Реклама

Народный театр драмы "Свободный театр"

Адрес:410052, г. Саратов, пл. Ленина, ДК "Россия", комн.316

Руководитель Ия Воробьева - тел. 89603476993

e-mail: iya76@bk.ru

официальный сайт - http://svtsar.ru/index.html

спектакли проходят по субботам, Цена билета - 100 рублей

Спектакли:

Д. Аркадьев-Берлин "ОООО или бред Николая Васильевича" Премьера!

Жан - Поль Сартр "За закрытыми дверями" (Режиссер - постановщик - Ия Воробьева, Художник - постановщик - Наталья Федорова) Премьера!

Том Стоппард. "Гамлет на четверть часа" Ликбез. (Режиссер - постановщик - Ия Воробьева Художник - постановщик - Наталья Федорова Педагог по сцендвижению - Александр Дударев)

В. Шмелев, Е. Гришковец. "Слеза" (Режиссер - постановщик - Ия Воробьева Художник - постановщик - Наталья Федорова)

Е. Гришковец "Зима" (Режиссер - постановщик - Ия Воробьева Художник - постановщик - Наталья Федорова)

По произведениям К. Чуковского "Недетский детектив" (Режиссер - постановщик - Ия Воробьева Художник - постановщик - Наталья Федорова Педагог по сцендвижению - Александр Дударев)

Пресса

Ад - это то, что бывает с другими

ТЕАТР УЖ ПОЛОН : «Свободный театр» ДК «Россия» показал своим зрителям премьеру спектакля "3а закрытыми дверями" по пьесе Жан-Поля Сартра

Небольшая комната на третьем этаже вмещает до шестидесяти человек. Пустых мест нет. До начала спектакля режиссер Ия Воробьева спрашивает у зрителей, как они узнали о премьере? Выясняется, что кто-то прочитал расклеенные на примыкающих к Дворцу столбах объявления, остальные — слышали от знакомых. На самом деле сарафанное радио до сих пор считается даже у профессионалов самым эффективным средством передачи информации и привлечения публики.
Аудитория премьеры в основном молодая, но о том, что у «Свободного театра» недавно появился собственный сайт, на котором можно почерпнуть необходимые сведения, пока никто не слышал. А там, например, сообщается о наличии при театре школы-спутника под названием «Образ», где актеры-любители осваивают некоторые профессиональные навыки. «За закрытыми дверями» играют четверо молодых людей - трое из которых как раз ее ученики.
Ие Воробьевой не привыкать побеждать философию театральностью. Обращаясь к сложным драматургическим текстам — Аррабалю, Стоппарду или Сартру, она не мудрствует лукаво и не заморачивается лишнего по поводу экзистенциальных глубин принятых к постановке произведений, а рассказывает истории, понятные своим зрителям и непременно одобренные артистами. «На Сартре, например, сами актеры настояли», — говорит режиссер.
Действие пьесы происходит в наглухо закрытой комнате, расположенной в некоем подобии отеля, куда коридорный приводит по очереди трех персонажей — мужчину и двух женщин. Черные кулисы с трех сторон, по которым языками пламени спускается несколько бордовых полотнищ. Стулья разных эпох и черные костюмы героев с красными метками. Сценография спектакля принципиально разомкнута на зрительный зал — сюда, на скамью рядом со зрителями, присаживается коридорный, этот ангел ада в белых одеждах, чтобы время от времени вмешиваться в происходящее и отбивать свои такты на доставшейся героям вечности.
Один из отцов экзистенциализма Жан-Поль Сартр именно в этой пьесе вывел свою знаменитую и весьма эффектную максиму «Ад — это другие», остроумную чувственную догадку, показавшуюся на время правдой и сильно вдохновившую тех, кто норовит отыскивать виноватых и перекладывать бремя ответственности на чужие плечи.
Написанная в 44-м «За закрытыми дверями» представляет собою концентрат противоречивых философских воззрений автора, атеистических по сути и мелодраматических по жанру. В сартровском аду и правда жарко, но нет жаровен, решеток, медных воронок и тому подобной «чепухи», а есть предельно запутанные человеческие взаимоотношения, смертные грехи героев, личные у каждого скелеты в шкафу и террор всех против каждого и каждого против всех. Сартр писал о том, что палачи и жертвы всегда готовы поменяться местами, а свобода человеку не нужна — он будет болтать, философствовать и даже кричать о ней, а когда дверь заветной комнаты призывно откроется, предпочтет остаться в своей камере пыток на следующий срок.
Молодые любители «Свободного театра» отважно осваивают почти приключенческий сюжет пьесы «За закрытыми дверями», примеряют на себя проблемы и характеры героев, проходят вслед за французским писателем всеми кругами сочиненного им ада с той долей отстранения, которая позволяет им оставаться в конкретных театральных пределах, а не витать в отвлеченных философских мирах. Продираясь сквозь путаницу взаимоотношений персонажей Сартра, их вину и отчаяние, они приобретают собственный эмоциональный опыт, который должен пригодиться им хотя бы для того, чтобы не превратить в страдание жизнь своих близких. История, рассказанная режиссером и артистами, прежде всего о том, что неспособность полюбить другого человека, наверное, и есть главная причина вечной людской маеты. Ад - не в придуманной Сартром категории «отсутствия», а в реальном отсутствии любви, в пустых и обреченных ее поисках, которыми заняты герои спектакля.
Когда по его окончании исполнители, принимая цветы и поздравления, остаются в зрительном зале, чтобы продолжить разговор об увиденном, то простая и важная функция любительского театра является вам, что называется, во плоти. Сартр тоже, кстати, полагал обсуждение естественным завершением театрального действия. Или воздействия. Будущей весной этому воздействию исполняется полвека — ровно столько существует в ДК «Россия» народный театр. А его нынешний преемник — «Свободный театр» под руководством Ии Воробьевой - тем временем ищет спонсоров для поездки на традиционный смотр любительских коллективов в Щелыково, где намерен показать премьерный спектакль по Сартру, и готовится к постановке Гоголя.

Ольга Харитонова"Саратовская областная газета"

Как Офелия и Гамлет поженились, или Классика жанра за закрытыми дверями

Если человеку вдруг не повезло, и у него нет любимой работы, его будни скучны, а в жизни не хватает адреналина, он приходит в народный театр драмы, где его ждут друзья, бурные эмоции и новые неизведанные ощущения. В театр, который становится творческим трамплином, виновником романтических встреч и просто местом, где тебя всегда поймут и выслушают — вторым домом.

3-я Дачная, Дворец культуры «Россия». После долгого хождения по лабиринтам советского помещения, наконец, попадаешь в народный театр драмы (сокращенно НТД). Небольшая комната, где сцена и зрительный зал — одно целое. Люди постепенно собираются на спектакль по Сартру «За закрытыми дверями». Все здороваются друг с другом, все здесь хорошие знакомые. Режиссер Ия Воробьева руководит процессом, собирая зрителей и подбадривая актеров перед началом спектакля.
— У нас семейная обстановка, мы все очень любим друг друга, — рассказывает Ия Васильевна, — поэтому есть такой обычай — обниматься и целоваться в начале и в конце наших встреч. У пришедших сюда появляется свое пространство. Все в театре много значат друг для друга. Каждый получает здесь возможность расслабиться, выплеснуть свою энергию и почувствовать себя другим человеком. Это один из вариантов жизни. Все здесь открыты и свободны. Многие даже женятся, создают свои семьи.
— У нас довольно много ребят, которые после работы на площадке находят здесь близких себе людей, — улыбается Ия Воробьева. — Пять семей у нас получилось за время существования театра. У нас Офелия и Гамлет поженились, даже родили маленького Влада. Гамлет женился на Офелии, никто не умер, все хорошо. Получился такой шекспировский хэппи-энд.
В группе 16 человек, и коллектив постоянно пополняется. Ребята за год оканчивают театр-школу «Образ» и если осознают, что больше без театра не могут, приходят в «Свободный театр», где становятся уже обученными актерами. Все работают здесь бесплатно — за интерес, за то, чтобы почувствовать себя значимыми для общества. Многие стесни- тельны, чувствуют неуверенность по жизни, но в народном театре драмы они могут быть уверены в том, что их услышат.
Пятьдесят лет назад и даже пять лет назад актеров в «Свободный театр» набирали с улицы. На их подготовку уходило много времени, и театр не имел возможности сразу ставить спектакли. Теперь театр ставит два спектакля в год — до и после Нового года. Коллектив постоянно обновляется, и уже видно, кто может входить в образ, а кому это искусство не поддается.
В театр приходят в основном студенты, но есть и свои долгожители.
— Это я и мой муж, ведь у него нет выбора, — шутит Ия Васильевна. — Но самый «долгий» у нас — Виталий Белоусов, который в НТД уже более 10 лет. И наш художник-постановщик — Наташа Федорова. Без нее не обходится ни один спектакль. Остальные же, пожив с нами какое-то время, нашли себя в другом деле и покинули театр.
— Я занимаюсь в «Свободном театре» почти два года, — рассказывает студент СГУ Костя Олексюк, — он давно стал для меня семьей. Я здесь больше провожу времени, нежели дома. В театр меня привела моя одногруппница. И я просто оставил в зале сумку. Есть такая примета — если забыл какую-то вещь, то обязательно за ней вернешься. Так я вернулся и остался в театре.
Репертуар в «Свободном театре» разнообразный. Так, в 2008 году было решено попробовать свои силы в бытовой драматургии, близкой любому зрителю. Были поставлены два коротких спектакля — «Зима» по Гришковцу и «Слеза» по Шмелеву. Оба спектакля получили дипломы I степени на Всероссийском фестивале любительских театров «Успех-2008», а постановка для детей «Недетский детектив» по Корнею Чуковскому успешно покоряет школьные подмостки.
— У нас есть постановка «Гамлет на четверть часа», где мы шутим над Шекспиром, — говорит Ия Воробьева, — а в премьерном спектакле «О О О О, или бред Гоголя» просто сплошной дурдом. Вообще на площадке дурдом приветствуется. Мы очень любим абсурд, просто обожаем. У нас никто не ходит прямо. Мы и акробатикой, и танцами занимаемся. Единственное, что мы не делали — так это еще не пели. Будет когда-нибудь и вокал. Мы любим джаз-модерн, и этот стиль находит свое место в спектакле.
К занятиям в НТД ребята относятся крайне серьезно. Иногда они жертвуют учебой для того, чтобы вовремя прийти в театр. Каждый великолепно знает, сколько людей от него зависит.
— Все актеры понимают, что они мне очень дороги, — говорит Ия Васильевна. — Они воплощают мои фантазии, и мы друг к другу относимся как должники: они мне должны, я им должна свою любовь. И пусть зрителей совсем немного, но это приносит огромную радость. Мы пытались работать на большой сцене, но потом поняли, что мы камерный театр. Нам необходимо зрителя видеть, нужна возможность «потрогать» человека. Мы целенаправленно выбрали маленькое пространство и не идем на большую сцену, потому что там мы далеко от зрителя.
25 марта народному театру драмы исполняется полвека. Обаяние и дружеская обстановка — вот главные слова, передающие атмосферу театра. Покидая «Свободный театр», понимаешь, что оставляешь там частичку себя, за которой хочется вернуться еще не раз...

Василиса Чернявская "Саратовская панорама"

© 2001-2009 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)