ц ъебъзе

Сердечные тайны

Бет Хенли

лирическая комедия в 3-х действиях

Премьера состоялась 14 марта 2009
Режиссер-постановщик
- Сергей Стеблюк (Москва)
Художник-постановщик - Ольга Герр (Санкт-Петербург)
Художник по свету - Дмитрий Крылов
Хормейстер - Татьяна Аредакова
Хореограф - Алексей Зыков
Помощник режиссера - Светлана Строкина
Звукорежиссер - Сергей Горшков

Спектакль идет с двумя антрактом

Действующие лица и исполнители

Ленни Мэгрет - засл. арт. России Елена Блохина, Любовь Воробьева
Мег Мэгрет - Ольга Милованова
Бейб Мэгрет - Зоя Юдина
Чик, их кузина - Дарья Родимова
Док Портер, женат - Игорь Игнатов, Валерий Малинин
Барнет Ллойд, адвокат - Андрей Седов
Вилли Джей,15 лет - Сергей Захарин


Современный американский драматург Бет Хенли не просто пишет свои пьесы, она создает мир, где живут ее герои: немного странные, сумасбродные, но трогательные и нежные. И оригинальное название пьесы «Crimes of the Heart», и ставшее названием спектакля «Сердечные тайны» сразу задают камертон - интригуют, обещая открытия и разоблачения.
Три сестры волею случая встречаются после долгой разлуки, в доме, где прошло их детство и юность. Воспоминания на каждом шагу преследуют их. У каждой, что называется, свой скелет в шкафу, каждая со своей затаенной болью. История сердечных тайн, нелегких женских судеб и непростых женских характеров по-настоящему лирична и драматична - она полна неожиданных поворотов сюжета, тонкого, в том числе и черного юмора, экспрессивных шуток и страхов семейки Мэгрет . Найдут ли сестры общий язык, смогут ли помочь друг другу? Станет ли их встреча надеждой на спасение от одиночества?
Эта пьеса принесла Бет Хенли мировую известность и Пулитцеровскую премию в области литературы, а фильм по пьесе был номинирован на «Оскара». Пьесы Бет Хенли переполнены двусмысленными ситуациями, странными персонажами и темными страстями, она убеждена, что именно реальность помогает ей создавать ее причудливую драматургию. Экстравагантную Бет восхищает разнообразие жизни, ее крутые виражи и резкие спады. Такова Бет Хенли - яркая и беспощадная, острая, парадоксальная и провокационная. Таковы ее герои.
В спектакле заняты заслуженная артистка России Елена Блохина, Любовь Воробьева, Ольга Милованова, Зоя Юдина, Валерий Малинин, Андрей Седов, Дарья Родимова, Сергей Захарин, Игорь Игнатов.

официальный пресс-релиз театра

Жили были три сестры …

Постановкой спектакля по пьесе Бет Хенли «Преступления сердца» занимался московский режиссёр Сергей Стеблюк. Над оформлением трудилась хорошо знакомая саратовцам петербурженка Ольга Герр. Кстати, по этой пьесе в 1986 году в США был снят одноимённый оскароносный фильм.
Поначалу американская история про трёх сестёр напоминает чеховскую, но очень быстро понимаешь, что на количестве сестёр общее заканчивается. Героини Хенли - южанки. Эксцентричные и порой малоприятные. Лирическая комедия, как заявлено на афише, периодически скатывается в чёрный юмор и даже фарс.
После долгой разлуки сестры собираются вместе. Им есть что рассказать друг другу. Когда-то мать сестер повесилась на чердаке, но перед этим повесила рядышком своего любимого рыжего кота. Так сказать, чтобы не умирать в одиночестве.
Старшая Ленни - старая дева. Ей стукнуло 30, и впереди у неё никаких перспектив в личной жизни. Единственная попытка сблизиться с мужчиной успехом не увенчалась: чувство неловкости из-за того, что она не может иметь детей, вынудило её уйти.
Средняя Мег, подающая надежды певица, уехала за славой в Голливуд. Вскоре у неё пропал голос, и она ненадолго угодила в психушку. Мег курит как паровоз, ненавидит собственного отца и у неё тоже проблемы с мужчинами.
Младшая Бэйб замужем и у неё 15-летний любовник. Однажды она взяла пистолет и выстрелила в супруга. «Мне не нравилось, как он на меня смотрел», - объясняет она в суде. Мужа она не убила, но именно это обстоятельство собирает сестёр.
Вместе они думают, как помочь Бэйб. А заодно рассказывают о своей жизни, вспоминают юность, навещают находящегося в коме дедушку, ругаются с кузиной и сходятся с бывшими. Попутно младшая сестра пытается свести счёты с жизнью. Правда, безуспешно...
Ощущения от спектакля двойственные. С одной стороны, хорошая актёрская работа, с другой - экзотика чужой жизни сдерживает переживание.

Ульяна Грецкая «Газета Недели» 17.03.2009

Любовь, револьвер и девушка с саксофоном

В театре драмы состоялась премьера спектакля «Сердечные тайны».
Слава Антона Чехова явно не дает покоя американским драматургам. Тема грех сестер прозвучала и в пьесе Бет Хенли. К чести американской женщины драматурга, у нее сходство: Чеховым заканчивается на количестве сестер.
Эта пьеса, оригинальное название которой «Crimes of the Heart», принесла Бет Кенли мировую известность и Пулитцеровскую премию по литературе. В 1986 году на основе произведения сняли фильм, который номинировался на «Оскара».
Спектакль, жанр которого заявлен как лирическая комедия, тянет на адскую смесь трагедии и ф apca . Хотя и лирики в нем немало. Скажем сразу, мисс Хенли сосредоточила в пьесе если не весь уголовный кодекс, то большую часть священных заповедей.
Три сестры, Ленни, Мэг и Бэйб Мэгрет, собираются вместе после долгой разлуки. Причин две - тяжело больной дедушка и покушение на убийство. Младшая, Бэйб, стреляла в своего мужа. «Слава Богу, печень не задета!» - мужчина остался жив. Но вопрос: как выпутаться из ситуации, когда Бэйб во всем созналась, а уберечь ее от тюрьмы надо, и намерены решать сестры.
Все они немного сумасшедшие, то есть не похожи на большинство «нормальных» людей. Старшая - Ленора (Любовь Воробьева), старая дева, которая как раз празднует свое 30-летие. Суетливая, но очень добрая. Средняя - Мэг (Ольга Милованова), взбалмошная и экспрессивная. Она давно уехала из маленького провинциального городка делать карьеру певицы, но лишилась голоса и целый год торговала собачьими консервами. Впрочем, даже этот факт никак не сказался на ее поведении суперзвезды.
Младшая, Бэкки (Зоя Юдина), или, как зовут домашние, Бэйб, - романтическая натура. Цветок, хорошо растущий только на воле. Хрупкая девушка с огромным саксофоном. А саксофон - замена мужу, который вечно в делах, которого никогда нет. Которого уже не любишь, который противен. Ее трогательные отношения с 15-летним Вилли Джеем заставляют вздрагивать и украдкой вытирать слезу. Собственно, из-за этого мальчика она и пыталась убить мужа.
Есть у сестер «нормальная» кузина Чик (Дарья Родимова). Правда, ничего кроме отвращения эта нормальность не вызывает. Кузина бессовестно помыкает Ленорой, пеняет ей на бедность и ждет смерти общего деда, чтобы заполучить в наследство его огромный дом. Между тем как Ленни не оставляет старика ни на минуту, ради него отказываясь даже от личной жизни.
Хочется отметить возвращение на саратовскую сцену любимца публики Андрея Седова. То ли ему удалось отточить в Москве свое актерское мастерство, то ли он просто изголодался по ролям и зрителям, но роль молодого адвоката Барнета Ллойда можно записать в его лучшие. Это самый комичный персонаж пьесы, он безнадежно влюблен в Бэкки Мэгрет. Ее защита становится для него делом чести. Но как мучительно ему это дается!
Весь спектакль - это взлеты и падения. Ощущение, что концентрированный сгусток жизни, которую иной человек проживает за многие десятилетия, автору удалось запихать в несколько десятков страниц текста. А мастерство режиссера и актеров сделали из этого настоящий фейерверк.
Дух на сцене царит аме­риканский - мельница для кофе, два этажа в доме, ритуал приготовления лимонада. Использование вокальных и танцевальных номеров придает спектаклю привкус мюзикла. Но это не портит, а напротив, соответствует общему антуражу. Само действие напоминает американские горки - то вверх, то вниз, то по спирали. В иные моменты захватывает дух. И, сидя в театральном кресле, хочется дожить до конца этого сумасшедшего дома, увидеть, как разрешатся проблемы сестер. Каждая из них - каждая! - решится на поступок, который перевернет ее жизнь, но финал все равно оставляет чувство недосказанности, сорвавшегося катарсиса.

Анна Мухина «Новые времена» 27.03.2009

В ожидании премьеры - аперетив

В предстоящие выходные академдраму ожидает еще одна премьера. Москвич Сергей Стеблюк поставит на главной сцене малоизвестное произведение Бет Хенли «Сердечные тайны». Накануне - этого события заезжий режиссер-постановщик встретился с представителями прессы.
Ярый поклонник Островского, Ибсена и Теннеси Уильямса, Стеблюк предложит провинциальному зрителю некий органичный сплав из классической и современной драматургии, выдержанный одновременно в традициях мелодрамы и лирической комедии. Пьесой, которую часто сравнивают с осовремененными «Тремя сестрами» Чехова, Стеблюк безуспешно пытался заинтересовать разные театры. Зачастую руководство не усматривало в материале благодатной почвы для интерпретаций. Как выясняется - зря. «Она не всем раскрывается сразу, - считает режиссер, - Но пьеса замечательно сконструирована. Сюжетные ходы в ней раскладываются, как пасьянс». Отрадно, что руководство саратовского театра драмы эту многоплановость разглядело и не на шутку заинтересовалось. Да и занятые в постановке актеры - в частности, Ольга Милованова, Валерий Малинин, Сергей Захарин, Андрей Седов - по словам Стеблюка, включились в работу с воодушевлением. Но, даже если артистический запал не определит успех «обновки», на конечном результате, безусловно, скажется вклад в создание спектакля со стороны эксцентричного и небезызвестного, особенно для саратовского зрителя, художника-постановщика из Питера Ольги Герр. «У нас общая художественная территория, - прокомментировал свое многолетнее сотрудничество с Ольгой - Сергей Стеблюк. -Мы, как мне кажется, хорошо сочиняем вместе».
В истории, связанной с «Сердечными тайнами», имеется и некая пикантная деталь. Все дело в том, что автор пьесы и режиссер появились на свет с разницей в один день. Эту биографическую особенность Стеблюк склонен считать знаковым совпадением, которое позволит ему как можно полнее воплотить на сцене авторскую задумку. Ведь те места в тексте, которые обыкновенно вызывают сложности при прочтении, кажутся режиссеру самыми выигрышными в пьесе.
Поскольку Сергей посетил город впервые, в приватной беседе журналисты не преминули задать гостю дежурный вопрос, касающийся впечатления, которое произвел на него Саратов. Ответ оказался предсказуемым. Стеблюк назвал «культурную столицу Поволжья» «городом без дворников». По его впечатлению, с целым сословием людей с метлами местные власти расправились по той же самой схеме, как некогда жители средневековых городов расправлялись с бубонной чумой.

Екатерина Богданова «Богатей» 12.03.2009

Три сестры на американский манер

В театре драмы им. Слонова - репетиционный разгар: московский режиссер Сергей Стеблюк работает над спектаклем «Сердечные тайны» по пьесе Бет Хенли. Намеченная на 14 марта премьера обещает быть интересной, так как предполагает двойное знакомство: во-первых, с автором - никогда прежде американка Хенли у нас не ставилась; во-вторых, с режиссером - на саратовской сцене Сергей Юрьевич еще не работал.
В три действия
- Так, значит, в нашем городе Вы оказались впервые?
- Конечно, нет. В Саратове я уже был - правда, в конце 80-х, - с частным театром «Ангажемент». Просуществовал этот коллектив недолго - всего сезона три, но зато за них мы успели объездить чуть ли не полстраны: были на гастролях в Сочи, Свердловске, Норильске и даже Энгельсе. Вот тогда-то я и наведался в Саратов: прогулялся по городу, а затем пошел в театр - смотрел «Мастера и Маргариту». Много позже о вашей Драме мне напомнила художник по костюмам Ольга Герр - с нею мы плодотворно работаем уже не первый год. Поэтому, когда от руководства театра поступило предложение о сотрудничестве, я решил не отказываться. Ознакомился с историей театра и его репертуаром в Интернете, летом встретился с худруком Аредаковым...
- Поставить пьесу Хенли порекомендовал Григорий Анисимович?
- Нет. Это был мой выбор. «Сердечные тайны» я хотел поставить давно, да все как-то не получалось. Пьеса выигрышная в театральном смысле. Очень рад, что в Саратове мне удалось «заразить» ею руководителей и актеров. Кстати, сейчас, когда репетиции идут полным ходом, я убеждаюсь: советы Григория Анисимовича по распределению ролей оказались весьма верными. Практически все артисты попали в свои роли. Они увлеклись ими и сейчас с энтузиазмом сочиняют спектакль вместе со мной. Очень надеюсь, что он получится. И предпосылки к этому у меня есть. Изучая материалы вокруг пьесы, я заметил удивительное совпадение: оказывается, Хенли - моя абсолютная ровесница. Мы родились с нею не только в один год, но и один месяц, с маленькой разницей... в один день. Так что, если мистические законы существуют, они обязательно должны сработать на нас.
- С кем встретится зритель в новом спектакле? Расскажите об основных его персонажах...
- Любители классики, несомненно, увидят в пьесе Хенли американский вариант чеховских «Трех сестер». Главные героини спектакля Ленни, Мэг и Бейб - чудаковатые девушки, не похожие на большинство вокруг. Сестрицы не могут следовать девальвированным в угоду времени законам общества, поэтому считаются в этом обществе как бы неудачниками. На самом же деле это как бы, потому что именно героини выходят в итоге победителями - они сохраняют внутри себя свой особый хрупкий мир. Так что, «Сердечные тайны» - это история о доблести неуспешных людей. Тема не новая в искусстве. Нечто похожее, к примеру, уже изучал в своем фильме «Сны Аризоны» Эмир Кустурица.
- Сейчас - в разгар экономического кризиса - многие считают себя неудачниками по жизни. Не станет ли тяготить спектакль зрителя? Может, стоило выбрать пьесу «полегче»?
- А я не ставлю перед собой задачу веселить людей во время кризиса. К тому же я очень надеюсь, что люди приходят в театр не за этой примитивной терапией. Моментов посмеяться в нашем спектакле у зрителя будет достаточно, на то это и лирическая комедия. Однако я еще рассчитываю и на работу души. Поэтому стремлюсь «сделать» спектакль в первую очередь не глупым. Неудачники, о которых пойдет речь в спектакле, - это не только те, кому не повезло разбогатеть. Глубокое заблуждение нашего времени, что можно все купить. В любые времена - благополучные или кризисные - люди должны любить и заботиться друг о друге! К этой мысли наш спектакль подведет зрителя непринужденно и легко.
- «Сердечные тайны» составят три действия?
- А по-другому нельзя, в пьесе все они так композиционно закручены, что и не разобьешь. Но длинным спектакль не будет, обещаю.
Аромат Америки
До премьеры осталось не так много времени, и спектакль уже начали «собирать»: актеры примерили свои костюмы, в цехах кипит работа по изготовлению декораций.
- Поскольку действие происходит в провинциальном американском городке, нам важно создать на сцене аромат Америки. Его поможет воссоздать домик в чистом поле. Именно в нем развернутся все главные события. Ко времени мы не привязываемся: история сестер могла произойти и сегодня, и в 80-ё годы XX века. Что же касается костюмов, они, на мой взгляд, остроумно сочинены для каждого персонажа. Так, кстати, всегда бывает у Ольги Герр: она ведь не «срисовывает» ничего из журналов мод. Каждая деталь костюма у нее несет смысловую нагрузку, поэтому не ждите обычной джинсы в спектакле.
- Говорят, в каждом Вашем спектакле присутствует зеркало. Наш спектакль в этом смысле не стал исключением?
- Конечно, нет! Я везде стараюсь найти место этому предмету в декорации. Без него на сцене что-то не так. Помню, даже мой спектакль об армии «Дембельский поезд» (его я ставил в Петропавловске-Камчатском) не обошелся без него: перед куском подслеповатого, зеркала брился боец. А у вас и придумывать особенно ничего не пришлось: на сцене - женщины. Разве можно обойтись без зеркала?!
- Сергей Юрьевич, а что для Вас самое интересное сейчас в работе над спектаклем?
- То, что пьеса открывается передо мной новыми гранями. Она, как матрешка: открываешь одну, а за ней обязательно есть другая. Количество этих матрешек - самое интересное для режиссера. Увы, не часто сталкиваешься с пьесой, в которой все спаяно и вытекает одно из другого. В случае с Хенли все так и есть - ее очень радостно ставить. Она раскрывается как пасьянс: главное - за нужную нить сюжета потянуть. А еще мне очень помогает атмосфера вашего театра. Она. очень хорошая. Ритмично работают цеха, а уж о труппе театра и говорить нечего. Это настоящая коллекция актеров, мастерски «собранная». Мне приятно работать в Саратове.
В спектакле заняты артисты: Елена Блохина, Любовь Воробьева, Ольга Мило-ванова, Зоя Юдина, Дарья Родимова, Валерий Малинин, Андрей Седов, Сергей Захарин, Игорь Игнатов.
Справка «Времени»
Стеблюк Cep гей Юрьевич, режисер-постановщик.
Закончил курс-студию ГИТИС; при театре им. Моссовета (худрук - народный артист СССР Юрий Завадский). Поставил спектакли: «Вишневый сад», «Иваков» по Чехову, «Шарманка» по Платонову, «Настасья Филипповна» По Достоевскому, «Гроза» по Островскому, «Месяц в деревне» по Ty ргеневу и др.
Спектакль Стеблюка «Боат Чичиков» номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска» за лучшую pa боту режиссера и художника.

Марина Потапова «Время» N 6 (168) 23 февраля 2009

© 2001-2009 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)