м печпое

Конкурс

Александр Галин
комедия

Премьера состоялась
14.04.00
Постановка
Г.Аредаков, А.Кузнецов
Сценография
О.Герр (С.-Петербург)
Хореография
А.Зыков
Художник по свету
Д.Крылов
Музыкальное оформление
Ф.Аронс

Действующие лица и исполнители

НИНЕЛЬ КАРНАУХОВА Тамара Джураева
ВАРВАРА ВОЛКОВА Валентина Федотова
КАТЯ ВОЛКОВА Ольга Милованова
ЛИЗА ВОЛКОВА Наталья Яковлева
ТАМАРА БОК Любовь Воробьева
ОЛЬГА ПУХОВА Евгения Торгашова
АЛЬБЕРТ Андрей Седов; Дмитрий Смирнов
ТЕТУДЗИН АОКИ Владимир Назаров; Геннадий Шляхтин
БОРИС КАРНАУХОВ Валерий Емельянов
ВАСИЛИЙ БОК Виктор Мамонов, Константин Милованов
ВИКТОР ПУХОВ Игорь Баголей, Сергей Сосновский

фото А.Гуськова

ЗАЧЕМ ВЫ, ДЕВОЧКИ?..

"Я не б..., а крановщица..."
И. Бродский, "Представление"

То, что мы себя как народ не любим, не ценим, комплексуем по поводу всякого нового сорта жевательной резинки, разработанного в Америке, и предпочитаем свой умопомрачительный хлебный квас сомнительной химической "Пепси-коле" - дело известное. Не потому ли трагифарс "Конкурс" по пьесе современного драматурга Александра Галина, только что представленный Саратовским театром драмы, лишь добавил раздражения, которое в нас копится?
И-эх! Опять история про дурных русских баб, которые готовы хоть в преисподнюю податься, лишь бы ухватить птицу-удачу за жилистую, давно обросшую мозолями ногу. А что, девчонки, чем вы хуже ваших зарубежных подруг? Почему у них виллы, массажи и бойфрэнды, а у вас - хрущобы, бытовое хулиганство на коммунальной кухне, мужья-пропойцы с утра до вечера? Вырваться бы из этой сволочной атмосферы с ее перегаром, сакраментальным звуком откупориваемой бутылки и похоронным звяканьем мелочи в кошельке! Как?! И появляются зарубежные эмиссары - скупают "живой товар" для сингапурских стриптиз-шоу через отборочный конкурс. Но ошибаются в газете. Из объявления следует, что есть шанс не только у хорошеньких, молоденьких, незамужних, со склонностью к хореографии, но у всех остальных - старых, больных, несчастных. И повалил "контингент" на конкурс.
Сами понимаете, что можно увидеть в такой ситуации на подиуме - битая мужем аккордеонистка, презираемая "новым русским" бывшая циркачка, разуверившаяся в обществе интеллигентка-перестарок и две несовершеннолетние проститутки, опекаемые своей матерью... Дали они урок русской сговорчивости японскому импрессарио! Как ни отбивался он от ненужных нагрузок, а девчонки наши ему сумели продемонстрировать все свои достоинства... Был бы толк! И тут-то фарс плавно переходит в трагедию. Глубинная Россия (действие происходит в Курске), которая была, да и останется по сути столпом цивилизации, женщины, призванные царствовать, готовы ноги мыть любым проходимцам, да еще и "воду пить"... Страшно.
Безупречно сыграла свою роль народная артистка РФ Валентина Федотова. Ее Варвара Волкова - опустившаяся спекулянтка водкой, бывший геолог, ныне проживающая на железнодорожной станции в подвале с кочегаром. А ведь когда-то она была необыкновенно хороша и талантлива. Варя и демонстрирует это, исполняя песню про геологов, вызывая неподдельные слезы у публики. А теперь весь смысл ее жизни в том, чтобы дочери Катя и Лиза (О. Милованова, П. Шабаева) отправились в Сингапур. Конечно, чем за рубли торговать собственным телом где-то в Ростове, не лучше ли то же самое делать за доллары в далекой стране? Хоть мир увидят...
Есть настоящее открытие в этом спектакле. В роли Нинель Карнауховой, заезженной жизнью интеллигентки, учителя эстетики, вернулась на сцену театра драмы прекрасная актриса Тамара Джу-раева. Она в интернационале "Конкурса" замечательно представляет загнанную в угол прослойку высококультурных людей, столь же несчастных, как и любой другой у нас в стране. Даже в паре с "новым русским" Ольге Пуховой (блестящая работа Евгении Тор-гашовой) не удается ни на йоту приблизиться к ощущению полноты бытия. Вот и решила бывшая циркачка показывать фокусы и стриптиз в экзотических далях. Или мечтающая о... босоножках Тамара Бок (Любовь Воробьева), та самая, с аккордеоном. Муж может позволить себе купить ей только войлочные тапочки, все остальное - на пропой...
Чехарда с конкурсом, конечно, лишь приоткрывает глубину падения наших современников. Впрочем, их стремление попасть в Сингапур ничуть не менее надрывно, чем мечта о Москве чеховских трех сестер. Спастись! Любым способом.
Что же мы все о женщинах? А мужчины? В спектакле - это странные карлики. Муж Бок - может дать только по боку (К. Милованов), муж Карнаухов - только в силах подвывать на луну от тоски и демонстрировать никому не нужные хорошие манеры (В. Назаров), муж Пухов - редкая сволочь, нувориш с физиономией бомжа (заслуженный артист РФ С. Сосновский). Есть еще Альбертик, переводчик (Д. Смирнов), милый мальчик, почти ангел, если бы не признался, что за доллары готов на любые сделки с совестью... Это дурно пахнущая свора - способная лишь злословить, куролесить и демонстрировать свое собственническое отношение к женщинам, когда-то даденным им судьбой. Окститесь! Пора менять жизнь. Пора жить...
Конечно, все в этой комедии остаются при своем интересе - бабы-претендентки и дальше будут топтать пыльные улицы Курска, малолетние проститутки, скорее всего, отправятся в секс-тур, Варя по-прежнему исправно будет поставлять "Тминную" своим клиентам-алкашам, мужья-неудачники продолжат свои экзекуции над женами. И только японец Тецудзин Аоки, затеявший конкурс, получит возможность похвалиться перед друзьями "заморским чудом" - русской женщиной. Кстати, иностранцы - все-таки очень тонкие знатоки прекрасного. За песню про геологов Аоки полюбит Варю Волкову и предложит ей место посудомойки в своем ресторане. Выиграли-таки конкурс!
Постановщик спектакля - Антон Кузнецов, режиссер - народный артист РФ Георгий Аредаков, сценографию и костюмы создала Ольга Герр из Санкт-Петербурга - эта комбинация постановочной группы вам уже хорошо известна. К сожалению, материал пьесы не дал возможности режиссерскому таланту постановщика проявиться во всем блеске. Эксцентрика, которая определила стиль спектакля, в общем-то не требовала сложных декораций, вычурных режиссерских ходов. Одна из оригинальных находок - проход в финале по сцене девушек из агентства при дирекции фестиваля "Мисс Саратовская губерния", призвана была, по всей видимости, продемонстрировать, что ресурс красивых женщин в нашей стране неограничен, и сингапурские ночные клубы могут не беспокоиться о дефиците относительно недорогих стриптизерш. Впрочем, скорее всего новому спектаклю уготована роль зеркала, которое в очередной раз позволит всем нам посмеяться над собой. И вылечиться?

Владимир АКИШИН, Саратовские вести 25.04.2000

ї 2001-2004 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)