ц ъебъзе

Кукушкины слезы

Алексей Толстой

афишаКомедия

 

Премьера состоялась 14 декабря 2006
Режиссер-постановщик
- Александр Плетнев (Калуга)
Художник-постановщик - Кирилл Пискунов (С.Петербург)
Художник по костюмам - Юрий Наместников
Хореограф - Алексей Зыков
Художник по свету - Дмитрий Крылов
Хормейстер - Татьяна Аредакова
Помощник режиссера - Светлана Строкина
Звукорежиссер - Сергей Горшков

 

Спектакль идет без антракта

Действующие лица и исполнители

МАРЬЯ ПЕТРОВНА ОГНЕВА, актриса - Ольга Милованова
СТЕПАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ХОМУТОВ, ее муж, разорившийся помещик - Юрий Кудинов
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ЯБЛОКОВ , его друг, тоже из разорившихся мелких помещиков - Владимир Назаров
ДАВЫД ДАВЫДОВИЧ БАБИН, богатый землевладелец из крестьян - Александр Кузьмин
НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА БЕЛЬСКАЯ, сирота, живет в собственном доме, в уездном городе - Наталья Яковлева (до сезона 2008-2009), Екатерина Ледяева (с сезона 2008-2009)
ШАВЕРДОВ, почтмейстер - Виктор Мамонов
АНЮТА - Дарья Родимова
ДАРЬЯ - Светлана Москвина
ГАРМОНИСТ - Александр Каспаров
БАБЫ И МУЖИКИ - студенты театрально го факультета СГК им. Л.В.Собинова - Анастасия Красильникова, Дарья Сосновская, Вера Шанина, Вячеслав Огир, Алексей Тимченко, Вячеслав Чепурченко

фото - А.Леонтьева


Смешно до «Кукушкиных слез»

ЧТОБЫ ЗНАТЬ, КОГДА СМЕЯТЬСЯ НА НОВОМ СПЕКТАКЛЕ АКАДЕМДРАМЫ, НУЖНО ИЗУЧИТЬ РЕПЕРТУАР ВСЕХ САРАТОВСКИХ ТЕАТРОВ

Давно замечено: чем злее пародия, тем более завидует ее автор тому, кого пародирует. Благороднейшему и образованнейшему графу Алексею Толстому в уме, таланте и чувстве юмора не откажешь. Но все же написал он в 1914 году комедию «Кукушкины слезы», в которой досталось и Гоголю, и Островскому, и Чехову. В общем, классикам. Спустя 92 года полузабытая пьеса возникла на сцене Саратовского театра драмы. И смеется нынешний зритель благодаря ехидному юмору драматурга над титанами русской классической литературы.
Пьеса «Кукушкины слезы» практически не имеет сценической истории. Ценности ее никто в свое время не понял. «Кукушкины слезы» из разряда водевилей для театральных капустников. Но в саратовском театре перечитали ее внимательно и сочли актуальной. Пригласили талантливую постановочную группу (режиссер Александр Плетнев из Калуги, художник Кирилл Пискунов из Санкт-Петербурга), и творческий маховик начал раскручиваться.
Сюжет пестрый, как лоскутное одеяло. То и дело звучат фразочки из «Трех сестер», «Вишневого сада», «Последней жертвы», оперы «Евгений Онегин», других классических пьес. Пародируются, скорее, не бессмертные сочинения русских драматургов, а режиссерские и актерские штампы, которыми они обросли. Герои и героини, инженю, гранд-кокет, простаки, субретки — все эти амплуа классического театра нелепы и архаичны. Классика вечна, но она требует творческого подхода, нового взгляда. А штампам — не место на сцене. Пафос очевиден. После долгого ожидания центральную роль артистки Огневой исполняет замечательная актриса Ольга Милованова. Спектакль «Кукушкины слезы» стал дебютным для нового актера театра Юрия Кудинова, некогда артиста АТХ. Он исполняет роль Хомутова, разорившегося помещика, супруга Огневой. Но эта роль — незначительная по масштабам, тусклая по краскам, не дала возможности исполнителю развернуться во всю ширь. Куда как большее впечатление произвел Владимир Назаров (Яблоков), который в последние годы играет в академдраме все больше и лучше. Еще один в общем-то дебют — Александр Кузьмин в роли богача Бабина. Кузьмин год назад перешел в драму из тюза.
Конечно, спектакль «Кукушкины слезы» — забава в большей степени для знатоков театра. Но чтобы знать предмет пародии графа Толстого, можно просто посмотреть спектакли по классическим пьесам, которые в изобилии идут в том же тюзе, театре драмы или опере. Тогда уж вы точно будете знать, в каком месте нужно смеяться на премьере в академдраме и не прослывете профаном.

"Зеркало" 20.12.2006 Владимир Яхонтов

Александр ПЛЕТНЕВ, режиссер: «Кукушкины слезы» - это признание в любви

Волею судеб редкий театральный деятель обходится сегодня без саратовских корней, не обошелся без них и режиссер Калужского драмтеатра Алекс а ндр Плетнев. В ходе нашей беседы он не только признался в своих род с твенных связях с Саратовом, но и назвал его своей исторической родиной, контексте его участие в постановке нового спектакля «Кукушкины слезы», п pe мьера которого состоится сегодня в драмтеатре, не только закономерно, но и вдвойне приятно. О том, что это будет за спектакль, а также о перипетиях собственной биографии Александр Плетнев рассказал в интервью «Взгляду».
- Александр Борисович, какими судьбами в Саратове?
- История такая. Минувшей весной мне позвонила завлит вашего театра Ольга Харитонова и предложила посотрудничать. В то время на мне висело уже три постановки – в Ярославле, Туле и Калуге. Но как только прозвучало «Саратов», я сразу сказал, что согласен. Ведь это моя историческая родина. Здесь я родился, здесь мои родители окончили физфак СГУ. Позже наша семья осела в Москве, но в Саратове остались дедушки, бабушки, к которым я часто ездил. И потом, уже в более зрелом возрасте, я видел саратовских артистов, смотрел спектакли Александра Дзекуна и даже один раз общался с Юрием Петровичем Киселевым.
- Расскажите ,чем вас привлекли «Кукушкины слезы», почему именно эту пьесу вы выбрали для постановки в нашем театре?
- Потому что мы хотим признаться в любви к этим нелепым, по-своему эгоистичным, где-то несуразным, но в сущности очень добрым людям – актерам и актрисам, а также ко всему старинному русскому провинциальному театру XIX века со всей его запыленностью и убогостью существования. А чтобы признание звучало эффективнее, мы даже немного изменили финал. У Алексея Толстого герои деляться грубо говоря, на нормальных и сумасшедших. Одни Выбирают стабильность, уверенность в завтрашнем дне, другие плюют на стабильность и на завтрашний день и уходят в театр. В моем спектакле между героями нет конфликта – они у меня все сумасшедшие, все выбирают театр.
- При беглом прочтении пьеса Толстого не производит впечатления драматургического хита, зато в ней есть литературный стеб. На сцене он будет как-то присутствовать?
- Да будет, но мы ищем ему адекватное выражение.
- А вас не смущает, что благороднейший и образованнейшей граф Толстой так лихо прикалывается над классикой?
- Наоборот, меня это радует. Мы все привыкли к тому, что начало XX века – это триумф психологического театра, пьес Чехова, МХТ. Но были и другие писатели, которые работали в другом направлении. Любому выдающемуся явлению присущи штампы, а штампы – это то, над чем можно посмеяться. Алексей Николаевич Толстой как раз из тех здоровых циников, которые могли себе это позволить. Объектами его пародии становятся пьесы Островского и Чехова, он играет с сюжетами «Леса», «Вишневого сада», «Дяди Вани». Классический «Дядя Ваня» в вашем театре уже есть. Теперь рядом с ним будет еще один, пародийный.
- А что это за странные декорации, которыми вы собираетесь удивить публику?
- Я уже говорил ,что хочу окунуть зрителя в атмосферу российского примитивного театра конца XIX века. Поэтому все декорации в спектакле будут плоские, примитивно писаные, как театральные ширмы, в которых в те годы игрались любые пьесы – от Шекспира до Островского. Мы попробуем показать и некую театральную изнанку тех времен. Первое действо будет происходить на задворках театра, второе – на сцене как таковой, во всем ложном блеске писаных декораций. Потом это все снова должно рассыпаться и превратиться в тот самый театральный мусор, который представляют собой старые декорации, выброшенные на улицу.
- Говорят, недавно вы поставили в Калуге «Ревизора» с Валерием Золотухиным в главной роли. Расскажите, как вам удалось столичную знаменитость к себе в провинцию заманить?
- А это не я его заманил, это наш губернатор. Все началось с кинофестиваля, который проходил тогда в Калуге. Валерий Сергеевич был визитной карточкой этого фестиваля, приезжал договариваться с правительством о финансировании. А губернатор, не будь … простым, говорит: хорошо, деньги дам, но за это ты сыграешь у меня в театре.
Так мы и встретились. После долгих обсуждений решили остановиться на «Ревизоре». Золотухин выбрал для себя роль Городничего. Работать с ним было для меня огромным удовольствием. Валерий Сергеевич оказался невероятным профессионалом, к тому же очень демократичным в общении.
Но самое главное ,что нам удалось – это лишить гоголевскую пьесу хрестоматийности. У нас ни Городничий, ни Хлестаков объектами сатиры не являются, это все милые люди, просто немного недалекие.
- Возвращаясь к «Кукушкиным слезам». Судя по тому что вы рассказали, это будет очень смешной спектакль….
- По крайней мере, мы к этому стремимся. Другое дело, что качество этого юмора – оно немного в стороне от передачи «Аншлаг» и комедии положений. Хотя при беглом прочтении, вы правы, пьеса действительно кажется безделкой. В ней нет гарантии успеха, это просто очень хороший повод, а то насколько хорошо мы им воспользовались, пусть решит зритель.

Елена БАЛАЯН «Взгляд» 14-20 декабря 2006 года

© 2001-2008 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)