ц ъебъзе

Преступление и наказание

Ф.М.Достоевский

Премьера состоялась 5 июня 2007
Режиссер-постановщик
- Марина Глуховская (Москва)
Художник-постановщик - Ольга Веревкина (Омск)
Художник по свету - Дмитрий Крылов
Музыкальное оформление - Марина Глуховская, Татьяна Аредакова
Помощник режиссера - Светлана Строкина
Звукорежиссер - Ирина Саурина

В спектакле звучит музыка Альфреда Шнитке, песни и романсы в исполнении Владимира Высоцкого, Ляли Жемчужной, Вадима Козина, З. Комоловой, Петра Лещенко, Бориса Рубашкина, К. Сокольскольского, Гарика Сукачёва, Изабеллы Юрьевой.

Спектакль идет с одним антрактом

Действующие лица и исполнители

РОДИОН РОМАНОВИЧ РАСКОЛЬНИКОВ, бывший студент – Григорий Алексеев
ПУЛЬХЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА РАСКОЛЬНИКОВА, его мать – Лариса Уварова
АВДОТЬЯ РОМАНОВНА РАСКОЛЬНИКОВА, его сестра – Татьяна Родионова
ПЕТР ПЕТРОВИЧ ЛУЖИН, её жених, адвокат – Олег Клишин
ДМИТРИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ РАЗУМИХИН, тоже бывший студент – Александр Кузьмин
СЕМЕН ЗАХАРОВИЧ МАРМЕЛАДОВ, бывший титулярный советник – Валерий Ерофеев
КАТЕРИНА ИВАНОВНА МАРМЕЛАДОВА, его жена, штаб-офицерская дочь – Алиса Зыкина
СОФЬЯ СЕМЕНОВНА МАРМЕЛАДОВА, его дочь от первого брака – Екатерина Ледяева
АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ СВИДРИГАЙЛОВ, дворянин, бывший офицер, ныне помещик – Виктор Мамонов
АНДРЕЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕБЕЗЯТНИКОВ, молодой человек, служащий в министерстве – Александр Каспаров
ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ, пристав следственных дел – Владимир Назаров
АМАЛИЯ ИВАНОВНА (или Людвиговна) ЛИППЕВЕХЗЕЛЬ – Дарья Родимова
АЛЕНА ИВАНОВНА, коллежская секретарша, процентщица – Вера Феоктистова
ЛИЗАВЕТА, её сводная сестра – Светлана Москвина
НАСТАСЬЯ, прислуга в доме Шиля – Ольга Милованова
Красильщики
ТИТ ВАСИЛЬЕВИЧ – Андрей Казаков
САВЕЛИЙ – Игорь Игнатов
МИТЬКА – студент Теймураз Глонти
НИКОЛКА – студент Сергей Захарьин
ПЕЛАГЕЯ – студентка Марина Лычкина
Бывшие гимназистки - Александра Букаева, Зоя Юдина

фото - А.Леонтьева


«Раскольников – это первый русский террорист»

В драме ставят спектакль о человеке, оказавшемся «честнее Ленина»

Во всей мировой литературе вряд ли сыщется произведение более замыленное, чем «Преступление и наказание». Любой мало-мальски образованный школьник хоть на экзамене, а хоть среди ночи в два счета расскажет вам нехитрый сюжет про мальчика Родю Раскольникова, который, возжелав однажды проверить «тварь он дрожащая или право имеет», отправил на тот свет старуху-процентщицу, а после долго мучался и каялся, пока не попал на каторгу.
Попытка переосмыслить зачитанный до дыр хрестоматийный триллер испугает кого угодно, но только не Марину Глуховскую. Ученица Петра Фоменко уже не раз доказывала нам свое умение сдувать пыль со штампов, вспомните «Дом Бернарды Альбы» и «Трамвай «Желание»». Но одно дело пытаться «оживить» Лорку и Умльямса и совсем другое - Достоевского. О том, какой кровью дался ей этот необычный процесс, Марина Глуховская рассказала в интервью «Взгляду».
- «Преступление и наказание» - роман многоплановый. Что главное в нем для вас?
- Для меня это в первую очередь роман об отцах и детях, об их столкновении. И здесь очень важно, что убийство совершил студент. В России такие ассоциации пропускать нельзя, ведь Раскольников -не банальный уголовник. Это мальчик, который хотел совершить государственный переворот, по сути, первый русский террорист, просто он оказался честнее Ленина. Прежде чем что-то менять, он устроил проверку: как я себя поведу, если убью для начала бабушку...
Таких заигравшихся детей в романе много. Сестра Раскольникова Авдотья Романовна непростая очень девушка. Что оставила себе на память о мужчине? Револьвер. Странный сувенир для барышни, не правда ли? Или другой пример - Соня Мармеладова. Все почему-то думают, что она пошла на панель, чтобы спасти свое семейство. А ведь это тоже своего рода террористическое поведение. Когда Соне было 14 лет, отец женился второй раз. Но отношения с мачехой не сложились, и когда она в сердцах крикнула Соне: хоть бы на улицу пошла, та взяла и пошла. Не потому, что хотела помочь, а так, из принципа. Это вызов, который дети вполне сознательно бросают отцам.
И в то же время через что не смог переступить мой Раскольников? Через маму, сестру и Соню Мармеладову. И на каторгу пошел не потому, что испугался Порфирия Петровича, а потому, что так его близким будет все-таки лучше...
- Странно, а я думала, Раскольников пошел на каторгу, чтобы замолитьтяготивший его грех убийства ...
- В романе нигде нет точных указаний на то, что Раскольников обрел веру, а есть лишь намек, что лет через семь это, возможно, случится. Мы привыкли называть Достоевского православным автором, но все его герои - это несчастные люди, которые находятся в состоянии разлада с действительностью, кризиса веры и богоотрицания. Да и сам Федор Михайлович неоднократно жаловался на то, что его «вера иссякает»...
Мы делаем спектакль о любви. Не к Богу - это слишком сложные вещи, которые трудно играть. А к ближнему. Дальних-то любить просто. И идеи любить просто. А вот как быть с мамами, папами, бабушками? Как их любить?
Кстати, еще один очень сложный момент в романе - отношения Сони и Раскольникова. Они же не просто вместе Библию почитали. За человеком, с которым ты Библию почитал, не все на каторгу пойдут. И в этом тоже проявляет себя поколение - очень резкое и патологически честное. Что детям не нравится в отцах? Они мягкие, они юлят. А эти честно выбирают «плохие» книжки, честно идут за любимым на каторгу...
ТЕРРОР, ЕЩЕ ТЕРРОР
- Вы назвали Раскольникова первым русским террористом. Кроме чисто юношеского максимализма, в чем еще, по-вашему, причина его агрессии?
- В неправде мира, в социальных проблемах, в ощущении, что мир неправильно устроен, и в желании взять все и перевернуть. Тут еще важно понимать, в какое время создавался роман! Время, когда все перепуталось и встало с ног на голову.
Вспомните процесс Веры Засулич - террористки, которая стреляла в петербургского градоначальника, генерала-адъютанта Трепова. Стреляла из-за некоего арестанта Боголюбова, который не был ей ни любимым, ни родственником, вообще не имел к ней никакого отношения. Просто Трепов приказал высечь интеллигентного арестанта «за отвратительное поведение». Засулич это так возмутило, что она взяла пистолет, пришла к Трепову в приемную и выстрелила ему в спину, после чего отбросила пистолет и спокойно ждала, когда ее арестуют.
А дальше состоялся процесс, который был превращен не в суд над Засулич, а в дело об избиении арестанта Боголюбова. И присяжные все как один оправдали Засулич, после чего молодежь под крики «ура!» вынесла Верочку из зала суда... на руках. Кстати, Достоевский присутствовал на этом процессе и с большим интересом за ним наблюдал.
Но главное, что после этого процесса дела молодых людей, у которых «слишком много принципов», из гражданского были переданы в ведение военно-полевых судов, выносивших им, как правило, только один приговор - вешать. Параллели с нашим временем тут самые прямые. Поколение, которое мечтало о лучшей доле, а «намечтало» ГУЛАГ,.
- Если следовать этой исторической логике и дальше, возникает вопрос, где же мы находимся сейчас?
- Опять там, среди молодого поколения. Кто такие арабские террористы? Или наши доморощенные чеченские? Это те же молодые люди, которым что-то не нравится, и поэтому они подкладывают бомбы и взрывают дома. Меняют мир зверским, жестоким способом. Конечно, есть большая разница между русским и исламским терроризмом, той эпохой и нынешней, и все же...
- Что же это получается, еще немного, и мы снова окажемся в ГУЛАГе?
- Не знаю, где мы окажемся, но период и впрямь очень странный. Человечество так долго боролось за свободу и так дорого за нее заплатило, и вот эту свободу опять постепенно отнимают и ограничивают. Нам говорят:« Граждане! Не ровен час, на вас нападут злые террористы, поэтому делайте то и не делайте это». Мировая тенденция - сделать всех одинаковыми. Мы все как один не будем курить, потому что курение - это плохо. Жить по-американски, пить только кока-колу, и никакого виски после 11 часов, это ненормально...
Общество потребления опасно, оно навязывает человеку ложный вкус, ограничивает свободу мышления. «Отключи мозги, включи телевизор!» - гласит реклама музканала. Как это можно, призывать человека отключить мозги, что это за общество будет с отключенными мозгами? История показывает, что вариантов здесь два - либо все безбашенные и с топорами, либо все строем и не важно, в какую сторону...
МАМА-АНАРХИЯ...
- А вы лично чувствуете, что ваша свобода ограничивается?
- Я так не могу сказать, но я вижу, куда все это движется. Все мировые политические процессы движутся в сторону несвободы. И когда у Ирана будет ядерная бомба - а она будет, это вопрос времени - свобода мирового сообщества опять будет ограничена. В общем, антиутопии Замятина и Оруэлла сейчас снова страшно актуальны.
- Должен ли спектакль стать в этом смысле своего рода предупреждением, если да, то кому?
- Ну, нет, предупреждение - это громко сказано. Все-таки я делаю спектакль, а не памфлет. Телевизор поступает совершенно неправильно, любую самую хорошую идею вталкивая в глотку насильно. У людей думающих это не вызывает ничего, кроме отторжения. Идея моего спектакля проста: надо не говорить о любви, а любить. И прежде чем брать в руки топор или пистолет, надо подумать, что у тебя есть мама. А не вспоминать об этом задним числом, как Раскольников...
- Вы говорите, Раскольников не банальный уголовник. По-вашему, идейные преступники страшнее?
- Конечно. Раскольниковская идея о том, что некоторые люди не нужны обществу, это же типичный фашизм. И самое опасное - что пропагандируют его очень образованные и начитанные люди. Посмотрите на Раскольникова, мальчик хорошо воспитан мамой, которая читает Пушкина. В школе такие вещи обычно пропускают, а ведь это важно. Как, к примеру, в школе представляют Мармеладова? Ну, пьянь, это понятно, вопрос какая? Кто этот человек? Титулярный советник, который«дошел со своей дочерью до Кира Великого». То есть Соне, когда она была маленькая, Мармеладов рассказывал про греко-персидские войны. И Соня в свою очередь читает родителям не абы что, а «Физиологию» Льюиса...
Кстати, ради Бога многие тоже готовы умирать и убивать. Из-за чего случались религиозные войны? Ты веришь в Бога, а" я не верю. Это к вопросу о терпимости, нормальности и любви. О том, что стоит любить, а что не стоит, и что есть на самом деле ценность.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
- На кого рассчитан ваш спектакль? Есть ли в нем прицел на политиков?
- Нет, такого прицела нет. Во-первых, я считаю, что политики в театр не ходят, а если и ходят, то на какие-то модные премьеры, и не ради самого спектакля, а чтобы засветиться. Вообще политика -странная профессия. В ней говорят ободном, думают о втором, а запоминают третье, и все эти параллели никогда не пересекаются...
- Сложно было переносить роман на сцену?
- Да, непросто. Ведь одно дело ставить спектакль по пьесе и совсем другое писать инсценировку. Надо точно рассчитать, что сказать, а что оставить за кадром, придумать само развитие сюжета, ведь спектакль не может длиться бесконечно. Мы готовились полгода, это дольше и сложнее, чем с двумя предыдущими спектаклями.
- Вы довольны тем, как играют актеры?
- Да, труппа хорошая, я не ошиблась. Гриша Алексеев играет Раскольникова, Катя Ледяева - Соню Мармеладову, оба молоды, в театре совсем недавно. Вера Феоктистова - старуха-процентщица, Виктор Мамонов - Свидригайлов, Валерий Ерофеев - Мармеладов.
- Вы так много времени проводите в Саратове. Как вам здесь живется, к городу привыкли?
- Да, привыкла. Хотя я город-то мало вижу, все время провожу в театре. Но Саратов мне нравится. Тишина, покой, не надо ездить в метро, все размеренно. Потом мне очень нравится Волга. Красивая река, мощная...
- Последний вопрос - после Раскольникова продолжение следует?
- Да, театр сделал мне предложение, я буду выпускать спектакль на Малой сцене. Мне очень хочется поработать именно на Малой сцене, это другая технология, другой способ существования. Давно мечтала сделать камерный спектакль. Теперь жду момента с нетерпением.

Елена Балаян «Взгляд», 31 мая – 6 июня 2007 г .

И мальчиков наших ведут в кабинет...

Само по себе намерение инсценировать роман Федора Михайловича уже достойно всяческого уважения и восхищения. Но роман мало просто «взять и перенести» на сцену, надо еще сделать так, чтобы спектакль не выглядел при этом ни затянутым, ни скучным и отражал по возможности всю полноту художественного замысла писателя. Марине Глуховской удалось и то, и другое. Достоевский в ее постановке оказался не только на редкость драматургичен ( с его детективными возможностями кто бы сомневался ), но и страшно актуален .
Впрочем, про актуальность позже, прежде поговорим о самом спектакле . Всех, конечно, в первую очередь интересует сцена со старухой - процентщицей и то, как именно убивал ее Раскольников - на глазах у изумленной публики или где - нибудь в углу, за кулисами? Те из зрителей, кто хотел бы увидеть душераздирающую сцену воочию, будут разочарованы - Родион Романыч все сделал очень деликатно (то бишь не прилюдно). При этом надо отдать должное Вере Феоктистовой, которая играет свою героиню так, что невольно задаешься вопросом , а почему Раскольников не удушил эту старую стерву при первой же встрече без всякого топора, одними голыми руками ?.. ( Шутка !)
К слову, тех , кто привык считать героя «Преступления ... » безмозглым уродом и отморозком, тоже ждет разочарование. Раскольников, по версии Глуховской, - это умный воспитанный мальчик, из хорошей интеллигентной семьи, добрый, отзывчивый, да еще плюс ко всему симпатичный. Вон и молодая смазливая прислужница Настасья ( Ольга Милованова ) так и льнет к нему , так и льнет . И все у парнишки могло быть в жизни хорошо , когда б не втемяшилась ему в башку одна нехорошая мыслишка. Ну а дальше закрутило парня , завертело, в итоге - «не жди меня , мама , хорошего сына ... »
Стоит отметить , что Раскольников в исполнении Григория Алексеева получился не добрый и не злой , а именно такой как нужно . С врагами он угрюм и брутален , с мамой и Дуней - бел и пушист , как и положено любящему сыну . Конечно, брутальности и жести в нем все - таки больше . А что вы хотите - на то он и «первый русский террорист» . В его фирменном взгляде исподлобья отражается если и не вся октябрьская революция , то уж пара - тройка взорванных министерских экипажей точно ...
Что до Виктора Мамонова, то в этом спектакле он просто - таки преобразился . Не только потому , что отрастил бороду , которая ему идет . Его Свидригайлов получился таким человечным и несчастным , что даже тех , кто с детства зазубрил про этого героя, что он мразь последняя, в конце и то прошибает на слезу .
О Соне Мармеладовой и сестре Раскольникова Дуне разговор особый . Внешне совершенно разные , они в то же время очень похожи. Одна ( Дуня - Татьяна Родионова ) худая, с резкими отточенными движениями, с горделиво вздернутым курносым носом , что твоя Вера Павловна. Другая ( Соня - Катя Ледяева ) попроще, но тоже не лыком шита. Обе, по мысли режиссера, принадлежат к тому же «террористическому поколению», что и Раскольников. Они мужественны, патологически честны и с легкостью «повернут» за любимыми хоть на каторгу , а хоть к черту.
Помирать - так с музыкой , героям Достоевского такое состояние вообще очень близко. О тсюда и та разудалая цыганщина , звучащая в спектакле из уст Гарика Сукачева ( пресловутое «Поворачивай к черту!») и Владимира Высоцкого ( ну конечно, «Чуть помедленнее, кони!», «Все не так , ребята») и популярные в то время романсы вроде «Гитары семиструнной». Еще в спектакле звучит Шнитке и правильно делает : его музыка как нельзя лучше передаёт не только весь ужасающий раздрай , царящий в головах героев, но и заодно, его возможные последствия .
Декорации в спектакле двухэтажные и представляют собой крошечные комнаты - клетки , похожие на те, что были в «Трамвае «Желание». Когда смотришь на эту нищету , на паутину и тесноту , понимаешь , из «какого сора» выросли люди, ставшие впоследствии цареубийцами .
Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить , что администрация театра не ошиблась , доверив Марине Глуховской ставить Достоевского. Эта женщина знает толк в исторических параллелях. Не случайно вместе с программками зрителям раздавали одну премиленькую газетку за ... 1864 год. И в ней статейка, в коей господин (или товарищ?) Раскольников излагает основы своей наполеоновской теории. И знаете, читается свежо!
А может, артистам стоит бросить все и рвануть на гастроли? Куда? В благополучную Европу, ра зумеется. Буржуинов пугать. А то сидят там, понимаешь, в своем буржуинстве и не знают, что есть «племя младое, незнакомое» которое только и ждет, как бы по первому зову разнести к чертовой ба бушке весь их гребаный капитализм .
Нет, господа, надо поехать открыть людям глаза ... Заодно и денег подзаработаете!

"Взгляд", Елена Балаян 7-13 июня 2007 г.

На спектакле зрителей обрызгали водой и предложили почитать газету

Несмотря на летнее затишье, на премьере в театре драмы 5 и 6 июня свободных мест не было. Хотя вещь поставлена не развлекательная, или, как говорят сегодня, не кассовая, -Достоевский. Слово «Преступление» на афишах в четыре раза крупнее продолжения «... и наказание». В спектакле показана анатомия преступления. Но режиссер-постановщик Марина Глуховская (Москва) выводит на первый план тему семьи.
А в чем, собственно говоря, идея Раскольникова? Каждый из зрителей сам может ознакомиться с его статьей подробнейшим образом. В зрительном зале шуршат газеты «Якорь», с неизменными буквами «ять» и «ер» от 13 июня 1864 года. Среди политического обозрения, историй семиструнной гитары, театрального вестника в ней опубликована статья «О преступлении» за подписью «Р.». Родион Раскольников скрывается за этим псевдонимом. Подобным в Саратовском драматическом театре зрителей удивляют впервые.
«Преступление и наказание» - уже одиннадцатая совместная работа режис сера Марины Глуховской и омской художницы Ольги Веревкиной и третья их в этом сезоне в Саратове. Их премьерный спектакль побил все рекорды в театре по продолжительности - идет три с половиной часа. Но пролетает это время за один миг. Действие очень насыщено. И по сюжету, и по режиссер­скому решению. Актеры забираются на стол и по лестнице на очень высокую конструкцию. Герои поют, танцуют, курят. То неожиданно вспыхивает пламя, то брызги воды летят в зрительный зал.
Восприятие своей ж и в остью обязано удачному и неожиданному музыкальному оформлению спектакля. Действие происходит в середине XIX века. А между тем звучат музыка Альфреда Шнитке, песни в исполнении Вадима Козина и Петра Лсщснко, надрыв Вла димира Высоцкого и Гарика Сукачева. Трудно поверить, что спектакль создан только за два месяца. Режиссер Марина Глуховская, ученица великого Петра Фоменко, в этом отношении была очень строга. Репетиции шли ежедневно с 11 до 14 и с 18 до 21. Три спектакля за сезон! Что же, этот год в Саратове можно назвать годом Глуховской!

"Комсомольская правда" 8 июня 2007 г.

© 2001-2007 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)