиссер оказывается слабый и ложится под артиста, иногда наоборот. А так чтоб все совпало, такого не бывает. А если и бывает, то это неинтересно. Интересен сам процесс какого-то... даже не соревнования, а сотворчества, вот! Момент сотворчества очень важен.
- А с кем было интереснее всего работать?
- Не могу сказать. Просто выносишь какой-то опыт из общения с каждым режиссером, с каким-то тебе хочется встретиться еще раз, с другим нет. Вот и все. Но, как правило, мы настолько устаем друг от друга, что только и думаешь: «Чтоб тебя больше не видеть!»
ДАМА С ХАРАКТЕРОМ
- Вы считаете себя характерной актрисой?
- Конечно, безусловно. Для меня это достаточно комфортное состояние - подурачиться, побаловаться, пошутить, похохмить, удариться в комедию. Я вообще очень люблю хорошие комедии и могу их смотреть бесконечно. Мне нравятся хорошие комедийные артисты, и я с удовольствием за ними наблюдаю.
- Кто ваш любимый комедийный артист?
- Вова Назаров (актер театра драмы. -Авт.). Это моя любовь. Я не могу, умираю - так его люблю. Его когда ругают, я говорю: не слушай их, Вов, это они от зависти. Лучше тебя вообще нет никого. Я его очень люблю, у него хорошая комедийная природа.
- В жизни вы своенравная?
- Ну... да, я нехорошая. Я скорее злая, чем добрая. Серьезно. Я себя ловлю на мысли, что иногда я такая злая, просто кошмар...
- И как это проявляется?
- А Бог его знает. По-всякому.
- А по-моему, вы просто играете, вам нравится это амплуа - эдакой стервозной злюки...
- Не надо, я знаю, что говорю. Просто иногда я не позволяю себе, а иногда позволяю. Меня надо довести просто. Это характер. Если судить по репликам, которые кидают в мой адрес режиссеры, основное в моей натуре - это страсть. Все мои поступки вызваны какой-то страстью внутренней, каким-то огнем. Внешне я могу очень долго жить бесстрастно. Но это не значит, что внутри у меня ничего не происходит.
- Тяжело вам с собой такой?
- Очень. Сложно, потому что не всегда это в дело идет, не всегда на пользу. Надо уметь управлять этими бушующими огненными лавинами. Это как атомная станция, со стороны смотришь- вроде ничего особенного. А не дай Бог рванет... Я, конечно, не сравниваю себя с атомной станцией. Но с доменной печью - точно.
- Что может вас умиротворить?
- Работа только - туда все несешь. Наверное, творческие натуры должны обладать этим огнем. Но вообще я плохая баба. Точно плохая...
ИГРА В «КВАРТЕТ»
- Вы так смешно сыграли в«Квартете» и одновременно так трогательно. Как вам удалось пройти по этой грани?
- А Бог ее знает. На самом деле ее надо было просто придумать - мою героиню. Знаете, как все было? Берешь совершенно жуткий текст переводной, где не сходятся концы с концами, где нет драматургии, а есть только подстрочный перевод. А надо же создать живого человека на сцене, чтоб было понятно, откуда она пришла и куда ушла. Чтобы за эти два часа у зрителей не осталось вопросов, а почему она так пьет, ест, почему так одета, так разговаривает, реагирует. Это надо было найти, не просто же надо было сыграть сумасшедшую или больную, мы же не в больницу играем, правильно?
- Но это ваша была находка или режиссера?
- Режиссер тут ни при чем. Как-то так сложилось, что надо было срочно ставить, приехал мальчик, который увидел четырех народных артистов и сказал: делайте, что хотите, я вам мешать не буду. Ну мы и делали что хотели. Наши герои - они же должны были отличаться друг от друга. Когда я играю иностранку, я глубоко плюю на ее иностранное происхождение, мне нужно было найти ее характер. И вот я думала: ну и какая она? Пошлая - непошлая, крашеная - не крашеная, дурочка - не дурочка, добрая -злая? Какая? А потом я поняла: да она ребенок, маленькая девочка, которую бросили родители. Ее реакция на все -детская. И когда я это поняла, все сразу встало на свои места.
ЛЮБОВЬ ЗЛА
- В «Валентиновом дне» выиграете женщину, которая всю жизнь любит одного и того же мужчину. Как считаете, в жизни это реально?
- Мне кажется, что каждая женщина имеет право в конце своей жизни разобраться, кого же она любила. У женщины может быть много мужчин, но это абсолютно не важно. Потому что любовь - она все равно выскакивает. Вот и все.
- Но хорошо же жить с тем, кого любишь, согласитесь...
- Не всегда. Любить хорошего человека - это само по себе большое счастье. Вот если ты любишь подонка, то тут поводов для расстройства гораздо больше. Любящее сердце - оно же всегда лелеет надежду, мол, я же его люблю, значит, я его переделаю своей любовью...
- Иллюзия?
- Абсолютно. Нет, такое, конечно, тоже бывает, но дело-то не этом. Дело в другом. В том, что это настолько здорово, настолько редко, когда на протяжении всей жизни два человека любят друг друга. Не зависимо от того, видятся они или нет.
- Это как-то совпадает с вашим личным опытом?
-Да никак не совпадает. Абсолютно.
- Но вы счастливы в любви?
- А кто это счастлив в любви? Что это за вопрос такой, Лена?! Любовь и счастье - вещи несовместные. Любовь - это ого-го. Любовь - это вообще атас. Это ужас, кошмар, катастрофа. Во-первых, все против...
- Кто это все?
- Все! Где вы видели, чтобы люди любили друг друга, а все вокруг любили их? Да никогда в жизни этого не будет. Любовь надо прятать, хранить. Как ребенка маленького не показывают, чтоб не сглазили, так и любовь. И в жизни, ради Бога, если полюбишь кого-то, ты прикуси язык и никому не говори, что ты любишь. Как только ты сказала, потом не сетуй, почему тут не получается, почему там. Тут же позавидуют, отобьют. Тут же гадость какую-нибудь подкинут. Тут же появится какая-то дама и скажет: а чего это ей? И мне надо! Я лучше. И непременно это окажется лучшая подруга твоя...
- А что же тогда дает счастье, если не любовь?
- А ничего не дает. Никто тебе ничего не даст. Если хочешь быть счастливой, то ищи, в чем твое счастье. В том, чтобы сделать ремонт и сказать: какое счастье, я сделала в квартире ремонт! Можно залезть на дерево, посмотреть сверху и сказать: Боже, какой вид, как я счастлива! Мне, чтобы быть счастливой, нужно просто выспаться. Я, когда высыпаюсь и у меня ничего не болит, совершенно счастлива. А вообще, я одиночка по жизни и бываю счастлива только сама с собой. Мне хватает публичности на сцене.
О СЕРЕЖЕ БОДРОВЕ
- Я знаю, что вы снимались с Сережей Бодровым (в фильме «Кавказский пленник». - Авт.). Расскажите о нем.
- (улыбается) Смешной был мальчик. Это потом он стал национальной болью, а тогда...
...Он попал в эту картину случайно, как-то помимо своей воли. Вообще все, что в его жизни происходило, все происходило помимо его воли. Мы с ним не вели долгих бесед, у нас и сцена-то была только одна, которая и в фильм-то не вошла: когда его везут в армию, а мать - учительница, и он мимо школы проезжает и останавливается, чтобы с ней попрощаться. Он был очень растерян, он ведь не актер, у него и образования-то актерского нет. Тогда он только встретился с папой, который, по-моему, очень рано его оставил и уехал в Америку. Они были все время вместе, он ходил с папой - взрослый мальчик, уже окончил университет. Ему было интересно смотреть на артистов, он со всеми фотографировался, и со мной тоже. Я ему говорила: «Зачем ты со мной фотографируешься? Я же не звезда!» «Пожалуйста, Валентина Александровна, не отказывайтесь, я хочу сфотографироваться с вами на память...»
Моего сына должен был играть другой артист. Но потом Бодров-старший неожиданно решил поменять его на Сережу. Не сам, а с подачи оператора или еще кого-то из группы, не помню. Он поначалу не хотел, но ему сказали, что у Сережи хорошая фактура, и он решил рискнуть.
И вот я приезжаю на съемки - идет мне навстречу бритый наголо Сережа. Представьте, мальчишку взрослого, красивого, кудрявого обрили наголо и с голой попой заставили гулять по призывному пункту. И он растерян был ужасно, вообще не понимал, что происходит. Отец был очень недоволен им, гонял его отовсюду как Сидорову козу.
И что же? Такой талантливый оказался ребенок! Так убедителен в каждой своей роли. Для всех это было так неожиданно. И когда он потом играл в других фильмах, я им всегда любовалась. И говорила: Боже мой, ну надо же, как приятно!
Ну, а когда это все случилось, у меня был такой шок... Долгое время казалось, что это вообще не про него, что этого не может быть, что это бред. Я до сих пор не понимаю, как такое могло произойти. И зачем...
Мне кажется, что у него и смерть какая-то уникальная. Я даже не знаю примеров таких, чтобы так все случилось...
«ВАЛЕНТИНУ АЛЕКСАНДРОВНУ ХОЧУ!»
- У вас есть мечта или вы живете сегодняшним днем?
- (пауза) Да я и сегодня-то не живу...
- Как так?
- Да так. Жизнь - она сама по себе, я сама по себе. Не знаю, я не прыгаю в бурные потоки жизни, я туда не стремлюсь. Не хочу, чтобы меня по этим потокам кидало и качало. Жизнь - вон она, за окном...
- И не строите никаких планов?
- Что ты, Лена, какие планы в60 лет?! Мне даже подумать ни о чем нельзя, обязательно что-нибудь случается...
- А роли?
- Как я могу планировать роли, вы поймите, я всего на всего провинциальная актриса!
- Так вы же народная актриса. Разве вы не можете прийти к Кравцу, стукнуть кулаком по столу и сказать: хочу сыграть такую-то роль, ну-ка быстренько найдите мне режиссера!
- Упаси Боже. Можно прийти и крикнуть, и стукнуть, и пьесу принести,, но это ни к чему не приведет. Можно даже режиссера найти, купить его, я не знаю...
- Купить?! Что и такое бывает?
- Ну откуда я знаю, может, я ему не нужна и его придется купить, привезти откуда-то, напоить, чтоб он... Все равно. Он даже может поставить что-то для тебя, а из этого может ничего не получиться. И тебе скажут ну, и чего ты хотела? Это все происходит где-то там, а потом спускается сюда, и нам говорят: вот есть пьеса, режиссер, актеры. И то это еще ничего не значит, может, и не получится ничего.
Но я надеюсь, что все-таки найдется какой-нибудь ненормальный режиссер, который скажет: «Хочу Федотову!» И все. И я побегу...

Елена Балаян «Взгляд» 22-28 ноября 2007

Саратовской актрисе на юбилей подарили… соленые огурцы

В минувшую пятницу в театре драмы отпраздновали юбилей ведущей актрисы театра Валентины Федотовой. На самом-то деле день рождения у артистки летом, 29 июля. Тогда свою круглую дату звезда отметила на даче, на Кумысной поляне, посреди огромного количества цветов. Стол накрыли прямо на поляне. Гости готовили шашлыки, ели раков, парились в бане и валялись в гамаке. В подарок актрисе преподнесли путевку в Кисловодск.
Празднование юбилея в театре отложили на осень. Бенефис решили устроить 23 ноября. В этот день Валентина Федотова сначала сыграла в постановке Ивана Вырыпаева «Валентинов день».
После спектакля пошли поздравления, и на сцену в качестве презента вынесли... трехлитровую банку соленых огурцов.
- Теперь-то я буду знать, как надо отвечать на вопрос про любимое блюдо! - засмеялась Федотова, принимая подарок. - Стану говорить всем про черную икру, чтоб уже на следующий юбилей получить большую банку с деликатесом!
Затем на сцене появился директор Саратовского цирка Иван Кузьмин - он презентовал актрисе большой рог с коньяком. Естественно, не обошлось и без огромного именинного торта. Министр культуры Михаил Брызгалов преподнес конверт, но актриса открывать его не стала, заинтриговав тем самым всех присутствующих.
Коллеги по театру по традиции устроили для юбилярши веселый капустник. Мужчины признавались в любви, падали на колени со словами: «Вот как надо признаваться в любви!» Директор театра Юрий Кравец вышел на сцену с большим букетом розовых роз. А актер Александр Кузьмин эффектно сорвал с себя рубашку, и все увидели, что на его груди в виде наколки нарисовано большое сердце, пронзенное стрелой, а на спине надпись: «Валентина Федотова». В видеозаписи актрису поздравил народный артист Анатолий Васильев, ныне известный по сериалу «Татьянин день». Он напомнил про фильм «Дамское танго», в котором они с Федотовой когда-то сыграли главные роли.
- Миленький мой! - воскликнула ему в ответ актриса и обняла экран.
Также с экрана поздравили актеры Владимир Конкин, который учился вместе с Федотовой, и Сергей Сосновский, который до отъезда в МХТ служил в Саратовском театре драмы.
Когда капустник закончился, Валентина Федотова ушла в гримерку, которую она делит с Эльвирой Данилиной.
- Кто это говорит, что у Валентины, сложный характер? - воскликнула Эльвира Данилина, когда Федотова вышла. - С Валей нам хорошо, она умеет дружить щедро!
В фойе театра тем временем уже были накрыты столы, и все отправились на праздничный банкет.

Алена Афанасьева «КП Саратов» 27 ноября 2007

автограф для артклуба

© 2001-2008 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)