и леюлке

Мечтатели

Александр Островский

Премьера состоялась 20.09.02
Постановка А.Кузнецов
Художник по свету Д.Крылов
Сценография и костюмы Ольги Герр
Хореография Алексея Зыкова
Музыкальное оформление Ж.-П.Ламан (Франция)

Действующие лица и исполнители

I акт

Александра Николаевна Негина, актриса провинциального театра - Н.Яковлева
Домна Пантелеевна, ее мать - н.а. РФ Л.Гришина, н.а. РФ В.Федотова
Мартын Прокофьич Нароков, помощник режиссера и бутафор - н.а. РФ Г.Аредаков
Князь Ираклий Стратонович Дулебов, важный барин старого типа - з.а. РФ В.Аукштыкальнис, В.Емельянов
Петр Егорович Мелузов, выпускник университета в ожидании места учителя - К.Милованов
Иван Семенович Великатов, очень богатый помещик - И.Баголей
Нина Васильевна Смельская, актриса - Э.Данилина
Гаврила Петрович Мигаев, антрепенер - В.Назаров
Робинзон, актер - з.а. РФ С.Сосновский
Вася, молодой купчик - А.Седов
Григорий Антонович Бакин, губернский чиновник на видном месте - В.Ерофеев
Иван, лакей - В.Мамонов

II акт

Раиса Павловна Гурмыжская, вдова, очень богатая помещица - Т.Джураева, Е.Торгашова
Аксинья Даниловна (Аксюша), ее дальняя родственница - О.Милованова
Петр, сын купца торгующего лесом - А.Афанасьев, В.Кошеваров
Алексей Сергеевич Буланов, молодой человек, недоучившийся в гимназии - Д.Смирнов
Геннадий Несчастливцев, пеший путешественник - н.а. РФ Г.Аредаков
Аркадий Счастливцев, пеший путешественник - з.а. РФ С.Сосновский
Улита, ключница - Л.Воробьева, Л.Уварова
Вася - А.Седов
Бакин - В.Ерофеев

В спектакле заняты студенты театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова (художественный руководитель курса - Антон Кузнецов)


Спасите ваши талантливые души!

Академический театра драмы открыл 200-й сезон спектаклем "Мечтатели", посвященным предстоящему юбилею. Сценическая композиция Ольги Харитоновой и Антона Кузнецова по произведениям Александра Островского.

На премьере побывала Елена Стрельцова, кандидат искусствоведения, известный московский театральный критик. Сегодня мы знакомим вас с ее первыми впечатлениями.

Мне очень по душе, как творческий коллектив театра бережно отнесся к автору и его тексту. Возвращение Островского на сцену в новой современной интерпретации, на мой взгляд, должно происходить именно так. Тема искусства и прежде всего искусства актерского уже выдвигалась в качестве ведущей на материале пьес Островского или Чехова. Но здесь в самой инсценировке очень интересен и нов внутренний духовный сюжет - расширение темы искусства, актерства, мечтательства в обыкновенную реальную жизнь. Речь в спектакле идет не только об актерском таланте, но и вообще таланте жить. За счет драматического столкновения нескольких пьес возникает, например, ощущение того, что все женщины в спектакле талантливы и все они, по-своему, актрисы. Неожиданно талантлива даже Улита в замечательном исполнении Любови Воробьевой. В ее случае талант приспособленчества и угодничества губит возможность женского воплощения - стать женой, сестрой, матерью. И благодаря этому в "Мечтателях" звучит призыв о спасении души, которая всегда изначально талантлива.
Одной из основных тем,заявленных в спектакле, становится тема достоинства таланта, его отношении к самому себе, к своему дару, к тому, как человек этим даром распоряжается. Эта центральная идея рассматривается на примере двух женских образов в ситуации нравственного выбора. Женщина либо соглашается быть в мужском пространстве вещью, как в сцене покупки Великатовым бенефиса Негиной, которая и решена как откровенный торг. Поэтому "Бесприданница" существует в общем замысле инсценировки не только на уровне истории запившего артиста и молодого купчика, но судьба Негиной перекликается, отсылает к судьбе Ларисы Огудаловой, которую разыграли в орлянку. Роль Негиной очень хорошо проработана Натальей Яковлевой и играется четко как история падения женщины. И она в черном. Аксюша Ольги Миловановой - нежная, очень страстная и сильная героиня с огромными внутренними ресурсами. И она в белом. Как черно-белое изображение, негатив и позитив сосуществуют, отражаются они друг в друге - это режиссерское решение показалось мне очень убедительным и доказывает, что Антон Кузнецов вместе с театром ищет выход из жизни в безыдеальном, прагматическом, деловом пространстве. Здесь он продолжает свою режиссерскую и человеческую тему, заявленную еще в спектакле "На дне". Чем живешь, человек? Какой ты? Что тебе в этой жизни важно? "Мечтатели" набирают в этом смысле новый объем.
Спектакль очевидно снимает абсолютно надоевшие бытовые стереотипы и штампы драматургии Островского. И то что Петя Мелузов, которого артисты никогда толком не знают, как играть, вне штампа странноватости, чудаковатости, чеховской "недотепости" вдруг оказался здесь настоящим героем, не только положительным да еще и трагическим - тоже очень интересное решение. Сила русской театральной школы всегда была в воспитании. Не идеологическом натаскивании, но воспитании природы человека, его чувств. В "Мечтателях" эта функция - воспитательная, если угодно - учительская, возвращена в каком-то очищенном, свежем ее значении. И Петя в исполнении Константина Милованова становится сильным человеком, который понимает, что, может быть, спасти и нельзя. Но спасать надо. Это очень играет на спектакль, современность которого, помимо прочего, еще и во внутренней убежденности, что выход нужно искать даже из тупиковых ситуаций.
Вообще в наше время разговор о мечтателях, вдохновении, таланте, о вещах нематериальных сопряжен с обязательным риском. Театр рискует и выигрывает. Зрительская аудитория, особенно молодая, уже отвыкла от таких спектаклей, вернее, привыкла к другому - относится к сцене потребительски. Заплатил деньги, пришел, посмотрел. Мыслительные процессы при этом не подразумеваются. Не говоря уже о тревоге чувственной и каких-то иных глубоких эмоциях. "Мечтатели" пытаются проникнуть в область этих чувств. Не поверхостной впечатлительности, а глубинных человеческих переживаний и размышлений.
Чрезвычайно радует то, что в спектакле очень много удачных актерских работ. И Эльвира Данилина в роли Смельской. И Валентина Федотова, неожиданно делающая свою Домну Пантелеевну очень красивой и внутренне подвижной женщиной, своеобразным зеркальным отражением дочери. Мне очень нравится, как Игорь Баголей играет Великатова - с очень точным пониманием того, что подлинная власть не хитра, но коварна и обязательно тиха. Тема дьявольского искушения играется им тоже как талант - талант покупать.
А как чувствуют друг друга Аредаков и Сосновский! Совершенно замечательное партнерство. Они словно открывают окно во всю историю русского провинциального (в самом хорошем смысле этого слова) актерства. Трагик и комик - эти два амплуа - о них начинаешь думать как о некой узде для широкой русской натуры. В жестких рамках этих амплуа как раз и вызревала та неповторимая энергия - трагическая и комическая, которой так славились русские актеры. И то что до сих пор так ценится во всем мире.
Григорий Аредаков и Сергей Сосновский придают спектаклю особую цельность. Аредаков замечательно чувствует молодых партнеров, поэтому так им блестяще прожиты сцены с Аксюшей, когда он предстает не только трагиком Несчастливцевым, но очень глубоких чувств человеком. Это имеет принципиальное значение, поскольку традиция словно оживает, передается на ваших глазах. Ему вообще можно спеть отдельную песню.
Мне кажется важным отметить, что за счет инсценировки "Мечтатели" помещены в мир Островского. Это один из редких интертекстуальных спектаклей, что тоже придает ему оттенок сугубой современности. Это отдельный разговор. Так ставили Гоголя и Чехова. Островского - на моей памяти никогда. Сюжеты драматурга здесь явлены, повторюсь, через целый его мир. Столкновение жизни и актерства во второй части спектакля сделано очень азартно, умно и талантливо. Не случайно зрительный зал во втором акте так заразительно смеется. Здесь очень интересны практически все герои. Даже в Гурмыжской Евгении Торгашевой живет столкновение самых разных пространств - жесткий расчет и желание настоящего светлого, искреннего чувства. А в финале происходит переключение в комедию высокую и даже трагическую. Это очень стилистически и концептуально ново и трогательно. "Мечтатели" получились очень цельными, очень настоящими, очень вдохновенными. По нынешним театральным временам это так редко, что я от всей души хочу поздравить коллектив со столь ярким, талантливым и надолго запоминающимся спектаклем.

записала О.Харитонова, Саратов СП 25 сентября 2002 года

Театр драмы остается на Волге

20 сентября в театре драмы состоялась долгожданная премьера: публика наконец смогла увидеть и оценить спектакль "Мечтатели" по произведениям Александра Островского. Эту постановку зрители ждали еще в прошлом сезоне, но из-за всех сложностей театра спектакль вышел на подмостки только сейчас.
Думаю, в юбилей хочется говорить о себе. Видимо, именно поэтому были выбраны две пьесы Островского о театре: "таланты и поклонники" и "Лес", которые на сцене стали одним произведением. Они рассказывают о благородстве бедных актеров, об интригах в театральной среде и о том времени, когда бенефисы талантливых актрис покупались богатыми помещиками, а девушки рисковали жизнью ради любви.
Но не только атмосфера девятнадцатого века жива в спектакле. Пьесы Островского оказываются даже слишком злободневными сегодня. Так, фраза пьяного актера Аркашки: "Как в Париж? Мы же на Волгу собирались!" напоминает публике о закончившихся французских сезонах театра драмы. Как окажется потом, Париж - всего лишь название кабака на площади.
В целом же спектакль вновь доказывает справедливость фразы о том, что "мир - театр, а люди - актеры". Но Шекспир говорил об этом в эпоху Возрождения, когда вера в совершенство человека была почти безграничной. Островский создавал свои пьесы в период социальных изменений и перемостра ценностей. Видимо, поэтому шекспировская мысль получает другую трактовку: трагик Несчастливцев называет людей комедиантами, указывая на их подлое притворство и лицемерие.
На фоне нищих актеров другие герои - помещики, купцы и чиновники - выглядят ничтожными людьми. Их мечты не простираются дальше нового конного завода. Настоящими мечтателями в спектакле предстают именно актеры: несмотря на все неудачи, они верят, что будет еще та, единственная, неповторимая роль, после которой публика будет аплодировать стоя. Что и случилось на премьере в театре драмы.

"Богатей" №36(175), 26 сентября 2002 года

Мечтатели

Премьеры в Академдраме ждали давно, но из театра все более доносились раскаты боевых действий. ("ОМ" выступал на эту тему, см. № 2 за 2002 год). К открытию нового сезона, в коллективе, кажется, слава Богу и Министерству культуры, воцарился мир, обеспеченный разделением ветвей власти. То что за Антоном Кузнецовым сохранена должность главного постановщика, административное же управление поручено опытнейшему Михаилу Светлову, а художественное руководство возложено на Григория Аредакова, должно стать залогом стабильности театра.
Первым спектаклем нового и одновременно юбилейного, двухсотого сезона, стала постановка по пьесам Александра Островского, - и это представляется симптоматичным. Куда, в самом деле, обратить взор в поисках крепкой основы возрождения театра, как не к нему, по словам Гончарова, "достроившему здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь"? В театре Островского есть, кажется все и на все времена: и темные и светлые тайны русского национального характера, и роковая власть денег над человеком, и великая трагедия любви. Академдрама выбрала мир театра, судьбы актеров, шуточных и нешуточных страстей и интриг, скомпоновав с этой целью отрывки из пьес "Таланты и поклонники", "Лес" и "Бесприданница" (авторы композиции постановщик спектакля Антон Кузнецов и его ассистент Ольга Харитонова).
Две линии сохранены и подчеркнуты авторами спектакля. Это неизбежность выбора в пользу театра, принесения в жертву искусству не только личного счастья, но и многих принципов, добровольная сдача вплен этому ненасытному Молоху, который же приносит "и радости, которых другие люди не знают". И это грешный быт служителей Мельпомены, падких на успех, зависимых от хозяина, склонных к выпивке и т.д. Есть большие и меньшие актерские удачи в спектакле "Мечтатели", из которых первой без сомнения надо признать работу Заслуженного артиста России Сергея Сосновского в двойной роли Робинзона - Счастливцева. Необычно трактует старую сластолюбивую помещицу Гурмыжскую Евгения Торгашева. Противоречива натура трагика Несчастливцева (Народный артист России Григорий Аредаков), непринужденно сочетающая хвастливость позера и щедрость бессребреника. В спектакле также заняты Народная артистка РФ Валентина Федотова (Домна Пантелеевна), другие ведущие мастера и молодежь.
Любопытно, хотя и спорно решено оформление спектакля (Ольга Герр), с нарочитой эклектикой костюмов, резкими переходами в декорациях от сентиментальности к гротеску. Музыкальное оформление Жана-Паскаля Ламана (Франция) при его достоинствах и недостатках - щедрый набор мелодий - не всегда представляется достаточно обусловленным содержанием действия - демонстрирует продолжающую творческую связь Академдрамы с французскими коллегами.

"Общественное мнение", 10(38) октябрь 2002, Д.Д.Т.

Мечтать... сквозь смех и слезы

20 сентября Театр драмы начал свой юбилейный 200-летний сезон. Своих зрителей театр встретил премьерой спектакля "Мечтатели" по пьесам А. Островского.

Островского любят в саратовских театрах: постановки по пьесам этого писателя есть в репертуарах ТЮЗа, Театра Русской комедии, а теперь вот и Академдрама. Долгожданная премьера не разочаровала зрителей. Спектакль состоит из двух пьес Островского: "Лес" и "Таланты и поклонники". Но четкое деление этих пьес только на бумаге, на сцене - это органичное действие, одно вытекающее из другого.
"Мечтатели" - это жизнь актеров и актрис, рассказ об их мире, их радостях и печалях. Трагедия и комедия соседствуют на сцене, но деления актеров на трагедийных и комедийных не чувствуется. "Лес" воспринимается как продолжение "Талантов и поклонников", продолжение жизни актеров, помещиков и буржуазии, продолжение жизни, продолжение смеха сквозь слезы.
...Мечтать - это способ жизни, у каждого человека есть мечта. Мечтатели - странные чудаки, которые говорят о несбыточном, живут в нереальном мире, снося насмешки. Но без них представить мир невозможно - эту истину и помогает понять великий драматург.

Елена Рышкова "Совфакс" 27.10.2002

фото А.Гуськова


© 2001-2008 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)