Н РЕЮРПЕ

Статьи по Саратовскому областному театру оперетты

Оперетте учатся всю жизнь

Мало кто знает, что в свое время Саратовский областной театр оперетты, расположенный на Театральной улице города Энгельса, находился на третьем месте после Москвы и Ленинграда. Это не просто статистические данные, с которых удобно начинать рассказ, - это свидетельство напряженной работы, а может быть, даже самопожертвования актеров, вынужденных играть на слишком маленькой для них сцене. Когда театр оперетты только открывался 35 лет назад, местные власти намеревались превратить Энгельс в район Саратова. От этой идеи осталось только название - Саратовский областной театр оперетты - и неизменно высокий уровень актерской игры. И, несмотря на любые финансовые "но", такой зритель у театра оперетты есть - именно ему и ради него отдавали и отдают до сих пор все свои жизненные силы ветераны театра Виктор Бирюков и Альвина Сафронова, работающие здесь с самого его основания. "Этот театр хорош тем, - объясняют они, - что мы сами его сделали. Несмотря на то, что многие пришли сюда из старых театров, они не принесли с собой заскорузлых течений и закулисных интриг. Все мы были искренни. Да, они имеют право говорить "наш театр" более, чем другие: Виктор Аристархович пришел сюда как актер и заведующий труппой из Саратовского театра оперы и балета 15 июля 1968 года, а 7 октября новый театр открылся премьерой - спектаклем "Будем знакомы, дорогие земляки". (Виктора Аристарховича "переманил" директор театра Ефим Семенович Нейман.) Альвина Ивановна была принята первой артисткой балета в труппу к балетмейстеру Владимиру Владимировичу Никитину: "Это был человек-самородок. У него не было специального образования, но поставленные им танцы я могу исполнить хоть сейчас, спустя много лет. Все было логично и выражало истинные человеческие чувства". Сразу после нескольких премьер ленинградский режиссер Виктор Павлович Макаров приехал в Энгельс и привез с собой выпускников столичных театральных институтов - таким образом, по словам Виктора Бирюкова, "труппа обросла жирком". Театр сотрудничал с разными режиссерами, которые ставили и мировую классику оперетты - И.Кальмана, Ф.Легара, Ж.офенбаха, и спектакли современных композиторов. Жанр оперетты, который традиционно считается самым легким, самым демократичным, самым "доходчивым" для зрителя, оказался очень сложным в исполнении. "Ты должен петь, как оперный артист, говорить - как драматический, танцевать - как артист балета. Оперетте учатся всю жизнь, а когда навыки, наконец, укореняются - вот уже и старость..." - печально констатирует Виктор Аристархович, а Альвина Ивановна добавляет: "Выпускники театральных вузов приходят к нам слепыми котятами. Их нужно своим примером заставить - в хорошем смысле слова! - стать настоящими артистами. В труппе, которой я заведую, 30 человек, и каждый на вес золота".
Синтетический характер оперетты - соединение музыки и драматического искусства - не единственная ее сложность: нужно уметь исполнять еще и цирковые трюки. Одна из самых первых премьер - "Сын клоуна" - ставилась тогда, когда в Саратове гастролировал "солнечный клоун" Олег Попов, и артисты театра оперетты сидели на всех его репетициях, учились. Сейчас в спектакле "Летучая мышь" Лариса Комиссарова прыгает через огненное кольцо...
Самые теплые, яркие воспоминания остались у ветеранов театра оперетты о гастролях: Ульяновск, Вологда, Чебоксары, Череповец, Харьков, Полтава, Кременчуг, Винница, все крупные города Саратовской области... А когда Саратовский театр оперетты выехал в Москву, двое его актеров остались работать в столице.
"Гастроли актеру жизненно необходимы, - объясняет Альвина Ивановна. - В родном городе артист привыкает к зрителям, и они что-то ему прощают. В другом городе зрителя нужно очаровать, завоевать". И это артистам театра удавалось в полной мере. После их гастролей благодарные жители многих городов Саратовской области, в особенности Вольска и Балаково, специально приезжали в Энгельс, чтобы вновь насладиться игрой любимых актеров.
На сегодняшний день артисты театра оперетты почти лишены возможности гастролировать, тем не менее, когда в прошлом году они выезжали в города нашей области, то имели шумный успех.
Театру оперетты в этом году исполняется 35 лет, и его "старожилы" до сих пор ощущают себя здесь нужными: Виктор Аристархович занят почти во всем театральном репертуаре, Альвина Ивановна - заведующая труппой, по ее словам, она "не имеет права даже заболеть" - такая большая ответственность лежит на ее плечах. Для этих людей нет большей радости, чем видеть, что дело их живет, что театр, вопреки всем жизненным обстоятельствам, ежегодно ставит спектакли, а ветераны своим примером увлекают талантливую молодежь к творческим вершинам.

Ирина Ломакина, "Рампа", январь 2004 года.

© 2001-2004 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)