Небнм клемщ я вбхенб

Девушка и Смерть

Виктор Ковалев

балет в 2-х действиях

Либретто - заслуженого артиста РСФСР Валентина Адашевского и Валерия Нестерова по мотивам одноименной поэмы М. Горького.

Балетмейстер-постановщик - Валерий Нестеров
Дирижер-постановщик - Медет Тургумбаев
Художник-постановщик - Сергей Болдырев
Художник по костюмам - Эра Покровская
Хормейстер - заслуженый артист России Людмила Тадтаева

премьера - 28 июня 2007 года

Действующие лица и исполнители

ДЕВУШКА - дипломант Международного конкурса Н. КОЛОСОВА, дипломант Международного конкурса Ю. ТАНЮХИНА, дипломант Международного конкурса В. ШАРИПОВА
СМЕРТЬ - народный артист России И. СТЕЦЮР-МОВА , А. МИХЕЕВ
ПАРЕНЬ -заслуженный артист России Д. КУРЫНОВ , О. ИВАНОВ
ЦАРЬ - И. МАЛАЩЕНКО
САТАНА - А. БОРИСОВ, Д. КРУГЛОВ
ЦАРЬ - А. РОДИОНОВ, Д. КОНДРИН
ЧЕРТ - И. МАЛАЩЕНКО
КИКИМОРА - И. ПОЛЯКОВА, Ю. МИРОНОВА, Н. КАЧУРИНА

Девушки, парни, царская свита, воины, нечистая сила - артисты балета, хора и миманса театра
Сатанята - учащиеся хореографического отделения Саратовского областного училища искусств
Вокальные номера - народная артистка России В. БАРАНОВА , лауреат Международного конкурса О. МАРЬЕНКО.

О спектакле

Сценическая история балета «Девушка и Смерть» в Саратовском академическом театре оперы и балета начинается с середины прошлого века. В 1961 году саратовский композитор Виктор Ковалев в содружестве с главным балетмейстером театра Валентином Адашевским ставят балет в трех действиях, романтическую сказку «Девушка и Смерть». Спектакль наполнен лиризмом и фантастикой. По мнению современников, особенно удались сцены, раскрывающие любовь Девушки и Парня. Музыка балета выразительна и мелодична. В ней слышны интонации народных песен. Главные партии исполняли солисты саратовского балета — В. Дубровина, А. Алексеевский, А. Федоров. Спектакль пользовался большой популярностью у зрителей. В 1962 году эта постановка участвовала во Всероссийском смотре балетных спектаклей в Москве и удостоена диплома I степени.
Новая версия балета В. Ковалева, по словам балетмейстера — постановщика Валерия Нестерова, по жанру близка философской притче. Действие переносится во времена языческой Руси. Вечные противники Добро и Зло снова вступают в схватку, и лишь Любовь заставляет Смерть отступить.
Балетмейстер старается раскрыть идею спектакля посредством действенного танца, отказываясь от дивертисментных номеров прошлой постановки. Это усиливает динамику и драматизм действия.
Сохраняя без изменений музыкальную партитуру (с участием хора и солистов), постановщики создают новые хореографию, костюмы и декорации.
Зрителей ожидает многоплановый, яркий и зрелищный спектакль со множеством световых спецэффектов и постановочными сюрпризами.

информация с сайта театра - http://operabalet.ru

А ну-ка «Девушка»!

В Саратове поставили балет о любви, оказавшейся сильнее смерти

В театре им. Чернышевского – премьера спектакля «Девушка и смерть». Красивую сказку о любви по мотивам одноименной поэмы Максима Горького поставил хореограф Валерий Нестеров.

«Девушка и смерть» - спектакль для Саратова не новый. В 1961 году его здесь уже ставили балетмейстер Валентин Адашевский и композитор Виктор Ковалев. Первый написал по горьковской поэме либретто, второй положил его на музыку. Балет получился целиком саратовским. Не каждый провинциальный театр может похвастаться подобным ноу-хау. Поводы для гордости у постановщиков были: спектакль стал визитной карточкой нашего театра и продержался в репертуаре целых 10 лет. В 62-м году на фестивале в Москве «Девушка и смерть» получила I премию, подтвердившую: балет по достоинству оценили не только зрители, но и критики.
Валерий Нестеров решил возродить некогда культовый спектакль неспроста. В этом году первой исполнительнице партии Девушки, народной артистке России и ранее приме театра Вере Дубровиной исполнилось бы 90 лет. А в следующем у саратовской балетной труппы юбилей - 80 лет со дня основания.
О художественных достоинствах горьковской поэмы можно спорить, но ее сюжету не откажешь в сценичности. Возвращаясь с неудачной войны, Царь встречает Девушку. Она влюблена и не обращает на возмущенного самодержца никакого внимания. Этого оказалось достаточно, чтобы подписать бедняжке смертный приговор. К Девушке приходит Смерть, но любовь оказывается сильнее...
Революционный пафос писателя нашел свое отражение и в балете Адашевского. Поставленный в духе соцреализма, он вполне укладывался в рамки тогдашней идеологии. Нестеров переписал либретто предшественника на новый, современный лад, пытаясь сделать из романтической, с пролетарским душком сказки философскую притчу. Хореография балета заметно изменилась, наряду с классическим танцем в ней появились элементы модерна. Особенно много их во втором акте, когда на сцене разворачивается довольно причудливая картина ада. Использование модернистских движений в данном случае вполне уместно: на языке пластики загробные «страсти-мордасти» смотрятся куда эффектнее, чем исполненные в традиционном классическом ключе.
Нельзя сказать, что попытка сделать из «Девушки» философскую притчу удалась Нестерову на все 100%. Его ад скорее сказочный, нежели библейский. Его Царь - образ не столь примитивный, как у Горького. Это вовсе не венценосный самодур, гонитель пролетарских свобод. Но и на мистического Властелина - так написано в программке - герой тоже явно не тянет. А тянет скорее на Бориса Годунова, который уж точно «не из этой оперы».
Самый мистический и неоднозначный образ - Смерть. Танцует ее замечательный артист с роскошной украинской фамилией Игорь Стецюр-Мова. Главный плюс этой партии - в отсутствии четких «минусов». Казалось бы, смерть - это всегда зло и относиться к ней нужно соответственно. Но у Игоря не все так просто. Его Смерть загадочная, местами даже сентиментальная. Она то симпатизирует Девушке, едва ли не жалеет ее, то снова «приходит в себя» и становится «великой и ужасной». В старом балете Смерть была в черном костюме с нарисованным фосфорисцирующей краской скелетом. В темноте он светился, но вряд ли этот трюк кого-то сильно пугал. В новой версии Смерть белая. И это будоражит воображение куда больше примитивного скелета.
Из относительной современности создатели балета перенесли действие в языческую Русь. Что заставило хореографа искать «большую и чистую любовь» в далеком дохристианском прошлом, сказать сложно. Похоже, он просто пошел по пути наименьшего сопротивления. Язычество у Нестерова сильно романтизировано, это скорее литературный штамп, нежели исторический факт. Найти красивое чувство в приукрашенном прошлом гораздо проще, чем в «некрасивом», конфликтном настоящем.
Спектакль получился зрелищным. Роскошные костюмы, декорации, свет и даже иллюзионистские трюки делают его похожим на большую красочную фантасмагорию. Смотреть балет будет одинаково интересно и взрослым, и детям. Станет ли спектакль событием всероссийского масштаба, как того хотел постановщик, сказать сложно. Но кассу театру сделает точно.

Артем Соседов «Новые времена» 9-15 июля 2007 года

 


© 2001-2007 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)