Олег Клишин

Учебное заведение
Саратовская государственная консерватория им.Л.Собинова, театральный факультет
Мастер
Ермакова Валентина Александровна, народная артистка СССР, профессор
Год окончания
1994
Второе образование
среднее музыкальное
Театры и режиссеры
Саратовский академический театр драмы - А.И.Дзекун, А.В.Кузнецов, П.А.Штейн, И.Г.Коняев, М. Глуховская,
Важные роли
Дарк "Мертвая обезьяна" Хенк Вандебек;
Андреев "Собачий вальс" Генрих Тиле;
Кузнецов "Господин де Мопассан" Марша;
Голдсмит "Ночь ошибок" сэр Чарльз Марло;
Ткачева "Немного о лете" Егор Безымянный (2007);
У. Шекспир "Гамлет" Первый актер (2008);
Уильям Сароян "Лучшие дни нашей жизни" Джентельмен из общества (2008);
Владение музыкальным инструментом
аккордеон
Работа в кино, на телевидении, радио, эстраде
рекламные ролики, 14-ти серийный фильм «Столыпин… Невыученные уроки» (роль Столыпина)
Место работы
Саратовский государственный академический театр драмы

Столыпинские уроки остались невыученными

Началась череда мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения российского государственного деятеля Петра Столыпина, которое будет отмечаться в России в 2012 году. Это стало поводом для нашей встречи с актером Саратовского академического театра драмы им. И.А.Слонова Олегом Клишиным, сыгравшим главную роль в многосерийном художественном фильме «Столыпин. Невыученные уроки». Олег Клишин окончил Поволжскую академию госслужбы им. П.А.Столыпина. Параллельно с работой в Академдраме возглавляет студенческий клуб Саратовского государственного технического университета. Оттачивая навыки управленца, на происходящие в его жизни события актер старается смотреть столыпинским взглядом.
известия: Олег Юрьевич, какой основной урок, преподнесенный Петром Аркадьевичем, не усвоила Россия, по вашему мнению?
олег клишин: По-моему, наша страна ничего не вынесла из социально-экономических и геополитических советов Столыпина. За 100 лет в России ничего не изменилось. Мы живем в той же огромной стране, которой сложно управлять. Так же остро стоит вопрос с Дальним Востоком. А ведь именно Петр Аркадьевич заявлял о том, что без флота и укрепления Сибири нам не удержать Дальний Восток. В результате, не услышав его, мы сегодня наблюдаем, как китайцы тихо и мирно переселяются на наши земли. На Кавказе неспокойно, как и в столыпинские времена. До сих пор Россия строит местное самоуправление, о котором реформатор говорил более века назад. Одну из идей Столыпина о бизнесе без налогообложения на начальном этапе, на мой взгляд, начал воплощать в жизнь Михаил Горбачев. Он дал «зеленый свет» малому предпринимательству, позволил начинающему бизнесмену развиться с нуля. Помните кооперативное движение? Стали печататься какие-то фото, маечки с изображением звезд - бизнес начал подниматься. Потому что не облагался налогом. Этакая американская мечта: купил кулек семечек, продал, на вырученные деньги купил два кулька семечек, и так далее. Сегодня задушенный налогами малый и средний бизнес в России страшно забуксовал. Ни один из предпринимателей этого экономического сектора в магната не вырос.
и: Как вы считаете, федеральная программа субсидирования начинающих предпринимателей, предусматривающая выплату им 58 тысяч «подъемных» рублей», исправит ситуацию?
клишин: Если предприниматели будут освобождены от налогов на начальном этапе.
и: Олег Юрьевич, лично для себя вы что-то вынесли от «соприкосновения» с личностью Столыпина?
клишин: Я усвоил главный урок: если ты взялся за дело - иди до конца. Но он же привел меня в смятение. Личность Петра Аркадьевича Столыпина сложна и неоднозначна - к цели он шел тернистым путем, что называется, «по пашне босиком». Он ничего не боялся. Одно покушение, второе, во время покушения на Васильевском острове дети пострадали, стали инвалидами - он все равно работает. Я бы давно остановился и отказался от своих идей. Столыпин же шел вперед. Это говорит о его личностном стержне. Прекрасно понимаю, что он продолжал внедрять реформы не из-за карьерного роста. Ведь не мог же он ради карьеры поступиться детьми? Еще Михаил Булгаков писал: «Самый большой грех - трусость». Столыпин не боялся покушений, а я не могу похвастаться тем, что не струшу в опасности.
и: Самокритично.
клишин: Да нет, это просто факт - трушу очень часто. А Петр Аркадьевич не был трусом, и я в этом завидую ему белой завистью. Кстати, после работы над фильмом я стал задавать себе больше вопросов.
и: Многие актеры опасаются играть персонажей, которых по ходу сюжета убивают. Вы в этом плане суеверны?
клишин: Нет, но тема убийства со мной с первых шагов на сцене. В дипломном спектакле «Саломея» по роли я убивал себя сам. Похожая ситуация была в первом моем спектакле театра драмы «Собачий вальс». Первая кинороль - в «Невыученных уроках» - тоже с трагическим финалом. В 17 лет у меня случилась клиническая смерть. После этого я четко осознал: единственное, чего мне не миновать - это смерть. Поэтому мои мысли о конечности бытия спокойны. В принципе, я живу для того, чтобы умереть. На мой взгляд, чем больше я приму смерть, тем больше отдалю ее. Кстати, на съемочной площадке «Столыпина» мне долго не решались сказать, что придется лежать мертвым в кадре. Я без предрассудков лег. Правда, казус произошел. Лежу в мундире, весь в орденах, софиты, солнце, жара, я снял обувь и лег с босыми ногами, и через простыню мои голые ноги без носков просвечивают. Со съемочной группой истерика случилась.
и: Как вы считаете, почему фильм «Столыпин. Невыученные уроки» не стал популярным?
клишин: Если говорить о судьбе фильма, то путь моего прихода к роли Столыпина и прокатная жизнь «Невыученных уроков» по своей сложности очень схожи с жизнью Петра Аркадьевича: меня утверждали несколько раз, устраивали дополнительные пробы. И потом я понимал, что фильм не выстрелит как «мыло». Одним из тормозящих факторов является «еврейский вопрос», который слишком открыто и резко обозначен в фильме. За рубежом (в Канаде, Израиле) фильм идет в прайм-тайме. «Там»-то наши уроки выучили. Мне кажется, это было политическое решение - не трогать личность Столыпина. В моем видении он как государственный деятель был безупречен.
и: На ваш взгляд, что бы сегодня Петр Аркадьевич сделал в первую очередь?
клишин: По крайней мере, не стал бы тратить деньги на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году, а вложил бы их в развитие детского спорта. Может быть, это мое видение вопроса. Понимаете, я люблю кататься на коньках. И вот качусь по стадиону, а над ним слоган: «От олимпийских побед - к здоровью нации». Но это же абсурд! На мой взгляд, все наоборот: «От здоровья нации - к олимпийским победам». Мы все время пытаемся куда-то «выстрелить», не создавая ничего.
и: Вы окончили академию имени П.А.Столыпина. Как считаете, в вас больше управленца или актера?
клишин: Не могу рассматривать эти ипостаси по отдельности. Актерское образование дает жирный плюс в управленческой карьере в плане общения, умения держать себя.
и: Но в будущем планируете пойти по пути управленца или актера?
клишин: Ой, не знаю. В Олеге Павловиче Табакове гармонично сочетаются художественный руководитель, актер и менеджер. У него есть чему поучиться...

"Известия. Приволжье" 22.04.2011, N 71 (28332).

Интервью с актёром Олегом Клишиным

Беседа состоялась в жаркий июльский полдень на одной из скамеек парка «Липки». Поводом к нашей встрече, стал предстоящий показ по каналу НТВ фильма «Столыпин… Невыученные уроки».

Здравствуйте, Олег Юрьевич!
А Вам самому удалось посмотреть фильм «Столыпин… Невыученные уроки» целиком?

Нет, я с таким же нетерпением, как и все жду премьеры фильма по телевидению. Ничего революционного не произошло, актёры видят фильм только во время премьеры.
На самом деле фильм уже был показан по спутниковому каналу RTVi в марте этого года (2006). Его могли посмотреть все владельцы спутниковых антенн, в том числе и за рубежом. И в Израиле в связи с этим фильмом поднялась волна недовольства. Вы можете прокомментировать?
Я ничего прокомментировать в данном случае не могу, потому что я сам фильм не видел и о волне негодования с израильской стороны я прочитал из газет, в чём это заключается, я тоже не знаю, был только констатирован факт. У каждого своё мнение. Я думаю, что, и наш российский зритель, после просмотра фильма будет иметь своё мнение: будет негодование или может быть восторг. А может быть, будут равнодушные.
Вот равнодушия не хотелось бы, фильм-то исторический.
Вообще конечно в фильме, вопрос о Столыпине поднимается впервые в истории России вот так, с большой трибуны. .....

полный текст интервью

Василий Зимин, Станислав Авдеев. 13.07.2006

Столыпин остался без мундира

Главная роль в сериале «Столыпин... Невыученные уроки» (НТВ) - кинодебют Олега Клишина. Теперь, проезжая мимо памятника реформатору, который установили на одной из площадей Саратова, друзья актера шутят: «Ну, брат, хорош у тебя монумент!»

Начало

- В детстве стать актером я и не мечтал. Занимался греблей, боевым самбо, картингом, судомоделированием, фотографией. Окончил музыкальную школу по классу аккордеона. А когда учился в 11-м классе, в школу пришли сотрудники Дворца пионеров и предложили сыграть в новогоднем спектакле. Мне досталась роль волка. В одной из сцен я спускался в зал со шляпой, пел песенку и просил за это «гонорар». За представление набиралось 20-30 копеек. Это были мои первые заработанные профессией деньги.

Столыпин

С Петром Аркадьевичем у меня давнишняя дружба. Первый раз в его образе выступил в Саратовском госуниверситете - поздравлял преподавателей и студентов с открытием интернет-центра (с 1903 по 1906 год Столыпин был губернатором Саратовской губернии Прим. «Телесемь»). Потом на открытии памятника Столыпину не обошлось без меня. Когда к нам в город из Питера приехала помощник режиссера сериала, чтобы найти актера на роль Столыпина, я не удивился, что обратились ко мне. Только подумал: «Опять! Сколько же можно?!» В Питере меня вначале не утвердили. Потом снова вызвали на пробы, и опять что-то сорвалось. Когда позвонили в третий раз, я отказался приехать. Но меня уговорили. Так что на роль, как закон в Думе, утверждали в трех чтениях!

Сериал

На съемках в Санкт-Петербурге павильонов-декораций не было - снимали в императорских дворцах. Всю съемочную группу, кроме актеров, обули в тапки. Желающих посидеть на царской мебели было немало. Мы, как дети, ждали, когда смотрительницы отвернутся, и усаживались в старинные кресла. Они гораздо удобнее современных! Для съемок мне сшили пять прекрасных костюмов, один даже расшили золотом. Я хотел оставить себе один из мундиров Столыпина, но постеснялся попросить.
Каждый день мне наклеивали бороду, усы. Немного выстригли волосы и так расчесали, что у меня появилась натуральная, хорошая такая лысина. Грима на лице было много, и я старался говорить, минимально открывая рот. Иначе все отклеивалось, и тогда гримировали заново. Процедура не из приятных - на лице все закрепляется клеем. Когда снимали сцены обедов, блюда заказывали в дорогих ресторанах: молочные поросята, рыбные деликатесы. Все пробовал по чуть-чуть - из-за злополучного грима!

Партнер

Ради этой роли я обучился верховой езде. Мне достался конь Пашка - настоящий красавец! Перед съемкой я долго разговаривал с ним с глазу на глаз: просил помочь. Конь слушал, как человек, и пофыркивал в ответ. Когда работали в кадре, Пашка не подвел - сделал все, о чем мы договорились. И я его отблагодарил печеньем и морковкой.
Родился 24 февраля 1974 года в Саратове. Окончил театральный факультет Саратовской консерватории, затем Поволжскую академию госслужбы им. П.А. Столыпина. Играет в Саратовском академическом те атре драмы. Увлекается парашютным спортом, подводной охотой без акваланга, стрельбой из пневматического оружия, рыбалкой. Женат на актрисе Эльвире Да нилиной, работают в одном театре. Эльвира - заслуженная артистка России, снималась в сериале «Каменская-4», в фильмах «Потомки чести», «Мой сводный брат Франкенштейн» .

Марина Горстка "Телесемь" N 31 (239) 2006 г. Саратов

Столыпин по жизни

Кинопробы в стиле «дежа вю»
- До съемок мне уже не раз доводилось выходить на публику в гриме Столыпина, - рассказал Олег Клишин в интервью «Новым временам». - Впервые это случилось, когда в нашем университете открывался Интернет-центр. Я должен был от имени «великого реформатора» поздравить руководство СГУ с «прогрессивным почином». С этого собственно и началось мое знакомство с Петром Аркадьевичем.
Потом случился праздник у МВД, и меня снова пригласили «на роль» Столыпина, поскольку он, как известно, был родоначальником этого ведомства. Позже на открытии памятника Столыпину я снова «играл»… сами догадайтесь кого.
Однако когда к нам в театр приехала Наталья Викторовна Чаликова, помощник режиссера с «Ленфильма», и сказала, что ищет актера на роль Столыпина, я поначалу пропустил это сообщение мимо ушей. Дело в том, что до этого к нам уже, наверное, раз десять приезжали какие-то кастинговые группы, смотрели артистов, восторгались, потом уезжали, и на этом все заканчивалось. Это мне надоело, и на последние кастинги я уже просто не ходил…
В тот день в театре шел спектакль «Кто царевну поцелует» - детская сказка, где я играю барона Фондерфиндера, потом его же, но превращенного в лягушку. После спектакля подходит ко мне Чаликова и спрашивает: «Ой, а это случайно не вы лягушку играли?» Не знаю, как она меня узнала в таком «нечеловеческом» костюме... «Мне говорили, вы открывали памятник Столыпину, а в кино сыграть его хотели бы?» Я пожал плечами, мол, мало ли чего я хочу…
Посмотрела, сфотографировала, уехала. Дальше начинается юмор. Месяца через два звонок – приглашают приехать на пробы. А мне тогда ну совсем не до поездок было: я снимал документальный фильм на Нижне-Волжской студии кинохроники (директор документального кино - вторая профессия Олега Клишина. – Авт.), пропадал там с утра до вечера. Ну, бросаю все, еду на «Ленфильм». В Питере я не был ни разу, почему бы, думаю, не поехать, не посмотреть город.
Прошел пробы, погулял по мостам, походил по Дворцовой площади, уехал. Приехал в Саратов, начал снимать второй фильм. Сидим со съемочной группой за круглым столом, обсуждаем план действий. Тут звонок: «Алло, это Питер. Вы не могли бы приехать к нам на пробы?» «Вы, наверное, что-то путаете, я уже был у вас однажды на пробах…». «Дело в том, что приехал режиссер, он хочет вас увидеть…».
Приехал. Захожу к режиссеру. Поздоровались, познакомились, две с половиной минуты поговорили. «Езжайте домой, мы вам обязательно позвоним...» Выхожу злой, естественно: 29 часов проковылять на поезде, чтобы пожать руку человеку – ну, это, по меньшей мере, некрасиво. Проходит около месяца, звонит директор фильма: «Олег, продюсер хочет, чтобы вы приехали еще разочек в Питер, на пробы…». Ну, это уже не смешно. «Я не приеду», - отвечаю. «Мы согласны оплатить вам самолет...…» Прилетаю, все повторяется: пробуюсь, жму руки, улетаю. И лишь когда самолет приземлился в саратовском аэропорту, я узнал, что утвержден окончательно.
Битва за Столыпина
- Съемки в фильме как-то повлияли на ваше личное отношение к Столыпину?
- Я понял, что это совершенно не тот персонаж, о котором мы знали по школьному курсу истории. Никакой он не «вешатель» и не «злостный реформатор». Хороший, большой, красивый человек, с прогрессивными на тот момент мыслями. Человек неспокойный, не ленный внутри, который хотел сделать дело. Не для пополнения своего кармана, как это обычно делают современные политики, а для того чтобы это дело жило. И ведь он действительно был небогатым человеком. Помню эпизод из его переписки с женой. Однажды, будучи губернатором Саратова, он уезжает в командировку в Москву и оттуда пишет жене, мол, здесь, в столице все так дорого, поэтому будь добра, вышли мне бритвенные принадлежности, смену белья и еще кое-что из вещей. И я думаю – вот возьмите сейчас любого губернатора, который бы просил жену выслать ему в командировку помазок. Ну, смешно…
И когда взорвали его дом на Аптекарском острове, когда дети погибли, он продолжил заниматься тем же делом. И я невольно ставлю себя на его место – а смог бы я так поступить? Когда и ты сам, и твои родственники на волоске от смерти? А он смог.
К сожалению, информации о Столыпине очень мало. В сохранившихся документах речь идет в основном о его реформах, о нем же самом сведений нет почти никаких. Воспоминания дочери дошли до нас обрывками, в них она описывает свои детские ощущения, и понять, где в них правда, а где вымысел, довольно сложно. Поэтому многое в образе Столыпина нам с режиссером приходилось домысливать интуитивно, и во многом мы, не скрою этого, не сходились категорически. Во время съемок у нас доходило до скрытых конфликтов, когда вопрос стоял ребром: либо мы снимаем по-моему, либо не снимаем вообще. Поскольку того, что предлагал он, на мой взгляд, просто не могло быть.
С другой стороны, все эти разночтения в конечном итоге сыграли нам на руку. Ведь нечто похожее, надо полагать, происходило и в Думе того периода – некое противостояние двух сил, каждая из которых пыталась тянуть одеяло на себя. И если бы мы лилейно сходились во мнении, образ Столыпина получился бы однобоким и неинтересным. И я благодарен режиссеру за то, что этого, как мне кажется, не случилось.
- А в чем конкретно вы не сходились с режиссером, если это, конечно, не секрет?
- Например, однажды он мне заявил, что Столыпин должен быть инфантильным. Я долго пытался понять, в чем должен быть выражен этот инфантилизм. «Ну, ты актер, придумай...» Я был против этого в корне, потому что человек, занимавший такие посты, который вводит военно-полевые суды, просто не может быть инфантильным...
Хотя на многие вопросы я и сейчас не могу ответить с полной уверенностью. До съемок я видел Столыпина одним, в процессе – другим, а когда летел в самолете домой - третьим. Сейчас прошло полгода, я его вижу абсолютно в ином свете.
История – это призма, а не простое стекло. Одно и то же событие в ней может выглядеть по-разному, в зависимости от того, как посмотреть. Вот взять, к примеру, эпизод, когда Столыпин посылает крестьян осваивать Сибирь. Я смотрю фотографии - у крестьян через несколько лет на жилетках появляются золотые часы на золотой цепи, и цепь в палец толщиной. Плохо это или хорошо? Ну, по крайней мере, я себе не могу такое позволить. Но ведь нашлись же люди, которые, глядя на все это, сказали, мол, вот скотина, он людей морил, вез в эшелонах за пять тысяч километров, да еще в морозы...
Есть еще один момент, характеризующий Столыпина. Когда ему, саратовскому губернатору, предлагают поехать министром внутренних дел в Питер, он отвечает, что в Саратове у него много дел, и что он поедет только в том случае, если прикажет царь. То есть отказался, по сути, от карьерного роста. Значит, не было у человека вот этой потребности выслужиться.
Любой на его месте поехал бы при первой возможности, а он отказывается. И соглашается, только когда царь издает соответствующий указ.
«Невыученные уроки» - это, по сути, первый художественный фильм о Столыпине в истории нашего кинематографа, не считая документальных лент. И я прекрасно осознаю ответственность, которая ложится на меня в связи с этим. Сегодня все говорят о дефиците людей, на которых не стыдно равняться, и я попытался сделать Столыпина именно таким человеком.
Прогнозирую немалый поток нелестных оценок, как в адрес фильма, так и в свой адрес лично, и в первую очередь со стороны людей старой формации. Но, на мой взгляд, чем полярнее будут мнения, тем лучше.
Как Кострому «превратили» в Саратов
- Говорят, среди актеров, занятых в съемках, нет ни одного раскрученного имени. Значит ли это, что фильм малобюджетный?
- Далеко не малобюджетный. Наоборот, в нем много исторических костюмов, декораций, взрывов и прочих недешевых спецэффектов. Фильм снят с момента молодости Столыпина, когда он 20-летним парнем сватается к своей будущей жене, и вплоть до смерти. Съемки проходили в Костроме, Выборге, Питере, Кронштадте. В Костроме снимали Сибирь и часть Саратова, поскольку сам Саратов оказался очень дорогим городом в смысле аренды помещений, кроме того, здесь очень много рекламы. В Костроме мы нашли такие девственные места - без проводов, без рекламных вывесок и других атрибутов цивилизации. Сцены с террористами снимали на улицах, в ресторанах. Что касается эпизодов со Столыпиным, то это либо яхты какие-то красивые, либо дворцы.
В фильме снимались питерские, костромские актеры. Николая II сыграл Михаил Елисеев, достаточно известный в Петербурге молодой актер и режиссер. В съемках принял участие еще один саратовец, мой однокурсник по театральному факультету Владимир Смирнов. Ему досталась роль Распутина.
Сейчас фильм смонтирован, озвучен и, вероятно, скоро выйдет на экран.
- Создатели фильма предлагали вам продолжить сотрудничество?
- Знаете, кино ведь достаточно жестокая штука. Когда тебя назначают на роль, ты нужен всем. За тобой ходят, нянчатся с тобой, пестуют, как младенца. Но в момент, когда последний дубль отснят, о тебе забывают абсолютно все – гримеры, костюмеры, режиссеры, операторы, водители, директора. И они могут пройти мимо тебя и даже не поздороваться, потому что ты для них отработанный материал.
Со мной все так и случилось: после слов «стоп, снято!» обо мне забыли сразу. Низкий им поклон, что дали мне билеты долететь до дома. Я сел в самолет, и на этом наше сотрудничество закончилось. И выпадет ли на мою долю второй такой счастливый билет – неизвестно. Мы знаем много случаев в нашем кинематографе, когда люди один раз снялись и больше никогда не снимались. А сколько случаев, когда ни разу не снимались... Так что мне в любом случае повезло: первые съемки в жизни я начал с главной роли.

Елена БАЛАЯН "Новые времена" 3-9 марта 2006 г. N 9 (167)

автограф для артклуба

© 2001-2011 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)