Статьи о театре

Кукольная жизнь

Какая разница между куклой, с которой привык играть дома ребенок, и той, которая оживает на сцене в руках актера? Даже люди, которые никогда не посещали театр кукол - а саратовцам крупно повезло, что такой театр в нашем городе есть - догадываются о том, что планшетные, марионеточные, петрушки и прочие виды театральных кукол совсем не похожи на населяющие детские комнаты барби и медвежат.
Это открытие рано или поздно делают для себя и многие дети, и для большинства из них, переступивших порог «Теремка», оно становится очень важным...
На представлениях «Теремка» традиционно приходится видеть публику разных возрастов, в том числе и взрослых, пришедших на полноценный драматический спектакль с эпизодическим участием кукольных персонажей. В этом большая заслуга руководства театра, направляющего усилия на то, чтобы развенчать устоявшийся в среде неискушенной аудитории однобокий миф о «Теремке» как об исключительно детском театре.
И все же основной зритель саратовского театра кукол - маленький. Не случайно в репертуаре «Теремка» двадцать шесть спектаклей для детей и только четыре - для взрослых. Не каждый театр может похвастаться столь обширной программой, тем более что, как признаются сами актеры, справляться с таким объемом работы им непросто. Не в последнюю очередь из-за того, что некоторые постановки - как правило, это относится к спектаклям для старшей возрастной аудитории - появляются на сцене с интервалом в месяц, а то и полтора и требуют более длительных, чем обычно, репетиций. И все же за более чем семидесятилетнюю историю «Теремка» ушедшие с его сцены постановки можно пересчитать по пальцам. В репертуаре даже сохранился переживший множество редакций «Гусенок» - спектакль, премьерой которого театр в 1936 году распахнул свои двери перед зрителями.
Кстати, обычно не равнодушные к эстетике родители начинают приобщать своих чад к искусству чуть ли не с младенчества. Таких капризничающих, несчастных малышей можно увидеть практически в любом театре и на любой, вне зависимости от ее возрастной ориентированности, постановке. Не многие семьи склонны прислушиваться в этом вопросе к ученым, по мнению которых, прививать детям любовь к сценическому действу следует не раньше, чем с пяти лет. Как раз на такой зрительский возраст и рассчитаны спектакли для самых маленьких на подмостках «Теремка». Они идут с максимальной продолжительностью в час и обязательно включают в себя антракт: терпеливо высидеть более длительное время малыши просто не способны. И все-таки на представления часто приходят двух-трехлетние зрители. Попадая в непривычный для них мир, некоторые из них пугаются, и тут уж требуется виртуозное умение матери успокоить ребенка и убедить его досмотреть спектакль до конца.
Зато у детишек постарше первое столкновение с театральным миром чаще вызывает прямо противоположную реакцию. По окончании сказочного действа родителям бывает непросто увести их домой. Еще бы, ведь обычно после постановки дети получают возможность пообщаться с актерами и обсудить увиденное, а в антракте даже позвонить любимому персонажу по «Волшебному телефончику». Для этого в зале установлена будка с внутренним телефоном, а актер, наряженный в костюм гнома, помогает ребенку набрать номер, по которому с ним голосом того или иного героя будет общаться другой актер. Заведующая педагогической частью Ирина Кривецкая вспоминает, что на первых порах существования проекта подавляющим спросом у детей пользовались зарубежные мультяшные персонажи, имена некоторых из которых даже вызывали растерянность у слышавших их впервые актеров. Однако со временем расположение маленьких зрителей изменилось, и звонки все чаще начали поступать Машеньке, Кошке, Красной Шапочке и героям других спектаклей «Теремка».
Впрочем, ребенку в зале разрешено все, даже самое сокровенное - дотронуться до куклы. Обычно процесс знакомства зрителя с куклой происходит в антракте или по окончании спектакля, либо непосредственно в куклохранилище театра, доступ в которое вот уже третий год получают маленькие участники организованного «Теремком» проекта «МОСТ». Естественно, развлечение вызывает у малышей бурю эмоций. «Не только дети, но и взрослые очень по-дилетантски рассуждают о театре кукол, - считает завлит «Теремка» Евгения Якимова. - Для многих куклы ассоциируются прежде всего с игрушками, рядом с которыми они выросли. И поэтому когда ребенка приглашают взять в руки театральную куклу, он думает, что с ней ему будет так же просто, как с любимыми игрушками дома. Но этого не получается, потому что нужно знать, как обращаться с куклой так, чтобы она ожила». К слову, этому сложнейшему мастерству актеры театра кукол обучаются на протяжении всей своей жизни, и далеко не все из них овладевают им в совершенстве. Но «Теремок» - один из немногих театров, на сцене которого появляются куклы всех систем, в том числе и самые хитрые в обращении - марионетки.
Между прочим, среди не привыкшей к театру кукол публики бытует еще одно заблуждение. Многим кажется, что на сцене их вниманию предложат эдакую «классику жанра»: ширму со спрятавшимся за ней актером и куклу-петрушку. На самом деле, таких спектаклей в репертуарном плане «Теремка» всего около трети, и предназначены они для самой маленькой аудитории, ведь подход к организации сценического пространства театра кукол давно уступил место более изощренным формам. «Каждому актеру и режиссеру хочется как можно полнее выразить все, на что они способны, - убеждена Евгения Петровна, - Поэтому у нас очень много спектаклей синтетических, в которых и кукла, и актер работают на сцене в живом плане. От режиссера требуется сделать так, чтобы кукла органично вписалась в контекст постановки». А чтобы не испугать и, чего доброго, не разочаровать совсем юного зрителя, ожидающего увидеть на сцене самостоятельно говорящую куклу без присутствия кукловода, для драматической актерской игры предусмотрено особое оформление. Это так называемый «черный кабинет», где артисты в черном сливаются с задниками и порталами затянутой в черное сцены и становятся как будто невидимыми. У ребёнка при этом складывается полная иллюзия того, что он смотрит не театральную постановку, а мультфильм.
Артистам и руководству театра кукол вообще диву даешься, потому что, несмотря на свою чрезвычайную загруженность, они успевают проводить с детьми полноценную воспитательную работу. Постоянные зрители «Теремка» уже знают, что самая активная часть этой работы приходится на день абонемента, обычно выпадающий на последнее воскресенье каждого месяца. Эта акция примечательна в первую очередь тем, что на сцене проходят сразу три спектакля для разных возрастных групп. Посещение маленькими зрителями дней абонемента отслеживается на протяжении всего сезона по участию в конкурсах, а в феврале, на подведении итогов, поощряется скромными, но приятными подарками. Конечно, призовой фонд во многом зависит от щедрот спонсоров, но организаторы стараются не обделить своим вниманием никого.
Кстати, как раз сейчас «Теремок» организует сразу несколько конкурсов. Ирина Владимировна показывает мне выполненные руками школьников тематические поделки - их в маленьком кабинете набралось уже не менее трех десятков. Наиболее запоминающиеся из вороха детских работ - иллюстрация к «кошачьему» спектаклю «Брысь» с названием «Если добрый ты...», сделанная третьеклассниками школы № 66, и красочный коллаж «Дерево дружбы» шестого класса школы № 8, ставший прекрасной иллюстрацией к объявленному театром конкурсу «Экология детской души». Поступившие на него игрушки - персонажи кукольных спектаклей - было решено приберечь для специального конкурса кукол с говорящим названием «Я не волшебник, я только учусь». Кроме того, в конце февраля «Теремок» предложил посостязаться в мастерстве также юным художникам, предложив маленьким зрителям придумать афишу к полюбившуюся спектаклю.
Но и это еще не все. На самом деле работа со школьниками обязательно включает в себя работу с учителями. С этой целью вот уже который год «Теремок» при поддержке городского комитета по образованию проводит общегородские конференции для педагогов с просмотром и последующим обсуждением спектаклей. «Мы хотим донести до учителей, что ходить с учениками в театр надо, и при этом вовсе не обязательно воспринимать эту миссию как тяжкий крест, - рассказывает Евгения Якимова. - Ведь театр делает то же самое, что и преподаватели в школе, только своими средствами и, может быть, несколько объемнее и нагляднее. Как правило мы находим у учителей поддержку, и после таких конференций количество наших зрителей увеличивается»

Екатерина Богданова «Богатей» № 10 (435) 13 марта 2008 г.

Кукломания

Саратовский театр кукол «Теремок» не имеет приставки «детский», однако многие, увы, воспринимают его именно так. Не исключено, что в подобном восприятии виновны годы застоя в театре, когда теремковцы предпочитали выезды в детские сады, школы... Выездные спектакли необходимы, но согласитесь, что спектакль, увиденный в театральном зале с занавесом, музыкой, с игрой света, и спектакль, разыгранный где-нибудь в актовом зале школы, - это просто два разных представления.
В 1999 году, когда творческое руководство театра оказалось в руках заслуженного артиста России Геннадия Шугурова, кочевье по детским садам практически прекратилось. Изменилась и репертуарная политика театра - наряду со старыми добрыми сказками в афишах «Теремка» появились абсолютно взрослые, я бы даже сказала, философские вещи вроде «Стеклянного зверинца» по пьесе Т. Уильямса или «Нового Пиноккио» - фантастической притчи, принадлежащей перу Н. Мороз и Г. Шугурова. Шугуров не единственный из теремковцев тяготеет к драматургии. Спектакль «Наивный театр» вместе с ним сочинила актриса Татьяна Кондратьева, а представление «Веселая школа, или Чудеса из портфеля», опять-таки вместе с Кондратьевой, придумал актер Ринат Файзулин.
У «Теремка» сегодня нет проблем с кадрами. Больше того: театр готовит себе творческую смену, молодежь. На «кукольном» отделении театрального факультета консерватории учится десять человек - шесть юношей и четыре девушки. Руководит курсом кукольников заслуженная артистка России Татьяна Кондратьева, ведущим педагогом является Геннадий Шугуров. Насколько я поняла, Шугуров не прочь изрядно почистить сегодняшний репертуар театра, убрав из него всяческий «нафталин» вроде «Гусенка», «Слоненка» и «Трех поросят». В ответ на мое возражение, что поросята - это что-то вроде кукольного хита, Шугуров иронически улыбнулся: «Но ведь и хиты надо когда-то менять. Актрисы, играющие поросят, когда-то пришли в театр совсем молодыми девочками. Сейчас это уже взрослые женщины. Театр, в особенности кукольный, предполагает, конечно, изрядную долю условности, но не до такой же степени!»
Среди ближайших премьер театра две классические сказки для детей: «Соломенный бычок» и «Бука», а также взрослый спектакль «Сон в летнюю ночь».
«Шекспир и марионетки?» - недоверчиво говорю я. «Ну и что, - очень живо отзывается мой собеседник, - во всем мире, кроме Саратова, это уже давно никого не удивляет. Существует петрушечная версия «Гамлета», с помощью кукол разыграна постановка чеховского «Вишневого сада» - очень тонкий и изящный спектакль получился в постановке киевского режиссера. Пожалуй, такой утонченности, скрупулезной выписанности всех деталей и одновременно метафоричности не добиться даже с настоящими, живыми актерами».
Задумываюсь о феномене кукол. Кукла - это ведь в какой-то степени универсальный актер. Даже будучи страшненькой, она, как правило, обаятельна. Ее пластике, а также прыгучести, вертлявости и способности «складываться», не просто драматические артисты, но и балетные обзавидуются. Кроме того, когда на сцене лицедействует персонаж из пластмассы или дерева, то - даже подсознательно! - расширяются границы дозволенного. Это ведь не человек, это всего лишь кукла, а значит вложить в ее уста можно практически любой текст, и она изящно его изложит. Кукольные монологи можно нашпиговать таким сарказмом, что никакому актеру из плоти и крови и не снилось подобные тексты исполнять. Всю эту нехитрую, в сущности, модель широко использовали постановщики «Кукол» на российском телеэкране.
«Скажите, - обращаюсь я к режиссеру, - а вам не хотелось бы поставить в «Теремке» что-то гротесковое, яркое - в духе «Кукол» Шендеровича?» Шугуров отрицательно качает головой: «Меньше всего я хотел бы кому-то подражать. Знаете, в свое время, после блестящих постановок в образцовском театре, по всей стране начали делать аналогичные вещи, это был целый вал подражательства. Нет ничего более унылого, чем создавать копии, подпитываться чужим вдохновением. Знаете, отчего мне особенно грустно сегодня? Сатира в сегодняшнем обществе никому не нужна. Говорить вроде бы можно стало ВСЕ и ОБО ВСЕХ. Но исчез какой-то кураж. Те же «Куклы» исчезли с экранов телевизоров. Мы перестали смеяться над собой, а это очень опасная тенденция».
Политика все больше вмешивается в театральную жизнь, вроде бы очень далекую от нее. После трагических событий в осетинской школе саратовские кукловоды столкнулись с так называемым «эффектом Беслана». Если еще вчера «Теремок» с удовольствием посещали целые классы, то после захвата детей в заложники, после телетрансляции всех этих ужасов многие стали отказываться от коллективных посещений. Проблемой для представителей театра, для распространителей билетов даже стало пройти и во многие учебные заведения: в них появились охранники. То, что политика не может не влиять на искусство, актеры-кукольники сполна осознали и во время состоявшихся сравнительно недавно гастролей в Иран. В Тегеране проходил фестиваль театрального искусства «Мобарак». «Мобарак» в переводе на русский значит добрый. По свидетельству директора кукольного театра Дмитрия Кияненко, гастроли в Тегеране были словно бы экзотическим путешествием в другой век: «Кукольный театр чрезвычайно развит в этой исламской стране. В столице свыше семи десятков кукольных театров. Повышенный интерес к такого рода искусству, думается, объясняется просто. Драматический театр здесь чрезвычайно политизирован, баров-ресторанов в городе нет в принципе, потому как в стране действует сухой закон (замечу в скобках, что вино здесь изготовляют многие, а армянская диаспора и вовсе торгует самогоном). Вот люди и находят отдохновение, забавляясь приключениями марионеток. Актеров-кукольников готовят в Тегеране всего лишь год. Конечно, это смешной срок для обучения хорошего артиста, но - любопытный момент - в тегеранских школах как обязательную программу преподают искусство кукловода. Нас, россиян, этот праздник кукол мог кое-чему научить. Умно и эффектно была построена рекламная кампания фестиваля. Каждый день выходил богато проиллюстрированный бюллетень фестиваля, гостям предлагалось невероятное число разного рода символов праздника, будь то сувениры, календари... Каждую иностранную делегацию сопровождал гид-переводчик. Кроме завидной организации фестиваля, за которой, разумеется, стоят солидные деньги, не менее интересно было понаблюдать и за своеобразным «изюмом» тегеранских постановок. Оказывается, многие спектакли здесь идут в сопровождении живой музыки - оркестранты органично соседствуют с куклами. Не редкость в Тегеране и присутствие на сцене актера в роли сказочника, а объединение кукол и живых людей всегда воздействует на зрителя особенно эмоционально».
Воочию наблюдали саратовские кукольники и исламскую цензуру. Театр «Кукольный дом» из Санкт-Петербурга привез на фестиваль в Тегеран сказку «Золушка». Так вот, организаторы фестиваля потребовали от питерских актеров более целомудренно одеть своих кукол.
Уходящий год запомнился саратовским кукольникам не только гастролями в Иране. Они побывали в гастрольном турне по Болгарии, включившем в себя одиннадцать городов, в Хорватии, на фестивале театрального искусства, по приглашению международного Союза деятелей театральных кукол-УНИМА. Там ошеломили куклы японцев. Оказывается, этот удивительный народ начал делать своих первых механических роботов еще... триста лет назад. Да-да, куклы именно столь почтенного возраста проезжали по столу и преподносили актерам блюдце с чаем.
Хорошим, добрым событием запомнился саратовским кукольникам и выезд на фестиваль в Екатеринбург, и не только потому, что спектакли «Теремка» были замечательно приняты и отмечены специальными призами и престижными номинациями. Саратовцам было еще интересно посмотреть сам этот театр, похожий, по словам Кияненко, на пряничный домик. Домик с большим и малым залом, со множеством помещений для театральных цехов, со свободными и уютными гримерками и даже... собственным музеем. Умеют, получается, власти думать о кукольном театре не только в далекой исламской, но и в собственной стране. В саратовском же «Теремке» сцена давно нуждается в ремонте и, слава Богу, что хотя бы жуткие деревянные скамьи, что красовались здесь раньше, удалось стараниями директора заменить на яркие, разноцветные кресла-трансформеры. Однако до того, чтобы этот театр был по-настоящему домом, где живет детство, еще далеко. Не внушает оптимизма и тот факт, что главный режиссер театра довольно часто ночует прямо в своем кабинете. За пять лет работы в Саратове иногороднего художественного руководителя для него так и не смогли приобрести квартиру. Так что театр для Шугурова теперь воистину дом родной. Вот уж действительно старая сказка на новый лад: кто, кто в «Теремочке» живет?
Ну да ладно. Не будем о грустном. В конце концов, впереди много интересного, будь то Всероссийская неделя детского театра в ноябре, праздничное представление «Новогодняя путаница с сюрпризом», которое пройдет с 25 декабря нынешнего по 9 января будущего года, или фестиваль кукольных спектаклей для взрослых, который будет проходить в Болгарии и на участие в котором театр уже получил приглашение.

Светлана МИКУЛИНА "Новые времена" 22 - 28 октября 2004 г., №41(103)

© 2001-2008 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)