Светлана Никулина

Учебное заведение
Саратовская государственная консерватория им.Л.Собинова, театральный факультет
Мастер
Белякова Римма Ивановна, заслуженная артистка РФ, профессор
Год окончания
2003
Театры и режиссеры
Саратовский муниципальный театр "Версия" - А.Быков
Важные роли
Р.Генри "Сильвия";
Т.Толстая "Любишь - не любишь"
Преподавательская деятельность
Саратовская государственная консерватория им.Л.Собинова, театральный факультет - сценическая речь
Место работы
Саратовский муниципальный новый драматический театр "Версия"


"Хочеться честно делать свое дело..."

Молодая, талантливая актриса Саратовского муниципального театра "Версия" Светлана Никулина в 2003 году закончила театральный факультет консерва-тории (курс заслужен-ной артистки России Риммы Ивановны Беляковой). Актриса сама признаётся в том, что не любит перемен, но в том же году в её жизни произошли и другие серьёзные изменения: Светлана была приглашена в труппу театра, вышла замуж и поступила в аспирантуру театрального факультета, где сейчас преподаёт сценическую речь. За недолгое время работы в театре она уже успела сыграть главные роли в двух спектаклях: "Сильвия" по одноимённой пьесе Р. Герни и "Любишь - не любишь" по рассказам Татьяны Толстой.
- Наверное, как и любая маленькая девочка, лет с семи я бредила театром. Затем какое-то время мечтала стать профессиональной пианисткой. Но передумала, потому что для этого было необходимо очень много и упорно заниматься. А с усидчивостью у меня всегда были проблемы. Тем не менее, музыкальную школу я всё-таки закончила. Потом была другая крайность - я захотела петь. Однако скоро и это мне наскучило. И уже учась в одиннадцатом классе, я собралась поступать на исторический факультет СГУ. Целый год я честно ходила на подготовительные курсы и уже была готова к вступительным экзаменам.
Но однажды, совершенно случайно, мне встретилась преподавательница из музыкальной школы. Именно она и посоветовала мне попробовать поступить на театральный факультет. И я решила попытаться, хотя даже не знала, где он находится. На отборочной консультации мне сказали: "Ну да, ноги у Вас длинные. А ещё что умеете?" Сначала я жутко расстроилась, а потом подумала: "Рискну!". И поступила. На экзамене читала Ахматову, Булгакова, Бунина... Конечно, тогда мне казалось, что всё это я делаю просто гениально. И только к середине первого курса я поняла, как заблуждалась относительно этой профессии и собственной гениальности. Это только со стороны всё кажется просто и легко, думаешь, что слава придёт к тебе уже потому, что ты просто есть. Такая замечательная и гениальная.
-Годы учёбы были тяжёлыми?
- Безумно! Я быстро избавилась от розовых очков и поняла, что здесь нужно вкалывать круглые сутки. Временами у меня просто опускались руки, я хотела забрать документы и уйти. Но благодаря упорству родителей я этого не сделала. Прошло время, и я вошла в этот ритм. Кроме того, огромное количество работы уже не оставляло времени для глупых мыслей. К тому моменту, когда мы начали играть дипломные спектакли, для меня всё стало на свои места, и я точно знала, что буду работать в театре.
-Кстати, о дипломных спектаклях. Лично у меня почему-то сложилось впечатление,что Ваш муж; впервые увидел Вас на сцене и сразу влюбился. Это так?
- Нет, что Вы! На самом деле муж впервые увидел меня ещё в школе, и с тех пор он рядом со мной. К сожалению, он не театрал и старается ходить только на спектакли с моим участием. Часто критикует и реже говорит что-то хвалебное. Но при этом никогда не препятствовал моему желанию стать актрисой и прекрасно понимает, как для меня важен театр. Я очень ему за это благодарна.
- Расскажите о Вашей первой работе в профессиональном театре.
- В "Версию" меня пригласили сразу после окончания учёбы. Потом были летние каникулы. А в сентябре мне позвонил режиссёр Андрей Быков и предложил роль Сильвии в пьесе А. Р. Герни. Я ужасно обрадовалась, но, когда взяла в руки произведение, почувствовала, что ничего не знаю и не понимаю. Я казалась самой себе чистым листом. А требования ко мне предъявлялись уже как к актрисе, а не как к студентке. Но, слава Богу, помогли партнёры по спектаклю. Мне было очень легко найти с ними общий язык, и вскоре я себя почувствовала как дома.
Над "Сильвией" мы работали довольно долго. Дело в том, что в процессе работы я то выходила замуж, то поступала в аспирантуру и сдавала экзамены. Одним словом, спектакль вышел только спустя четыре месяца. Но мне кажется, что от этого он только выиграл. Многие вещи успели устояться, да и я чувствовала себя намного увереннее.
- Интересно, как Вы представляли главную героиню? Женщина или всё же собака?
- Мы очень долго над этим мучились и наконец решили, что Сильвия и не собака, и не человек, а некая высшая субстанция, которая несёт в себе правду и любовь. Ведь она появляется в семье в тот момент, когда назревает серьёзный конфликт и необходима помощь. Но любовь Сильвии всё-таки больше напоминает бескорыстную собачью, чем эгоистичную человеческую. Именно она помогает людям научиться любить, отдавая себя и ничего не требуя взамен.
- Во втором спектакле "Любишь - не любишь " по рассказам Татьяны Толстой Вы играете сразу трёх женщин разного возраста. Что для Вас оказалось сложнее: сыграть за полтора часа три женских возраста или окунуться в непривычную форму литературного театра?
- Действительно, очень сложно сыграть три разных возраста, да ещё и женских. Кроме того, это необходимо сделать за довольно короткое время, не прибегая к каким-то внешним изменениям. Очень непросто переключаться с семилетней девочки на взрослую девушку и затем на зрелую женщину. Безусловно, в последней роли мне сложнее всего. Потому что, в силу возраста, у меня ещё не нажит тот опыт и та степень отношений с окружающими людьми, как у моей героини. Многого я пока не знаю и поэтому не могу до конца органично существовать в этой роли.
Что же касается непривычной для нас формы литературного театра, то здесь больших сложностей не возникло. Ведь когда работаешь с таким талантливым и благодатным мате-риалом, играется абсолютно всё - по какой дорожке ни пойдешь. Хотя здесь и нет драматургии, где всё прописано, и существуют свои законы. Но я думаю, что уже в самой человеческой жизни заложена какая-то драматургия. А театр -всего лишь увеличительное зеркало.
- В детстве у Вас были любимые актрисы?
- Так получалось, что в детстве я много болела и постоянно сидела дома. А в те времена часто показывали старые советские фильмы, которые я смотрела все до единого. Мне очень нравились Клара Лучко и Марина Ладынина. Для меня они воплощали образ русской женщины. Красивой, сильной и умной.
Сейчас мне очень нравится французское кино, которое, на мой взгляд, очень тонкое и ироничное. И, соответственно, я восхищаюсь такими культовыми женщинами, как Сандрин Боннер, Изабель Юппер, Жюльет Бинош. Но раз заговорила про женщин, то скажу и про мужчин. Очень люблю Жана Рено, Жерара Депардье и Роберта де Ниро. Последний - потрясающий мужчина и актёр, который всегда разный и одинаково талантливый во всех своих ролях.
- Помимо работы в театре, Вы преподаёте сценическую речь на театральном факультете. Когда Вам впервые захотелось заняться преподавательской деятельностью?
- Эта мысль посетила меня на третьем курсе, и я постепенно начала идти к намеченной цели. Мне всегда нравилась сценическая речь, я увлечённо делала отрывки и помогала однокурсникам. Когда мы заканчивали учиться и кто-то уже собрался куда-то ехать и показываться, я совершенно точно знала, что поступлю в аспирантуру, останусь на кафедре и буду преподавать. Обе мои работы мне одинаково дороги. Я даже затрудняюсь сказать: помогает ли моя работа в театре моей преподавательской деятельности, или наоборот.
- Есть что-то самое главное, чему Вы научились за годы учёбы у Риммы Ивановны Беляковой?
- Римма Ивановна не скрывала от нас, что театр - очень непростая штука: с одной стороны - радость выхода на сцену, а с другой каторжный труд и необходимость отдавать себя без остатка. Но ещё она говорила, что вокруг каждого будет тот театр, который он с собой принесёт. И в самом деле, я получила тот театр, который хотела и представляла себе, без всяких "но". Сейчас хочется всего лишь честно делать своё дело, не обманывая ни себя, ни профессию, ни окружающих людей. Глупо просто сидеть и ждать славы, как это было в юности. Да и кто знает: сколько эта слава длится и приносит ли она счастье.

Беседовала Анастасия НЕЧАЕВА, "Рампа" март 2005

© 2001-2005 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)