статьи и материалы о саратовском театре Драмы


Григорий Аредаков «В артисте должен быть витамин творчества»

27 марта в нашей стране отмечается Международный день театра. И накануне праздника о творчестве и жизни мы говорим с художественным руководителем академического театра драмы Григорием Аредаковым.
- Григорий Анисимович, нынешний сезон для театра драмы особенный, он богат на юбилеи. В списке именинников Иван Слонов, Юрий Каюров, Юрий Сагьянц, Римма Белякова, Валентина Федотова, Тамара Джураева. Сказывается ли такая юбилейность на жизни театра?
- Начнем с того, что в нынешнем сезоне в нашем театре жизнь не просто идет, а кипит. Артистами подготовлено восемь премьер! И хотя их трудно сравнивать, все они хорошие. Так что праздновать юбилеи особенно приятно. Нам не стыдно перед юбилярами и теми, кто работал до нас. Наоборот, мы испытываем гордость, что достойно продолжаем их дело.
В этом году исполняется 125 лет со дня рождения Ивана Слонова, актера, чье имя носит наш театр. Как жаль, что мы уже не сможем увидеть его, - в свое время работы Ивана Артемьевича не были запечатлены на пленку. Но память жива. Мы планируем организовать выставку, посвященную Слонову и другим юбилярам театра. Но наши успехи не только в прошлом. Очень радует, что речка талантов не пересохла. И в наше время появляются достойные актеры.
- В нынешнем сезоне Вы предложили зрителю восемь премьер, спектакль можно выбрать на любой вкус. Не идет ли столь интенсивная жизнь в ущерб качеству?
- Работать в театре может только тренированный артист, который не боится работы. Поэтому меня совсем не удивляет, что наши молодые артистки ропщут. Им мало две-три премьеры в год, они хотят работать больше. Творческий процесс держит их в тонусе. Актеры думают только о роли, забывая о бытовых проблемах, маленькой зарплате. Востребованностью у зрителя они компенсируют несоответствующее отношение к ним со стороны государства. Конечно, и в творчестве нужна мера, которая не позволит поставить выпуск посредственных спектаклей на поток. Вот почему у нас работают разные режиссеры, артисты заняты в разных спектаклях.
У нас актеры не заштамповываются, а развиваются. И я радуюсь, когда слышу, что нам не хватает помещений для репетиций. В театре занято все вплоть до малой сцены. Но, думаю, в следующем сезоне количество новых спектаклей сократится.
- Недавно театр испытывал голод по актерам. Сегодня ситуация изменилась?
- Да, голод прошел, но теперь настала пора говорить... о деликатесах: у саратовцев появилось желание вкушать хорошее театральное искусство. «Виной» тому дешевая телепродукция. Помните, недавно все наслаждались «сникерсами» и чупа-чупсами, но сейчас ажиотажа нет. Люди хотят добротной пищи. Так и в театре: зритель устал от ширпотреба. Он ищет живое общение. И мы должны дать ему возможность попробовать хорошие качественные «продукты»: прежде всего классику. Она обладает лечебными свойствами в отличие от однодневок, которые калечат душу и уничтожают ее вкусовые пупырышки. Классика заставляет думать, вот почему ее так много в нашем репертуаре.
- Очередная премьера театра - «Преступление и наказание». Непростое произведение. Не боитесь провала?
- Театр - организм живой, и у него должны быть взлеты и падения. Конечно, хочется успеха, но все время быть на высоте невозможно. Рождение спектакля подобно рождению ребенка. Усилий, требует немалых, и заранее трудно пообещать, что он обязательно будет шедевром. Да, «Преступление...» - задача сложная, и мы сильно рискуем, но так бывает всегда, когда берешься за великую литературу. Думаем, в Саратове есть зрители, которым интересен Достоевский - не школьный, а перечитанный много позже. Для них и всех заинтересовавшихся и будет новый спектакль. Над ним уже начала работу режиссер Марина Глуховская.
- Недавно Вы поздравляли «Табакерку» с юбилеем. С какими впечатлениями вернулись из столицы?
- С самыми приятными. Ведь, кроме нас, на юбилее не было ни одного провинциального театра. Мы поехали в «Табакерку» как родственники, и нас также по-родственному приняли. Но особенно трогательной оказалась встреча с нашими выпускниками: Максимом Матвеевым, Алексеем Комашко, Дмитрием Кулнчковым. Увидев нас, они бросились нам навстречу, мы вместе вспоминали наш театральный факультет. Наблюдая за ребятами на сцене, я поразился, насколько они отличаются от москвичей - горением души, светом надежды в глазах. Они не заскорузли, стремятся вперед. В них бурлит витамин творчества.
- В последний свой приезд Олег Табаков заявил, что присмотрел для своего театра саратовскую актрису. Она из вашего театра?
- Думаю, нет. Скорее всего, Олег Павлович говорил о нашей бывшей актрисе Наталье Мерц. Ее профессиональная жизнь в столице пока не сложилась. Когда уезжают наши, я испытываю двойственное чувство. С одной стороны, радуюсь за товарищей - они востребованы, к тому же меняют жизнь в лучшую сторону в плане быта. Но еще горюю, ведь вместе работать мы уже не будем. Увы, в столице жизнь получается не у всех. Если каждый выход на сцену - праздник, а не опостылевшая работа, тогда все получится. Когда не получаешь радости, сразу уходи: в бизнес, торговлю - куда угодно.

Марина Горстка «Взгляд» 26.03.2007 N 11 (79)

 

Пока на нашей сцене блистает Аредаков, ценить и любить нам есть кого

В академическом театре драмы имени И.А.Слонова состоялся бенефис художественного руководителя народного артиста России Григория Аредакова, посвященный его 60-летию и 40-летию сценической деятельности.
Григорий Анисимович в нашей театральной истории - целая эпоха. Старый анекдот про артистов, которые станции, и режиссеров, которые проходящие поезда, в его случае себя полностью оправдывает. Талант Аредакова настолько безусловен, что был и остается востребованным во все творческие периоды единственного на всю жизнь родного театра. На торжественном вечере 18 января он с поразительной самоотдачей играл фрагменты прошлых работ - Андрея Прозорова в "Трех сестрах", Симона в "Тамаде", Собакевича в "Брате Чичикове" и свои сегодняшние роли - Бубнова в "На дне", Алупкина в "Завтраке для предводителя", Несчастливцева в "Мечтателях". Он блестяще играл нынешний репертуар, а прежние свои роли не напоминал зрителям, но проживал заново, подтверждая каждым своим выходом блестящую творческую форму, в которой находится. На видео участники и гости юбилея смогли к тому же посмотреть эпизоды из спектаклей "Макбет", "Багровый остров", "14 Красных Избушек" и "Христос и мы", в которых Аредаков тоже создал незабываемые образы, навсегда запечатлевшиеся в сердцах любителей театрального искусства.
Бенефисы проходят по-разному. Юбиляр, к тому же и художественный руководитель, наверное, мог и имел полное право провести свой праздник в более щадящем режиме. Но у него ничего не получилось. Потому что работать вполсилы Григорий Анисимович Аредаков просто не умеет.
Не зря же он вдохновил участников торжества на невероятный набор стихотворных и песенных поздравлений, а количеством различной бытовой техники, подаренной ему в день рождения, можно легко заставить скромное жилище артиста и худрука.
"Саратов-СП", помня признание юбиляра, сделанное им в последнем интервью, что самым отличительным его качеством с детства является лень, и понимая, что любимым литературным героем его должен быть непременно Илья Ильич Обломов, от души и с песней преподнес ему домашний халат. Конечно же, бордовых тонов, соответствующих новому фирменному цвету его родного театра.

Саратов-СП, 20 января 2004 г.

ї 2001-2004 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)