ц ъебъзе

Завтрак у предводителя

Иван Тургенев

Премьера состоялась 22.02.03
Режиссер-постановщик Игорь Коняев (Санкт-Петербург)
Художник-постановщик Елена Сафонова (Калининград)
Художник по свету Дмитрий Крылов
zavtrak y predvoditelaХормейстер Татьяна Пыхонина
Хореография Алексея Зыкова
Музыкальный редактор Татьяна Аредакова
Ассистенты режиссера студенты театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова Герман Магнусов, Дмитрий Талин (художественный руководитель курса - А.Кузнецов)
Помощник режиссера Ольга Слепова
Звукорежиссеры Ирина Саурина, Андрей Степанов

В спектакле звучит музыка Ж.Массне, О.Козловского, а также русские народные скоморошины и частушки

Спектакль идет без антракта

Действующие лица и исполнители

zavtrak y predvoditelaНиколай Иваныч БАЛАГАЛАЕВ, уездный предводитель дворянства, холостяк (400 душ) - засл.артист России С.Сосновский
Петр Петрович ПЕХТЕРЬЕВ, бывший предводитель (600 душ) - засл.артист России В.Аукштыкальнис
Евгений Тиныч СУСЛЕВ, выборный судья (200 душ) - В.Ерофеев, В.Мамонов
Антон Семеныч АЛУПКИН, сосед, капитан артиллерии в отставке (100 душ) - народный артист России Г.Аредаков, В.Мамонов
МИРВОШКИН, бедный сосед (12 душ) - В.Ерофеев, В.Назаров
Ферапонт Ильич БЕСПАНДИН, сосед, корнет в отставке (80 душ) - засл.артист России И.Баголей
Анна Ильинишна КАУРОВА, сестра его, вдова (70 душ) - народная артистка России В.Федотова
ВЕЛЬВИЦКИЙ, письмоводитель предводителя - В.Кошеваров, Д.Смирнов
Порфирий Игнатьич НАГЛАНОВИЧ, становой пристав - К.Милованов, А.Седов
ГАРАСИМ, слуга и дворецкий Балагалаева - А.Афанасьев, А.Седов
КАРП, кучер Кауровой - А.Афанасьев, В.Кошеваров

Крестьянки - Ольга АЛТУХОВА, Татьяна АРЕДАКОВА, Любовь ВОРОБЬЕВ, Тамара ДЖУРАЕВА, Алиса ЗЫКИНА, Ольга МИЛОВАНОВА, Светлана МОСКВИНА, Евгения ТОРГАШЕВА, Лариса УВАРОВА, Нататлья ЯКОВЛЕВА, студенты театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова Александр КАСПАРОВ, Татьяна ПЫХОНИНА (художественный руководитель курса - А.Кузнецов)

Крестьянка с виолончелью - Анна ДЕМЕНТЬЕВА


Здоровый смех в блистательной комедии

"Стойте, господа, слушайте!.. Позвольте, у меня, кажется, голова как будто кругом идет... Дележ, козел, упрямая баба, помещик из Тамбова, вдруг неожиданный становой, завтра дуэль, у меня нечистая совесть, усадьба, роща за бесценок, завтрак, шум, кутерьма... нет, это слишком. Извините меня, господа... я не в состоянии.. я ничего не понимаю, что вы мне говорите, я не в силах, я не могу, не могу!" (Николай Иванович Балагалаев, предводитель дворянства, 45 л.)
Сей монолог из финального - одиннадцатого явления пьесы Тургенева "Завтрак у предводителя" (1849 г.) достоин внимания психиатра. Но, что наша жизнь?...Буффонада, изящно заключенная молодым Тургеневым в один акт, вполне сгодилась бы для "новорусского" телесериала. Сама интрига - тьфу, дрянь и, вообще, гроша ломаного не стоит: дележ имения "всей земли 712 десятин, неудобной 81, под усадьбой с выгоном 9; чересполосица есть, но немного". А вот характеры при дележе этой землицы поровну (sic!) между отставным коллежским регистратором Ферапонтом Беспандиным и сестрою его, вдовой подпоручика, Анной Куаровой встают такие... ого-го! Российского, понимаешь, масштаба!
Умница постановщик из Санкт-Петербурга Игорь Коняев представил план сельца в виде карты СССР. Многозначно, остроумно... Соленые-перченые частушки и скоморошины, арабеской венчающие, по режиссерской затее, финал - добавляют вкуса, смака: а виолончель в начале и баян в конце не только не склоняют сценические эффекты в сторону постмодерна, но органичны на все сто! У нас вон Жириновский, Шандыбин невесть что вытворяют, а какие коленца отбрасывал сам ЕБН?! Одноактность, отсутствие антракта усиливают динамику, а государственный двуглавый гербовый орел придает красивости.
Сценически орел перекликается с подобным гербом из столичной антрепризы Ольги Глубоковой "Императрица", шедшей на этой же сцене. Бесспорно, исключительно хороши костюмы. Особое спасибо заведующим костюмерным и пошивочным цехам Н. Баклановой и З. Тугушевой! Блистательная игра заслуженного артиста России Сергея Сосновского (Балагалаев), народного артиста России Григория Аредакова (Алупкин), народной артистки России Валентины Федотовой (Каурова) и всех исполнителей, включая студентов курса А. Кузнецова, оставляет самое светлое впечатление - без горчинки, без мук над проклятыми вопросами. Ну нет как нет в постановке писаревщины с чернышевщинкой! Крепостничество... Да полноте, господа! А как "бедный сосед" Мирвошкин водку кушает: обхохочешься! Искрометные гэги, яркие краски декораций и костюмов - все оптимизирует и располагает к зрительской симпатии. Душевности добавляет даже тот нюанс, что в программке объясняются старинные дворянские взаимоотношения и приводится толкование терминов: "дача" - это термин межевого законодательства, а "душа" - единица учета мужского населения и т.п.
Огромное спасибо художественному руководителю Григорию Аредакову и главному режиссеру Антону Кузнецову за русскую комедию! В "Завтраке у предводителя" сцена Саратовского государственного академического театра драмы необычайно помолодела, похорошела и теперь ждет своего зрителя: мыслящего, деловитого, позитивно воспринимающего жизнь.

Борис Глубоков "Земское обозрение", 26.02.2003

С Тургеневым на дружеской ноге

Столы накрываются столь долго и тщательно, что кажется, утреннее вкушение пищи никогда не начнется. Так оно и выходит. Все вновь прибывшие (потихоньку, конечно!) выпивают и закусывают. (А мировой судью умудряется даже почавкивать и похрюкивать от удовольствия). Но вместо всеобщего торжественного сидения за столами - разбор спорного дела с переходом в разборку, шумно-комическое выяснение отношений - вплоть до опускания главных героев "мордой в торт" и валяния по полу дурака... женского полу.
И незаметно весьма литературный тургеневский текст комедии "Завтрак у предводителя" превращается в комедию положений и даже... поз. Среди героев спектакля, щедро и густо сдобренных острохарактерной игрой Григория Аредакова, Сергея Сосновского, Игоря Баголея, только госпожа Каурова в исполнении Валентины Федотовой кажется абсолютно естественной в совершенно неестественных обстоятельствах, блестяще ведя диалог с другими "китами сцены".
Может, вовсе и не Иван Сергеевич тут получился. А что-то более близкое к частушечно-стихийному началу "Семеновны".
Но - слаженно, но - весело, но - смотрибельно.

Ирина Викторова "Территория" 10 марта 2003 года

 

фото А.Гуськова


© 2001-2004 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)