ц ъебъзе

Паника, или мужчины на грани нервного срыва

Мика Мюллюахо

комедия

перевод с финского Йоэла Лехтонена и Павла Руднева

Премьера состоялась 19 ноября 2010

Режиссер-постановщик - Юрий Алесин
Сценография и костюмы - Юрий Наместников
Художник по свету - Дмитрий Крылов
Видеоинженер - Максим Роменский
Помощник режиссера - Светлана Строкина, Ольга Слепова
Звукооператор - Ирина Саурина
Осветители - Антон Андреев, Геннадий Жадин

Спектакль идет без антракта

Действующие лица и исполнители

МАКС - Александр Каспаров
ЛЕО - Александр Кузьмин
ДЖЛННИ - Андрей Седов

Рецензии

Не паникуй, приятель, все в порядке

Театр драмы вновь сработал на кассу, но получилось хорошо
19 и 20 ноября в театре драмы им. Слонова прошли премьерные показы спектакля «Паника. Мужчины на грани нервного срыва» по пьесе финского драматурга Мики Мюллюахо. Режиссером стал москвич, руководитель детского театра Юрий Алесин. Несмотря на такое, на первый взгляд, неказистое сочетание - спектакль для взрослых и режиссер детского театра, - результат получился весьма неплохим.
О том, что сама по себе пьеса кассовая, Юрий Алесин говорил на встрече с журналистами пару недель назад. И совершенно справедливо удивлялся: почему она не имеет успеха в России? (Пока пьесу поставили только в Санкт-Петербурге и в Саратове). «Паника» - идеальный спектакль для антреприз, он требует всего трех актеров-мужчин и несложных декораций. Проблемы, заявленные в пьесе, весьма актуальны. В бешеном ритме жизни даже самые лучшие друзья постепенно выстраивают стены между собой и миром, а в критический момент, когда некуда больше пойти, оказывается, что даже самые близкие люди не способны тебя понять. Да и ты их тоже.
История такая: в половине четвертого утра в квартиру дизайнера Макса (Александр Каспаров) вваливается его друг детства Лео (Александр Кузьмин), пьяный в стельку. Сумбурно пытается объяснить, что он не может ехать домой к Мари, потому что он в Берлине в командировке, а сама Мари задала ему вопрос, повергший Лео в состояние паники. И теперь ему надо все обдумать, а негде, так почему бы не использовать для этого квартиру лучшего друга?
Утром в ту же квартиру подтягивается третий участник истории, брат Макса и друг Лео - известный телеведущий Джонни (Андрей Седов). Его передача «Альтер эго» - скандальная и с безумными рейтингами. Джонни - образец современного успешного мужчины: стильный, подтянутый, постоянно болтающий по телефону, назначающий встречи и опаздывающий на них. Он купается во внимании женщин. У него все хорошо. Наверное, он поможет решить проблемы старого друга.
Вопрос, который задала Лео его подруга, прост до безобразия: «Ты должен прислушаться к своим чувствам. Что ты чувствуешь?» Мужчина долго пытается решить, о чем он должен подумать, что решить, для чего она задала этот вопрос?
Вопль Лео, обращенный к дизайнеру Максу, отражает ситуацию многих и многих людей в 25, 30, 35 лет (кризис среднего возраста имеет тенденцию к снижению возрастной планки): «Ты - творческая личность, а я чем занят? Я продаю лифты? И что?»
Братья принимаются помогать своему отчаявшемуся другу, и выясняется, что на самом деле в состоянии паники находится каждый из них. Каждый из них зашел в свой личный тупик: у Джонни - чужая жизнь, даже одежда на нем принадлежит не ему, а фирме-спонсору. В конце концов его программу закрывают. И он не знает, куда двигаться дальше. Весь его внешний вид, спортивное подтянутое тело, татуировка внизу спины вмиг оказываются не нужны. Потому что счастье не в этом.
А Макс в состоянии депрессии находится уже целых три месяца - три месяца не выходит из дома, ходит по своей изящной дизайнерской квартирке в старых трениках и желтой вязаной кофте, спит на циновке и пытается копаться в себе, следуя книжкам психоаналитиков.
В итоге друзья сообща начинают думать, где же выход из кризиса, что сделать, чтобы паника отступила? В процессе они будут танцевать на столе, переодеваться прямо по ходу действия. Седов вообще последние несколько минут проведет на сцене в плавках. А до этого очень пластично и сексуально сымитирует стриптиз. Все это герои будут делать под музыку U 2, песни Боба Марли и фильм Альмодовара «Поговори с ней».
Малое количество актеров и временной формат - спектакль идет полтора часа без антракта - рассчитаны скорее на малую сцену. Но пожелания театра сразу определили ему место на большой. И не зря. Поскольку столь живая и актуальная комедия наверняка сделает драме хорошую кассу.

Ника Каренина «Время» 22 ноября 2010 года

Горячие финские перцы

Это только кажется, что сотворить камерную постановку легко. Декорации сведены к минимуму или статичны, действующих лиц мало, а само действие не отличается продолжительностью. И хотя именно так все и было 18 ноября в театре драмы на генеральной репетиции «Паники. Мужчины на грани нервного срыва», без удачного союза режиссера Юрия Алесина, художника Юрия Наместникова и занятых в пьесе актеров назвать эту вещицу комедией едва ли кто-то решился.
Мужчины как мужчины, самые обыкновенные. Одно слово, что финские, хотя от русских вроде бы ничем не отличаются, Даже довлеющие над героями страхи вполне обыденны: неуверенность в себе, боязнь лишиться работы, фобия замкнутых пространств и ужас перед выходом на улицу.
Всем трем персонажам (да-да, их в пьесе всего три) слегка за тридцать. Все они абсолютно разные, и каждый живет в своем собственном, обособленном и приспособленном под себя мире.
Проблемы товарища каждый из них воспринимает лучше, чем свои собственные, Макс (Александр Каспаров), например, производит впечатление мудрого и уравновешенного человека, имеющего все основания поучать других. Потом, правда, оказывается, что он вспыльчив, недоволен собой и, что еще хуже, панически боится оставаться в запертой уборной. Лео (Александр Кузьмин) выставила из дома жена Мари, которой он давно перестал уделять внимание. Искренне непонимающий, чем он такое заслужил, Лео ищет прибежища и совета у старого приятеля Макса. А брат Макса Джонни (Андрей Седов), успешный телеведущий и, казалось бы, вполне довольный жизнью и самим собой человек, под конец тоже впадает в отчаяние, когда неожиданно узнает о том, что его программу на телевидении закрыли, а его оставили безработным.
Когда после долгого перерыва бывшие друзья наконец-то собираются вместе и пытаются разобраться в проблемах друг друга, происходит всякое: и скандалы, когда в ход идут кулаки, и совместное покуривание «травки», и обычное дружеское дуракаваляние, В общем, приблизительно так, по мысли автора пьесы Мика Мюллюахо, скоротали бы несколько дней вынужденные сосуществовать в замкнутом пространстве холостяцкой квартиры, временно лишенные женского общества крутые финские «перцы», О том, как бы повели себя в схожей ситуации «перцы» отечественных сортов, наверное, лучше и не думать.
Притом, что женщин на сцене нет, в головах героев они присутствуют постоянно. «Мужчина может разговаривать с женщиной только тогда, когда у него отключен мозг», - уверенно заявляет холостяк Макс, которому семейные неурядицы Лео кажутся нелепыми и смешными. На паре-тройке таких фраз по зрительному залу проскальзывают смешки. Но вообще, скандинавский юмор - вещица на любителя. Пьеса же хороша уже тем, что ее содержание понятно и доступно зрителю, а значит, успех на главной сцене ей обеспечен. В этом ни режиссер, ни руководство театра нисколько не прогадали.

Екатерина Богданова «Богатей» N 40 (554) от 25 ноября 2010 года

«Паника» в театре драмы

Спектакль по пьесе Мики Мюллюахо ставит режиссер Юрий Алесин
Что случилось с мужчинами в XXI веке? - ставит вопрос в своей пьесе финнский драматург Мика Мюллюахо. Какие такие события, мысли, ситуации способны вогнать их в депрессию и вызвать панику? И что же надо сделать, чтобы кризис среднего возраста остался только эпизодом в жизни, а не растянулся до самого ее конца? Вместе с автором пьесы ответы ищет московский режиссер Юрий Алесин. А зрители найдут свои ответы уже 19 ноября - именно на этот день в театре запланирована премьера.
У пьесы «Паника. Мужчины на грани нервного срыва» Мики Мюллюахо весьма интересная история. Начнем с того, что сам г-н Мюллюахо - один из заметных театральных режиссеров в Финляндии. В 2005 году он дебютировал как драматург с той самой пьесой. За год «Паника» стала зрительским хитом в Финляндии, а затем и в других странах Европы. Несмотря на то, что это очень удобная, бесспорно хитовая для театра пьеса, в России пока прошла всего одна ее постановка - в Санкт-Петербурге. Саратовская драма станет вторым театром в России, который ее ставит. На русский язык текст перевел Павел Руднев. В своем живом журнале он пишет: «Пьеса Мики Мюллюахо «Паника. Мужчины на грани нервного срыва» - в меру интеллектуальная, в меру развлекательная мелодрама о трех сорокалетних мужчинах, переживающих кризис среднего возраста. Живые диалоги, узнаваемые ситуации, комические перевертыши, пародия на психоанализ, упругий ритм мегаполиса и чувство сострадания к трем беспомощным персонажам, запутавшимся в своей жизни». Кстати, там же он предлагает выслать ее всем желающим.
Благодаря Интернету и сообществу блоггеров-театралов эта пьеса попала к режиссеру Юрию Алесину, который сделал читку-показ на творческой лаборатории в Омске. Художественное руководство нашего театра всей этой истории не знало. Просто так получилось, что «Паника» пришлась по нраву и худруку театра драмы Григорию Аредакову.
- Мне позвонили из вашего театра и предложили поставить эту пьесу, - делился впечатлениями режиссер на встрече с журналистами. - А так как мне она очень нравится, и я очень хотел ее поставить, я, конечно же, согласился. Думаю, что свел нас все-таки Паша Руднев.
Но вот в чем странность: Юрий Алесин - выпускник ГИТИСа, режиссер большей частью детского театра. Он работает в двух детских театральных студиях Москвы и возглавляет собственный детский театр «Будильник». А «Паника» - это его первая за три года работа для взрослого театра.
- Это мои своего рода долги, - улыбается Алесин. - И я их раздаю. Я думаю, что, несмотря на общепризнанное мнение, что женщины - существа психически хрупкие, мужчины все-таки куда больше страдают от моральных травм. Мы более амбициозны, самолюбивы, поэтому любое негативное мнение всегда отражается на нашей самооценке.
В спектакле заняты три актера драмы, которые, как говорит режиссер, пересмотревший весь репертуар, никогда не появлялись на сцене одновременно. Но, по его убеждению, из них получилось прекрасное трио. Это Андрей Седов, Андрей Казаков (так в тексте, на самом деле Александр Кузьмин) и Александр Каспаров.
- «Паника» - хорошая пьеса, - считает Алесин. - В наше депрессивное время нужен заряд оптимизма. А она его дает. Потому что, несмотря на кризис среднего возраста и, казалось бы, нерешаемые вопросы, все закончится хорошо.
Еще Юрий Алесин немного рассказал о себе. У него два образования: первое - актерское (он закончил Щепкинское училище). Но игра, по признанию Алесина, не его стихия:
- Я очень плохой актер, ужасно учился и плохо играл год в театре. Мне просто нужен был возраст, чтобы меня взяли на режиссуру. Актер - профессия зависимая. Я же не люблю, когда мной командуют. Люблю творить сам. К тому же режиссер, как писал Питер Брук, никогда не останется без работы. Даже если нет работы в театре, я беру в руки камеру и снимаю любительские фильмы, музыкальные клипы для друзей. Но это хобби. Просто домашнее видео. Я режиссер театральный, а чтобы снимать полноценное кино, этому надо научиться.

Анна Мухина «Время» N 40 (248) от 15 ноября 2010 года



Культура
Саратова   etxt.ru
Яндекс цитирования SpyLOG Rambler's Top100
ї 2001-2010 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)