Записки сумасшедшего
Николай Гоголь
инсценировка Антона Коваленко
Премьера состоялась 3 октября
2008
Режиссер-постановщик - Антон Коваленко (Санкт-Петербург)
Художник-постановщик - Николай Слободяник (Санкт-Петербург)
Художник по свету - Дмитрий Крылов
Музыкальное оформление - Антона Коваленко
Помощник режиссера - Ольга Слепова
Звукорежиссер - заслуженный работник культуры России Владимир Дробышев
Спектакль идет без антракта
Действующие лица и исполнители
Аксентий Иванович Поприщин , титулярный советник - Григорий Алексеев
Чиновник , сослуживец Поприщина. Первый санитар - Валерий Малинин
Начальник отделения департамента . Второй санитар - Владимир Назаров
Маджи , собачонка дочери директора департамента - засл.арт.России Эльвира Данилина
Фидель , подруга Меджи - Татьяна Родионова
Мавра , прислуга в доме Поприщина - Лариса Уварова
В спектакли звучит музыка "Pink Floyd", "Friends of Dean Martinez", Georges Biset
фото Василия Зимина
«У всякого есть Испания»
Академдрама поставила гимн безумию по Гоголю
Гоголь открыл записи титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина на дате 3 октября 18 какого-то там года. . 3 октября 2008 года в Саратовской драме на малой сцене состоялась премьера «За писок сумасшедшего».
Случилось это не преднамеренно, это, по сути своей, - мистическое, гоголевское - совпадение. Спектакль поставил питерец Антон Коваленко. Это очень режиссёрский, и очень психоделический спектакль У психоделии постановки три составляющие части: музыка Pink Floyd , работа художника-постановщика (тоже питерца) Николая Слободяника и, наконец, то, как трактует режиссёр помутнение рассудка. А делает он это своеобразно, считая, что безумие раскрепощает и освобождает человека. И может, даже возвеличивает его: «В Испании есть король. Он отыскался. Этот король - я».
Похоже, что в понимании Коваленко безумие и расширение сознания - синонимы. И это сразу отсылает нас к концу шестидесятых годов прошлого века, ко времени самой первой революции цветов. И заодно понимаешь: музыка Floyd здесь оправданна и гармонична.
Спектакль немноголюден. Обрели голоса две собачки, перепиской которой так интересовался главный герой, - Эльвира Данилина и Татьяна Родионова. Григорий Алексеев и Валерий Малинин играют то, что, собственно, происходит в бедной чиновничьей голове. И если на долю Малинина приходится то немногое обычное, что ещё остаётся в сознании Поприщина, то удел Алексеева - беспокойство о делах испанских, защита луны и великая инквизиция в петербуржской психушке.
Ещё в спектакле заняты Лариса Уварова - служанка и Мать, и Владимир Назаров - начальник.
- Это анализ безумия или гимн ему? - спросили мы у режиссёра.
- Старался сделать гимн, - ответил он.
Дмитрий Козенко «Газета Недели» 7 октября 2008 №30 (30)
Высокая трагедия сумасшествия
Человеческий ум – загадочная система. То он с потрясающей ясностью прозревает явления природы, то, как дитя малое, ходит по кругу и спотыкается на мельчайших колдобинах. Все нормальные люди похожи друг на друга, а вот сумасшествие бывает самым разнообразным: буйным и тихим, скучным и жизнерадостным. И оно всегда вызывает живейший интерес у большинства: а как оно там у них в голове варится?
2009 год официально объявлен годом Николая Гоголя, и Саратовский театр драмы не остался в стороне от этой знаменательной даты: 3 октября на малой сцене состоялась премьера спектакля по «Запискам сумасшедшего». Режиссер-постановщик данного действа уже знаком саратовцам по «Сиротливому Западу» - который предстал пред очи зрителей в прошлом году.
Весьма интересно оформление сцены: зрители размещаются по обе стороны, а действо разворачивается посередине, где размещена некая конструкция, служащая время от времени кроватью, помостом или лавочкой. С четырех сторон ее закрывают полиэтиленовые занавеси, которые то скрывают кровать-помост, то разлетаются в стороны, расширяя обзор, или уводят действующих лиц.
Гоголь - большой любитель маленьких людей, никаких князей и графьев в его произведениях сроду не водилось. И тут он не стал изменять себе: главный герой, Аксентий Иванович Поприщин (Григорий Алексеев), всего лишь титулярный советник. Он занят исключительно работой, продвижением по службе и интригами коллег. Но как-то на улице он увидел дочку директора департамента, и душевному спокойствию пришел конец: ему начинает чудится, что собачонка объекта его чувств, Меджи, владеет речью и ведет беседы со своей подругой Фидель. Поприщина одолевает любопытство, он начинает следить за собачками, крадет у них письма (!), из которых надеется узнать, как к нему относится прелестная Софи.
Меджи (Эльвира Данилина) и Фидель (Татьяна Родионова) оказываются в воображении Аксентия Ивановича чертовски соблазнительными бестиями. Потихоньку он сам обретает некоторые собачьи замашки, а симпатичные псинки оказываются в роли дрессировщиц, вливающих ему и его коллеге (Валерий Малинин) яд лжи в уши, дразнящих и искушающих стройными ногами. Поприщин сквозь пелену основательного безумия понимает, что титулярному советнику не быть парой дочки столь высокого чина, как директор департамента, и его душевное расстройство идет по новому руслу: неожиданно он понимает, что на самом-то деле он - король Испании Фердинанд Восьмой. С небес спускается непромокаемый плащ, долженствующий служить ему королевской мантией, и, облачась в него, безумец вещает с помоста, откуда его в итоге увозят в «Испанию» пара подданных-санитаров.
Мучения набирают обороты: ему льют воду на голову из алюминиевых тазиков, расставленных по периметру сцены, придушивают палками, стращают стуком по кареткам кровати. Герой изможден, он молит о спасении и не понимает, за что ему все это, и в итоге затихает, свернувшись в позе эмбриона. Собачки-мучительницы и санитары-сослуживцы равнодушны к его состоянию и только подливают масла в огонь. Единственным существом, жалеющим его, оказывается Мавра, прислуга в доме Поприщина, она разгоняет орду садистов и по-матерински нежно обнимает бездыханное уже тело.
Спектакль идет без антракта, и это не дает зрителю отвлечься от действа, расслабится. В итоге, к концу спектакля накал эмоций достигает наивысшей точки, и слезы подступают к глазам в финале. Понимаешь: мал человек и слаб он, и только смерть стирает все страдания и мучения из его памяти и души. Шокирующий спектакль: он вытягивает из глубин души самые светлые и страшные воспоминания, выбивает из ежедневной рутины.
Ксения Батузова "Богатей" 09 октября 2008
Записки сумасшедшего
2009 официально объявлен годом Николая Гоголя, и Саратовский академический театр драмы не мог оставить столь значительный юбилей без внимания. 3 октября на малой сцене состоялась премьера спектакля по его произведению «Записки сумасшедшего». Как выяснилось, из любой классики можно сделать острый, актуальный, шокирующий спектакль, если за режиссуру возьмется такая талантливая личность, любящая эксперименты, как Антон Коваленко.
Николай Гоголь очень любит истории маленьких, незаметных людей и с талантом демонстрирует, что у них в душе тоже может бушевать ураган страстей. Титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин (Григорий Алексеев) ведет весьма скромный образ жизни, все его интересы сводятся к службе. Но однажды, шагая по улице, он увидел дочь директора департамента, Софи. И с этого момента его душевное здоровье пошатнулось. Он начинает следить за собачкой объекта своего чувства, ему чудится, что она разговаривает с другими собаками, рассказывает о жизни своей хозяйки. Жизнь Поприщина теперь проходит в двух совершенно разных измерениях: работа и мысли о недосягаемой Софи. Действо разворачивается посредине сцены вокруг кровати, преображающейся время от времени то в стол, то в помост. Игра актеров ориентирована на две стороны, поскольку места для зрителей расположены по обе стороны от сцены. Это придает действию схожесть с публичной казнью (или с исповедью?). Мучителей у Аксентия Ивановича четверо, они парами, сменяя друг друга, появляются на сцене. Если чиновник, сослуживец Поприщина, и начальник отделения департамента поначалу действуют на него успокоительно, то в итоге они оказываются самыми злостными врагами, санитарами, доводящими бедного безумца до плачевного конца. Другая пара: собачонки Меджи и Фидель (Эльвира Данилина и Татьяна Родионова) с самого начала предстают сродственницами дьявола. В итоге всей этой круговерти Аксентий Иванович начинает воображать, что он король Испании и оканчивает свой век в доме для умалишенных.
Ксения Батузова «Реклама недели» 7 октября 2008
Записки офисного планктона
На Малой сцене Саратовского академического театра драмы им. Слонова питерский режиссер Антон Коваленко представил зрителям свою версию повести Николая Васильевича Гоголя «Записки сумасшедшего».
Более 150 лет назад написана эта печальная история о канцелярском работнике, но первое, что приходит в голову, когда смотришь новый спектакль академдрамы: «Гоголь все-таки гений. Он все знал. И ничего не изменилось».
«Я не вижу выгод служить в департаменте… Зато у него есть стол красного дерева… У купцов сынки все шалят и лезут в дворяне… Где депутация из Испании? Без депутатов неприлично!.. Во Франции уже большая часть народа признает магометанство… Вы слышали необычайные новости? Говорят, что в Англии поймали какую-то рыбу…»
Последнюю реплику сегодня можно отнести к интернету, а страсти насчет того, что Земля сядет на Луну, поменять на обсуждение черной дыры от андронного коллайдера. Разве не в таких разговорах проводят рабочее время сотрудники многих-многих офисов? Формально их и сегодня считают канцелярскими служащими, хотя все чаще называют офисным планктоном. Просто бедный Поприщев очинивал перья для его превосходительства, а кто-то заправляет бумагу в принтер и готовит бесконечные сводки для начальства.
«– Я чиновник благородного происхождения!
– Ты нуль!..»
И что же: если бедный чиновник самого мелкого ранга с утра до вечера точит перья и перекладывает с места на место бессмысленные бумажки, то он нормален? А если, устав страдать от безнадежной любви, объявит себя наследником испанского престола – он сумасшедший?
Главную роль, канцеляриста Поприщева, трогательно и нервно сыграл уже прославившийся в классике Григорий Алексеев (год назад он стал ярким Раскольниковым в «Преступлении и наказании»). Как и все остальные персонажи спектакля, он поначалу одет в обычный современный костюм – строго черное и белое. А к концу оказывается в каком-то целлофановом халате, и его все время поливают водой (буквально вся сцена между двумя группами зрителей становится абсолютно мокрой).
Поприщева – Алексеева искренне жаль. Весь его мир – это трансформер «кровать – письменный стол». От такой жизни – как не тронуться умом и не закричать: «Зачем вы мучаете меня?!».
Раздвоение личности – сначала Поприщев просто разговаривает сам с собой (в паре с Алексеевым играет Валерий Малинин) – сменяется утверждением, что «человеческий мозг приносится со стороны Каспийского моря ветром». А там уж рядом и пронзительное: «Матушка, пожалейте о больном дитятке!».
Недолгий по продолжительности (менее полутора часов), идущий под замечательную музыку новый спектакль театра драмы хочется искренне порекомендовать к просмотру чиновникам и депутатам всех уровней, а также самым разнообразным офисным работникам обоих полов. Кстати, порочные офисные барышни (Эльвира Данилина и Татьяна Родионова) с зализанными прическами и в строгих блузках с галстучками в театральной программке значатся как собачка дочери начальника отделения и ее подружка. Просто вспомните, как в русском языке называется собака. Все точно.
Поприщев мечтает о чувствах, но с большой любовью не сложилось. До губернского управления еще надо дослужиться. Уехать в Италию или хотя бы Испанию – жалованье не позволяет. Ну каких тут нервов хватит?
И ведь это мы еще, как положено в любом нормальном офисе, не говорили о тревогах мирового финансового кризиса.
Марина Кузьмина "Неделя области" № 53 (400) 15 октября 2008
© 2001-2010
Виртуальный Артистический Клуб (VAC)