ц ъебъзе

Ловит волк - ловят и волка (Волки и овцы)

Александр Островский

Премьера состоялась 12.03.05
Режиссер-постановщик Елена Черная(Санкт-Петербург)
Сценография и костюмы Юрий Наместников
Художник по свету Дмитрий Крылов
Хормейстер Татьяна Пыхонина
Консультант по пластике Алексей Зыков
Помощник режиссера Ольга Слепова
Звукорежиссеры Ирина Саурина, Андрей Степанов

Спектакль идет с одним антрактом

Действующие лица и исполнители

МЕРОПИЯ ДАВЫДОВНА МУРЗАВЕЦКАЯ, девица, помещица большого, но расстроенного имения, особа, имеющая большую силу в губернии - народная артистка России В.Федотова
АППОЛОН ВИКТОРОВИЧ МУРЗАВЕЦКИЙ, прапорщик в отставке, племянник Мурзавецкой - засл.артист России Игорь Баголей
ГЛАФИРА АЛЕКСЕЕВНА, бедная девица, родственница Мурзавецкой - Наталья Яковлева
ЕВЛАМПИЯ НИКОЛАВНА КУПАВИНА, богатая молодая вдова - засл.артистка России Эльвира Данилина
АНФУСА ТИХОНОВНА, ее тетка -засл.артистка России Евгения Торгашева, Любовь Воробьева
ВУКОЛ НАУМОВИЧ ЧУГУНОВ, бывший член уездного суда - ародный артист России Г.Аредаков
МИХАИЛ БОРИСОВИЧ ЛЫНЯЕВ, богатый барин, почетный мировой судья - Виктор Мамонов
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БЕРКУТОВ, помещик, сосед Купавиной - засл.артист России Владимир Калисанов
КЛАВДИЙ ГОРЕЦКИЙ, племянник Чугунова - Антон Афанасьев, Дмитрий Смирнов
ПАВЛИН САВЕЛЬИЧ, дворецкий Мурзавецкий - засл.артист России В.Аукштыкальнис , Владимир Назаров
ВЛАС, буфетчик Мурзавецкий - Антон Афанасьев, Дмитрий Смирнов
КОРНИЛИЙ, лакей Мурзавецкого - Владимир Кошеваров
ПРИЖИВАЛКИ Мурзавецкой - Татьяна Аредакова, Тамара Джураева, Лариса Уварова
СТРОПИЛИН, подрядчик - Валерий Ерофеев
Лакеи Мурзавецкой - студенты Григорий Алексеев, Андрей Казаков
Лакей Купавиной - студент Игорь Игнатов
Столяр - студент Григорий Алексеев
Маляр - студент Игорь Игнатов
Староста - студент Андрей Казаков

фото - А.Леонтьева


Кто разгонит шушеру?

Режиссер из Санкт-Петербурга Елена Черная не обманула ожиданий саратовской публики.

130 лет назад русский драматург Александр Островский написал комедию "Волки и овцы". В юбилейный год пьесу поставили в Саратовском театре драмы имени И. Слонова. На днях здесь состоялась премьера спектакля, название которому дала одна из ранних редакций произведения-юбиляра - "Ловит волк - ловят и волка!".
Спектакль поставила режиссер из Санкт-Петербурга Елена Черная. Интервью с ней наша газета опубликовала в прошлом номере. Напомним, Елена Черная - признанный мастер, долгие годы работавшая рука об руку с выдающимся современным российским режиссером Львом Додиным. Именно поэтому саратовская театральная публика изнывала от нетерпения. Ждали грандиозного. Ожидания не обманули. Мы увидели академический спектакль, созданный с подлинным пиететом перед классиком. Хрестоматийный сюжет оказался чрезвычайно созвучен с нашей действительностью. В пореформенной России и XIX века, и XXI были и остаются в чести волчьи натуры. Методы не меняются. Обирай, унижай, а то и уничтожай слабых, то бишь овец, властвуй, государственные интересы подчиняй личным. Одна незадача: какой бы ты ни был сильный и матерый волчище в своем урочище, непременно явится из столицы самозванец со стальными клыками и раздерет бок так, что едва ноги унесешь. Но он уберется восвояси, набив карманы. А стадо овечье опять в твоем подчинении... Знакомо? Но сюжет сюжетом, а воплощение его на сцене - задача не из легких. Наши актеры справились. Народная артистка РФ Валентина Федотова играет Меропию Мурзавецкую. Блистательная актриса тонко вычерчивает образ ханжи. Благообразность едва-едва скрывает волчью сущность этой "старой девицы". Страшная и жалкая одновременно Мурзавецкая тщится быть вершительницей судеб, но сама попадает в капкан, который ей устраивает Василий Беркутов. Он - столичная штучка, вооруженный информацией, позволившей ему практически в одночасье стать миллионером. Роль эту исполнил заслуженный артист РФ Владимир Калисанов. Остается только восхищаться профессиональным чутьем Елены Черной, которая так точно выбрала актера на эту ключевую роль. Стильный герой Калисано-ва с повадками денди и внешним благородством в отличие от Мурзавецкой волчью натуру практически не демонстрирует. Но тисками смыкаются его ладони на шее зарвавшихся провинциалов. И вот они уже у его ног. А он отбывает в Санкт-Петербург с очаровательной женой и перспективой быстрого обогащения. Нет, он не ловкач, не авантюрист. Это расчетливый хищник. Новый человек. Для позапрошлого века - новый. Для нас же - привычный. Есть в спектакле и волчки помельче. Вукол Чугунов, поверенный в делах Мурзавецкой, по сути - откровенный вор и мздоимец. Играет Чугунова народный артист РФ Григорий Аредаков, как всегда, масштабно, свободно. За его Чугуновым чувствуется цела армия мелких чиновников, крючкотворов, наживающихся на людской тупости, глупости, беззащитности, беде... А кто же овцы? Я отношу к этому стаду Аполлона Мурзавецкого, племянника Меропии Давыдовны, - несчастного пропойцу, ущербного и в общем-то безопасного человека, действия которого продиктованы волею тетушки. Выброшенный на задворки дворянского сословия, он ищет утешения в водке, а единственным другом считает пса Тамерлана. В финале пьесы эту животину волки съедают средь бела дня. Аполлона играет залуженный артист РФ Игорь Баголей. И опять точное попадание режиссера. Талантливому актеру удается показать трагическую пустоту и никчемность существования Мурзавецкого, совсем еще юного! Овечкой видится и Евлампия Купавина, богатая молодая вдова - предмет вожделения, увы, не плотского, и Мурзавецкого, и более удачливого Беркутова, который увозит даму и ее капиталы в Петербург. В исполнении заслуженной артистки РФ Эльвиры Данилиной Купавина - дорогая женщина без особых сложностей в психологии. Есть еще один персонаж, совершенно виртуозно сыгранный заслуженной артисткой РФ Евгенией Торгашевой, - Анфуса Тихоновна, тетка Купавиной. Пятъ - шесть пустяшных реплик, выход в нескольких сценах - вот что ей уготовано автором. Но и режиссер, и актриса нашли необходимый акцент для этой героини. Торгашева играет великолепно. Каждое ее появление на сцене - законченная миниатюра.
В спектакле много поют и танцуют (хормейстер Т. Аредакова, консультант по пластике А. Зыков). Особую роль играет костюм. Поэтому ответственность автора костюмов Юрия Наместникова была чрезвычайно велика. Наместников и автор сценографии. В центре его концепции - вращающийся круг сцены, декорации меняются как картинки в экране шарманки, а театральная условность сталкивается с почти этнографической точностью обстановки, как ее описывал Островский. Так что же - оптимизм или пессимизм - несет спектакль в души зрителей? Точно не ответишь. Пожалуй, все-таки дарит надежду, пусть и не яркую, на лучшее. Сам Островский во время написания пьесы "Волки и овцы" отмечал в своих дневниках: "Просветлеет. Разгонит шушеру. Тогда и мы пойдем туда, где послужим делу". Хочется верить, Александр Николаевич.

"Зеркало" N 3, 17 марта 2005, Владимир Покровский

За "овцу" ответишь!

Жизнь "по понятиям" не мешает героям нового спектакля театра драмы влюбляются до умопомрачения.
Жила-была в уездном городе N богатая помещица. И держала в кулаке едва ли не всю губернию. Но вот однажды в этот уютный мирок врывается - высокопоставленный чиновник из Петербурга. Он разоблачает стареющую матрону, заставляя поступиться самым дорогим - властью...

Знакомый сценарий, не правда ли? На современном политическом сленге это называется "бархатной революцией". Только происходит она не в одной из постсоветских ре-спублик, а гораздо раньше - в XIX веке, когда люди еще не знали, что на свете есть такая удобная вещь как черный пиар...
Впрочем, незнание определенных законов жизни не освобождает героев Островского от ответственности. Один из этих законов драматург сформулировал так: "Ловит волк - ловят и волка!". Поначалу он даже назвал таким образом пьесу, переименованную позже в "Волки и овцы".
Режиссер из Санкт-Петербурга Елена Черная не случайно выбрала для своего спектакля именно пер-вую редакцию. На ее взгляд, в пьесе "Волки и овцы" нет ни одной "овцы". Все герои борются за место под солнцем. На смену старым "волкам" приходят молодые, они амбициознее и сильнее, но однажды они тоже постареют, и кто-то, чьи "клыки" окажутся острее, "проглотит" их с потрохами, как это делали когда-то они сами...
Но даже в этой бесконечной борьбе за выживание случается настоящая любовь. В спектакле Елены Черной Глафира (Елена Яковлева) действительно влюбляется в Лыняева (Виктор Мамонов), хотя поначалу ее цель - просто выйти замуж. Не важно за кого, лишь бы подальше от опостылевшей тетки (Валентина Федотова). Купавина (Эльвира Данилина) действительно любит Беркутова (Владимир Калисанов), а он без ума от ее роскошного имения. Зато Чугунов (Григорий Аредаков) и Аполлон Мурзавецкий (Игорь Баголей) не влюблены ни в кого. У одного страсть - деньги, у другого - водка...
Постановка питерского режиссера еще раз показала, какие сильные актеры работают в нашем театре драмы. В том, что для их таланта нашлось такое достойное применение, есть непосредственная заслуга и Антона Кузнецова. Это он пригласил Елену Игоревну в Саратов. Оказывается, когда-то Кузнецов ходил у Черной в учениках. Дело было в Питере, наш главреж учился у Льва Додина, а она преподавала на его курсе сценическую речь...
В спектакле замечательные декорации - их придумал молодой, но уже заявивший о себе художник Юрий Наместников. Материал для костюмов артисты собирали всем миром. В ход шли старинные платья, кружева из "бабушкиных сундуков". Все это реставрировалось, перешивалось, в результате чего получились уникальные вещи, которые помогли еще полнее выразить характер эпохи и каждого героя в отдельности.
Словом, премьера удалась на славу. Похоже, никто из зрителей, не пожалел, что попал на нее.

"Саратовская панорама" 16-22 марта 2005, Елена Балаян

© 2001-2005 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)