Владимир Калисанов

заслуженный артист России

Учебное заведение
Саратовское театральное училище им.И.А.Слонова
Мастер
Ермакова Валентина Александровна, народная артистка СССР, профессор
Год окончания
1985
Театры и режиссеры
Саратовский академический театр драмы - А.И.Дзекун
Важные роли
Пэтон"Додо"Чайка; "Белая гвардия"Лариосик; "Мастер и Маргарита"Иван Бездомный; "Чайка"Треплев; Фукс"Крематор"Карл Копферкингель; "Собачий вальс"Карл Тиле; Садур"Брат Чичиков"Манилов; "Король, дама, валет"Франц; "Вишневый сад"Петя Трофимов; "На дне"Барон
Работа в кино, на телевидении, радио, эстраде
т/ф - моноспектакль "Записки сумашедшего" (ГТРК "Саратов")
Место работы
Саратовский государственный академический театр драмы


Театр как способ передвижения

Заслуженный артист РФ Владимир Калисанов - признанный мастер сцены. Не корифей - возраст по меркам театрального мира у него "юный". Но мастер! За годы работы в Саратовском академическом театре драмы артист обзавелся солидным репертуаром - более 50 ролей - и не менее впечатляющей армией поклонников. Это имя. На Калисанова ходят, ждут его работ, искренне восхищаются тонкой, психологической игрой, яркой эстетикой индивидуальности, которую подчеркивает всякая роль, за которую он берется. И вдруг... Одно - два появления на сцене в месяц. Что происходит? Ведь театр драмы сегодня в фаворе у зрителя. Французские сезоны, яркие гастроли, новая стилистика, молодой, дерзкий главный режиссер. Невероятно, чтобы в столь динамичном театре не находилась роль для столь талантливого исполнителя. И вот я начинаю диалог с артистом. Мои вопросы, конечно, волнуют его. Ведь по сути речь идет о Судьбе...

- Сколько спектаклей, в которых вы играете, идет сегодня на сцене театра драмы?

- Два. "На дне" и "Роберто Зукко".

- Но ведь еще недавно на вас репертуар держался. "Чайка", "Король, дама, валет", "Крематор"... Из последних "Господин де Мопассан", роль в одной из новелл.

- Снят с роли.

- Почему?

- История довольно драматичная. Когда спектакль создавался и мне была расписана одна из ролей в нем, почти параллельно поступило предложение сняться в фильме режиссера Учителя "Дневник его жены" о Бунине. Приглашала меня от имени режиссера моя однокурсница по Саратовскому театральному училищу, ныне звезда московской сцены, театра Фоменко и отечественного кино, Галя Тюнина. Но шли репетиции "Мопассана" и я стоически отказался от завидного предложения. Свой профессиональный долг я сознаю однозначно. По иронии через несколько представлений спектакля я был снят с роли режиссером, который посчитал, что моя игра не украшает этот спектакль. Нарушился баланс взаимности...

- А кто снялся в роли, на которую вы приглашались?

- Также мой однокурсник и друг Женька Миронов.

- Славный был курс тогда у Валентины Александровны Ермаковой. В 1996 году журнал "Огонек" назвал вас, Тюнину и Миронова - учеников Ермаковой - в числе десяти лучших артистов года. Она, кстати, как относится к тому, что вы практически остались без ангажемента в родном театре?

- Валентина Александровна - признанный мастер, энергичный деятельный человек, постоянно следит за судьбами своих учеников. Она считает, что жизнь актера без ролей губительна и требует действовать, бить кулаком по столу.

- А вы?

- Я считаю, что артист - человек сугубо зависимый от режиссера. И потом, я не хотел бы использовать нашу встречу для какого - то выяснения отношений. Уверен, что, как и меня, читателей театральное закулисье мало интересует.

- Владимир Виленович, в таком случае хочу расспросить вас о телевизионной работе, только что показанной по ГТРК "Саратов". Ваш моноспектакль по "Запискам сумасшедшего" - "Клочки из записок титулярного советника Аксентия Поприщева" и удивил, и обрадовал. Удивил потому, что мы просто подзабыли, что есть такой жанр - телевизионный спектакль, а обрадовал естественно - ведь любимый артист предстал перед публикой. Однако не совсем понятно, почему именно этот герой - сумасшедший Поприщев - вас заинтересовал сегодня?

- Мне всегда были интересны крайние проявления человеческой натуры. Особенно психология сильной личности, попавшей в патовое положение. Безусловно, сыграла свою роль всегдашняя любовь к русской классике. Чехов, Гоголь... Ищешь ответы на какие - то вопросы, которые ставит тебе собственная жизнь в их произведениях и находишь в конце концов. Тогда и появляется идея помочь еще кому - то. Но тут важно стечение обстоятельств. На нашем телевидении нашлась творческая группа, которая помогла идее материализоваться. Это режиссер Н.Давыдова, операторы - Г.Попов и Е.Крылов, звукооператор Ф.Перминов, специалист видеомонтажа Г.Яковлева, редактор А.Динес. Спасибо им. Здесь работают замечательные, высоко профессиональные люди.

- Ваш тесть - известнейший психиатр Александр Гамбург. Интересно, он со своей профессиональной точки зрения оценил вашу игру в этом спектакле?

- Александр Львович неожиданно хорошо воспринял спектакль. А что касается профессионального взгляда, то я получил с его стороны вот какое объяснение. Актеры, как правило, играют сумасшествие, выбирая один из двух приемов. Первый - внешне гротесково, нарочито изображать буйнопомешанного: рвать на себе одежды, метаться, кричать; второй путь - психологическое углубление в сознание безумца, передача его напряжения, его, как сейчас модно говорить, инакости. Мой тесть - старый театрал, он помнит примеры и той, и другой игры на саратовской сцене. И отнес меня ко второй категории исполнителей.

- А коллеги как восприняли эту вашу работу?

- Те, кто видел, поздравляли. Хотя им больше всего понятно, насколько трудно театральному артисту работать не перед зрительным залом с его реакцией, а перед телекамерой.

- Сразу возникает вопрос - не продолжите ли вы этот телевизионный проект? И вообще, мне кажется логичным перенести спектакль на театральную сцену. Выступает же москвич Александр Филиппенко с моноспектаклями, имеет головокружительный успех...

- Я внутренне готов к продолжению, даже подбираю материал, возможно, сам, как и в первый раз, сделаю инсценировку. Но телевидение - это прежде всего "средство массовой информации", надо еще найти нишу для такой работы. Если мои соавторы по спектаклю "Записки сумасшедшего" меня поддержат, думаю, продолжение будет. Что касается сценического воплощения, мне ответить довольно трудно...

- Как строится день актера, который так мало занят на театре?

- Польский режиссер Ежи Гротовский утверждал, что театр - это способ передвижения. Мне это близко. Но сейчас, увы, главный способ передвижения для меня - автомобиль.

Главное поддерживать форму, интеллектуальную, артистическую. Чтение занимает большое место, я уже говорил. К "Запискам" был большой подготовительный период, репетиции тут же, в гостиной, на диване по ночам. Нахожу утешение в книгах о Раневской, Бабановой, Олеге Дале. К удивлению обнаруживаю, что моя судьба в чем - то перекликается с их судьбами. Есть у меня и кумиры - Смоктуновский, Хофман. Я часто пересматриваю фильмы и спектакли с их участием. И еще футбол! Отец у меня футболист, дед - актер. Гены! Но я люблю играть в футбол и искренне считаю, что хороший футбольный матч лучше плохого спектакля. Конечно, много семейных обязанностей. Не так уж он и длинен, день.

- Несерьезно, конечно, в вашем случае подводить какие - то итоги - вы на пике формы. Но скажите, какие ваши роли из десятков сыгранных помнятся вам особенно?

- Бездомный в "Мастере и Маргарите", Лариосик в "Белой гвардии", Чайка в "Додо", Треплев в "Чайке", Карл в "Крематоре", Манилов в спектакле "Брат Чичиков". Роль Диодора в спектакле "Падение Рима" была названа лучшей мужской ролью года. Но Треплев прежде всего. После этой роли сомнения меня оставили. Стало ясно, что театр - это жизнь. Моя жизнь.

- А не было идеи поменять театр?

- Я однолюб. Когда - то такой опыт у меня был. Я работал несколько лет в Томске. Но вернулся, и потому, что, как оказалось, люблю этот театр, этот город.

- Интересно, как вы выбрали Саратов? Вы же ялтинец.

Галина Тюнина, которую вы вспомнили, в недавнем интервью рассказала, как она сознательно из подмосковного Троицка поехала в Саратов поступать в театральное училище, чтобы овладеть профессией там же, где и ее любимый артист Олег Янковский. Очень романтично. У вас тоже есть своя история?

- Не такая красивая. Я не поступил в московское училище имени Щепкина, но получил хороший совет поехать учиться в Саратов, сказали, что там лучшая театральная школа после столичных. И я в выборе не раскаиваюсь.

- Вы знаете, как сейчас дела у Александра Ивановича Дзекуна?

- К сожалению, нет. Все же этот человек определил во многом стиль моей театральной игры. С ним было сложно. И размолвки случались. Но всегда сквозила неподдельная творческая заинтересованность друг в друге, это в конечном итоге позволяло и отношения наладить, и творческое сотрудничество продолжить.

- Сейчас артисты, в том числе и драматические, в чести у власти, у частного капитала. Устраиваются рауты, вечера. Как часто вы приглашаетесь на подобные праздники?

- Я человек не светский. Единственное крупное публичное событие - это вручение мне губернатором документов о присуждении звания Заслуженного артиста России. А так наши выходы в "свет" не часты. Очень хочется быть в курсе театральных дел в Саратове, поэтому мы с женой посещаем премьеры, ходим на спектакли интересных гастролеров, хотя это при моих заработках дорого.

- Самые сильные театральные впечатления как зрителя за последнее время какие?

- "Гамлет" Штайна с Евгением Мироновым в главной роли. Недавно мы посмотрели премьеру "Собора парижской богоматери" в тюзе в постановке московского режиссера Виктора Терели. Меня заинтересовала "Веселая вдова" в оперном театре, я знаю, что художник - постановщик спектакля - Степан Зограбян, а мы с ним работали в Томске. Очень любопытно, что получилось.

- Как я понимаю, вопреки упорным слухам, вы не копите обиды?

- Я пытаюсь отнестись к ситуации философски. Именно поэтому спокоен.

- Зато заставляете волноваться нас, своих поклонников. Поэтому я хочу искренне пожелать вам возвращения на сцену, вернее так - в репертуар.

Беседовал Владимир АКИШИН, "Саратовские вести", 13.01.2000

© 2001-2002 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)