Реклама

Статьи о театральной жизни Саратова

Замороженная Мельпомена

«Новогодняя ночь весь год кормит» - говорят актеры об этой разновидности театрального ремесла. Жить на актерскую зарплату можно хорошо, но недолго. Вот и пускаются местные служители Мельпомены «дедморозить» и «снегурить» напропалую. Работа интересная, но нервная, иногда чреватая всяческими неожиданными приключениями. Порадовать некоторыми из них мы и решили сегодня наших читателей.
ЗДРАВСТВУЙ, ДЕДУШКА МОРОЗ!
Вот что рассказал актер театра драмы Олег Клишин, известный широкому зрителю по роли Столыпина в сериале «Столыпин. Невыученные уроки» (шел год назад по каналу НТВ): «Дело было в 1994 году. Тогда у нас еще была жива традиция ездить по домам и поздравлять с Новым годом театральных детей. Я в то время только пришел работать в театр, и меня как новичка сразу на это дело зарядили. Мои функции заключались в том, чтобы зайти, поздравить, выслушать стихотворение, станцевать, спеть с ребенком, вручить подарок, в общем, сценарий был прост. Это были наши театральные дети, я подчеркиваю, которые имеют к искусству хоть какое-то отношение. И вот приезжаю я к одним - все хорошо, к другим - тоже, дети радуются, все счастливы.
Приезжаю к третьим (я не буду называть фамилию папы, он работал у нас раньше в театре) и наблюдаю такую картину: дети сидят у телевизора, в «Денди» играют. Я в костюме, с бородой и посохом, захожу и говорю: «Здравствуйте, дорогие детишки, это я, Дед Мороз, я подарки вам принес!» Стою, улыбаюсь, посохом размахиваю. Смотрю, у детей ноль эмоций. Сидят, играют, глаз от телека не отрывают. Я думаю, ничего себе, подсели ребятишки на игрушку! На живого Деда Мороза уже внимания не обращают!
Чтобы хоть как-то их растормошить, делаю «ход конем»: огибаю диван и встаю прямо между ними и телевизором, вот так в наглую, и говорю, только уже более громко: «Здравствуйте, дорогие детишки, это я, Дед Мороз, я подарки вам принес!» И что вы думаете? Увидев, что на горизонте возникло какое-то препятствие, дети, ни на секунду не отрываясь от игры, принялись ерзать на диване, пытаясь обогнуть меня глазами так, чтобы увидеть экран. Пялятся в телек, а глаза стеклянные-стеклянные. Не выдержал я такого хамства. «Папа! - говорю отцу - Ты в театре работаешь? Так вот сам пой песню своим детям и танец танцуй», подарил ему два подарка, развернулся и уехал. Детям было 5 и 8 лет...
Но этот случай - исключение. Дети всегда очень рады появлению Деда Мороза и, как правило, тщательно готовятся к его приходу. Родители обычно за полгода готовят ребенка к приезду Деда Мороза, учат с ним песни, стишки и так далее. И вот последние дня два ребенок живет в таком накале, что в момент появления ты не успеваешь сказать ни здравствуйте, ни спросить, как его зовут. Распахивается дверь, и такая вот кроха трехлетняя сразу начинает отчаянно танцевать прямо на пороге. Она танцует, поет песни, и остановить ее никто не может. Родители кричат: «Ирочка, погоди!» Но нет, Ирочка продолжает. И вот пока она всю программу не выдаст, а это обычно 5-10 минут, ее не успокоить, нечего и пытаться...»
Супруге заслуженного артиста России Игоря Баголея, актрисе драмы Любови Воробьевой на своем актерском веку «снегурить» довелось немало.
«Когда-то я тоже была в театре новенькой и два или три года подряд ездила поздравлять наших детей с Женей Виноградовым. Нам давали машину, с нами тогда еще ездил тогдашний председатель профкома Сергей Валентинович Сосновский со списком детей. Сосновский сидел впереди, а мы с Женей сзади. Традиция была хорошая, но тяжелая. Два дня с утра до вечера ты ездишь по домам и поздравляешь, поздравляешь, поздравляешь. Ну, естественно, тебя все ждут, встречают, накрытый стол. И вот где-то после третьего захода Женя звонил в очередную дверь и говорил: «Так, Снегурочка! - язык у него в это время уже заплетался. – Я на кухню, а ты к детям. К детяяяям, к детяяяям!» При этом слово «к детям» он почему-то произносил с ударением на второй слог. Я честно отрабатывала программу - пела, танцевала, загадки загадывала, потом звала Виноградова, он выходил, надевал бороду, задранную непонятно куда, дарил детям подарки, и мы ехали дальше.
К концу второго дня напоздравлялись мы сильно. Коллеги, чьих детей мы поздравляли последними, рассказывали потом такую историю: «Заходит, - говорят, - Люба, кокошник сбоку, сама еле стоит...»В общем, смутили меня. Не знаю, кто как, а я не люблю праздники, потому что это всегда работа, работа, работа. Единственное исключение - старый Новый год, когда все это заканчивается и есть возможность собраться с семьей, посидеть спокойно за столом, когда не нужно никуда бежать и можно, наконец, забыть про костюмы и гримы - вот это и есть самые счастливые моменты в жизни Деда Мороза и Снегурочки!
Еще была у меня история, это когда французы снимали здесь документальный фильм «7дней из жизни Деда Мороза». И Гуля Мирзоева, режиссер, приняла решение снимать прямо в новогоднюю ночь. Местом для съемок был выбран Воруй-город - есть такой микрорайон в Энгельсе, в одной цыганской семье. Мы приехали туда 31 числа, в 11 часов, зашли, смотрим: домик старенький-старенький, маленький предбанничекс печкой и комнатка. И там стоит большой стол и много-много детей. И я никогда не забуду девочку. Она никогда не была в театре, вообще нигде не была, и видела Деда Мороза только по телевизору. И вот когда к ней вошли живые Дед Мороз и Снегурочка, для нее это было равносильно тому, что телевизор ожил и пришел домой. Она как села ко мне на колени, так весь вечер не сходила. Спрашивала: а в каком домике ты живешь ? а что ты кушаешь ? Потрясающая девочка. Причем - так часто бывает в жизни - я сказала, что на будущий год обязательно к ней приеду, что бы ни случилось в моей жизни. Но на будущий год я уже была «с животом» и конечно никуда не поехала...»
Бывают в практике Дедов Морозов и Снегурочек и довольно неприятные истории:
« Один раз мы с Игорем (Баголеем - Авт.) попали в бандитскую компанию, - продолжает Любовь Воробьева. - Дело было в новогоднюю ночь, где-то в начале девяностых. Одним из условий было, что, когда пробьют куранты, мы должны подойти к каждому столику и сказать какие-то поздравительные слова. Когда мы подошли к одному столу, то увидели странных коротко стриженных людей. Каждый из них считал своим долгом взять Снегурочку за попу и пару раз ударить по ней. Также они были уверены, что Снегурочке можно заломить руку, а она в этот момент должна продолжать веселиться и еще на радостях поцеловать обидчика в щеку...
Я честно пыталась свести все на шутку, но Игорь человек горячий, я видела его глаза и понимала, что сейчас может случиться страшное. Дотянув очередной кусок, мы подошли к организаторам и сказали: нам не нужны деньги, спасибо, мы пошли домой. Человек, отвечавший за все это дело, сунул мне в сумку скрученную купюру и сказал, что мы не умеем работать. Больше мы поздравлять бандитов не ходили...»
ПТИЦА-ТРОЙКА? ЭТО ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ!
Забавный случай рассказал один из главных старожилов саратовского «морозного» бизнеса, бывший директор театра кукол «Теремок», а ныне главный режиссер областной филармонии имени Шнитке Александр Авдонин:
«У моего автомобиля были номера, которые мне подарила милиция в благодарность за хорошо проведенный корпоратив. И там были буквы «ВАМ». Однажды меня попросили приехать к мальчику, у которого были проблемы с позвоночником, он долго болел, не мог ходить и только недавно начал вставать с постели. Его родители сказали, что он свято верит в Деда Мороза и попросили устроить сынишке маленькое чудо. Мальчику непременно хотелось выйти встречать меня на улицу. Я не возражал. И вот в костюме Деда Мороза въезжаю во двор, выхожу, подхожу к нему, смотрю, лицо у мальчика грустное-грустное. Испугался я, думаю, может, случилось чего. «Ты такой-то такой-то?» - спрашиваю. Он: «Да» - отвечает, а у самого чуть не слезы на глазах. Я говорю: что случилось? И тут он делает еще более разочарованное лицо: «Дедушка Мороз, а почему ты не на тройке???» Оказывается, он был абсолютно уверен, что я приеду к нему на тройке, и очень расстроился, что этого не произошло. Дескать, как это так, настоящий Дед Мороз, а ездит на обычной легковушке. Ну, думаю, надо как-то утешать ребенка. «А ты посмотри, - говорю, - какие у меня номера, знаешь, что они означают? «Внимание! Автомобиль Мороза!!!» Ты разве не знал, что все современные Деды Морозы на таких машинах ездят?» Смотрю, ребенок повеселел, подействовали, значит, на него мои слова. Чего только не выдумаешь иногда, чтобы сделать ребенка счастливым...»
НОВОГОДНЯЯ «ФАНЕРА»
По мнению актера академдрамы Виктора Мамонова, работа Деда Мороза - это сплошной стресс. Иногда одно новогоднее представление тянет на целый бенефис, когда актеру приходится менять несколько ролей. Но это еще не самое страшное.
«Однажды в новогоднюю ночь выступали мы на Театральной площади. И от имени героев записали на пленку тексты - кто что будет говорить. Микрофоны на сцене были, но не работали, все. что было нужно, это открывать рот. А поскольку запись делалась примерно за месяц до выступления, то очередность - кто за кем выступает- все успели забыть. То, что наши слова будут перемежаться песнями-плясками, мы узнали уже на сцене. И вот когда начинал звучать текст, все участники сказки кидались к микрофону и несколько секунд мучительно вслушивались, кто же это из героев говорит, чтобы понять, кому рот-то открывать. Потом начинает играть музыка, ты не знаешь, сколько она будет играть, 5 минут или 20, но пока она звучит, ты обязан танцевать. И вот ты зажигаешь и чувствуешь, что сил уже не хватает. Потом музыка резко обрывается, и ты снова кидаешься к микрофону. В общем, веселуха еще та...»
По словам Виктора Мамонова, Дед Морозу, который работает со взрослыми, нужно быть постоянно внимательным: никогда не знаешь, с чем толкнешься, веселя подвыпивший народ.
«Обычному человеку в этом деле все мешало бы - костюм, посох, борода, - говорит Виктор Мамонов. - Актер привыкает ко всему, он делает очень неудобные вещи, но этого никто не должен замечать. Вообще «морозят» актеры не от хорошей жизни. Счастливые, высокооплачиваемые актеры не морозят. Ведь это очень тяжелый труд. «Морозная» сессия начинается за две недели до Нового года и продолжается до середины января. Прибавьте к этому дикую загруженность в театре, где в это время идет по три сказки и три интермедии в день. К концу у тебя уже нет ни сил, ни голоса. Не зря говорят: сколько денег ты заработал на Новый год, столько потом потратишь на лечение. Каждый год, приходя с очередного корпоратива, ты говоришь себе: все! Больше никогда! Но приходит Новый год, и все начинается сначала...»

Елена БАЛАЯН «Взгляд» 27 декабря 2007 – 9 января 2008

© 2001-2008 Виртуальный Артистический Клуб (VAC)