Алиса Зыкина

Учебное заведение
Саратовское театральное училище им.И.А.Слонова
Мастер
Аредаков Григорий Анисимович, народный артист России
Год окончания
1987
Театры и режиссеры
Санкт-Петербург: "Молодежный", "Ленсовет", им.Пушкина - Е.М.Падве, Т.С.Казакова; Саратовский академический театр драмы - А.И.Дзекун, А.В.Кузнецов, И.Г.Коняев, М.Глуховская
Важные роли
Ленинградский "Молодой театр":
Андерсен "Снежная королева" Маленькая разбойница (1988)
Ленинградский Молодежный театр:
Вампилов "Утиная охота" Ирина (1991);
Каледин "Смиренное кладбище" Ирка (1991);
Злотников "Уходил старик от старухи" Цера (1992)
Ленинградский театр им. Ленсовета:
Шницлер "Карусель по господину Фрейду" Проститутка (1992)
Ленинградский академический театр им. Пушкина:
Шекспир "Гамлет" Офелия (1992);
Сумароков "Памяти Сумарокова" Добродетель (1992)
Саратовский академический театр драмы:
Мухина "Таня-Таня" Зина;
Довлатов "Новый американец" Лена;
Витрак "Виват, Виктор" Эстер;
Горький "На дне" Анна;
Чехов "Вишневый сад" Шарлотта;
Чехов "Чайка" Маша (1993) ;
Шпаликов "Долгая счастливая жизнь" (2001);
Лорка "Дом Бернарды Альбы" Мартирио (2006);
Теннеси Уильямс "Трамвай "Желание" Юнис Хаббел (2006);
Достоевский "Преступление и наказание" Катерина Мармеладова (2007);
У. Шекспир "Гамлет" Гертруда (2008);
Йосеф Бар-Йосеф "Хлам" Мири (2008);
Александр Володин "Пять вечеров" Тамара (2009);
Владение музыкальным инструментом
гитара
Работа в кино, на телевидении, радио, эстраде
х/ф "Соблазн" реж.В.А.Сорокин (Ленфильм) - Женя (гл.роль)
Место работы
Саратовский государственный академический театр драмы


Со своей героиней Алису Зыкину роднило чувство собственного достоинства

Участники и гости всех последних кинофестивалей, как правило, отмечают прежде всего то, что наше кино стало разнообразным. Какие только темы не бередят сердца кинематографистов. Тут вам картины о бандитах, киллерах и анти, тоскующих от праздности женах всяческих владельцев, душевных переживаниях великовозрастных любовников, веселые истории из прошлого некогда великой державы и почти особняклм стоящие военные ленты. Вот только совсем нет того, что прежде называлось молодежным кино. Если молодой, то он у нас в Чечне воюет, она если молода - то непременно проститутка. Лучше валютная. Или секретарша в фирме какой-нибудь. Больше вокруг будто и нет никого.
Мы решили напомнить вам сегодня о золотом веке кино о молодых. Пришелся он на вторую половину 80-х, начало 90-х. "Маленькая Вера", "Меня зовут Арлекино", "Асса", "Дорогая Елена Сергеевна", "Забавы молодых" - вот только несколько названий фильмов того времени. Именно эти картины стали знаковыми - по ним можно было судить о реальных переменах в нашем тогдашнем кинематографе. И в большинстве из них очевидно было искреннее внимание к судьбе и проблемам поколения. Одним из самых интересных и громких был фильм "Соблазн", главную роль в котором исполнила ныне артистка академическоготеатра драмы Алиса Зыкина.
На съемках фильма "Незнакомка" по сценарию Юрия Клепикова погибла знаменитый кинорежиссер Динара Асанова, автор нескольких картин, посвященных, как было принято говорить, молодежной проблематике.
Режиссер Вячеслав Сорокинв память об Асановой решился снять фильм по этому сценарию. Была сформирована совершенно новая группа. Поначалу предполагалось, что в главных ролях новой ленты будут сниматся непрофессиональные актеры. Пока режиссер обходил школы Питера в поисках достойных кандидатур, одна из его ассистенток приехала в Саратов и посмотрела дипломный спектакль выпускников театрального училища "Вся надежда" по пьесе Михаила Рощина, где Надеждой была Алиса Зыкина. Ее пригласили в Питер на кинопробы. Ехать страшно не хотелось по многим причинам, а хотелось остаться и работать у Александра Дзекуна. Поплакав, Алиса все же отправилась на "Ленфильм", где была утверждена на роль мгновенно, едва пройдя первую кинопробу. Работа началась сразу же. Это был 1987 год. Съемки и озвучание продолжались почти год (невероятный по нынешним временам срок), и картина должна была быть двухсерийной.
"У меня не было ни малейшего страха перед камерой, никакой боязни "хлопушек", о которой часто говорят артисты, - вспоминает актриса, - ничего я не боялась, и ничего меня не выбивало. Привыкла тут же. И от съемок ежедневных совершенно не уставала. На студии был материал, отснятый Асановой, но я не стала его смотреть, видела только девочку, с которой мы играли одну роль, - белокурую, совсем другую. Сложностей в той работе я не помню. Все было очень, очень легко. Выучила текст, попробовала, сняли. Оператор был хороший, я не замечала никаких рамок, никаких ограничений, что часто мучают других актеров. Когда все кончилось, я в тот тот же день, пересекая улицу, едва не попала под машину. Не поверите, я ее перепрыгнула. На глазах обалдевший киногруппы, которая меня провожала. На полном ходу перепрыгнула через капот.
А весь гонорар за съемки, по тем временам это были очень большие деньги, у меня украли. Я поехала на базар, что в Петербурге на Московском вокзале, купить себе какую-нибудь вещь. Там они кому-то и пригодились. За меня, помню все страшно переживали, а я все смеялась. Только удивилась, что так произошло. Мне было восемнадцать. По поводу денеггоревать не приходилось. Я решила, что теперь буду сниматься только в главных ролях и только у хороших режиссеров. Мне предлагали роли, предлагали эпизоды, но все было не по мне. Я поступила в театр к Семену Спиваку, потом перешла работать к Ефиму Падве, меня много занимали в спектаклях, играла "Утиную охоту" Вампилова, с Ниной Усатовой в "Уходил старик от старухи", и для меня театр оставался самым главным, как учили.
Ролей в кино все равно ждала. Но мне казалось недостойным приходить на студию, часами пить кофе в ожидании, что тебя заметят, напоминать о себе. Не хотелось унижаться. И не могу сказать, что жалею, что так не делала. Наверное, надо было. Но это тоже не по мне. Я ведь даже когда после окончания съемок нам дарили оставшиеся костюмы и платья - не взяла. Была такая традиция. Артисты с удовольствием забирали на память. Так было принято, и это было нормально. Предложили платье моей героини - изумительного персикового цвета из тонкой ткани. Отказалась, не взяла, не посчитала возможным. Меня тогда с Женей моей из фильма "Соблазн" очень сильно объединяло одно - чувство собственного достоинства.

Саратов СП, 27 августа 2002 года

автограф для артклуба

© 2001-2008 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)