Реклама

Театр магии и фокусов "Самокат"

410002, Саратов, ул. Соборная, 18 Дом офицеров. Театр магии и фокусов "Самокат". Тел. 26-46-42
Художественный руководитель - С.В.Щукин

Ментальный феномен

Как заметил барон Мюнхгаузен, серьезное лицо – еще не признак ума. Успешно бороться с излишней серьезностью помогает Саратовский театр магии и фокусов «Самокат», который открыл 21-й творческий сезон. Для муниципального театра подобная годовщина – истинное волшебство.
Муниципальные театры в Саратове, как известно, живут трудно и в борьбе. Нет подобающего помещения, или имеющийся зал не приспособлен под театральные действа, или арендная плата нависает как дамоклов меч. Со всеми этими трудностями театр магии и фокусов «Самокат» борется по мере своих сил и к нынешнему сезону – в чем-то даже успешно.
Было время, когда театр почти лишился помещения на третьем этаже Дома офицеров из-за юридических тонкостей, связанных с арендой. Теперь все утряслось, и артисты всецело занимаются творчеством. А творчество это давно простерлось за пределы города и страны.
Три года назад театр был приглашен на чемпионат мира по фокусам в Швецию. Художественный руководитель театра Сергей Щукин не так давно стал героем телевизионного шоу Ури Геллера «Феномен». А Артем Щукин, победитель телеконкурса «Минута славы» и неоднократный лауреат конкурса «Студенческая весна», просто нарасхват. Сейчас у него прошло 14 концертов в Москве, где он участвовал в грандиозном проекте «Звезды магии». Вот такие звезды, оказывается, живут и работают в нашем городе.
– По выражению Всеволода Мейерхольда, театр – суть игра ума и фантазии. Это как раз применимо к нашему театру, работающему в уникальном жанре. Человеку сегодня не хватает чуда, волшебства и романтики. Наш театр утоляет эту потребность, – уверен Сергей Щукин.
Самокат-то самокат, только это не означает, что театр приглашает исключительно детскую аудиторию. В репертуаре есть иллюзионные представления и для взрослых – в том смысле, что интересны они и тем, кому за…
Основой премьеры «Чудо – это просто», которую зрители увидят в конце октября – начале ноября, станет ментальная магия, психологические эксперименты. Чтение мыслей, игры разума, чудеса ясновидения... Сверхспособности или трюки? Вывод зрителю придется сделать самому. Кстати, свои ментальные способности Сергей Щукин продемонстрировал на одном из журналистов. Заперев бумажник коллеги в сундучок, фокусник предложил ему пять ключей, из которых к замку подходил только один. Возможно, именно пассы и пристальные взгляды мага заставили парня выбросить все ненужные ключи и оставить себе тот, который и открыл замок.
Всего в репертуаре театра 10 иллюзионных представлений. Это творческий рекорд, ведь для создания фокусов требуются время и соответствующее оборудование, которого в России порой не сыскать. Для готовящегося сейчас представления «Карнавал чудес» фокусы были закуплены в США и Великобритании. Детское представление «Фокусы Ай-ай-ай» было создано совместно с патриархом иллюзионного искусства для детей – Дэвидом Гинном. Он прислал сценарии и передал театру права на их использование.
– Поскольку у нас театр, а не просто фокусы под музыку, мы создаем мини-спектакли вокруг фокуса, – говорит Сергей Щукин. – Например, просим помочь фокуснику какого-нибудь мальчика, и вдруг этот мальчик превращается у нас в кролика. Родители порой впадают в шоковое состояние, но мы их успокаиваем, что все сейчас исправим. В конце концов и дети, и родители испытывают восторг.
От участия в телешоу «Феномен» у Сергея Вадимовича противоречивые впечатления. Конечно, тот, кто видит телекухню изнутри, иллюзий в отношении эфира уже не питает. Однако дело даже не в том, что чудеса на поверку оказываются запрограммированными. По словам самого Щукина, его творческая природа протестовала против того, на что делал ставку Ури Геллер.

– На кастинге из черырехсот претендентов – колдунов, магов, экстрасенсов – отобрали 10 человек. В это число попал и я с номерами ментальной магии, – рассказывает Сергей Вадимович. – Ментализм – это красивое, загадочное искусство. Но у Ури была другая цель. Ему нужно было что-то экстремальное, чтобы рубили головы и протыкали тело иглами.
Судя по всему, ментальная магия не заинтересовала Ури Геллера. Из двадцати номеров, что предложил Щукин, многое было отклонено. Впрочем, мы еще увидим его на экране в финале, который состоится 10-11 октября.
Летом следующего года театр ожидает поездка на чемпионат мира по фокусам в Китай. Тягаться с сильнейшими фокусниками предстоит Артему. А в ноябре труппа отправляется на гастроли в Балаково на собственной «газели». В дело пошли средства, выделенные городской администрацией. Теперь «Самокат», как ему и положено, сможет перемещаться без посторонней помощи.

Ирина Кабанова "Неделя области" № 52 (399) 8 октября 2008

Магия мысли и дрессированный платок

Уже совсем скоро, 4 октября, саратовский театр магии и фокусов «Самокат» откроет 21-й сезон представлением для своих самых маленьких зрителей «Фокусы ай-ай-ай». Начать работу с запланированной премьеры программы «Чудо - это просто», призванной продемонстрировать широкой публике возможности ментальной магии, в этом году театру не удалось. Дело в том, что репетиционные сроки несколько подорвало участие Сергея Щукина в телепередаче «Феномен», съемки которой на канале «Россия» задержали иллюзиониста в Москве на целый месяц.
Как сообщил журналистам Щукин-старший на проведенной в начале недели пресс-конференции, участие в грандиозном телевизионном проекте для него еще не закончилось. Впереди финал, на котором саратовский фокусник намерен как можно лучше выполнить свою главную задачу - «удивлять».
Однако эти творческие планы художественного руководителя «Самоката» не помешают саратовцам в самом ближайшем будущем увидеть на сцене театра несколько новых номеров. Помимо отложенной на конец октября - начало ноября премьеры «Чудо - это просто», в декабре зрителям предстоит оценить представление «Карнавал чудес», работа над которым в театре уже ведется. Подготовка новой программы потребовала от «Самоката» серьезных финансовых вложений, связанных с закупкой серии трюков в Великобритании и США. Над постановкой одного из них - «приручением» летающего платка, имеющего обыкновение без посторонней помощи забираться зрителям в карманы - в настоящее время работает Артем Щукин. Одновременно Артем занят выступлениями в рамках уникального проекта, для участия в котором он в числе немногих известнейших иллюзионистов мира был приглашен в Москву. Напряженный график из четырнадцати концертов позволит Щукину-младшему освободиться и вернуться в Саратов лишь к концу сентября.
Другую премьеру «Самокат» предполагает выпустить весной. Ею станет взрослая программа под рабочим названием «Сотворение волшебства». Что же касается планов театра на чуть более дальнюю перспективу, то в июле будущего года саратовские иллюзионисты отправятся в Китай на чемпионат мира по фокусам.
P.S. По окончании пресс-конференции Сергей Щукин продемонстрировал представителям СМИ трюк из жанра ментальной магии, который готовился, но так и не вошел в шоу «Феномен». Результат психологического эксперимента буквально заворожил обычно скептически настроенные журналистские умы. Мысленно иллюзионист помог корреспонденту одного из телеканалов, случайно оказавшемуся его ассистентом, достать из коробки с несколькими ключами один верный, дабы извлечь из сейфа собственный бумажник. Жаль, чиновники захаживают в «Самокат» не часто. Глядишь, и они окажутся подходящими объектами для телепатического внушения. Ведь других способов убедить их предоставить уникальнейшему театру новое помещение, похоже, не остается.

Екатерина Богданова «Богатей»25 сентября 2008 № 32 (457)

Фокус с исчезновением

Вспоминаю, как, еще будучи старшеклассницами, мы с подружкой вечерами с упоением добирались на другой конец города, и всякий раз в немыслимое, как мне тогда казалось, для муниципального, да и вообще театра захолустье, чтобы только не пропустить очередную премьеру в «АТХ». На моей памяти тесные, не самые уютные и в большинстве своем предназначенные исключительно для студенческих постановок залы никогда не пустовали.
С тех пор, как «Академии театральных художеств» не стало, прошло уже немало лет. Однако с трудом верится в то, что, повторись эта ситуация сегодня, финал развития событий мог бы оказаться иным. Не хочется проводить аналогий с другими существующими в городе театральными коллективами, но складывается впечатление, что Саратов без сожаления расстается со своими лучшими артистами. Как, например, это может случиться с театром магии и фокусов «Самокат», вот уже два десятилетия остающимся фактически бесприютным.
Выступая на состоявшемся недавно заседании коллегии городского комитета по культуре, руководитель «Самоката» Сергей Щукин, кажется, не удивил никого из присутствующих новизной своего доклада. Единственный в России и хорошо известный за рубежом театр завоевал разновозрастную саратовскую публику, но за все годы так и не обрел собственной сцены.
Свой двадцатилетний юбилей, случившийся еще в августе, но отмечаемый в ноябре прошлого года, коллектив встретил все в том же неизменном арендуемом помещении Дома офицеров.
Надо сказать, что в связи с недавними событиями неизменность данного обстоятельства начала даже вселять оптимизм, хотя и довольно специфического рода. «Богатей» уже писал о казусной ситуации, возникшей в договорных отношениях между собственником зала и его арендатором и на полном серьезе грозившей «Самокату» и вовсе лишиться какого бы то ни было пристанища. По счастью, общими усилиями конфликт был улажен, и теперь театр готовится в очередной раз заключить с гарнизонным Домом офицеров годичный арендный договор.
Другое дело, что судьба контракта неожиданно снова оказалась под угрозой. Весь вопрос в том, что 167 квадратных метров, которые в общей сложности образуют крохотный зал и смежное с ним подсобное помещение - все, чем «владеют» саратовские фокусники, еще не прошли государственную оценку. Независимый оценщик, побывавший, на днях на площадях «Самоката», огорошил труппу известием о том, что в связи с повсеместным скачком цен отныне арендная плата увеличится как минимум втрое - со 140 до 400-500 рублей за квадратный метр. Неудивительно, что этому авторитетному мнению театр предпочел не поверить и дождаться следующего специалиста (благо, Дом офицеров на сей раз решил избавить себя от обременительных расходов и переложил процедуру проведения оценки собственной недвижимости на плечи самого арендатора). Потянуть такую запредельную аренду «Самокат» все равно не сможет, тем более, что бюджетное финансирование театра в этом году немногим превышает прошлогодние цифры.
Между тем, театр - единственный в городе, который год от года не только выполняет, но и перевыполняет существующую репертуарную разнарядку. При плане в сто сорок сыгранных спектаклей «Самокат» только в прошлом году отыграл сто шестьдесят семь. Мог бы и больше, тем более что зрители привыкли раскупать билеты на представления иллюзионистов Щукиных за месяц вперед. Но увеличению производительности препятствуют чисто технические причины: из-за ограниченности пространства каждая дополнительная репетиция дается артистам тяжело. Трудно сказать, можно ли считать этот факт признаком преуспевания и возрождения театральной культуры, но в Саратове уже не осталось подмостков, предлагающих зрителю наблюдать за происходящим на сцене, воспользовавшись сомнительным комфортом деревянных кресел. Зрители «Самоката» не обращают на такую мелочь внимания. Занять некоторые из ограниченных восьмидесяти мест в зале для многих семей уже счастье, особенно для тех из них, кто живет далеко от центра и не имеет возможности лишний раз выбираться в город специально ради охоты за дефицитными билетами.
Но старенький и скромный зал, который, кстати сказать, в хитросплетении коридоров Дома офицеров еще надо постараться найти - не самое страшное из «богатств» «Самоката». К счастью, зрители не догадываются о том, что происходит за кулисами. Например, в тесной полутемной подсобке, соединяющей зал с так называемым административным помещением, в котором вместе с животными ютится вся труппа и технический персонал театра, уже не первый год обнажаются перекладины потолка. Ситуация становится особенно тревожной в периоды обильных дождей и снегопадов, то есть несколько раз в неделю, когда образовавшаяся в потолке метровая щель напоминает о своем присутствии выпадением мокрых осадков, перемежающихся кусками штукатурки. Дабы защитить от стихии головы сотрудников, под щелью соорудили настил, на который в случае непогоды выставляются ведра и тазы. Предоставлять Щукиным деньги на ремонт помещения, тем самым подновляя не принадлежащее театру здание, комитет по культуре, понятное дело, отказывается.
В соседней комнате, одновременно служащей директорским кабинетом, мини-зверинцем и офисами сотрудников, которых в штатном расписании театра значится около тридцати человек, с крышей никаких проблем нет. Проблема в другом - как разместить в единственном помещении все штатные единицы, предоставив каждому собственное рабочее место. Лучший пример существования в тесноте, да не в обиде подает сам Сергей Вадимович: директорский стол находится в непосредственном соседстве с клетками редких голубей и карликового кролика Малыша. И хотя в театре назрела необходимость пополнения персонала специалистом по связям с общественностью, с введением новой должности Щукин-старший не торопится, ведь размещать дополнительного сотрудника в загроможденной столами комнате попросту негде. Единственный и неприкосновенный резерв представляет собой разве что импровизированный гардероб - расположенная в центре офиса вешалка.
Стесненные условия позволили «Самокату» даже изобрести новый вид гастролей - по арендуемым площадкам ... собственного города. Например, в конце марта труппа с программой «Фокусы на бис» посетит наиболее обделенный магией Ленинский район, на целый субботний день обосновавшись в огромном зале на 700 мест, принадлежащем областному центру народного творчества ДК «Техстекло».
А ведь, как поется в известной песне, все могло быть иначе. Обзаведись «Самокат» двумя-тремя помещениями и собственным залом, рассчитанным на 120-200 зрителей, многие проблемы - не только театра, но и города - были бы решены. Уже не первый год Сергей Щукин вынашивает идею о создании на базе театра магии и фокусов Центра волшебства для детей и подростков. Ничего подобного в России нет и в ближайшее время, судя по всему, не будет. Есть только потребность: многочисленные просьбы маленьких зрителей стать сопричастными к происходящим на сцене таинствам. Процессу обучения юных иллюзионистов способствовали бы не только колоссальный опыт и мастерство семьи Щукиных, но и огромное количество имеющегося в театре наглядного материала.
«Самокат» подумывает и о том, чтобы приобрести новых пернатых и четвероногих артистов: обезьянок и дорогостоящего попугая. Но размещать животных, кроме как на сцене, негде. Более того, при желании и готовности выступить спонсором ничто не мешало бы обладающему столь уникальным творческим коллективом городу организовывать масштабные иллюзионные шоу а-ля трюки Дэвида Копперфильда. Конечно, удовольствие приобретения крупногабаритной аппаратуры для таких выступлений не из дешевых, тем более что годовой заработок театра и без того чуть ли не целиком расходится на покупку производимого в США магического реквизита. Но, думается, что, подойди чиновники хотя бы с долей изобретательности к организации того же Дня города, затраты на уникальное шоу не показались бы такими большими по сравнению с выпиской из столицы уже основательно приевшихся народу и в большинстве своем за версту попахивающих нафталином «звезд».
Несмотря на то, что еще совсем недавно, по случаю визита в Саратов делегации Михаила Швыдкого и проведения всероссийского форума, город с нелепой важностью примерял на себя корону культурной столицы Поволжья и с правительственных трибун кричал о созидательном творчестве во имя детей, самый детский из городских театров почему-то продолжает оставаться в своем полуподвальном статусе. За все время существования театра никто ни разу не предложил самобытному «Самокату» ни начать строительство здания, ни подыскать в центре города площади, на которых известные во всем мире иллюзионисты наконец-то смогли бы почувствовать себя полноценным творческим коллективом, нужным не только своим зрителям, но и городским властям. Но у последних, видимо, и без того остается о ком заботится. Ведь два муниципальных театра - «Балаганчик» и с недавних пор оказавшаяся на городских выселках «Версия» - собирают залы с превеликим трудом. Остается надеяться, что воображаемые подмостки - все же не тот идеал, к которому стремится театральная культура Саратова.

Екатерина Богданова «Богатей» 7 (432) 21 февраля 2008 года

Вот это фокус!

И снова Саратов оказался на высоте! Пока на канале «Россия» жюри в составе певицы Валерии, актера Ва­лерия Гаркалина и режиссера Теграна Кеосаяна во­сторгается ансамблем «Бридж» из нашей филармонии, на Первом появилась очередная звезда. В минувшую субботу фокусник из Саратова Артем Щукин вызвал бурю эмоций у судей нового телеконкурса «Минута славы».
Большинство участников проекта уже в первый день были безжалостно отсеяны. Члены жюри - писательница и телеведущая Татьяна Толстая, президент КВН Александр Масляков и актриса Марина Голуб - многим конкурсантам даже выступить до конца не давали. Но когда на сцену вышел Щукин, судьи кричали: «Браво!». Иллюзиониста из Саратова сразу пропустили в полуфинал.
- Мужчине, который все превращает в голубей, я, Марина Голуб, говорю «да!»,— такими словами подытожила единогласное судейское решение популярная актриса.
Номер, показанный Артемом в шоу «Минута славы», уже не первый раз приводит в восторг профессионалов. Именно с ним Щукин победил на всероссийском конкурсе артистов эстрады, который проходил в Саратове осенью минувшего года. Тогда судьями были певец Лев Лещенко, руководитель федерального агентства по культуре Михаил Швыдкой, наша землячка Алена Апина, балетмейстер Алла Духова, а также композиторы Евгений Крылатов и Ким Брейтбург. Они единогласно отдали Артему первое место - фактически Щукин был признан лучшим фокусником страны. Второе место, кстати, занял ансамбль «Бридж».
Ким Брейтбург, продюсер телепроекта «Народный артист», посоветовал тогда Щукину и «Бриджу» попробовать свои силы в Москве. Ребята мэтра послушали и не прогадали. Такого успеха мы не имели, пожалуй, со времен «Интеграла» и «Комбинации»: два центральных канала, самые именитые звезды шоу-бизнеса ставят саратовцев в пример всей стране!
Как признался отец молодого артиста, руководитель саратовского театра магии и фокусов «Самокат» Сергей Щукин, он очень переживал за сына. В субботу вечером они с женой болели у экрана телевизора.
- Хотя шоу на Первом канале идет в записи, мы до последнего не знали итога выступления Артема, - рассказал Щукин-старший. - Когда мы ему звонили, он сказал, что все хорошо. Но результат не сообщил. Так что мы волновались.
Победителю проекта «Минута славы» полагается приз — миллион рублей. Будем надеяться, что он достанется нашему земляку.

Лана КИМ-ДЕ-СЕ «Зеркало» 28 февраля 2007 года

Гильотина для веселых

Дети всего мира любят фокусы. И дети всего мира любят ужасы - тут уж ничего не поделаешь. Вспомним любимого героя Марка Твена. Раздобыв дохлую кошку, он отправляется ночью на кладбище вместе с "этим ужасным" Геком Финном. Боится, но идет.
Так и с представлениями театра магии и фокусов "Самокат". Глаза страшатся, а ноги бегом бегут на новое представление фокусников "Магия и монстры".
Дракула, монстры, гильотина...
Сергей Вадимович, зачем вы пугаете маленьких детей?! Я знаю, вы даже руки им отрубаете. Понарошку, конечно! - спрашиваю я Щукина, заслуженного артиста России, главного Мага театра.
Все мои "страшилки" веселые. Во- первых, дети приходят в зал с родителями. И боятся они до тех пор, пока не оказываются в качестве ассистентов (добровольных, разумеется!) по ту сторону рампы, на сцене. Они видят, что наша "гильотина" никогда ничего не отрубит. Удачная иллюзия, и только!
А ваша новая "страшная" программа как-то связана с Америкой? Ведь с Дэвидом Копперфильдом, тем самым, что "проходил" сквозь Великую китайскую стену, вы хорошо знакомы.
Америка - страна фокусов, там принято разыгрывать друг друга, Прислать, например, соседу "на завтрак" салат, а в коробке, среди листьев - кузнечики. Совсем как живые. Или подложить запакованную "змею". Вот, где самые страшные монстры!
А свое представление я назвал по книге "Магия и Монстры", изданной в США, где как раз имеются описания гильотины и других устройств. Если вы обратили внимание, я тоже часто раскрываю свои фокусы на сцене.
Только наполовину! Вы рвете бумагу и вытаскиваете из кулька целые платочки. А зритель, как ни пыхтит, так и вынимает обрывки из своего.
"разоблачение" - тоже спектакль, я же артист, 16 лет фокусами занимаюсь. Плюс ловкость рук, конечно. Уже 6 лет (с раннего детства), "фокусничает" сын Артем. На Всероссийской студенческой весне, изобразив "полет" в воздухе, он получил диплом.
А какое представление маленьким детям посмотреть для начала, чтобы не очень испугаться ваших веселых страшилок?
Я бы посоветовал "Абракадабру", ни одного ребенка не оставляет равнодушным. А впрочем "книп-кнап-кнуре"... пусть скажут сами зрители!
Тут Сергей Вадимович взмахну, видимо волшебной палочкой, на голове у него откуда-то появилась чалма, а на темной стене за его спиной возникли слова:
"Мне очень нравятся все представления, я уже два раз ходила сюда, и узнала много новых фокусов"
"Я уже в третий раз прихожу сюда и все больше и больше поражаюсь мастерству семьи Щукиных"
"Магия и монстры" - полный отпад!"
И много-много подписей разных детей.
Ох, уж эти мне фокусники! Шагу ступить не могут без своей волшебной палочки.

Территория N18(78) 22 сентября-5 октября 2003 года Ирина Крайнова

© 2001-2008 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)