Учебное заведение
Саратовская государственная
консерватория им.Л.Собинова, театральный факультет
Мастер
Белякова
Римма Ивановна, заслуженная артистка РФ, профессор
Год окончания
2003
Театры и режиссеры
Саратовский муниципальный театр
"Версия" - А.Быков
Важные роли
Р.Генри "Сильвия";
Т.Толстая
"Любишь - не любишь"
Преподавательская деятельность
Саратовская государственная консерватория им.Л.Собинова, театральный факультет
- сценическая речь
Место работы
Саратовский
муниципальный новый драматический театр "Версия"
Молодая, талантливая актриса Саратовского
муниципального театра "Версия" Светлана Никулина в 2003 году закончила
театральный факультет консерва-тории (курс заслужен-ной артистки России Риммы
Ивановны Беляковой). Актриса сама признаётся в том, что не любит перемен, но в
том же году в её жизни произошли и другие серьёзные изменения: Светлана была приглашена
в труппу театра, вышла замуж и поступила в аспирантуру театрального факультета,
где сейчас преподаёт сценическую речь. За недолгое время работы в театре она уже
успела сыграть главные роли в двух спектаклях: "Сильвия" по одноимённой
пьесе Р. Герни и "Любишь - не любишь" по рассказам Татьяны Толстой.
-
Наверное, как и любая маленькая девочка, лет с семи я бредила театром. Затем какое-то
время мечтала стать профессиональной пианисткой. Но передумала, потому что для
этого было необходимо очень много и упорно заниматься. А с усидчивостью у меня
всегда были проблемы. Тем не менее, музыкальную школу я всё-таки закончила. Потом
была другая крайность - я захотела петь. Однако скоро и это мне наскучило. И уже
учась в одиннадцатом классе, я собралась поступать на исторический факультет СГУ.
Целый год я честно ходила на подготовительные курсы и уже была готова к вступительным
экзаменам.
Но однажды, совершенно случайно, мне встретилась преподавательница
из музыкальной школы. Именно она и посоветовала мне попробовать поступить на театральный
факультет. И я решила попытаться, хотя даже не знала, где он находится. На отборочной
консультации мне сказали: "Ну да, ноги у Вас длинные. А ещё что умеете?"
Сначала я жутко расстроилась, а потом подумала: "Рискну!". И поступила.
На экзамене читала Ахматову, Булгакова, Бунина... Конечно, тогда мне казалось,
что всё это я делаю просто гениально. И только к середине первого курса я поняла,
как заблуждалась относительно этой профессии и собственной гениальности. Это только
со стороны всё кажется просто и легко, думаешь, что слава придёт к тебе уже потому,
что ты просто есть. Такая замечательная и гениальная.
-Годы учёбы были тяжёлыми?
-
Безумно! Я быстро избавилась от розовых очков и поняла, что здесь нужно вкалывать
круглые сутки. Временами у меня просто опускались руки, я хотела забрать документы
и уйти. Но благодаря упорству родителей я этого не сделала. Прошло время, и я
вошла в этот ритм. Кроме того, огромное количество работы уже не оставляло времени
для глупых мыслей. К тому моменту, когда мы начали играть дипломные спектакли,
для меня всё стало на свои места, и я точно знала, что буду работать в театре.
-Кстати,
о дипломных спектаклях. Лично у меня почему-то сложилось впечатление,что Ваш муж;
впервые увидел Вас на сцене и сразу влюбился. Это так?
- Нет, что Вы! На
самом деле муж впервые увидел меня ещё в школе, и с тех пор он рядом со мной.
К сожалению, он не театрал и старается ходить только на спектакли с моим участием.
Часто критикует и реже говорит что-то хвалебное. Но при этом никогда не препятствовал
моему желанию стать актрисой и прекрасно понимает, как для меня важен театр. Я
очень ему за это благодарна.
- Расскажите о Вашей первой работе в профессиональном
театре.
- В "Версию" меня пригласили сразу после окончания учёбы.
Потом были летние каникулы. А в сентябре мне позвонил режиссёр Андрей Быков и
предложил роль Сильвии в пьесе А. Р. Герни. Я ужасно обрадовалась, но, когда взяла
в руки произведение, почувствовала, что ничего не знаю и не понимаю. Я казалась
самой себе чистым листом. А требования ко мне предъявлялись уже как к актрисе,
а не как к студентке. Но, слава Богу, помогли партнёры по спектаклю. Мне было
очень легко найти с ними общий язык, и вскоре я себя почувствовала как дома.
Над
"Сильвией" мы работали довольно долго. Дело в том, что в процессе работы
я то выходила замуж, то поступала в аспирантуру и сдавала экзамены. Одним словом,
спектакль вышел только спустя четыре месяца. Но мне кажется, что от этого он только
выиграл. Многие вещи успели устояться, да и я чувствовала себя намного увереннее.
-
Интересно, как Вы представляли главную героиню? Женщина или всё же собака?
-
Мы очень долго над этим мучились и наконец решили, что Сильвия и не собака, и
не человек, а некая высшая субстанция, которая несёт в себе правду и любовь. Ведь
она появляется в семье в тот момент, когда назревает серьёзный конфликт и необходима
помощь. Но любовь Сильвии всё-таки больше напоминает бескорыстную собачью, чем
эгоистичную человеческую. Именно она помогает людям научиться любить, отдавая
себя и ничего не требуя взамен.
- Во втором спектакле "Любишь - не
любишь " по рассказам Татьяны Толстой Вы играете сразу трёх женщин разного
возраста. Что для Вас оказалось сложнее: сыграть за полтора часа три женских возраста
или окунуться в непривычную форму литературного театра?
- Действительно,
очень сложно сыграть три разных возраста, да ещё и женских. Кроме того, это необходимо
сделать за довольно короткое время, не прибегая к каким-то внешним изменениям.
Очень непросто переключаться с семилетней девочки на взрослую девушку и затем
на зрелую женщину. Безусловно, в последней роли мне сложнее всего. Потому что,
в силу возраста, у меня ещё не нажит тот опыт и та степень отношений с окружающими
людьми, как у моей героини. Многого я пока не знаю и поэтому не могу до конца
органично существовать в этой роли.
Что же касается непривычной для нас формы
литературного театра, то здесь больших сложностей не возникло. Ведь когда работаешь
с таким талантливым и благодатным мате-риалом, играется абсолютно всё - по какой
дорожке ни пойдешь. Хотя здесь и нет драматургии, где всё прописано, и существуют
свои законы. Но я думаю, что уже в самой человеческой жизни заложена какая-то
драматургия. А театр -всего лишь увеличительное зеркало.
- В детстве у Вас
были любимые актрисы?
- Так получалось, что в детстве я много болела и
постоянно сидела дома. А в те времена часто показывали старые советские фильмы,
которые я смотрела все до единого. Мне очень нравились Клара Лучко и Марина Ладынина.
Для меня они воплощали образ русской женщины. Красивой, сильной и умной.
Сейчас
мне очень нравится французское кино, которое, на мой взгляд, очень тонкое и ироничное.
И, соответственно, я восхищаюсь такими культовыми женщинами, как Сандрин Боннер,
Изабель Юппер, Жюльет Бинош. Но раз заговорила про женщин, то скажу и про мужчин.
Очень люблю Жана Рено, Жерара Депардье и Роберта де Ниро. Последний - потрясающий
мужчина и актёр, который всегда разный и одинаково талантливый во всех своих ролях.
-
Помимо работы в театре, Вы преподаёте сценическую речь на театральном факультете.
Когда Вам впервые захотелось заняться преподавательской деятельностью?
-
Эта мысль посетила меня на третьем курсе, и я постепенно начала идти к намеченной
цели. Мне всегда нравилась сценическая речь, я увлечённо делала отрывки и помогала
однокурсникам. Когда мы заканчивали учиться и кто-то уже собрался куда-то ехать
и показываться, я совершенно точно знала, что поступлю в аспирантуру, останусь
на кафедре и буду преподавать. Обе мои работы мне одинаково дороги. Я даже затрудняюсь
сказать: помогает ли моя работа в театре моей преподавательской деятельности,
или наоборот.
- Есть что-то самое главное, чему Вы научились за годы учёбы
у Риммы Ивановны Беляковой?
- Римма Ивановна не скрывала от нас, что театр
- очень непростая штука: с одной стороны - радость выхода на сцену, а с другой
каторжный труд и необходимость отдавать себя без остатка. Но ещё она говорила,
что вокруг каждого будет тот театр, который он с собой принесёт. И в самом деле,
я получила тот театр, который хотела и представляла себе, без всяких "но".
Сейчас хочется всего лишь честно делать своё дело, не обманывая ни себя, ни профессию,
ни окружающих людей. Глупо просто сидеть и ждать славы, как это было в юности.
Да и кто знает: сколько эта слава длится и приносит ли она счастье.