ц ъебъзе

Парикмахерша

Сергей Медведев

городской романс

Премьера состоялась 16 апреля 2011
Сценография
- Николая Слободяника
Костюмы - Юрий Наместников
Художник по свету - Дмитрий Крылов
Хореограф - Оксана Шматёнок
Музыкальное оформление - Константина Солдатова
Помощник режиссера - Светлана Строкина
Звукооператор - Юлиана Ковальска
Осветители - Алексей Максимов

Спектакль идет без антракта

Действующие лица и исполнители

Ирина - Дарья Родимова
Татьяна - засл. артистка России Евгения Торгашева
Виктор - Александр Кузьмин
Александр - Валерий Ерофеев
Евгений - Валерий Малинин
Алексей Николаевич - засл. арт. России Владимир Назаров
Николай - Александр Каспаров


«Девочка-пай, рядом жиган и хулиган…»

В театре драмы жалеют женщин и рефлексируют о криминальной любви
Героиня нового спектакля театра драмы «Парикмахерша», премьера которого состоялась на Малой сцене, обладает уникальными качествами. Она чистая, кроткая, целомудренная, по-хорошему простая, умеет любить и готова пожертвовать собой ради любви. «Какая хорошая девушка!», «Удивительная!» - восторги в ее адрес становятся в спектакле рефреном. Ее бы энергию - да в мирное русло: из нее могла бы получиться подвижница благочестия. Ну или как минимум идеальная жена. Но плохие мальчики не ценят хороших девочек, а хорошие мальчики, которые оказываются рядом, по какой-то злой иронии не производят на них впечатления. И, несмотря на все свои старания, вплоть до желания разбиться ради любимой в лепешку, остаются забытыми и необласканными.
Она ждала его, ждала и вот дождалась... Он возвращается из тюрьмы и, пользуясь ее наивностью, убеждает продать квартиру и едва не убивает. Вот такой шансон в стиле песенки Михаила Круга про девочку-пай, отдавшую свою любовь хулигану. А она не видит и не слышит ничего вокруг. И даже не чувствует боли. Она его любит. Избитый и банальный, на грани трэша сюжет, но насколько знакомый и актуальный...
В чем истоки притягательности антигероев и почему у девочек не срабатывает механизм защиты? Почему они летят, как бабочки на огонь, забывая про инстинкт самосохранения? Вопрос не праздный и далеко не частный, а остросоциальный, на грани жизни и смерти. Откройте любую криминальную хронику, включите программу «Чрезвычайное происшествие» и увидите, как десятки, а может, сотни российских женщин ежедневно страдают или даже умирают от любви. Их бьют, калечат или убивают их же возлюбленные. Вспомните «Калину красную» и вы скажете, что любить уголовников - пусть заочно, по фотографии и даже без нее, - это не высосанный из пальца бред, а реальность, глубоко укорененная в русском сознании.
Конечно, герой Валерия Малинина и герой Шукшина - далеко не близнецы-братья, но сама тенденция... Не одно поколение отечественных писателей и режиссеров пыталось разгадать этот удивительный феномен русской женщины, ее способности, как поется в популярном шлягере, лепить свою любовь «из того, что было». В этом смысле драматурга из Ростова Сергея Медведева можно поздравить - он стал продолжателем классических русских традиций. А режиссер из Калуги Константин Солдатов их подхватил и развил.
Выйдя из комы, героиня рожает ему ребенка и называет его именем. А на суде просит для него снисхождения. Что все это значит? Отсутствие опыта? Неумение остановиться, запретить себе любить подонка? Поджимающий возраст? Страх одиночества? Отсутствие рядом близкого человека, тёх же родителей, способных вовремя подсказать и защитить? Или взлелеянная с детства и подпитанная фильмами про романтических бандитов мечта о мужественном принце на железном коне и в кожаной косоворотке?
Известный английский психотерапевт, автор популярного бестселлера «Люди, которые играют в игры» Эрик Берн, наверняка бы заговорил о заложенном в детстве героини сценарии жертвы, который она бессознательно исполняет, двигаясь навстречу своей гибели. Подсознание, конечно, штука тонкая, но есть ощущение, что им одним, а равно и всеми перечисленными причинами проблема «любви по-русски» не исчерпывается. Да и не лишенная горькой правды версия «потому что дура» не станет истиной в последней инстанции.
Иррациональная и чаще всего не оправданная надежда на перерождение, пусть даже ценой собственной жизни, сквозит где-то в глубине этой странной истории. Режиссер водит зрителя по грани, даря ему надежду и тут же отнимая, но финал остается открытым. Выход из него может быть только один из двух, и нет никакой гарантии, что оптимистичный сценарий восторжествует.
Дарья Родимова так вжилась в роль парикмахерши Ирины, будто всю жизнь стригла, брила и красила. Валерий Малинин неподражаем в своей тюремной брутальности. Жаль, не поет про Владимирский централ и ветер северный. Спектакль по стилистике тяготеет к так называемому документальному театру и новой драме с ее остросоциальной, злободневной проблематикой. Не скатиться в жанр криминального отчета режиссеру помогает юмор. Иногда смеяться приходится там, где по логике вещей надо плакать, и это еще больше усиливает драматизм происходящего. Американские шлягеры шестидесятых временами погружают зрителя в атмосферу голливудского кино - старого, доброго и красивого, как сказка. Музыкальные ассоциации поднимают простую провинциальную парикмахершу до уровня романтической героини, отражая ее мечты - тот мир, в котором она хотела бы жить. И ярко контрастируют с миром, в котором она реально живет. Городской романс - такое определение спектаклю дано неслучайно.
В лаконичных декорациях уже узнается почерк Николая Слободяника.

***

У меня есть подруга детства - очень хорошая девушка, удивительная. Она вышла замуж, когда ей было 18. Муж напивался и бил ее, Оксана терпела. Она родила ему ребенка, сделала из-за него три аборта подряд и еле волочила ноги, а он все равно продолжал издеваться над ней. Смотреть на это было невыносимо. «Оксана, брось его, он подонок! Он не любит тебя!» Она тихо вздыхала: «Моя беда в том, что я его люблю...»
По счастью, для Оксаны все кончилось лучше, чем для Ирины, - лет через десять мучений она его все-таки бросила. Теперь у нее другая семья, а он - спившийся алкоголик и практически бомж - ходит клянчить к ней деньги. Их красавица-дочка, когда видит папу на улице, стыдливо обходит его стороной...
Трудно сказать, почему Сергей Медведев (кстати, он был на премьере) взялся за похожий сюжет. Быть может, в его жизни тоже была Ирина. Или Оксана. Ясно одно - драматург свою героиню нежно любит и жалеет, беспокоится за нее. Очень хочется, чтобы это беспокойство девчонок хранило.

Елена Балаян «Взгляд» 21-27 апреля 2011

Убийственно хороша

Она, они (ее мужчины, разумеется) и парикмахерская, которая для главной героини не просто место работы, а фактически второй дом. Современный сюжет на вечную тему поисков простого женского счастья, предложенный ростовским драматургом Сергеем Медведевым, на саратовской сцене с актерами драмтеатра воплотил в жизнь режиссер из Калуги Константин Солдатов. Сдача спектакля с последующим премьерным показом состоялась 15 апреля.
Постановка готовилась исключительно под формат малой сцены. Она невелика по времени - всего полтора часа - но даже если бы у зрителя оставалась возможность заскучать, он бы не сумел этого сделать.
«Парикмахершу» ставили уже не единожды, в разных городах. И, как заметил присутствовавший на генеральной репетиции автор, не во всех случаях удачно.
Саратовская премьера в число «неудачников» не вошла: драматургу трактовка Константина Солдатова понравилась. Да и не только ему - зрителям тоже. По ходу безантрактного действия зал бурно реагировал на немые сцены и импровизационные находки актеров и режиссера.
Первая и самая главная находка сказалась на жанровом определении «Парикмахерши»: Солдатов предложил заменить сухое авторское «монолог с 12 картинками» на более лиричное «городской романс». При этом само действие, по версии режиссера и художника-сценографа из Питера Николая Слободяника, разворачивается в парикмахерской, внешне похожей на детскую песочницу. Продолжением метафоры становятся доски-лучики, по которым персонажи приходят в парикмахерскую, а на самом деле - внутренний мир главной героини Ирины (Дарья Родимова).
Сам зритель знакомится с девушкой в тот момент, когда она без ума от счастья: через сто дней она, наконец, увидит возлюбленного, образ которого она себе намечтала по завязавшейся между ней и неким молодым человеком Евгением (Валерий Малинин) переписке. Евгений заканчивает «мотать» срок за убийство жены в местах не столь отдаленных и уверяет Ирину в том, что их совместная жизнь будет сказочной. И девушка ему верит и ждет, отвергая настойчивые ухаживания остальных претендентов на руку и сердце - судьи Алексея Николаевича (заслуженный артист Владимир Назаров) и пожарного Виктора (Александр Кузьмин).
До добра все это не доводит: Евгений, вернувшись из тюрьмы, предпринимает попытку убить наивную девушку, причем дважды, и скрывается с похищенными у нее деньгами. Эта криминальная история добавляет перчинку в стандартную мелодраму, хотя так и кажется, что, вводя в текст двойное убийство, автор рассчитывал на чисто зрелищный эффект: поверить в то, что героиня выживает после столь жестокого покушения, достаточно сложно.
Правда, сам Сергей Медведев утверждает, что примерно так оно и было на самом деле. Ведь сюжет с убийством был взят им из криминальной сводки в газете. Уже потом на эту заимствованную историю наросла сюжетная канва всей пьесы. Первоначально автор определил Ирину в продавщицы магазина женской одежды. Однако потом решил, что эта профессия не продемонстрирует особого развития на сцене, и дал в руки героини ножницы. «Мне хотелось сделать что-то насыщенное, динамичное, сказочно-театральное», - поделился своими замыслами автор пьесы.
Что радует, Константин Солдатов прекрасно обходится без натуралистических деталей: сцена убийства, в основном, прописана со слов действующих лиц. Режиссер берет другим. Очень зрелищны появления на сцене и Евгения, и Николая (Александр Каспаров). Валерий Малинин удачно и убедительно вжился в образ приблатненного зэка, Александр Каспаров уморительно сыграл развязного и безденежного типа - художника, бывшего мужа Ирины. Да, собственно, каждая актерская работа в этом спектакле оставляет после себя столь целостное впечатление, что лучше, кажется, и не надо. «Оригинальная постановка, сделана профессионально, мне она очень понравилась», - оценил совместную работу калужского режиссера и саратовского театра Сергей Медведев.
В целом доволен конечным результатом остался и сам Константин Солдатов. Прогон, по его мнению, получился несколько смазанным, но это было списано им на естественные причины: волнение актеров, проверку каких-то деталей на зрителе. Но это - пристрастный взгляд творца, которому хочется до бесконечности менять даже уже готовую работу. На самом деле шероховатости во время генеральной репетиции почти не ощущались: не исключено, что какие-то недостатки в исполнении компенсировал динамичный сюжет.
Финал и спектакля, и пьесы остается открытым, но ни у зрителей, ни у самого драматурга нет сомнений по поводу возможного развития дальнейших событий. Она снова будет ждать его возвращения из тюрьмы, а он снова попытается ее убить... Такова суть всепрощающей, истинно женской природы. И такие женщины - отнюдь не порождение фантазии автора текста. Сергей Медведев уверяет, что они попадаются даже среди его знакомых.

Екатерина Богданова «Богатей» 21.04.2011

Какая хорошая девушка!..

Саратовский театр драмы поставил пьесу ростовского журналиста
Выпускник физфака РГУ, в прошлом газетчик, нынче редактор ростовского журнала «Кто главный» Сергей Медведев успел стать лауреатом конкурса молодых драматургов и победителем фестиваля «Новая драма», а при этом пьесы начал писать всего пять лет назад. Зато сегодня его «Жаба» и «Парикмахерша», «Представление о любви» и «Волшебное платье» идут на сценах Германии, Венгрии, Москвы, Киева, Перми, Прокопьевска, Великого Новгорода, родного Ростова-на-Дону.
Премьеру «Парикмахерши», самой популярной трагикомедии Сергея Медведева, сыграли на днях и в Саратовском академическом театре драмы. Режиссер-постановщик - Константин Солдатов, сценография Николая Слободяника, хореограф - Оксана Шматенок. Театр определил жанр нового спектакля как «городской романс».
Сам драматург говорит, что основа этой истории - реальная: «Я всегда внимательно читал приходившие в редакцию письма, мне интересны человеческие истории. Запомнил эту заметку из криминальной хроники: как уголовник дважды убивал женщину, но она выжила». А потом Медведев увидел за конкретной заметкой универсальную, символическую историю и написал текст пьесы. Внешне очень простой, даже бытовой, но при этом пронзительно глубокий, чуткий и сострадательный. Печальную философскую притчу.
Хотя куда уж проще. Провинциальная девушка «за тридцать», знакомый образ из сферы обслуживания (в первоначальном варианте автор хотел сделать Ирину продавщицей). Бесконечно ровняет виски и затылки в парикмахерской «Весна», любит Меладзе и Пугачеву. Заочница. Не в институте учится, с зэком переписывается, которого в глаза не видела.
Шукшинская «Калина красная» сорок лет спустя? Только мятущегося, рвущегося к честной жизни героя не наблюдается. Через двадцать минут спектакля понимаешь, что ничего хорошего с этой Ириной не случится. Ты бы очень этого ей желал, а уж как она сама верит в большую любовь - но не случится. И Москва с женихом не случится, и вся романтика придумана, лишь ужас жизни реален.
Вечная жертвенность, вечная наивность. Как поется в русской женской песне, «если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». А если нет, если каким ты был, таким ты и остался - жестоким обманщиком и убийцей, все равно я тебя люблю. И все равно попрошу на суде для тебя снисхождения.
Ведь я же не умерла, а ты все-таки отец моего ребенка. И я вновь буду вздыхать над твоими жалостными письмами.
Ну не дура ли эта парикмахерша? Правильного пожилого судью не слушается, на искренние чувства простого честного пожарного ответить не способна. С первым мужем, художником и алкоголиком, сколько возилась, а теперь и вовсе из всех нормальных людей уголовника выбрала. Это что, судьба такая?
По словам Сергея Медведева, сегодня «современная драматургия может объединить совершенно разные вещи - кино, цирк, поэзию, музыку, живопись, традиционный театр». В саратовской драме у создателей «Парикмахерши» в придуманной художником Николаем Слободяником песочнице (не взрослая ответственная жизнь, а вечные детские игры, честное слово) объединить получилось многое.
Кажется, идеально подобран актерский состав. Очень старается исполнительница главной роли Дарья Родимова, для молодой актрисы это важнейшая работа. Ее старшую напарницу точно играет Евгения Торгашова. Отдельное удовольствие - мужские роли. Спектакль идет на Малой сцене, глаза в глаза, и никакой фальши зрители не видят в работах Валерия Малинина, Александра Кузьмина, Владимира Назарова, Александра Каспарова.
И сама она виновата, эта парикмахерша, и сколько жизнь ее не учит - все мало, и незачем ей сочувствовать. Только сердце почему-то жмет: девушка-то хорошая.
Болит - значит живое. Спасибо завлиту театра Ольге Харитоновой за выбор пьесы и приглашение автора. Обязательно посмотрите спектакль.

Валерия Каминская «Неделя области» 20 апреля 2011 N18 (578)

© 2001-2011 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)