![]() |
Мало кто знает, что в свое время Саратовский областной театр
оперетты, расположенный на Театральной улице города Энгельса, находился на третьем
месте после Москвы и Ленинграда. Это не просто статистические данные, с которых
удобно начинать рассказ, - это свидетельство напряженной работы, а может быть,
даже самопожертвования актеров, вынужденных играть на слишком маленькой для
них сцене. Когда театр оперетты только открывался 35 лет назад, местные власти
намеревались превратить Энгельс в район Саратова. От этой идеи осталось только
название - Саратовский областной театр оперетты - и неизменно высокий уровень
актерской игры. И, несмотря на любые финансовые "но", такой зритель
у театра оперетты есть - именно ему и ради него отдавали и отдают до сих пор
все свои жизненные силы ветераны театра Виктор Бирюков и Альвина Сафронова,
работающие здесь с самого его основания. "Этот театр хорош тем, - объясняют
они, - что мы сами его сделали. Несмотря на то, что многие пришли сюда из старых
театров, они не принесли с собой заскорузлых течений и закулисных интриг. Все
мы были искренни. Да, они имеют право говорить "наш театр" более,
чем другие: Виктор Аристархович пришел сюда как актер и заведующий труппой из
Саратовского театра оперы и балета 15 июля 1968 года, а 7 октября новый театр
открылся премьерой - спектаклем "Будем знакомы, дорогие земляки".
(Виктора Аристарховича "переманил" директор театра Ефим Семенович
Нейман.) Альвина Ивановна была принята первой артисткой балета в труппу к балетмейстеру
Владимиру Владимировичу Никитину: "Это был человек-самородок. У него не
было специального образования, но поставленные им танцы я могу исполнить хоть
сейчас, спустя много лет. Все было логично и выражало истинные человеческие
чувства". Сразу после нескольких премьер ленинградский режиссер Виктор
Павлович Макаров приехал в Энгельс и привез с собой выпускников столичных театральных
институтов - таким образом, по словам Виктора Бирюкова, "труппа обросла
жирком". Театр сотрудничал с разными режиссерами, которые ставили и мировую
классику оперетты - И.Кальмана, Ф.Легара, Ж.офенбаха, и спектакли современных
композиторов. Жанр оперетты, который традиционно считается самым легким, самым
демократичным, самым "доходчивым" для зрителя, оказался очень сложным
в исполнении. "Ты должен петь, как оперный артист, говорить - как драматический,
танцевать - как артист балета. Оперетте учатся всю жизнь, а когда навыки, наконец,
укореняются - вот уже и старость..." - печально констатирует Виктор Аристархович,
а Альвина Ивановна добавляет: "Выпускники театральных вузов приходят к
нам слепыми котятами. Их нужно своим примером заставить - в хорошем смысле слова!
- стать настоящими артистами. В труппе, которой я заведую, 30 человек, и каждый
на вес золота".
Синтетический характер оперетты - соединение музыки и драматического искусства
- не единственная ее сложность: нужно уметь исполнять еще и цирковые трюки.
Одна из самых первых премьер - "Сын клоуна" - ставилась тогда, когда
в Саратове гастролировал "солнечный клоун" Олег Попов, и артисты театра
оперетты сидели на всех его репетициях, учились. Сейчас в спектакле "Летучая
мышь" Лариса Комиссарова прыгает через огненное кольцо...
Самые теплые, яркие воспоминания остались у ветеранов театра оперетты о гастролях:
Ульяновск, Вологда, Чебоксары, Череповец, Харьков, Полтава, Кременчуг, Винница,
все крупные города Саратовской области... А когда Саратовский театр оперетты
выехал в Москву, двое его актеров остались работать в столице.
"Гастроли актеру жизненно необходимы, - объясняет Альвина Ивановна. - В
родном городе артист привыкает к зрителям, и они что-то ему прощают. В другом
городе зрителя нужно очаровать, завоевать". И это артистам театра удавалось
в полной мере. После их гастролей благодарные жители многих городов Саратовской
области, в особенности Вольска и Балаково, специально приезжали в Энгельс, чтобы
вновь насладиться игрой любимых актеров.
На сегодняшний день артисты театра оперетты почти лишены возможности гастролировать,
тем не менее, когда в прошлом году они выезжали в города нашей области, то имели
шумный успех.
Театру оперетты в этом году исполняется 35 лет, и его "старожилы"
до сих пор ощущают себя здесь нужными: Виктор Аристархович занят почти во всем
театральном репертуаре, Альвина Ивановна - заведующая труппой, по ее словам,
она "не имеет права даже заболеть" - такая большая ответственность
лежит на ее плечах. Для этих людей нет большей радости, чем видеть, что дело
их живет, что театр, вопреки всем жизненным обстоятельствам, ежегодно ставит
спектакли, а ветераны своим примером увлекают талантливую молодежь к творческим
вершинам.