ц ъебъзе

Сиротливый Запад

Мартин Мак-Донах

пьеса в 7-ми картинах

перевод с английского С.Петренко

Премьера состоялась 4 апреля 2007
Режиссер-постановщик
- Антон Коваленко (Санкт-Петербург)
Художник-постановщик - Николай Слободняк (Санкт-Петербург)
Художник по свету - Дмитрий Крылов
Помощник режиссера - Светлана Строкина
Звукорежиссер - засл. раб.культуры РФ Владимир Дробышев
Осветитель - Вячеслав Авдеев

В спектакле звучит музыка Леонида Федорова

Спектакль идет с одним антрактом

Место действия - Линэн, маленький город в Коннемаре, в ирландском графстве Голуэй

Действующие лица и исполнители

ГЁЛИН КЕЛЛЕХЕР - Ольга Милованова (сезон 2007-2008 гг.), Александра Букаева (сезон 2006-2007 гг.)
ОТЕЦ УЭЛШ - Валерий Малинин
КОУЛМЭН КОННОР - Андрей Казаков
ВЭЛИН КОННОР - Александр Кузьмин
КАЛЕКА - Александр Каспаров

фото - А.Леонтьева и В.Зимин


Декорации к спектаклю откопали на саратовской помойке

На малой сцене театра драмы 4 и 5 апреля представили очередную премьеру . На этот раз саратовцам показали спектакль «Сиротливый Запад» . Ставить, пьесу пригласили молодого режиссера из Санкт - Петербурга Антона Коваленко, ученика знаменитого Камы Гинкаса. Стоило «Комсомолке» оказаться на сцене, как сразу же бросилось в глаза огромное количество старых ржавых вещей , «вмурованных» в большую раздвижную железную стену. Чего здесь только не было: старые ведра, крышки от кастрюль , части швейной машинки «Зингер» , каретки от железных кроватей, кухонные мойки, канистры и даже большой старинный радиоприемник!
- Сколько здесь у вас старого хлама, где же вы его раздобыли? Уж не на помойке ли нашли?
- Именно так все и было! - подтвердил режиссер. - Как только мы с художником - постановщиком Николаем Слободяником приехали в Саратов , так первым делом отправились на свалку ! Излазили ее вдоль и, поперек. И недаром! Притащили оттуда целую кучу лома. Изъяли мы все это добро на последнем этапе, буквально из - под пресса. Еще бы чуть - чуть - и все это уже отправили бы на переплавку.
Все добытые предметы «замуровали» в раздвижную стену из заржавленных листов железа . Необходимость в этой странной конструкции объясняется просто - пьесу написал молодой человек , очень увлеченный психологическими глубинами человеческого «я». Это модный ирландский драматург Мартин Мак - Донах . .
- В последнее время он стал самым востребованным в мире драматургом , - пояснил Антон . - Ведь он - яркий, противоречивый и даже скандальный. А наш спектакль- эксперимент. Пьеса сложная, и иногда приходилось нелегко. Потому - то и репетировали достаточно долго - два месяца . Но саратовские актеры, надо сказать, отличаются основательностью.
Сам же Антон Коваленко людей, к себе располагает. С ним , по словам коллег, хочется , что называется, говорить тихо . Однако в работе, как удалось разузнать, он может быть совершенно другим. Случаются даже эмоциональные всплески. Во время репетиций бывало даже, что режиссер хватал стул да сгоряча швырял его на пол. Разумеется , цели закатать кому - нибудь из актеров по лбу у него не было. Просто требовалось выплеснуть эмоции. А потому актеры относятся к своему режиссеру с пониманием - пьеса - то сложная. И вовсе не легко показать кризис подлинных чувств - любви и веры - как последний шанс стать счастливым.
- А многочисленные пластиковые бутылки на заднем плане зачем?
- Это - статуэтки, которые коллекционирует один из двух братьев, главных героев, - объяснил режиссер. - И наполнены они обычным песком.
Еще один предмет реквизита нового спектакля - ржавая лодка посреди сцены, которая по ходу действия исполняет роль гроба, и ее время от времени поднимают к потолку. Я постучала по остову - посудина оказалась полностью железной. Внутри осталась бутылка пива «Guinness», что пили герои спектакля . Не удержалась и открыла крышку. Знаменитое ирландское пиво на поверку, естественно, оказалось простой водой.
- Нет, лодку с помойки нам тащить не пришлось .. Ее собственноручно соорудил заведующий постановочной частью Алексей Кононов, - пояснил Коваленко. - Не знаю, как все остальное, а лодка точно бы Мак - Донаху понравилась ...
- А эту ярко - оранжевую плиту, что весь спектакль стоит посреди сцены, вы тоже на свалке нашли?
- Плиту мы купили. Главный герой в конце разбивает в ней стекло, и каждый раз после спектакля приходится ставить новое.
Шикарную парочку главных героев, постоянно дерущихся братьев, играют саратовские актеры Александр Кузьмин и Андрей Казаков . Мнения зрителей, побывавших на премьере , варьируются от : «После этого спектакля хочется напиться!» до: «А мне , наоборот, хотелось помолиться!»
В следующий раз «Сиротливый Запад» можно будет увидеть 24 апреля .

Алена Афанасьева «КП-Саратов» 06.04.2007

Сиротливый запад российской провинции

4, 5, 24 апреля в театре драмы имени Слонова очередная премьера - на суд зрителей на малой сцене будет представлен спектакль по пьесе ирландского драматурга Мартина Мак-Донаха «Сиротливый Запад». Над постановкой работает молодой питерский режиссер Антон Коваленко. В субботу обозревателю «НО» удалось попасть в малый зал академдрамы, где почти все готово к приближающейся премьере.
В момент моего прихода в зале устанавливали специально купленный для «Сиротливого Запада» дорогой видеопроектор (для спёктакля «Валентинов день» проектор был арендован). Работа над декорациями фактически завершилась; поэтому об оформлении спектакля можно было составить более-менее цельное представление. Итак, на переднем, плане, буквально в метре от первого ряда зрителей ожидает проржавевшая лодка в натуральную величину. Надо отметить, что все убранство сцены составлено из проржавевшего металла, каких-то явно многое повидавщих на своем веку утюгов, тазов, швейных машин, колес, частей чего-то большого и скорее всего ценного.
- Предметы эти брались с реальной свалки, - объясняет Антон Коваленко, - их уже собирались везти на переплавку. У каждой своя сложившаяся, состоявшаяся судьба. Это знаки времени. В какой-то мере продлили им жизнь.
Над сценографией, работает художник-постановщик Николай Слободяник (тоже из Санкт-Петербурга); в, спектакле заняты Александра Букаева, Андрей Казаков, Александр Кузьмин, Валерий Малинин, Александр Каспаров.
- Саша Каспаров играет персонажа, которого в пьесе нет, - признается режиссер. -Персонаж; этот возник в процессе, почти в ;ходе репетиций. Для меня «Сиротливый Запад» -это в каком-то смысле русская глубинка. Очень. близки психологические, социальные проблемы. Да и в целом взаимоотношения Ирландии и Англии похожи на отношения ,России и Европы. И мы здесь оказываемся даже в более выигрышном положении. Потому как: более самостоятельны. Ирландия экономически и политически зависит от Великобритании. Отсюда и конфликтное мировосприятие, подпитываемое темпераментом и свободолюбием. Узнал о Мартине Мак-Донахе несколько лет назад. Как приезжаю в город, первым делом в театре предлагаю: «Давайте возьмем пьесу Мак-Донаха». Никто не решался. Убежден, что это наш драматург, его пьесы интересны и актуальны. Когда начал работать над постановкой, понял, что он гораздо сложнее, чем я думал. Мак-Донах - жесткий драматург, заставляет идти потому коридору смыслов и сюжетов, который он подготовил. Нельзя отклоняться ни на йоту. Хочешь чуть повернуть, а не получается.
- Как оказались в Саратове?
- Благодаря Виктору Рыжакову, Судьба свела меня с этим человеком в Москве, где я учился в школе-студии МХТ на режиссерском курсе Камы Гинкаса. Приблизительно с третьего года обучения он был у нас первым и единственным педагогом на курсе, хотя в то же время и учился вместе с нами. Рыжаков меня порекомендовал директору Саратовской академдрамы.
- Почему выбрали именно малую сцену?
- Малая сцена предполагает, может быть, меньший объем работ, но более по дробную детальную проработку каждой, мелочи. Контакт со зрителем должен быть более плотным - ведь персонажи находятся фактически в метре. Как в кино, здесь возможны крупные и средние планы. Малая сцена, с одной стороны, является своего p ода полигоном, испытанием. С другой - это специфическое пространство, требующее пристальнейшего взгляда. Мне нравится работать с пространством, находить выход из непростых ситуаций.
- Кого хотели бы видеть на премьере?
- Всегда ставлю с таким расчетом, чтобы спектакль интересно было смотреть моим родителям, друзьям. Не иду на поводу зрителя. В первую очередь делаю все для себя. Обещал приехать Виктор Рыжаков. «Сиротливый Запад» собирается ставить на сцене Московского ТЮЗа Генриетта Яновская. Интерес к этой пьесе серьезный. Возможно, что. на премьере в Саратове побывает и Кама Гинкас.
- Современный театр, по-вашему, это...
- Попытка отказаться от театра, от привычного его понимания, где нужно что-то играть, изображать, придумывать; Сейчас театр поставлен в жесткие условия полного контакта со зрителем. Люди приходят в театр за живым общением. И, на мой взгляд, само это общение гораздо важнее сегодня, в театре, нежели пускай даже здорово придуманная, поставленная и сыгранная история.

О чем спектакль?

Пьеса Мартина Мак-Донаха «Сиротливый Запад» достаточно мрачная, с тремя убийствами и двумя самоубийствами. Действие происходит в 90-х годах прошлого века в захолустном ирландском городке Линэне. Главные герои - братья Конноры, обычные его обитатели, постоянно ругающиеся, дерущиеся и устраивающие друг другу всяческие пакости. Жители Линэна давно утратили веру во что-либо. Даже служитель местного костела, не выходящий из «кризиса веры», не просыхающий отец Вэлш, допив последнюю бутылку пива, отправляется топиться в мертвое озеро. Доходит до того, что один из братьев Конноров по абсурдной причине убивает собственного отца...

Мартин Мак-Донах (с недавних пор оскароносец, живет то в Англии, то в Америке) сегодня в России весьма моден. О намерениях поставить его пьесы уже объявили Кирилл Серебренников, Константин Райкин, Генриетта Яновская, Оксана Мысина... Известно о драматурге не так много. Родился 26 марта 1970 года в Лондоне, в очень простой семье (отец - рабочий-строитель, мать -уборщица). В западной Ирландии, про которую в основном пишет, не жил никогда, только в детстве ездил туда на каникулы. В 16 лет бросил школу, решив, что учиться дальше не стоит, жил на пособие по безработице. Следующие десять лет провел «на диване перед телевизором, поедая чипсы и пожирая фильмы Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино». Понаблюдав, как его брат Джон пытается стать писателем, Мартин решил сам попробовать, как это делается. Результат потрясающий: четыре, его пьесы одновременно украшали афиши лондонских театров Вест-Энда и нью-йоркского Бродвея (до Мак-Донаха такое случалось, пожалуй, только с Шекспиром). Потом были четыре премии «Тони», «Оскар» за «Короткий метр»...

Семен Волков «Неделя области» 21 марта 2007 года N 12 (292)

Ненависть, жестокость и любовь

Именно так можно определить основные темы спектакля «Сиротливый Запад», премьера которого состоялась 4 апреля в театре драмы. Автор пьесы, молодой ирландец Мартин Мак-Донах, входит в число самых востребованных драматургов современности. Постановщики спектакля приехали из Санкт-Петербурга. Это режиссер Антон Коваленко (он окончил Школу-студию МХАТ, мастерскую одного из самых значительных театральных режиссеров Камы Гинкаса) и художник Николай Слободяник.
Откуда берется в людях жестокость? В чем природа зла? Зачем они совершают убийства? Можно ли примирить тех, кто люто ненавидит друг друга? И как это сделать? На эти вечные вопросы попытались найти ответы создатели спектакля.
Атмосфера спектакля злобная, мрачная, до предела нервная. Раздражают грубый лексикон, постоянные препирательства и издевательства героев друг над другом. Но выясняются вещи и пострашнее. В маленьком ирландском городке царят злоба, ненависть, толкающие на бесцельные убийства даже самых близких людей. «Мне казалось, парень, которого ты представляешь, поважнее полиции!» - бросают местному священнику отцу Уэлшу (актер Валерий Малинин). «Мне тоже так казалось!» - обреченно отвечает он. Но ничего не может изменить в своем приходе. Где братья Коулмэн (Андрей Казаков) и Вэлин (Александр Кузьмин) ссорятся из-за чипсов в день похорон своего отца. Где прихожане топятся в пруду. Где изо дня в день пьют самогон, который продаст школьница Гелин (Александра Букаева). Где калека (Александр Каспаров) под аккордеон распевает одни и те же куплеты о Боге.
В этом ирландском городке невыносимо жить настолько, что после первого действия хочется уйти из самого театра. И только вопрос «Интересно, ради чего все это?» заставляет остаться. Ответ на этот вопрос дает второе действие спектакля, в котором немыслимая ситуация разрешается немыслимым образом. Трагично и неожиданно. Путь ее разрешения - не пример для подражания. Но как остановить Каина? Как примирить непримиримое? Смерть одного - искупление многих...
О страшных глубинах человеческого «Я» этот спектакль. Страшный, жестокий. И в то же время утверждающий, что даже в убийцах живет Бог и катарсис. возможен. Это перерождение героев, совершающееся на наших глазах, заставляет надеяться, что жертва не напрасна и грех искуплен.

Татьяна Лисина «Известия», 06.04.2007

© 2001-2008 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)