Юлия Степанова

Учебное заведение
Саратовская государственная консерватория им.Л.Собинова, театральный факультет
Мастер
Белякова Римма Ивановна, заслуженная артистка РФ, профессор
Год окончания
1991
Театры и режиссеры
Пензенский молдежный театр - Май Г.С.; Саратовский ТЮЗ им.Ю.П.Киселева - Ю.П.Киселев; Саратовский муниципальный театр "Версия" - Сергиенко В.В.; Саратовский музыкально-поэтический театр "Балаганчикъ" - И.Я.Абрамович
Важные роли
Фо и Раме "Свободная пара"Антония;
Кроммелинк "Горячо и холодно" Леона;
Черный "Когда-нибудь в России" разное;
Бернс "Веселые нищие" разное
Владение музыкальным инструментом
фортепьяно
Место работы
Саратовский муниципальный новый драматический театр "Версия"

Быть актером – удовольствие!

Это древние греки, вырастившие театр из Дионисийских мистерий, воспринимали драму как высшее образование, относя эпические картины Гомера школьникам. Искусство ужасать и трогать сердца было столь важным, что сопутствовало Олимпийским играм, и многотысячная аудитория потрясенно впитывала нравственные уроки сцены. И хотя сегодня мы воспринимаем театр не как образовательное, а скорее как развлекательное учреждение, его образность, мифологичность, эмоциональная напряженность и поныне являются основным условием становления личности, воспитания чувств и формирования жизненного опыта.

Разумные родители, даже из числа актеров, стараются уберечь детей своих от стези драматической. Но дети-то неразумны! Вот и идут наперекор родителям навстречу той трудно постигаемой свободе мысли и ощущения, что появляется у хороших актеров в результате долгой и вдумчивой работы над множеством разных образов. У актрисы Саратовского муниципального театра “Версия” Юлии Степановой эта свобода передвижения по жизням и судьбам еще не наступила, но заметно, что она к тому основательно стремится.

Родители ее никогда к театру отношения не имели и мысли не держали, что их дочь-отличница станет актрисой. Но стала. Окончила Юля актерский факультет Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова по классу профессора Р. И. Беляковой, и началась ее трудная актерская жизнь. Поначалу их курс пытался создать собственный театр, который просуществовал всего полгода в сложных условиях зарождающегося рынка. Потом был театр в Пензе, ТЮЗ в Саратове и поэтический театр “Балаганчикъ”. Внешность Юли неизбежно привела ее к исполнению роли Аленушки в прекрасном ТЮЗовском долгожителе – спектакле “Аленький цветочек”. И роль замечательная, и партнеры, но, видимо, нужно было в тот момент нечто иное молодой актрисе, чтобы комфортно почувствовать себя на этой сцене.

Поиск себя, своего мироощущения, возможностей раскрытия своего дарования – основа становления любого художника. Можно переломить себя, научиться технично исполнять профессиональные задачи и навсегда утратить самое дорогое – актерское нутро, которое позволяет достичь по-настоящему необыкновенных высот в творчестве. Самодовольство, самолюбование только помешают, уведут в сторону от накопления сил и осуществления подлинного самовыражения в пределах поставленной перед тобой режиссерской задачи.

Юлия продолжала искать. “Версия”, при всей ее скромности, камерности, привлекла актрису определенной степенью лично ей необходимой свободы творчества. При этом сохранялась возможность совмещать эту работу с выступлениями в “Балаганчике”, которые Степанова считает очень важными для себя. Именно там она научилась в до предела спрессованное время играть в отсутствие “четвертой стены”. Актеры “Балаганчика” открыто контактируют с залом, увлекая его, делая не только союзником, а наперсником – близким, сочувствующим и соучаствующим человеком. Восприятие зрителя в таком качестве помогло актрисе и пересмотреть свое отношение к театральной публике вообще, и отыскать тот камертон, который заставляет ее душу звучать согласно с театральным образом, а зал – согласно с ее душой. Вот тогда она поняла, что игра должна доставлять радость, удовольствие ей самой. Только тогда наступит та желанная свобода мысли и действия на сцене и в роли.

Понять – значит начать двигаться в нужном направлении. В спектакле “Свободная пара”, в истории старой, как мир, герой и героиня не могут найти друг с другом общего языка. Каждый из них по-своему прав, и кому поверит, кому отдаст свои симпатии зритель-наперсник? Более трудная задача стоит перед Юлией в спектакле “Лиса и виноград”. Вот она перед нами – Древняя Греция, а с ней вопрос вопросов: что есть свобода?

Нужно ли здесь и сейчас отвечать на этот вопрос, когда можно самому сходить в театр, воочию увидеть игру Юлии Степановой и ее партнеров и понять, что значит удовольствие игры, разбуженные чувства и зачем актеры в разных театрах каждый вечер выходят на не терпящие лжи подмостки сцены.

"Рампа", март 2003, Татьяна ШИШКОВА

автограф для артклуба

© 2001-2003 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)