Виктор Клюкин

заслуженный артист России

Учебное заведение
Саратовское театральное училище им.И.А.Слонова
Мастер
Киселев Юрий Петрович, н. а. СССР, Лауреат Гос. Премии СССР и РСФСР
Год окончания
1969
Театры и режиссеры
Саратовский ТЮЗ им.Ю.П.Киселева - Ю.П.Киселев, Л.Д.Эйдлин
Важные роли
Мольер "Школа жен" Арнольф;
Дударев "Рядовые" Дервоед;
Мрожек "Контракт" Магнус;
Достоевский "Вечный муж" Вельчанинов
Работа в кино, на телевидении, радио, эстраде
х/ф "Очарованный странник" реж. Поплавская - эпизод
Преподавательская деятельность
Саратовская государственная консерватория им.Л.Собинова, театральный факультет - преподаватель сценической речи
Место работы
Саратовский муниципальный новый драматический театр "Версия"

Портрет на фоне премьеры

Заслуженный артист РСФСР Виктор Клюкин сыграл новую роль. Казалось бы, актер на то и существует, к тому и призван. Но эту масштабную, едва ли не этапную в артистической биографии актера, роль хочется выделить особо и написать с большой буквы. “Лиса и виноград” (“Эзоп”) по пьесе Г. Фигейредо – последняя премьера Саратовского муниципального театра “Версия” (режиссер В. З. Федосеев), где мощный и колоритный зрелый актер Виктор Клюкин и исполнил эту самую главную Роль.

Актер этот хорошо известен саратовскому зрителю: он не одно десятилетие проработал на сцене Саратовского академического ТЮЗа им. Ю. П. Киселева, сыграл множество разноплановых ролей, среди которых были и героические, и характерные, и главные, и эпизодические. Роли были разные, но везде он был убедителен, что говорит о широком диапазоне возможностей этого артиста. Среди лучших можно вспомнить Митрофана в нашумевшем мюзикле “Недоросль” Д. Фонвизина в постановке Л. Эйдлина, Глумова в спектакле “На всякого мудреца довольно простоты” А. Н. Островского, Бальзаминова в “Женитьбе Бальзаминова” А. Н. Островского, Алешу Карамазова в “Мальчиках” по Ф. М. Достоевскому, Вельчанинова в спектакле “Вечный муж” по Ф. М. Достоевскому, Степана в спектакле “Последний срок” В. Распутина и множество других замечательных ролей. Ими он был, что называется, завален: по 3–4 премьеры год.

Но сначала было Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова, а еще раньше – драматическая студия во Дворце пионеров под руководством Н. И. Сухостав. Профессиональному мастерству Клюкин обучался у самого основателя ТЮЗа Ю. П. Киселева; педагогами на этом же курсе были актеры театра Е. Росс, И. Вязовова, В. Немцова. Он благодарен своим учителям и партнерам по ТЮЗу, куда актера пригласили сразу по окончании училища. Огромное влияние на становление его личности оказали такие актеры, как О. Балакин, З. Спирина, Г. Журавлев. У них и у таких режиссеров, как Ю. П. Киселев, В. Давыдов, Л. Эйдлин, он и приобрел школу, которая отличается от других школ правдой существования на сцене.

Но понимание сути профессии и осознание своего “я” в ней пришло гораздо позже. Думается, что у него прирожденный актерский талант. Работать ему не просто, ибо его мучают эти вечные вопросы: “кто я?” и “зачем я?” Жажда выражения своего творческого кредо и привела его к тому, что он попробовал свои силы и в режиссуре. И тут он был убедителен и правдив. Спектакль “Остров капитана Блада”, где изумительно играл главную роль заслуженный артист РФ А. Федоров, пользовался большим успехом у зрителя.

И вот актер Виктор Клюкин, работая теперь уже в театре “Версия”, сыграл главную роль в спектакле “Лиса и виноград”. Поставлен спектакль В. З. Федосеевым, с которым актер встречался раньше на сцене ТЮЗа. Спектакль поставлен традиционно, и это замечательно, потому что все-таки классика остается классикой в том понимании режиссуры, когда на сцене самое интересное – человек. Спектакль этот ценен не только содержанием, но еще и тем, как режиссер благодаря актерам сумел добиться эффекта сопереживания. Роль Эзопа сыграна Виктором Клюкиным взволнованно и личностно. Роль не из легких, роль, требующая больших душевных затрат не только от актера, но и от зрителя. Она сыграна без ложного пафоса и выспренности, естественно и просто, но за всем этим ощущается тщательная и продуманная работа, кропотливое вживание в роль, которая готовилась актером почти два года. И сразу понимаешь, что этому актеру многое по плечу; он может и должен бы сыграть и толстовского Федора Протасова в “Живом трупе”, и булгаковского Хлудова в “Беге”, и чеховских дядю Ваню и Иванова, благо потенциал для этого есть.

И хочется надеяться, что все у него состоится не только потому, что премьера – праздник, но и потому, что если есть талантливый актер – найдутся и роли, которых он достоин.

"Рампа", январь 2003, Наталья КАРАВАЙКИНА

автограф для артклуба

© 2001-2003 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)